Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Советская пресса о подвиге летчика Зверева

Что писала советская пресса о подвиге летчика-интсруктора Оренбургской 3-й ВШЛ и ЛН в мае 1936 года в воздухе заменившего колесо на самолет?
Сообщение об этом летном происшествии в ТАСС согласовал начальник Военных Воздушных Сил РККА Алкснис.
Оренбургская пресса писала следующее:

Пример мужества и самоотверженности

Геройский поступок т.Зверева

40 минут на шасси самолета

После нескольких ветренных дней, утро 26 мая предвещало хороший, тихий день.

Точно по распорядку дня, один друг за другом выруливают с красной черты Р-1. Не теряя времени, взлетев, они приступают к выполнению очередных летных упражнений.

***

Инструктор-лейтенант тов.Зверев после десятидневной болезни малярией изменился на вид – похудел. Но по прежнему он весел, отзывчив. Он дышит молодостью. Он прекрасный физкультурник.

Да, ему всего 23 года, а он уже обучает 4-й выпуск курсантов. Учит он только на отлично и хорошо.

Сегодня он первым в кабину сажает т.Семенова и дав задание взлетает на низко-полетную полосу. Тов.Семенов делает на Р-1 6-й полет. Он не плохо летает, учится на хорошо и отлично, хороший кандидат в члены ВКП(б), редактор красноармейской газеты подразделения.

***

Стартер на основном старте неожиданно высоко над головой поднимает знак – запрещение. Строятся разные догадки.

На посадку планирует машина. И люди, ищущие причину закрытия полетов, обращают свое внимание на эту машину. Да, причина в ней. Во время предыдущего нормального приземления у нее слетело левое колесо. Теперь, очевидно не занимая грозившей аварии, эта машина идет на посадку.

Меньше и меньше становится высота, растет, напрягается внимание наблюдающих за машиной. «Вот сейчас поломка… авария… катастрофа» — мелькают назойливые мысли. Но машина не села.

Заметив грозившую опасность, командир подразделения старший лейтенант т.Гудович сам стал финишером и знаком – полотнищами сигнализировал аварийной машине, в которой находились т.Зверев и т.Семенов, что у нее нет левого колеса.

Т.Зверев, чтобы точнее убедиться делает несколько заходов на посадку, но знак о возможной аварии не убирается.

Люди, наблюдавшие за машиной с земли, каждый как-то хочет помочь т.Звереву. Видя машину на небольшой высоте, они хлопают руками по левой ноге, показывают колесо, нетерпеливые пытаются передать на словах.

Т.Зверев понял. На последнем заходе сбрасывает перчатку с запиской – «Давайте колесо, одену в воздухе» — и набирает высоту.

***

Ком-р части капитан Табарчук, заложив руки за спину, с папироской во рту спокойно и тихо расхаживает в стороне от наблюдающих.

Каждый знал, что способы предотвращения нависшего чрезвычайного происшествия укажет капитан.

***

Решение капитана в действие. Берется запасное колесо, привязывается под фюзеляж Р-1 так, чтобы зайдя выше на несколько метров машины т.Зверева, колесо можно было опустить на веревке. К колесу привязывается шпилька для контровки и записка о том как и что делать, чтобы надеть колесо.

Колесо будет подавать капитан тов.Табарчук, самолет пилотирует ком-р подразделения ст. лейтенант т.Дубовой.

Под напряженными взглядами инструкторов, техников, курсантов машина взлетает и провожается до тех пор, пока она не подходит к машине тов.Зверева, который зайдя в ближайшую зону выполняет виражи и боевые развороты.

Вот сошлись одна над другой обе машины. Удаляясь, они плавно идут против ветра. Наблюдающие начали высказывать сое мнение о том, как бы он стал поступать, как лучше делать, оцениваются качества экипажей самолетов.

***

Машины расходятся. Одна из них начинает круто скользить. Теряет высоту. Идет на посадку. Подаваемое колесо не попало на машину, а с порванной веревкой упало на землю с высоты 1500 метров.

Быстро и крепче привязывается второе колесо.

На случай новой неудачи командиры подразделений т.Гудович и т.Шевченко садятся на второй самолет и тоже привязывают колесо.

***

В воздухе три машины стройно идут левым пеленгом. Капитан т.Табарчук с превышением несколько метров подал колесо. Его принял тов.Зверев. Машина отходит и пристраивается с левой стороны, как-бы наблюдая за тем, что будут делать т.т.Зверев и Семенов.

***

Тов.Семенов изъявляет желание вылезти на шасси и надеть колесо, но лейтенант Зверев решает сделать это сам, в тов.Семенову доверяет пилотирование этой чуткой, капризной машиной.

На высоте 2000 метров, привязав колесо на веревке, Зверев не снимая парашюта вылезает из кабины и прижимаясь к фюзеляжу спускается на шасси. Через 40 минут в струе нормальной скорости самолета, тов.Зверев одел колесо, но шпилька для контровки колеса оказалась плохо привязанной и отвязывая тов.Зверев уронил ее. Лезть в кабину за новой шпилькой – значит убить последние силы. Кроме веревки тов.Зверев ничем не располагал. Решил законтрить колесо тесьмой.

Для того, чтобы поставить колесо на ось, нужно было затратить огромную силу, тем более, что Зверев находился под сильной струей воздуха, что мешало работать и дышать.

Измученный этой необыкновенно сложной работой, только вчера вышедший из госпиталя тов.Зверев с трудом возвратился в кабину.

2 самолета наблюдали за его работой идя рядом.

С той-же скоростью тов.Зверев пошел на посадку.

С глаз не спускают приближающийся самолет. Вот он убрал газ. Планирует. Оба колеса четко видны под фюзеляжем. Тишина. Все ли в порядке?

Зажигание выключено. Машина выравнена отлично, посадка на три точки. Все отлично.

Левый крен. Машина делает разворот, чертя крылом о землю, остановилась, как бы хромая на одну ногу.

Катастрофа? Авария? Нет. Поломка.

Люди походят к машине. Из кабины вылезают т.т.тЗверев и Семенов.

Серьезные, чуть-чуть взволнованные, но целы, живы, здоровы – два человека, две жизни, которые были близки к концу.

***

После 3-х часов полета тов.Зверев вкусно пообедал и пришел играть в биллиард. Он такой-же как и вчера, но сегодня он совершил героический подвиг, показал свое мужество, любовь к своему делу, преданность нашей родине.

Командование школы наградило его месячным окладом и представляет к награде ВВС РККА.

Через 3 часа бригадой курсантов машина была приведена в полную готовность к завтрашним полетам.

Случай, достойный славы, волнует всех кто о нем слышит.

Капитан т.Табарчук спокойно обмениваясь мнениями говорит: «Принимая решение о подаче колеса в воздух, я знал, что в самолете находится именно тов.Зверев – наш прекрасно физически развитый человек. Хорошо у нас обучают и обучаются люди, но такой силой, решимостью и ловкостью не каждый обладает».

Арзамасцев, Григоренко, Жданов.

*****

Авария была предотвращена

26 мая я производил учебные полеты на Р-1 с курсантом моей группы тов.Семеновым и с самолета в воздухе слетело левое колесо.

При заходе на посадку я заметил, что финишер держит колесо и делает знаки, что я остался с одним колесом (правым), знак понял. При попытке сесть на одно колесо у главного Т мне все время выкидывали знак запрещения посадки. Ожидая разрешения посадки, у меня было достаточно времени, чтобы изменить решение (садится на 1 колесо) и принять второе, единственно обеспечивающее сохранение самолета.

Руководителю полетов я сбросил записку, в которой просил прислать в воздух колесо (ответили согласием) и примерно минут через 40 на высоте 1200 м я удачно принял колесо от капитана тов.Табарчук, и с этого момента, как только колесо очутилось у меня в руках, управление самолетом передал курсанту Семенову, а сам вылез из кабины на левую плоскость, подтаскивая за собой колесо. Продвигаться к шасси было трудно, но у меня были еще свежие силы.

Когда я добрался до шасси, укрепился ногами за ось самолета и перетянул колесо с плоскости, то его пришлось держать обеими руками, чтобы не отпустить. Вот тут я почувствовал странное ощущение, что силы мои имеют предел и это ощущение не проходило до конца работы, которая продолжалась 40 м на шасси.

Закончив работу и закрепив колесо на оси веревочкой, так как шпилька была одна, которая вылетела во время падения колеса, я стал возвращаться в кабину. Это мне удалось с большим трудом, так как сил больше не осталось и пришлось отдыхать во всех удобных положениях, где можно было держаться.

Вернувшись в кабину, я взял управление у курсанта, который не смотря на то, что имел всего 6 полетов на данном типе самолета, с задачей справился и хорошо вел самолет, пока производилась работа, на экономической скорости.

Производил посадку с нормальным профилем и с левым сносом, чтобы колесо по возможности дольше не слетало. В конце пробега все-таки колесо с оси сорвалось и машина получила поломку.

Авария была предотвращена.

ЗВЕРЕВ

 

Фотография статьи из музея ОВВАКУЛ г. Оренбург[1]

Статья Федора Зверева «Я думал о самолете» в газете Оренбургская коммуна» от 30 мая 1936 года[2]:

Статья «Подвиг лейтенанта Зверева» в газете Оренбургская коммуна» от 30 мая 1936 года[3]:

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Источник: ОВВАКУЛ.рф []
  2. Скан газертной статьи предоставлен начальником отдел публикации и научного использования документов государственного архива Оренбургской облпсти Ксенией Юрьевной Поповой. []
  3. Скан газертной статьи предоставлен начальником отдел публикации и научного использования документов государственного архива Оренбургской облпсти Ксенией Юрьевной Поповой. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image