Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

SIAI (Савойя-Маркетти) S.79 «Спарвьеро» («Ястреб»)

SIAI (Савойя-Маркетти) S.79 «Спарвьеро»Савойя-Маркетти S.79 «Sparviero» стал наиболее массовым итальянским бомбардировщиком периода Второй мировой войны. Изначально разрабатывался как скоростной пассажирский самолет. Работы велись под руководством А. Маркетти с 1933 г., а за основу приняли S.73, сделав фюзеляж более обтекаемым и применив убирающееся шасси. Конструкция планера оставалась смешанной — металлический фюзеляж и деревянное крыло.

Прототип с моторами «Пьяджо» Р.XI RC40 «Стелла» (610 л.с.) совершил первый полет 8 октября 1934 г. С апреля 1935 г. машина испытывалась с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Альфа-Ромео» AR 125 RC35 (680 л.с). К тому времени уже велась разработка военного варианта S.79B на конкурс, объявленный «Реджиа Аэронаутика» в 1934 г. Такая машина из трехмоторной должна была стать двухмоторной. Проект был отвергнут конкурсной комиссией, но командование «Реджиа Аэронаутика» решило заказать 24 S.79 в трехмоторном варианте. Первый из них был облетан 24 июля 1936 г.

Серийный выпуск S.79 для «Реджиа Аэронаутика» производился четырьмя заводами: SIAI в Сесто Календе (693 самолета), «Маччи» в Варезе (63 машины в 1937-1939 гг.), AUSA в Фолиньо (168 экземпляров с 1938 по 1943 гг.) и «Реджиане» в Реджио Эмилия (425 самолетов).

Общий объем производства (без учета экспорта) составил 1349 машин.

Основные модификации SIAI (Савойя-Маркетти) S.79 «Спарвьеро» («Ястреб»)

Савойя-Маркетти S.79 — двигатели «Альфа-Ромео» AR 126 RC34 (780 л.с; на первых серийных самолетах — AR 125 RC35). Стрелковое вооружение — 3 12,7-мм пулемета (1 неподвижный в верхней части фюзеляжа, стреляющий вперед; по 1 в верхней и нижней подвижных установках), 1 7,7-мм перекидной пулемет для стрельбы из боковых окон). Масса бомбовой нагрузки — 1250 кг. Экипаж — 4-5 чел.

Савойя-Маркетти S.79bis — двигатели «Альфа-Ромео» AR 128 RC18 (860 л.с). Увеличена дальность полета. Выпускался с конца 1942 г.

Савойя-Маркетти S.79K — экспортный вариант для Югославии, соответствовавший стандартному S.79.

Савойя-Маркетти S.79T — транспортный вариант для Бразилии. Поставлено 3 самолета.

Савойя-Маркетти S.79B для Ирака — двухмоторный самолет с двигателями «Фиат» А.80 RC41. В 1938 г. построено 5 самолетов.

Савойя-Маркетти S.79B для Румынии — двухмоторный самолет с двигателями IAR 14K-II С32 (лицензионный вариант «Гном-Рон» GR 14К, 900 л.с). Вместо 12,7-мм пулеметов установлены 13,2-мм. В январе-июне 1938 г. поставлено 24 самолета.

Савойя-Маркетти S.79JR — двухмоторный самолет для Румынии с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Jumo 211. Строились в нескольких вариантах: JIS.79B с моторами Jumo 211Da (1200 л.с.) — 8 самолетов итальянского производства; JRS.79B с моторами Jumo 211 Da лицензионной румынской постройки (36 единиц, поставленных с мая 1941 г. по июнь 1942 г.); JRS.79B1 — моторы Jumo 211F (1380 л.с), с января 1943 г. построено в Румынии 36 самолетов. Масса бомбовой нагрузки — 1575 кг.

Летно-технические характеристики самолетов Савойя-Маркетти S.79

  • Двигатели: Альфа-Ромео AR 126 RC34
  • мощность, л.с.: 780
  • Размах крыла, м.: 21,18
  • Длина самолета, м.: 15,60
  • Высота самолета, м.: 4,10
  • Площадь крыла, кв. м.: 61
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 6800
  • взлетная: 10 500
  • Максимальная скорость, км/ч: 430
  • Скороподъемность, м/с: 5,6
  • Практический потолок, м.: 7000
  • Дальность полета, км.: 2000

Боевое использование Савойя-Маркетти S.79 «Спарвьеро»

Поставки серийных S.79 в строевые части начались осенью 1936 г. Первыми их получил 12-й стормо. Уже в январе 1937 г. три самолета из этой части прибыли на о. Мальорка для испытаний в боевых условиях в ходе гражданской войны в Испании. Вскоре в Испании действовала уже полная группа S.79 (39-я). Её самолеты наносили бомбовые удары по городам (целью одного из них 26 апреля 1937 г. стала Герника). 21 мая удару пяти S.79 подвергся республиканский линкор «Хайме I», а с конца мая до середины июля усилия 39-й группы сосредоточились на г. Бильбао. В августе 1937 г. первый S.79 был передан ВВС франкистов. С июня по ноябрь 1937 г. в боях участвовала 27-я группа, а в апреле 1938 г. в Испанию прибыла 30-я группа. В общей сложности за время гражданской войны в Испанию направили 99 S.79, выполнивших около 2500 боевых вылетов. После окончания войны ВВС франкистов располагали 61 таким самолетом. Они служили в 11-ми 12-м бомбардировочных полках, а последние из них эксплуатировались до 1954 г.

Пока шла война в Испании, на S.79 постепенно перевооружали все новые части «Реджиа Аэронаутика». Самолет стал основным типом бомбардировщика: по состоянию на 10 июня 1940 г. в строю числилось 612 S.79 (403 боеготовых). Ими было вооружено 14 стормо и 1 отдельная группа.

Первый боевой вылет во Второй мировой войне «Спарвьеро» выполнили 11 июня 1940 г. против Мальты. 12 июня 21 самолет 32-го стормо нанес удар по Бизерте, на следующий день по целям в Тунисе отработали уже 50 S.79. 13-14 июня самолеты 9-го и 46-го стормо бомбили французские корабли у побережья Ривьеры. Последний боевой вылет против Франции состоялся 21 июня, когда 9 S.79 атаковали Марсель.

SIAI (Савойя-Маркетти) S.79 «Спарвьеро»

SIAI (Савойя-Маркетти) S.79 «Спарвьеро»

В Ливии к моменту вступления в войну на S.79 летало 4 стормо (часть из них ещё не завершила перевооружение с Савойя-Маркетти S.81). Их самолеты совершали боевые вылеты против целей на территории Египта, а осенью 1940 г. поддерживали широкомасштабное итальянское наступление, нанося удары по Халфайе, Мерса Матрух, Сиди Баррани, Салуме. Помимо налетов на объекты в глубине обороны противника, Savoia-Marchetti S.79 привлекались и для действий над полем боя — их целями становились узлы сопротивления британцев и даже отдельные автомобили. До того, как наступление в конце октября захлебнулось, было потеряно 20 S.79, а ещё 17 повреждено так, что не подлежали восстановлению. Потери вынуждали наладить ротацию частей — так, 33-й стормо отвели в Италию, а на смену ему 21 октября прибыл 41-й стормо. К моменту начала британского контрнаступления 9 декабря 1940 г. «Реджиа Аэронаутика» располагала в Ливии 120 S.79, но боеготовыми были только 80 машин. Бомбардировщики были брошены на бронированные колонны британцев, не добившись существенных успехов, но понеся при этом значительные потери. К апрелю 1941 г. большинство частей, вооруженных «Спарвьеро», были выведены из Ливии. Здесь остался только 8-й стормо, воевавший в Северной Африке до декабря 1941 г.

В Восточной Африке на Savoia-Marchetti S.79 с июня 1940 г. воевала 44-я группа, а несколько недель спустя туда прибыла 28-я группа. Два уцелевших самолета стали трофеями южноафриканской авиации и впоследствии применялись как транспортные.

Для участия в войне против Греции выделили только один стормо, вооруженный S.79 — 46-й. Боевые действия он начал 1 ноября 1940 г., когда 10 самолетов бомбили Салоники. В последующие месяцы налеты на греческие города стали основными задачами для 46-го стормо. Периодически к действиям против Греции привлекались и группы из других стормо, вооруженных S.79.

Наибольшую известность «Спарвьеро» завоевали в действиях против кораблей. Первого успеха удалось добиться 8 июля 1940 г., когда самолеты 10-го стормо атаковали крейсер «Глочестер». Хотя прямых попаданий не было, от близких разрывов корабль получил повреждения, а его командир и некоторые другие члены экипажа погибли. В дальнейшем бомбовым ударам S.79 подверглись буквально десятки других британских кораблей. В ночь на 18 сентября 1940 г. два S.79 торпедировали крейсер «Кент», выведя его из строя на год — это стало первым случаем успешного применения торпедного оружия экипажами «Спарвьеро». 14 октября торпедоносцы повредили крейсер «Ливерпуль», 3 декабря — «Глазго».

Успешно действовали торпедоносцы и в последующие годы — так, 27 августа 1941 г. был поврежден крейсер «Феб», 18 ноября 1942 г. — крейсер «Аретуза», 2 декабря 1942 г. потоплен эсминец «Квентин». Когда 10 июля 1943 г. началась высадка союзников на Сицилии, торпедоносцы были брошены против флота вторжения. Совершив около 70 боевых вылетов, они добились попаданий в авианосец «Индомитэйбл» и ряд транспортов.

После капитуляции Италии торпедоносцы SIAI S.79bis эксплуатировались ВВС Итальянской социальной республики — в составе группы «Бускалья». 10-11 апреля 1944 г. они атаковали корабли союзников, высаживавшие десант у Анцио, потопив эсминец «Янус», а в ночь с 5 на 6 июня 9 S.79bis нанесли удар по Гибралтару. В общей сложности до 25 апреля 1945 г. экипажи группы «Бускалья» совершили 14 боевых операций со сбросом 54 торпед. Потери (боевые и небоевые) составили 59 «Спарвьеро».

Под контролем итальянского правительства, сотрудничавшего с союзниками, осталось 29 S.79. Ими вооружили 3-й транспортный стормо. Транспортные задачи выполняли «Спарвьеро» и в послевоенные годы.

Поставленные Югославии S.79K в 1938-1939 гг. поступили на вооружение 7-го бомбардировочного полка и 81-й отдельной группы. Большинство из них было выведено из строя при первых налетах Люфтваффе 6 апреля 1941 г. Уцелевшие самолеты совершили несколько боевых вылетов против итальянских войск в Албании. Трофеем вермахта стал единственный Savoia-Marchetti S.79. Ещё четыре машины перелетели в Египет, а одна совершила вынужденную посадку на территории Венгрии. В 1942 г. венгры обменяли его в Италии на 2 истребителя «Фиат» CR.42. Самолеты, попавшие в Египет, использовались Королевскими ВВС в качестве транспортных.

В ВВС Румынии самолетами S.79B вооружили 1-ю бомбардировочную группу. Она участвовала в войне против СССР — вплоть до Сталинградской битвы, постепенно перевооружаясь JIS.79B и JRS.79B. Поставки новых JRS.79B1 позволили в 1943-1944 гг. перевооружить и 2-ю группу. К моменту переходу Румынии на сторону антигитлеровской коалиции в августе 1944 г. в строю оставалось 27 боеспособных самолетов JRS.79B и JRS.79B1. Сведенные в две эскадрильи (72-ю и 82-ю), они участвовали в боевых действиях на стороне новых союзников вплоть до мая 1945 г. 17 уцелевших машин после войны некоторое время использовались как транспортные.

4 невооруженных самолета S.79 в 1949 г. были приобретены Ливаном. В ВВС этой страны они прослужили дольше всего — до 1960 г.

Савойя-Маркетти S.79, прозванный «Горбуном», стал настоящим символом «Реджиа Аэронаутика». Несмотря на достаточно скромные летные данные и небольшую бомбовую нагрузку, он успешно применялся как бомбардировщик и торпедоносец.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image