Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Степанов Андрей Михайлович

Военный летчик СССР Андрей Михайлович СтепановАндрей Михайлович Степанов родился в 1907 году в селе Хорошее (Серговский район, Донбасс). В рядах Красной Армии с 1930 года. В звании лейтенанта в качестве младшего лётчика 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С 26 марта по 13 августа 1938 года добровольцем участвовал в национально-освободительной войне испанского народа. Был пилотом, командиром звена, а затем командиром эскадрильи истребителей И-16.

31 мая 1938 года в районе Саррион в течение 35 минут происходил воздушный бой 22 И-15 и 22 И-16, прикрывавших наземные войска, с 30 «Фиатами» националистов, которые сопровождали 17 двухмоторных бомбардировщиков. Было потеряно 3 И-15, но лётчики (все — испанцы) остались живы. Один истребитель загорелся, у другого И-15 были перебиты тросы управления, пилоты спаслись на парашютах. Третий самолёт из-за неисправности двигателя произвел вынужденную посадку на аэродром Саррион и вскоре был сожжён «Фиатом».

Ещё один И-15 с остановившимся двигателем скапотировал при вынужденной посадке. Республиканскими лётчиками было заявлено о 10 сбитых «Фиатах», упавших в районе Саррион — Мора-де-Рубиелос. На одну победу претендует Андрей Степанов в паре с испанским лётчиком, на другую — Владимир Бобров. Наземные войска зафиксировали падение 14 самолётов, в том числе 4 республиканских.

Националисты заявили о 8 сбитых И-15 и 2 И-16 без собственных потерь. О 3-х победах заявил ас Сальвадор. Судя по его описаниям, похоже, что он был единственным, кто в действительности уничтожил республиканские самолёты, включая И-15, сожжённый на аэродроме.

14 июня 1938 года республиканская авиация произвела 5 крупных вылетов на прикрытие районов Каспе, Онда, Нулес.

В последне вылете 32 И-15 и 25 И-16 встретились с 30 бомбардировщиками, прикрытыми группой Bf-109. Командир группы Н. Глушенков пренебрёг бомбардировщиками и со стороны солнца атаковал истребители, но немцы сумели дать достойный отпор. 1 И-16 был сбит, пилот выпрыгнул с парашютом. Досталось и немцам. Х. Хардер, участвовавший в этом бою на Не-112V-9, был весьма рад, что летал на самом быстром самолёте в группе, так как ему с трудом удалось оторваться от настойчивого И-16. Вообще, в этом бою немцам пришлось туго, поэтому пилотам «Кондора» было не до фиксации побед — ни на один сбитый самолёт они не претендуют.

 Поединок И-16 и Ме-109 в небе Испании


Поединок республиканского И-16 и немецкого Ме-109B в небе Испании. Лето 1938 года.

По отечественным данным, П. Башмаков, Н. Ливанский и А. Степанов в парах с испанцами сбили 3 Ме-109. В плен попал Лейтенант Хельмут Хенц (Helmut Henz). По западным данным, его легко повреждённый самолёт заметили и принудили к посадке Франсиско Тарасона и Эдуардо Клаудин. После приземления Тарасона и несколько техников выехали к месту посадки, нашли пилота и приступили к осмотру самолёта. Внешние формы самолёта, его внутреннее оборудование, радио- и кислородные приборы произвели на Тарасону сильное впечатление. Но недолго они смогли созерцать чудо немецкой техники, вскоре появились 6 «Мессершмиттов» и сожгла ценный трофей.

Республиканская сторона, кроме одной потери в бою, понесла ещё две. Василий Андреев, полностью израсходовав горючее, совершил вынужденную посадку у аэродрома и, потерпев аварию, получил лёгкое ранение. Другой И-16 разбился при посадке из-за неточного расчёта, пилот — испанец погиб.

В среднем на каждого лётчика — истребителя в этот день пришлось по 3 боевых вылета, а «поведение в боях лётчиков на И-16 было героическое».

13 июля в районе Вальбона 9 СБ произвели бомбардировку противника. Прикрытие бомбардировщиков осуществляли 28 И-16 с испанскими и советскими лётчиками, среди которых вылетели пилоты «Июньской группы» — Грицевец, Коробков, Неделин, Романов, Хотелев, Герасимов, Федосеев и Венгерский. На отходе от цели республиканцы были атакованы группой «Фиатов» — до 30 машин. По заявлениям истребителей, в 15-минутном бою было сбито 8 «Фиатов», в том числе, по докладу Андрея Степанова, он сбил 1 «Фиат», атаковавший Михаила Турина. Экипажи СБ после первой атаки И-16 наблюдали падение 2-х истребителей горящими на территорию противника, ещё 2 были найдены на республиканской территории. Итальянцы признали потерю 1 «Фиата» и 1 лётчика — Марио Ченци (Mario Cenzi), претендуя на 1 сбитый СБ и 4 истребителя. С республиканской стороны потерь не было.

Всего в небе Испании А. М. Степанов совершил 78 боевых вылетов, участвовал в 17 воздушных боях, лично сбил 4 истребителя (3 Fiat-32 и 1 Ме-109), в паре с испанским лётчиком — 1 Ме-109 и 1 Fiat-32, звеном — ещё 7 «Фиатов», в том числе:

№ п/п Дата победы Самолёт противника Район падения Примечания
1 31.05.1938 Fiat CR.32 Саррион в паре с испанским лётчиком
2 14.06.1938 Me-109 Кастельон в паре с испанским лётчиком
3 13.07.1938 Fiat CR.32 Вальбон
4 ?.07.1938 Fiat CR.32

Военный летчик СССР Андрей Михайлович Степанов

22 февраля 1939 года, по итогам боевой деятельности в Испании, А. М. Степанов был награждён орденом Красного Знамени.

Летом 1939 года участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халхин — Гол. В звании капитана был помощником командира эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка. Был ранен, но вернулся в строй. Всего выполнил 71 боевой вылет. В 13 воздушных боях сбил 3 японских самолёта. Награждён орденом Красного Знамени (29.08.1939). Представлялся к званию Героя Советского Союза.

Участник Великой Отечественной войны с лета 1941 года. В звании майора командовал 24-м ИАП ПВО. Участвовал в боях под Москвой. Летел на Як-1, ЛаГГ-3.

15 апреля 1942 года не вернулся с боевого задания.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image