Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Уэстленд «Уирлуинд»

Фото двухмоторного истребителя-бомбардировщика Уэстленд "Уирлунд"

Фото двухмоторного истребителя-бомбардировщика Уэстленд "Уирлунд"

Двухмоторный одноместный моноплан Уэстленд «Уирлуинд» (в переводе с английского – «Вихрь») создавался в соответствии со спецификацией F.37/35 на барражирующий «истребитель зональной обороны» с пушечным вооружением.

Проект Р.9, разработанный под руководством А. Девонпорта, победил в конкурсе, в котором участвовали ещё четыре фирмы. Самолет, получивший название «Уирлуинд», был первым в истории фирмы цельнометаллическим монопланом с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Он отличался характерной формой хвостового оперения со стабилизатором, установленным примерно посредине высоты киля. Первым среди британских самолетов «Уирлуинд» получил каплевидный фонарь кабины, обеспечивавший отличный обзор. Оригинальной была и силовая установка — 12-цилиндровые двигатели «Роллс-Ройс» «Перегрин» (885 л.с.) с испарительной системой охлаждения.

Испытания первого прототипа начались в октябре 1938 г., второго — в марте 1939 г. На дальнейшей судьбе самолета сказались два фактора. Первый из них — недоведенность двигателя «Перегрин», доработка которого была прекращена фирмой «Роллс-Ройс» в августе 1939 г. в связи с загруженностью работами по «Мерлину», второй — прогресс средств радиолокации, обеспечивший возможность наводить на воздушные цели истребители-перехватчики и сделавший ненужными «истребители зональной обороны», способные подолгу барражировать над прикрываемым объектом.

Выданный в декабре 1938 г. заказ на 200 «Уирлуиндов» был отменен в октябре 1939 г., но вскоре было решено, что такая машина может быть полезной для прикрытия британских экспедиционных войск во Франции. В декабре 1939 г. фирме заказали 114 «Уирлуиндов», поставки которых начались в мае 1940 г. и затянулись до декабря 1941 г. в связи с низкой приоритетностью программы и перебоями с поставками двигателей.

Основные модификации Уэстленд «Уирлуинд»

«Уирлуинд» Mk.l — двигатели «Перегрин» (885 л.с). Вооружение — 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» (боекомплект 60 снарядов на ствол), установленные в носовой части фюзеляжа.

«Уирлбомбер» — самолеты, доработанные для применения в качестве истребителей-бомбардировщиков. Получили два подкрыльевых держателя для 113-кг или 227-кг бомб.

Летно-технические характеристики самолета Westland «Whirlwind» Mk.I

  • Двигатели: Роллс-Ройс «Перегрин»
  • мощность, л.с.: 885
  • Размах крыла, м.: 13,72
  • Длина самолета, м.: 9,83
  • Высота самолета, м.: 4,95
  • Площадь крыла, кв. м.: 23,23
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3770
  • взлетная: 4710
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 580/4570
  • Время набора высоты 4572 м, мин.: 5’58»
  • Практический потолок, м.: 9240
  • Дальность полета, км.: 1015

Боевое использование Уэстленд «Уирлуинд»

Фото Уэстленд "Уирлунд" в полёте

Фото Уэстленд "Уирлунд" в полёте

К моменту поступления «Уирлуинда» на вооружение взгляды на его предназначение изменились: теперь Королевским ВВС требовался ночной истребитель с радаром. Установить РЛС на «Уирлуинд» не было никакой возможности, поэтому 25-я АЭ, которая уже начала переучивание на этот тип, получила самолеты «Бленхейм» IF. Первой частью, вооруженной «Уирлуиндами», стала 263-я АЭ, начавшая перевооружение в июле 1940 г., но до конца года так и не укомплектованная до штата, ни самолетами, ни пилотами. С января 1941 г. эта часть привлекалась для патрулирования воздушного пространства над побережьем Корнуолла и прикрытия конвоев, добившись четырех побед. В сентябре 1941 г. «Уирлуинды» получила 137-я АЭ, выполнявшая подобные задачи, а также привлекавшаяся к штурмовкам наземных целей на территории Франции, Бельгии и Нидерландов. На счету пилотов этой эскадрильи был лишь один сбитый вражеский самолет.

С сентября 1942 г. «Уирлуинды», дооборудованные бомбодержателями, стали использоваться в качестве скоростных бомбардировщиков. 137-я АЭ с весны 1943 г. стала специализироваться в ночных налетах на поезда, но в июне она была перевооружена «Харрикейнами». 263-я АЭ эксплуатировала «Уирлуинды» до декабря 1943 г.

«Уирлуинд» оказался неважным истребителем, уступая в воздушном бою самолетам противника. А вот в качестве ударной машины он применялся довольно удачно — именно в эскадрильях «Уирлбомберов» были отработаны основные тактические приемы истребителей-бомбардировщиков, успешно использовавшиеся истребителями Хоукер «Тайфун» после высадки в Нормандии.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image