Алексей Благовещенский родился 18 октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — Брест, Белоруссия), в семье железнодорожника. Вскоре семья переехала в Курск. Там юноша окончил промышленно — экономический техникум. С 1927 года в рядах Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно — теоретическую школу лётчиков, а в 1929 году и 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебск. С ноября 1929 года проходил службу в 13-й авиаэскадрильи ВВС Белорусского военного округа (город Брянск), был лётчиком и командиром авиационного звена. С июня 1933 года командир неотдельного авиаотряда 108-й авиаэскадрильи ВВС Тихоокеанского флота. В мае 1936 года «за выдающиеся личные успехи по овладению авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой» награждён орденом Красной Звезды.
С сентября 1937 года работал. лётчиком — испытателем НИИ ВВС РККА. В совершенстве зная многие самолёты, поражал всех удивительным хладнокровием в воздухе и вертуозной техникой пилотирования.
С 5 декабря 1937 года по 10 сентябряа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Будучи командиром эскадрильи, капитан А. С. Благовещенский совершил 73 боевых вылета (с общим налётом 125 часов) на И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 2 самолёта противника. [ По другим источникам имел более 20 групповых побед. Скорее всего, это общий итог побед, одержанных лётчиками его подразделения. ]
В одном из боёв сбил командира группы японских истребителей, оказавшегося известным асом, полковником, одним из «непобедимых королей воздуха». Как шутили потом лётчики — «снял с него корону, вместе с головой». Сам Благовещенский, в этом бою, был легко ранен в левый бок.
За выдающиеся успехи в организации истребительного противодействия японским ВВС, правительством Китайской республики (в числе 3-х наших авиационных командиров) А. С. Благовещенский был награждён высшим китайским орденом.
14 ноября 1938 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, майор Благовещенский Алексей Сергеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С октября 1938 года был лётчиком — испытателем отдела сухопутных самолётов НИИ ВВС РККА. В январе — апреле 1939 года, став уже полковником, учился на КУВНАС при Академии Генерального штаба, по окончании которых назначен командиром 54-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
В этой должности участвовал в Советско — Финляндской войне 1939 — 1940 годов, в ходе которой совершил 39 боевых вылетов. Командуя 54-й ИАБ, так организовал её работу, что она была отмечена в приказе Наркома Обороны в числе лучших. На КП своего аэродрома организовал испытания первых наземных радиолокационных комплексов наведения «Редут», на нескольких И-16 установил радиостанции и опробовал их в боевой обстановке.
Истребитель И-16 тип 5 Алексея Благовещенского, конец 1930-х годов.
С апреля 1940 года командир 60-й истребительной авиационной бригады, затем с августа того же года — командир 27-й авиационной дивизии Закавказского Военного округа. С января 1941 года заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.
С начала Великой Отечественной войны А. С. Благовещенский в прежней должности. С октября 1942 года командир 2-го истребительного авиационного корпуса резерва ВГК. Корпус под командованием А. С. Благовещенского сражался на Калининском, Волховском, Западном, Степном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. А. С. Благовещенский умело руководил действиями корпуса в Великолукской наступательной операции, при прорыве блокады Ленинграда (операция «Искра»), в Ржевско — Вяземской, Орловской и Городокской наступательных операциях. В 1943 году А. С. Благовещенскому присвоено воинское звание «Генерал — лейтенант авиации».
С июня 1944 года корпус в составе 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта принимал участие в освобождении Белоруссии и Литвы. В боевой характеристике А. С. Благовещенского за этот период отмечалось, что 2-й истребительный авиационный корпус особенно отличился при прорыве долговременной глубоко эшелонированной обороны противника на подступах к городам Орша и Витебск, в боях за освобождение городов Минск, Молодечно, Вильнюс и Каунас, при обеспечении форсирования войсками фронта реки Неман. Только в июне — августе 1944 года корпус под командованием А. С. Благовещенского совершил 4905 боевых самолёто-вылетов с налётом 4485 часов, провёл 218 воздушных боев, сбил 308 самолётов противника, уничтожил большое количество боевой техники противника на земле. За участие в освобождении города Орша корпусу было присвоено почётное наименование «Оршанский».
С сентября 1944 года корпус в составе 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта принимал участие в Висло — Одерской наступательной операции, обеспечив ввод в сражение 4-й танковой армии.
Всего за годы войны А. С. Благовещенский лично совершил 48 боевых вылетов. Этот невысокого роста, плотный и энергичный генерал пользовался у лётчиков большим авторитетом. Командуя крупным соединением он продолжал много летать, всегда первым из лётчиков корпуса осваивал новые типы самолётов, часто вылетал на боевые задания и мастерски провёл несколько воздушных боёв. В обращении с людьми он был прост, высокую требовательность к подчинённым умел сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах.
9 февраля 1945 года при осмотре нового аэродрома в Любене (территория Германии) машина с Благовещенским наскочила на мину и он был тяжело ранен. На санитарном самолёте, в сопровождении истребителей прикрытия, его отправили во фронтовой госпиталь. Весь личный состав корпуса сожалел о случившимся: Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчинённые не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью. На фронт Алексей Сергеевич уже не вернулся (до сентября 1945 года находился на излечении).
Согласно некоторым источникам, общим итогом его боевой деятельности стали 12 самолётов противника сбитых лично и 25 в группе с товарищами.
После войны с сентября 1945 года А. С. Благовещенский был начальником Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС Московского военного округа, с июля 1947 года — помощник командующего по строевой части 7-й Воздушной армией Бакинского Военного округа, с июня 1949 года — начальник Управления испытания самолётов Государственного Краснознамённого НИИ ВВС Советской Армии, с марта 1953 года — начальник этого НИИ и, одновременно, старший лётчик — испытатель (всего освоил 99 типов машин). В 1956 году на международном салоне в Англии после короткой консультации поднял в воздух учебно — тренировочный истребитель «Хантер» и показал высший класс пилотажа!
С апреля 1960 года генерал — лейтенант авиации А. С. Благовещенский — в запасе. Работал на руководящих должностях в лётно — испытательных учреждениях Министерства авиационной промышленности. Умер 25 мая 1994 года в Москве.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Красного Знамени (трижды), Суворова 2-й cтепени, Кутузова 2-й cтепени, Богдана Хмельницкого 2-й cтепени, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями, а также иностранными орденами. Его фамилия помещена на мемориале в Курске и в музее Бреста.
ВО СЛАВУ РОДИНЫ
Генерал-лейтенант Алексей Сергеевич Благовещенский был боевым героем Отечества из первой сотни Героев Советского Союза. Среди громких имен в авиации его имя по долгу службы не афишировалось. Он был скромен и на просьбы рассказать подробно о пройденном пути в авиации говорил: «Об этом напишут другие».
Алексей Сергеевич Благовещенский родился 18 октября 1909 года в семье железнодорожного машиниста из Брест — Литовска. Впервые Алёша увидел самолёт в 5-летнем возрасте: отец повёз его на окраину города, где стояло крылатое чудовище. Неожиданно оно затрещало, и пыль с песком ударила ребёнку в глаза, а через минуту, встряхнув головой, он увидел только маленькую точку в небе. Это поразило его до глубины души. Второй раз он был потрясён захватывающими рассказами о полётах военных лётчиков на авиационном празднике в Курске, где Алексей учился в промышленно — экономическом техникуме. После этого решил окончательно: «Буду только лётчиком!»
Путёвку в армию тогда давала комсомольская ячейка, и по окончании техникума ребята не могли не поддержать своего лидера по учёбе, футболу и гимнастике. Но чтобы попасть в военно — теоретическую школу ВВС Ленинграда, ему пришлось пройти конкурс 10 к 1 при таком строгом отборе, который Алексей Сергеевич помнил всю жизнь, тем более, что взял грех на душу — на 2 месяца увеличил себе возраст. И вот теперь он уже имел возможность потрогать каждую деталь самолёта, изучать органы управления, рулить и выполнять пробежки.
Отличника через год направили в Борисоглебскую 2-ю военную школу лётчиков — «Орлиный стан», как её называли впоследствии, вырастившую таких питомцев, как В. П. Чкалов, П. М. Пумпур, Е. С. Птухин первого выпуска и сотоварищей Благовещенского — Н. П. Каманина, В. К. Коккинаки, И. П. Мазурука и многих других.
Из полутора лет упорного освоения мастерства полёта самым знаменательным для Алексея стал день рождения 18 октября, совпавший с первым самостоятельным вылетом.
В ноябре 1929 года после юбилейного 25-го выпуска школы младший лётчик Алексей Благовещенский прибыл в 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду Белорусского военного округа, где 4 года работы в составе звена, эскадрильи и групп более 100 самолётов, сделали из него лётчика, в совершенстве знавшего истребители, поражавшего всех железной выдержкой в воздухе и точным расчётом при маневре.
На соревнованиях округа его звено вызывало восторг командования филигранной точностью дистанций и интервалов, оригинальностью полёта на самолётах, связанных между собой одним шнуром, и это при отсутствии тогда радиосвязи.
В Бригаду приезжал герой-испытатель Валерий Чкалов с персональным заданием проверить технику его пилотирования. Причиной приезда, по предположению Алексея Сергеевича, могли послужить 2 случая из его лётной практики: первый произошёл на Центральном аэродроме в Москве, когда при взлёте у него вдруг вспыхнул мотор. В труднейших условиях Алексей спас машину. Второй случай связан с гибелью на глазах начальника ВВС лётчика Григорьева, не сумевшего на малой высоте уйти к верхней точке петли. Взлетев вслед за Григорьевым, Алексей стал уверенно закручивать каскады на той же высоте.
После полёта с Чкаловым молодой командир звена укрепил свою веру в возможности новых истребителей по набору высоты в процессе боевого разворота и выхода из-под удара.
Последующие 4 года, пока его отряд в составе авиаэскадрильи Тихоокеанского флота создавал воздушный заслон в Приморье от японских милитаристов, капитан Благовещенский не оставлял мечты стать испытателем. Награждённый за образцовую службу орденом Красной Звезды в сентябре 1937 года, он добивается направления в НИИ ВВС РККА в качестве лётчика — испытателя отдела сухопутных самолётов. Но, проработав испытателем всего 2 месяца, он вскоре вместе с группой лётчиков отправился в боевую командировку на восток Китая.
Секретная операция «ЗЕТ» предполагала не только поставки лучшего вооружения китайскому народу для сопротивления японскому агрессору, развязавшему «молниеносную» войну в июле 1937 года. Уже на следующий день после прибытия в Нанчан новый командир советской истребительной авиации А. С. Благовещенский возглавил свой первый бой, и успех в нём воодушевил лётчиков, которые до этого несли большие потери от японцев, превосходивших их по численности в 5 — 7 раз.
С начальником, который виртуозно владел техникой, показывая личный пример храбрости, лётчики воевали уверенней. Его принципы боя: один за всех и все за одного; одиночка — мишень для противника; командир тот, кто атакует, помогай ему; высота — преимущество перед противником, вскоре почувствовали на себе японские самураи неба.
За короткий срок, сумев создать ударную истребительную группу советских и китайских лётчиков (более 120 самолётов), Благовещенский разгромил лучшие японские эскадрильи: «Четыре короля неба», «Кисарадзу», «Сасебо» и другие. Совершив 73 боевых вылета и приняв участие в 11 воздушных боях, он лично сбил 7 японских самолётов.
Алексей Сергеевич особенно запомнил битву 29 апреля 1938 года над Ханькоу в день рождения императора Японии, когда тайно поменяв аэродромы, его группа неожиданным ударом перерезала дорогу армаде бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Праздничный «подарок» — 21 сбитый самолёт — на 3 дня погрузил Японию в траур.
Когда руководство Китая колебалось, чьи современные самолёты — истребители покупать — западные или советские, Благовещенским был предложен простой выход: организовать соревнования с лётчиками, летавшими на западной технике. При этом дать возможность взаимно изучить чужие самолёты и получить отзывы о нашей технике со стороны. Полетав на британском истребителе — биплане «Гладиатор», он доказал слабость регулировки его крыльев и предложил в присутствии комиссии лётчику, летавшему на «Гладиаторе», полетать на нашем И-16, но тот, по непонятным причинам, отказался.
Когда прибыла покровительница китайской авиации мадам Чан Кай-ши, начался демонстрационный пилотаж. Лётчик на «Гладиаторе» искусно показал своё умение и качество самолёта держаться на больших углах атаки. За ним наш лётчик Рахов блестяще выполнил каскад фигур на истребителе И-15.
Настала очередь Благовещенского вылететь на И-16. На максимальной скорости бреющего полёта он поставил вертикальную свечу до полной потери скорости, подвёл плавно самолёт к земле и в вертикальной плоскости исполнил ряд фигур при высокой скорости. Всего в 30 метрах от земли заложил двойной вираж с перегрузкой, при которой на крыльях возникли блестящие белые струи. Затем резко погасил скорость и эффектно «притёр» самолёт на 3 точки к земле, остановив его как, послушного коня, у самой кромки поля, где сидела мадам Чан Кай-ши. Встав с места, она восхищённо зааплодировала. На следующий день многие газеты Китая вышли с сообщением: «Русские победили с огромным счётом! Их перевес над западной техникой неодолим!..» Этим восхищением судьба кредитов и крупных поставок была решена в пользу советской техники. «Гладиаторы» были приобретены китайцами в небольших количествах. Всего китайским правительством в дальнейшем было приобретено 287 И-15бис и 197 И-16. Британских «Гладиаторов» Мк.I было поставлено в Китай всего 36 штук.
После последнего боя с японцами 3 августа 1938 года в самолёте Благовещенского насчитали 30 пробоин, 11 пуль сплющились о бронеспинку его И-16. Пробитый мотор остановился. Лётчик спланировал, но так как шасси не выпустилось, он посадил истребитель на «брюхо».
Через несколько дней поступил приказ о возвращении в Москву. Домой А. С. Благовещенский приехал с высшим китайским боевым орденом, а вскоре, 14 ноября 1938 года, получил звание Героя Советского Союза и «Золотую Звезду» за №099.
После Возвращения из Китая Алексей продолжает работать лётчиком — испытателем, заканчивает курсы усовершенствования командного состава ВВС при Академии Генерального штаба. В 1939 — 1940 годах участвует в Советско — Финляндской войне, командует 54-й истребительной авиабригадой, которая защищала Ленинград.
Весть о нападении немецких войск на Советский Союз застала А. С. Благовещенского на Дальнем Востоке, где он был заместителем Командующего ВВС Дальневосточного фронта. В первые дни войны подал рапорт о переводе в действующую армию, но только в октябре 1942 ему разрешили сформировать 2-й истребительный авиакорпус резерва Верховного Главного Командования, а в ноябре корпус уже получил боевое крещение при наступательных Велико — Лужской и Ржевской операциях.
Затем последовали операции на главных направлениях удара: прорыв блокады Ленинграда на Волховском фронте, прикрытия в районе Воронежа в составе Степного фронта, в Курской битве, на Орловском и Брянском направлениях, Минско-Неманского наступления, Сандомирско-Одерского плацдарма с выходом на взятие Берлина.
В составе корпуса прошла свой боевой путь знаменитая эскадрилья «Монгольский Арат», в которой воевали четыре Героя Советского Союза.
Командование корпуса не мешало Благовещенскому всегда первым осваивать новые самолёты и переучивать лётный состав. Для перехвата самолётов противника он и командир 1-го авиакорпуса Белецкий начали использовать на своих командных пунктах наземные радиолокационные станции, которые вскоре стали неотъемлемым элементом КП всех корпусов. Благовещенский относился к тем командирам, которые сами вылетали на выполнение различных боевых задач. Сам он не разлучался со своей личной радиостанцией Р-399. В любое время суток его позывной «Сатурн-2» и приятный голос радистки Иры Угловой знали все лётчики, штабы и радисты корпуса.
Но перед самым штурмом Берлина трагедия случилась не в воздухе, а на земле. При подготовке аэродрома Алексей Сергеевич и его сопровождающие подорвались на мине и были тяжело ранены. Несмотря на замену командира, корпус продолжал «благовещенскую» традицию при штурме Берлина. К знамёнам, водружённым над Рейхстагом, 1 мая в 12 часов 25 минут лучшие лётчики из Гвардейских полков корпуса опустили 2 алых полотнища с надписями «Победа».
К этому победному полёту следует добавить 23 585 боевых вылетов, 1100 воздушных боёв, 1308 уничтоженных самолётов противника. Воюя в составе корпуса, 30 лётчиков получили звание Героя, а успехи корпуса 19 раз отмечались приказами Верховного Главнокомандования.
Необыкновенная воля Благовещенского, его закалённый спортом организм опровергли мрачные заключения врачей. Уже в сентябре 1945 года командир 2-го авиакорпуса получил новое назначение на должность начальника Высшей офицерской школы Воздушного боя в город Люберцы, где за 2 года помог подготовить более 300 пилотов без единого ЧП.
После перевода школы в Таганрог, служил помощником командующего 7-й Воздушной армии, на которую возлагалась задача охраны южных рубежей государства, руководил оказанием воздушной помощи жителям Ашхабада, пострадавшим во время катастрофического землетрясения 5 октября 1948 года.
Строевая служба, выгодная с точки зрения карьеры военного, Благовещенского не удовлетворяла, и он вновь добивается перевода в научно-испытательный институт в подмосковном Чкаловске, знакомый ему ещё с 1937 года. В марте 1952 года он становится во главе организации. Рекордсмен мира, военный штурман-испытатель В. К. Муравьев так описал приход нового начальника:
«Энергично внедрялась новая реактивная техника, а в ГК НИИ ВВС проводились активные испытания вертолётов, военно — транспортных самолётов, амфибий, скоростных боевых машин и многое другое. Началась атака на звуковой барьер, и генерал — лейтенант Благовещенский стал её непосредственным участником».
Многим запомнились эпизоды испытания мобильной стартовой установки новых истребителей МиГ-19 (СМ-30). Одним из немногих, кому довелось совершать «нулевой» старт, был Алексей Сергеевич.
За освоение уникальных методов испытаний самолетов в 1957 году впервые в институте звание Героя Советского Союза сразу было присвоено 18 лётчикам.
Около 10 испытательных полётов нового лайнера Ту-104 под руководством Алексея Сергеевича помогли в 1955 году успешно пройти государственные испытания и вывести машину на международные трассы. Когда на следующий год в Лондон прибыла делегация наших авиаторов, то популярность Алексея Сергеевича объяснялась тем, что Ту-104 в Англии имел колоссальный успех, а он был представлен как организатор-испытатель подготовительных работ первого перелёта Москва — Лондон.
Тогда же и произошёл сенсационный случай, мало известный у нас, но широко освещённый зарубежной прессой по поводу полёта «русского шпиона» на английском секретном самолёте.
На авиационном салоне в Фарнборо показали полёт нового опытного двухместного учебно-тренировочного истребителя «Хантер» — модификации серийного одноместного истребителя фирмы «Хоукер». На тот период у англичан эта машина имелась в единственном опытном экземпляре. Англичане поинтересовались мнением Алексея Сергеевича о самолёте. «О машине судят после полёта» — многозначительно ответил тот. Тогда известному генералу-испытателю пообещали устроить такой полёт на опытном самолёте, но «позабыли»…
Благовещенский, как гость английской королевы, напомнил высоким чиновникам об обещании. Ради сохранения английского достоинства полёт был разрешён: на полчаса, в которые входило и время ознакомления с самолётом. Газета «Дэйли экспресс» потом сообщала: «Странная сцена — генерал сбросил пиджак, заправил брюки в ботинки и залез в кабину. Главный лётчик — испытатель Билл Бетфорд в течение пяти минут через переводчика объяснял назначение приборов…» После полёта маршал авиации Честер подарил Алексею Сергеевичу высотный шлем с надписью: «Поразившему нас красному асу Благовещенскому». А Бетфорд назвал его лучшим пилотом мира.
Военную службу А. С. Благовещенский закончил в 1960 году, выполнив 3554 полёта и налетав 2978 часов 40 минут, и тут же получил приглашение А. Н. Туполева на работу по испытаниям новых самолётов.
С Туполевым Алексей Сергеевич был знаком с 1950 года. На большинстве послевоенных туполевских самолётах, поступавших на испытания или имевшихся в ГК НИИ ВВС, он летал, подписывал, как начальник ГК НИИ ВВС акты и рекомендации по ним. Когда его рекомендации нарушали сроки, установленные правительством, в институт приезжал сам А. Н. Туполев, чтобы «задавить» своим авторитетом подчинённых А. С. Благовещенского, на что Алексей Сергеевич отвечал: «Вы создаете технику, а мы ищем её слабые стороны — каждому своё». Андрей Николаевич смеялся и говорил: «А кормить меня ты будешь?»
Как и Туполев, Благовещенский всю жизнь вёл творческий поиск, был готов к новым идеям и задачам, и, чествуя в 1969 году уже своего помощника — «молодого юбиляра» — Туполев трогательно сказал: «Вы стали самым родным, самым лучшим сотрудником всего нашего коллектива». Проходили 1960-е, 1970-е, 1980-е годы: путёвку в жизнь получали красавцы Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а вместе с ними время отбирало жизнь у их создателей. Интересное совпадение: через руки лётчика — испытателя, Героя Советского Союза за номером «99» прошло 99 самолётов разных типов и назначений. Но главное, что отличало А. С. Благовещенского, — это внимание к людям и стремление оказать им реальную помощь, было ли это на фронте, или в различных конструкторских бюро, комиссиях, советах по общественно — партийной работе…
В. Г. Носов, О. Г. Носов.
Источники:
- «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1,2». — М.: Воениздат, 1988.
- Журнал «Авиация и Космонавтика» №10, 2009 г.
Оставьте свой отзыв