Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Мицубиси А5М

японский истребитель Мицубиси А5МВ феврале 1934 г. управление авиации Императорского флота выдало задание 9-Си на перспективный палубный истребитель. Предусматривалось, что новая машина будет иметь максимальную скорость 350 км/ч, высокую скороподъемность и небольшие размеры, определяемые габаритами корабельных самолетоподъемников. Разработку самолета на фирме «Мицубиси» возглавил Д. Хорикоси, выбравший для машины под фирменным индексом Ка-14 схему низкоплана с неубирающимся шасси и фюзеляжем минимального сечения. Крыло получило форму «обратной чайки». В качестве силовой установки предполагалось применить 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Накадзима» «Котобуки». Вооружение было вполне стандартным для истребителей того периода — 2 7,7-мм синхронных пулемета.

Первый прототип с мотором «Котобуки» 5 (600 л.с.) вышел на испытания 4 февраля 1935 г. Уже первые результаты испытаний показали, что требования 9-Си удалось намного превзойти: в одном из полетов прототип достиг скорости 444 км/ч. Однако самолет был недостаточно устойчив, а на посадке «козлил». Поэтому второй прототип модифицировали, применив прямой центроплан. Также на нем установили безредукторный мотор «Котобуки» 3 (640 л.с). Эта машина показала гораздо лучшую управляемость и, несмотря на возросшую массу, почти столь же высокие летные данные, как и первый прототип. Впоследствии было построено ещё 4 прототипа для испытаний с другими двигателями — «Накадзима» «Хикари» 1 (700 л.с), «Мицубиси» «Кинсей» А-8 (720 л.с.) и А-9 (730 л.с), но в итоге лучшим признали мотор «Котобуки».

Мицубиси А5М2bПринятию Ка-14 на вооружение препятствовали не столько технические, сколько психологические причины: флотские пилоты, привыкшие к маневренным бипланам и тактике ведения боя на виражах, не видели преимуществ новой машины перед менее скоростным, но более маневренным бипланом A4N1. Аналогичные проблемы наблюдались и при попытке «протолкнуть» Ка-14 (под обозначением Ки-18) на вооружение армейской авиации — что так и не удалось сделать. Но морская авиация приняла-таки машину, завершившую к ноябрю 1936 г. полный цикл испытаний, на вооружение и выдало заказ на серийное производство. Общий объем выпуска А5М (включая прототипы) составил 1091 машину, из них завод «Мицубиси» в Нагое построил 788 самолетов (1935-1940 гг.), в Ватанабе — 39 (все модификации А5М4, 1939-1942 гг.) и 11-й флотский авиационный арсенал в Омуре — 264 (161 А5М2 и А5М4 в 1939-1942 гг. и 103 А5М4-К в 1942-1944 гг.). В системе кодов союзников обозначался «Клод».

Технические характеристики самолёта Мицубиси А5М1

Двигатель: Накадзима «Котобуки» 2 модель 1
мощность, л.с.: 580
Размах крыла, м.:
Длина самолета, м.: 7,71
Высота, м.: 3,20
Площадь крыла, кв. м.:
Масса, кг:
пустого самолета: 1075
нормальная взлетная: 1500
Время набора высоты, мин: — 5000 м. 8’30»
Потолок, м.: 9450
Дальность полета, км.: 705

Основные модификации Мицубиси А5М

А5М1 («палубный истребитель морской тип 96 модель 1») — планер в основном соответствовал второму прототипу (изменен обтекатель двигателя, увеличен запас топлива за счет установки двух баков в консолях крыла). Двигатель «Котобуки» 2 модель 1 (580 л.с), в ходе производства смененный на «Котобуки» 2 модель 1 Каи (585 л.с). Вооружение — 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 89» (боекомплект 500 патронов на ствол). Один самолет (А5М1а) в опытном порядке получил вооружение из 2 20-мм пушек «Эрликон» FF.

А5М2а («тип 96 модель 2-1») — двигатель «Котобуки» 2 модель Каи За (610 л.с.) с трехлопастным металлическим винтом вместо двухлопастного деревянного. Выпускался с мая 1937 г.

А5М2b («тип 96 модель 2-2») — двигатель «Котобуки» 3 (640 л.с). Увеличен мидель фюзеляжа. Предусмотрена возможность подвески 2 30-кг бомб. Кабина пилота стала закрытой, но после выпуска 124 экземпляров вновь вернулись к открытой кабине.

А5МЗа («тип 96 модель 2-3») — двигатель жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Xcrs (610 л.с.) с 20-мм мотор-пушкой «Испано-Сюиза» S9. Построено 2 экземпляра.

А5М4 («тип 96 модель 24») — двигатель «Котобуки» 41 (710 л.с). Предусмотрена возможность подвески под фюзеляжем 160-л или 210-л ПТБ. Самый массовый вариант.

А5М4 («тип 96 модель 34») — двигатель «Котобуки» 41 Каи. Внесены незначительные изменения в конструкцию фюзеляжа.

А5М4-К — двухместный учебный вариант, спроектированный в 1940 г. в 11-м арсенале (Омура) по заданию 15-Си. Выпущено 103 самолета с двигателями «Котобуки» 41 или 41 Каи.

Боевое использование истребителя Мицубиси А5М

Ввод в строй А5М совпал по времени с началом очередного японо-китайского конфликта. С сентября 1937 г. в Китае воевали А5М из состава смешанного 13-го кокутая, а также перебазированной на беговые аэродромы авиагруппы авианосца «Kara». Месяцем позже новые истребители пришли на смену бипланам A4N1 и в 12-м кокутае, в мае 1938 г. прибыл вновь сформированный 14-й кокутай, а в июле — 15-й, частично вооруженные А5М. Самолеты сопровождали собственные ударные машины, а также осуществляли вылеты на завоевание превосходства в воздухе, довольно успешно сражаясь с китайскими истребителями западного производства, а также И-15. Но И-16 были для А5М весьма опасными противниками. Впоследствии действовавшие в Китае части, вооруженные А5М, неоднократно реорганизовывались — например, весной-летом 1941 г. сюда прибыли кокутай «Гензан» и 1-й кокутай, имевшие смешанный состав из бомбардировщиков G3M2 и истребителей А5М4.

К началу войны на Тихом океане истребительные части авиации Императорского в основном были перевооружены на «Зеро». Тем не менее, в частях 1-й линии ещё оставалось порядка 100 А5М4, около 200 таких самолетов было в учебных частях. Такие самолеты были в составе авиагрупп авианосцев «Хосё», «Дзуйхо» и «Рюхо», в нескольких кокутаях берегового базирования. Самолеты с «Рюхо» с первых часов войны участвовали в налетах на объекты на Филиппинах, а затем — в обеспечении действий в районе Голландской Ост-Индии и рейде японского флота в Индийский океан. А5М4 из частей берегового базирования, главным образом, обеспечивали ПВО Сайгона и важных объектов на Марианских, Маршалловых о-вах, Палау и пр. японских владениях.

«Лебединой песней» А5М4 стала битва в Коралловом море 7 мая 1942 г. В ней участвовали несколько таких самолетов с легкого авианосца «Сёхо», не сумевших предотвратить уничтожение собственного корабля американской авиацией.

На завершающем этапе войны А5М привлекались к атакам камикадзе на американские корабли. В частности, в ходе операции «Кикусуй» в мае-июне 1945 г. такие вылеты осуществляли А5М4 и А5М4-К из учебных кокутаев «Цукуба», «Хякурихара» и «Судзука».

Самолет А5М стал этапным не только для японской, но и для мировой авиации — он являлся первым (не считая построенного в мизерном количестве французского «Девуатина» D.373/376) палубным истребителем-монопланом. Его летные и пилотажные качества были неплохими для конца 30-х гг., но к моменту вступления Японии во Вторую мировую войну А5М уже безнадежно устарел.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image