Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Аичи D3A

Японский пикировщик Аичи D3A2 (Val)

Японский пикировщик Аичи D3A2 (Val)

Летом 1936 г. Управление авиации Императорского флота разработало требования 11-Си для нового палубного пикирующего бомбардировщика, призванного заменить бипланы «Аичи» D1A2. От машины требовалась максимальная скорость (с 250-кг бомбой) 370 км/ч и крейсерская — 300 км/ч, дальность полета (с 250-кг бомбой) 1480 км, маневренность (без бомб) близкая к самолетам-истребителям. Требования к стрелковому и бомбовому вооружению были довольно скромными: 3 7,7-мм пулемета (в т.ч. 1 на верхней подвижной установке) и 370 кг нагрузки (1 250-кг и 2 60-кг бомбы).

На фирме «Аичи» разработку нового пикировщика под фирменным обозначением АМ-17 возглавил Т. Гомеи, а его заместителем стал Т. Одзаки, перед тем более полугода стажировавшийся в Германии, на фирме «Хейнкель». Вообще, в деятельности «Аичи» с самого момента основания фирмы весьма ощутимыми были влияния «Хейнкеля» — вот и в этом случае для нового пикировщика приняли эллиптическое в плане крыло, аналогичное примененному на Не-70. Но в отличие от немецкой машины, на АМ-17 установили неубираемое шасси — по мнению конструкторов «Аичи», прирост скорости при применении убираемого шасси не компенсировал увеличение массы конструкции, вызванное таким нововведением. По образцу Хе-70 пикировщик первоначально проектировался под мотор жидкостного охлаждения, но против этого выступил заказчик — Управление авиации считало, что для эксплуатации в условиях корабельного базирования лучше подходят моторы воздушного охлаждения.

Прототип АМ-17, оборудованный мотором «Накадзима» «Хикари» 1 (730 л.с), впервые поднялся в воздух 6 января 1938 г. Испытания вскрыли целый ряд недостатков, самыми серьезными из которых были недостаточная поперечная устойчивость, слишком низкая эффективность воздушных тормозов и малая мощность силовой установки. Для их устранения увеличили площадь вертикального оперения, введя форкиль, увеличили площадь и усилили крепление воздушных тормозов, а также установили 14-цилиндровый мотор «Мицубиси» А8 «Кинсей» 3 (840 л.с). Попутно также увеличили размах и площадь крыла. Само крыло было нескладывающимся — лишь законцовки поднимались вверх для того, чтобы самолет вписывался в габариты самолетоподъемников на авианосцах. Все эти изменения реализовали на второй машине, вышедшей на испытания 25 марта 1939 г.

Самолет, получивший обозначение Аичи D3A1, участвовал в конкурсных испытаниях с конкурентом — самолетом «Накадзима» D3N1, выйдя из состязания победителем.

Серийный выпуск начался в 1939 г., до августа 1945 г. построено 1495 самолетов. В системе кодов союзников обозначался «Вэл».

Основные модификации Аичи D3A

  • D3A1 («палубный бомбардировщик, морской тип 99, модель 11») — двигатель «Кинсей» 43 (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (2 синхронных, 1 на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 370 кг (1 250-кг бомба под фюзеляжем, 2 60-кг бомбы под крылом). Экипаж — 2 чел. Изготовлено 6 предсерийных и 470 серийных самолетов.
  • D3A2 («тип 99, модель 22») — двигатель МК8Е «Кинсей» 54 (1300 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение соответствуют D3A1. Выпущено 1017 самолетов, в т.ч. 816 фирмой «Аичи» (с августа 1942 г. по июнь 1944 г.) и 201 — «Сева» (с декабря 1942 г. до августа 1945 г.). Часть самолетов переоборудована в учебные D3A2-K.

Летно-технические характеристики самолетов Аичи D3A1

  • Двигатель: Мицубиси «Кинсей» 4
  •  мощность, л.с.: 1000
  • Размах крыла, м.: 14,37
  • Длина самолета, м.: 10,19
  • Высота самолета, м.: 3,35
  • Площадь крыла, кв. м.: 34,91
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2408
  • нормальная взлетная: 3650
  • максимальная взлетная: 4122
  • Скорость максимальная, км/ч: 386
  • Время набора высоты 3000 м, мин: 6’27»
  • Потолок, м.: 8100
  • Дальность полета, км.: 1500

Боевое использование Аичи D3A Val (Вэл)

Поставки D3A1 в части начались на рубеже октября-ноября 1939 г., когда несколько первых самолетов поступили в инструкторско-испытательный кокутай «Йокосука». В сентябре 1940 г. группа новых пикировщиков была направлена для прохождения испытаний в боевых условиях в 12-й кокутай, воевавший в Китае. Первый боевой вылет состоялся 13 сентября 1940 г., когда 9 D3A1 отбомбились по цементному заводу в Чункине. Первый опыт оказался вполне удачным — пикировщики показали гораздо лучшую точность бомбометания, чем горизонтальные бомбардировщики G3M2. В дальнейшем D3A1 служили в Китае до марта 1941 г. С октября 1940 г. такие пикировщики эксплуатировались в 14-м кокутае (Индокитай).

В апреле 1941 г. началось вооружение самолетами D3A1 частей 1-го воздушного флота, приписанных к авианосцам, определенным для участия в будущем рейде на Пёрл-Харбор. В общей сложности к декабрю 1941 г. они получили 135 пикировщиков: по 27 D3A1 базировалось на авианосцах «Kaгa», «Сёкаку» и «Дзуйкаку», по 18 — на «Акаги», «Сорю» и «Хирю». Кроме того, 68 D3A1 числилось в береговых частях — кокутаях «Уса», «Саеки», «Йокосука».

7 декабря 1941 г. самолеты D3A1 в составе двух ударных волн (54 в первой, 81 во второй) участвовали в налете на Пёрл-Харбор. Самолеты первой волны отработали по аэродромам, а для второй главными целями стали корабли. Среди основных успехов, достигнутых пикировщиками, следует отметить поражение 5 бомбами линкора «Невада» (ранее уже получившего попадание торпедой), после чего он затонул. «Вэлы» потопили также минзаг «Оглала» и повредили целый ряд других кораблей. Собственные потери составили 15 сбитых и 17 поврежденных пикировщиков.

Пикировщики Аичи D3A1 на аэродроме

Пикировщики Аичи D3A1 на аэродроме

После Пёрл-Харбора D3A1 участвовали во всех операциях японских авианосцев в первые месяцы войны: налетах на Уэйк, Рабаул, Амбон, Порт-Дарвин (где потоплено 7 судов и 1 эсминец), Чилачап, Коломбо (потоплены вспомогательный крейсер и эсминец), Тринкомали, Алеутские о-ва. После удара по Коломбо 5 апреля 1942 г. 80 пикировщиков обнаружили в открытом море и атаковали британские крейсера «Дорсетшир» и «Корнуолл». Японские пилоты добились 80% попаданий, потопив оба крейсера. Через 4 дня в Индийском океане были потоплены авианосец «Гермес» и эсминец «Вампир». Пикировщики берегового базирования принимали активное участие в захвате Филиппин (31-й кокутай) и Голландской Ост-Индии (33-й кокутай).

7-8 мая 1942 г. «Вэлы» с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» приняли активное участие в сражении в Коралловом море, в ходе которого американский флот лишился авианосца «Лексингтон», эсминца и танкера. При этом впервые эффективность ударов пикировщиков была существенно ограничена из-за активного противодействия американских палубных истребителей «Уайлдкэт». Значительные потери понесли «Вэлы» 2-го кокутая в сражении за Гуадалканал, в котором они участвовали с 7 августа 1942 г. Причиной тому были не только американские истребители, но и расстояние, отделявшее аэродром Рабаула от Гуадалканала. Оно существенно превышало радиус действия D3A1, из-за чего пикировщикам после выполнения задания приходилось садиться на воду. В сентябре 1942 г. «Вэлы» перебазировались на новый аэродром на юге о. Бугенвиль, и теперь Гуадалканал стал для них досягаемым.

В битве у о-вов Санта-Круз 26 октября 1942 г. пикировщики участвовали в потоплении авианосца «Хорнет» и причинили серьезные повреждения авианосцу «Энтерпрайз». В дальнейшем «Вэлы» действовали, преимущественно, с береговых аэродромов. Помимо 2-го кокутая в боях на Гуадалканале принимал участие переброшенный с Филиппин 31-й кокутай и ряд других частей. В ноябре 1942 г. здесь прошли крещение огнем самолеты новой модификации D3A2. Главными целями пикировщиков были береговые объекты и небольшие корабли.

С сентября 1942 г. «Вэлы» действовали на Новой Гвинее. В апреле 1943 г. к пикировщикам из кокутаев берегового базирования добавились 65 перебазированных на сушу D3A2 из авиагрупп четырех авианосцев. Интенсивные налеты на вражеский флот у побережья Новой Гвинеи, а также аэродромы противника, продолжавшиеся с 1 по 11 апреля, привели к уничтожению нескольких кораблей и судов, но не позволили японцам переломить ситуацию в свою пользу.

Последней операцией, в которой «Вэлы» действовали с палуб авианосцев, стала битва за Марианские о-ва в июне 1944 г. На авианосцах соединения адмирала Одзавы базировалось 38 D3A2 (20 на «Хиё», 9 на «Дзуньё» и по 3 на трех других). Успехов добиться не удалось — хотя «Вэлы» с «Дзуньё» обнаружили 2 американских авианосца, из-за неопытности пилотов они не смогли выполнить атаку с пикирования. Зайдя с пологого скольжения, пикировщики попали в зону зенитного огня и 5 из них были сбиты. После этого боевого эпизода большинство D3A1/D3A2 перевели в учебные части. Лишь на Филиппинах в октябре 1944 г. — январе 1945 г. воевал 701-й кокутай, вооруженный «Вэлами».

Последним применением для D3A2 стала служба в качестве самолетов камикадзе. С октября 1944 г. по июнь 1945 г. зафиксировано участие в самоубийственных атаках 116 таких машин. Наиболее массированные налеты имели место в районе Окинавы в ходе операции «Кикусуй»: 6 апреля 1945 г. атаки выполнили 38 «Вэлов», 12-го и 16-го — по 18, 28-го — 19. Успехи были умеренными: удары D3A2 (совместно с самолетами других типов) привели к затоплению трех эсминцев, десантного корабля и повреждению ряда других кораблей.

Пикировщик D3A1 был одним из наиболее удачных самолетов своего класса на рубеже 30-х — 40-х гг., несмотря на ряд присущих ему недостатков: отсутствие бронезащиты и протектированных топливных баков, малую боевую нагрузку. Уже с 1942 г. на смену ему должен был прийти более совершенный самолет D4Y, но затянувшаяся доводка последнего продлила карьеру «Вэла» и обусловила необходимость создания его новой модификации D3A2. Однако модернизация не привела к кардинальному улучшению боевых качеств машины, и во второй половине войны на Тихом океане «Вэл» уже не мог сыграть заметной роли.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image