На полевом аэродроме тишина. Синее бездонное небо. Пение птиц. Дурманящий аромат разнотравья, пестрый ковер цветов под ногами.
Кажется, нет войны, но она здесь, рядом. В запахи трав и цветов врывается острый запах бензина, разогревшегося на солнце металла. У замаскированных заботливыми механиками истребителей дежурят пилоты, готовые по первому сигналу тревоги ринуться в небо, навстречу врагу.
Худенькая, небольшого роста темноглазая девушка с косичками, выглядывающими из расстегнутого шлемофона, с застенчивой улыбкой на миловидном лице что-то пишет, примостившись под крылом самолета.
Оторвавшись от блокнота, она осторожно срывает ромашку, долго смотрит на нее, мечтая, как и все девчонки, о сокровенном — наверное, о большой и красивой любви. Весь облик девушки никак не соответствует нынешнему ее назначению — воин.
Но прозвучит сигнал тревоги, и ее руки крепко сожмут штурвал самолета и гашетку пулемета, а лицо станет суровым и яростным от ненависти к врагу. И будет биться она до последней капли крови, защищая свой Народ, Родину, будущее человечества.
А пока сидит Антонина Лебедева — парторг эскадрильи 65-го гвардейского истребительного полка около своего самолета, набрасывает тезисы доклада к собранию, ждет сигнала на вылет.
Резкий вой сирены. Тоня молниеносно застегнула шлемофон, подхватила парашют, положила над приборной доской планшет с недописанным докладом и моментально оказалась в кабине, машинально покусывая стебель белоснежной ромашки. Ободряюще улыбнулась своему механику, тот показал оттопыренный большой палец, дескать, не волнуйся, машина в порядке, не подведет, погода летная, все будет хорошо.
Четверка Яков во главе с командиром звена Героем Советского Союза Г.Гуськовым на базу не вернулась…
Долго, до самой темноты ждали их товарищи, но тщетно. На следующий день полковой писарь напишет их родным, в том числе и родителям Антонины Лебедевой: «17 июля 1943 года … верная воинской присяге, проявив героизм и мужество, не вернулась с боевого задания…»
39 лет надеялись родные Антонины: может, жива?! 39 лет стояла ее заправленная кровать, без слов говорящая о их тоске, душевных муках…
Несколько лет назад в Москве на торжественном собрании, посвященном Дню Советской Армии, ко мне в перерыве подошла женщина и представилась:
— Жулева Мария Васильевна.
Я вопросительно глядела на нее и лихорадочно вспоминала: где видела эти глаза, улыбку, миловидное лицо, обрамленное темными волосами. Почему-то казалось, что этому облику не хватает косичек. И вдруг я вспомнила — Тоня Лебедева. Мне о ней рассказывала и показывала ее портрет Валя Неминущая.
Но почему Мария Жулева?
В ответ на мой вопросительный взгляд Мария Васильевна пояснила:
— Я младшая сестра Антонины Лебедевой, погибшей во время войны на Орловщине. Знаю, что Вы собираете материал, пишете о девушках-летчицах, воевавших наравне с мужчинами. Тоня 39 лет была незаслуженно в безвестности. Напишите о ней.
Начался кропотливый сбор материалов. Воспоминания Марии — сестры Тони, Вали Неминущей, газетные выдержки, статьи в журналах, наконец, поездка на место захоронения Антонины в район села Бетово Волховского района Орловской области…
Постепенно перед моим взором вырисовывался облик простой милой русской девушки-пилота, крылья которой — Отчизна.
Родилась Тоня в марте 1916 года на станции Бакунино Калининской области. Семья была большая: три девочки и два мальчика.
Дети росли дружными, много помогали матери, особенно когда жили в деревне. Заготавливали дрова, бегали в лес по грибы и ягоды, работали в огороде. В свободное время играли. С утра до вечера раздавались за околицей звонкие детские голоса.
Однажды в небе над Бакунино появился самолет. Летел он так низко, что в кабине была видна голова летчика в кожаном шлемофоне и огромных очках. Ребятишки в восторге от еще не виданной ими огромной птицы закричали, замахали руками. Летчик заметил детей, качнув машину с крыла на крыло, полетел в сторону леса и вскоре скрылся за кромкой деревьев.
Дети же, как зачарованные, долго бежали вслед, а когда, запыхавшись, остановились, малышка Тоня вдруг заявила:
— Я тоже буду летать…
Прошли годы. Лебедевы переехали в Москву, дети закончили школу, начали работать, но первой своей встречи с самолетом не забыли. Старший брат становится летчиком, младшие сестры, Тоня и Маша, — курсанты аэроклуба имени Ф.Э.Дзержинского.
1938 год. Тоня закончила школу пилотов без отрыва от производства и учебы на заочном отделении биологического факультета МГУ. В 21 год она летчик-инструктор Центрального аэроклуба имени В.Чкалова.
На одной из своих фотокарточек она пишет любимое четверостишие из стихотворения А.Н.Выйкова:
Я летчик, я девушка-летчик,
Сбылась золотая мечта.
Летать! Среди дня, среди ночи.
Пространство, как книгу, листать…
Летная работа, учеба, общественные, партийные поручения (к 1941 году Тоня кандидат в члены КПСС) целиком захватывают ее.
Перед Антониной на ближайшие годы ясная цель — стать профессиональным летчиком, успешно окончить МГУ. Но война перечеркнула все ее планы — нужно защищать Родину.
В октябре 1941 года Тоня уходит добровольцем в соединение Марины Расковой. Проходит переподготовку, учится летать на новых истребителях Як-1, Як-7Б, охраняет с подругами небо Саратова.
10 сентября 1942 года авиационная эскадрилья 586 иап вылетает под Сталинград. Вместе с Блиновой, Нечаевой, Шаховой и другими летчицами летит и Антонина Лебедева.
Клавдия Блинова (по мужу Кудленко), подруга Тони в военные годы, рассказывала, что им не понравилось новое место службы: не дают воевать, придерживают, поручают неопасные задания, одним словом, опекают, берегут.
Как-то, находясь в увольнении, Клава с Тоней зашли в инспекцию ВВС, пожаловались, что у них нет возможности проявить себя.
— Что ж, вижу, девчата вы боевые, — сказал генерал. — Я как раз формирую истребительную авиадивизию, так что попробую и вас включить.
И подруг переводят в 65-й гвардейский истребительный авиаполк 1-го гвардейского авиакорпуса.
В первое время им было очень тяжело — воевать в небе наравне с мужчинами не так-то просто. Но потом научились. В результате успешного выполнения боевых заданий Антонина Васильевна Лебедева награждается медалью «За отвагу».
Вылеты «на свободную охоту», разведка, ежедневные схватки с врагом закаляли мужество, волю, укрепляли характер.
Парторг эскадрильи Лебедева была особенно внимательна к молодым летчикам, техникам, вооруженцам. Своей убежденностью в победе и беспощадностью к врагу она поднимала дух комсомольцев своей эскадрильи.
Перед последним своим боем Лебедева готовила тезисы доклада к предстоящему комсомольскому собранию, которое в тот день не состоялось…
Во второй половине дня 17 июля 1943 года командир 65-го гвардейского истребительного полка М.Н.Зворыгин приказывает прикрыть наземные войска в районе Хотынец-Знаменское:
— Очередную группу поведет Гуськов.
Садясь в кабину, лейтенант Гуськов, Герой Советского Союза, уроженец Орловщины, улыбнулся:
— Может, удастся на родную деревню с высоты посмотреть?!
Четверка истребителей стремительно взмыла в небо.
В районе Бетово — Вязово группу Гуськова атаковали 12 «фоккеров», а затем подошли еще 18. Четверо против 30! Но наши летчики не дрогнули, вступили с фашистами в неравный бой. Четверо советских соколов бились с 30 фашистскими стервятниками, эшелонированными по высоте.
Оставалось одно — драться до полной выработки горючего и до последнего боеприпаса. В неравном бою погибли комсомольцы Пономарев, Альбинович, парторг эскадрильи Антонина Лебедева, Герой Советского Союза Гуськов. Никто из них не покинул поле боя…
Суровы законы войны. Воин будет считаться без вести пропавшим до тех пор, пока не будет установлено место его гибели, подтвержденное документами.
С каждым днем все новыми именами героев, когда-то считавшихся без вести пропавшими, пополняется летопись Великой Отечественной войны.
К сожалению, мы мало знаем о подвиге советских летчиков. Трассы их мужества пролегали высоко в небе, порою и смерть заставала их в небе, только изредка земля приоткрывает свои скорбные тайны о крылатых героях.
Через 15 лет было установлено место гибели Гуськова. А Тоня продолжала оставаться в неизвестности.
Комсомольцы, пионеры и школьники Орловщины, зная из истории своего края о жестоких воздушных боях над селами и городами, о беззаветном героизме и мужестве советских летчиков, решили разыскать безымянные места их гибели, установить имена, занесенные в списки пропавших без вести.
Была объявлена операция «Самолет». Начались тщательные поиски, встречи с местными жителями, раскопки… Следопыты отправились по всем предполагаемым местам гибели самолетов в Орловской области. Недалеко от села Бетово Волховского района близ деревни Вязники находилось одно из таких мест.
Николай Минашкин, участник операции «Самолет», рассказывал, как с помощью местных жителей нашли возможное место падения самолета. Сняли слой снега. Внизу лед. Начали ломами вгрызаться в мерзлую землю, углублять шурф. Работали до темноты. Утром пришли — в яме вода. Стали выбирать воду, углублять яму. Из грязи на глубине 1 м извлекли трубу бензопровода.
Дошли до 1,5 м — плывун не дает идти дальше, хотя лопаты ударяются о что-то массивное, металлическое. Значит, здесь самолет. Нужен экскаватор, но его нет.
Решили ждать тепла и готовиться к настоящей экспедиции с трактором, экскаватором.
Пришло лето. 8 июля 1982 года раскопки возобновились, а 16 июля экскаваторщик Юрий Яшкин добрался до крупных деталей самолета. Дрогнули сердца следопытов, когда они увидели останки погибшего, шлемофон с женскими косичками, планшет, блокнот агитатора, тезисы выступления перед комсомольцами, летную книжку. К сожалению, время стерло написанное, но было предположение, почти уверенность, что это останки Антонины Лебедевой, которая воевала здесь.
Вскоре экспертиза подтвердила правильность догадки — документы, тезисы к тому несостоявшемуся комсомольскому собранию принадлежали младшему лейтенанту Антонине Васильевне Лебедевой.
Захоронение состоялось 7 августа 1982 года у деревни Вязники.
Сотни людей — комсомольцы, пионеры, жители окрестных сел и городов, однополчане Тони, ветераны войны, Мария Васильевна Жулева — собрались на тоpжественно-траурный митинг, чтобы отдать дань памяти Антонине Лебедевой.
В почетном карауле застыли ветераны. А в высоком синем небе, словно салютуя отважной летчице, стрелой пронесся сверхзвуковой боевой истребитель.
Прошло время. Мы поддерживали связь с М.В.Жулевой. Я составила маршрут дороги к могиле Тони и однажды отправилась в путь.
Я очень много езжу, сама вожу машину, поэтому не обращала особенного внимания на места, которые проносились мимо. Главное, следить за дорогой.
К вечеру шоссе сменилось проселками, машину бросало из стороны в сторону, во все щели лезла пыль. Усталая, измотанная такой ездой, я все же продолжала путь, решив засветло доехать до деревни Вязники.
Наконец, впереди показалась небольшая деревня, состоящая из одного-двух десятков домов. Над каждым — телевизионная антенна. Вдоль улицы застыли телеграфные столбы. Школа. Деревня живет.
Недалеко от деревни яма, вокруг бревна, доски, глинистая земля — следы раскопок. Пожухлая трава окружает яму, заполненную доверху водой.
Над самой водой, словно в прощальном поклоне, склонились ромашки — солнышки, свидетели летных судеб.
Сердцем почувствовала, что это тот, последний след Антонины на земле, так долго хранившей тайну исчезновения летчицы.
Постояв в горестном молчании, отправляюсь на поиски могилы Тони.
Среди старых развесистых деревьев увидела братскую могилу — рядом с невысокой елочкой могильный холмик, забросанный цветами и обнесенный металлическим кружевом ограды, на которой висят аккуратно повязанные красные пионерские галстуки.
Небольшой обелиск. На бронеспинке самолета укреплен портрет улыбающейся Антонины в траурной рамке.
В этом скромном памятнике не все отвечает строгим законам искусства, но есть главное — дань памяти летчице-героине, ее боевым делам и жизни.
Стою, словно прикованная к обелиску, читаю короткую, как жизнь Тони, надпись:
Лебедева А.В. — летчик-истребитель 65-го гвардейского авиаполка, погибла смертью храбрых 17 июля 1943 года.
Чьей-то заботливой рукой к портрету прикреплены две ромашки, уже высохшие под ветрами и знойным солнцем.
Видимо, здесь побывал кто-то из однополчан, запомнивший Тоню, садившейся в самолет по сигналу тревоги с ромашкой в губах, которая улетит с девушкой в последний бой и вечность.
Быстро сгущались сумерки, на небе появилась звездная россыпь, от земли поднимался туман, касаясь меня холодящим крылом. Надо было отправляться в обратный путь, но так не хотелось… Обрывалась последняя нить надежды, что Тоня жива. Утешало единственное: кончилась горькая безвестность, начался героический полет в бессмертие.
По призыву комсомола в 1936 году и убеждению Тони младшая сестра Мария (ныне Мария Васильевна Жулева) тоже поступила в аэроклуб. Прыжки, полеты, послеполетный восторг, разговоры единомышленников, веселье и шутки — все это настолько увлекло молодую, энергичную и веселую выдумщицу Машеньку, что она забыла о запрете родителей (хватит, одна, мол, летает) и о том, что по настоянию отца должна стать врачом. Мария вечером работала в больнице или в яслях, а днем летала.
Так прошли два года. В сентябре 1938 года она с трепетом получила аттестат пилота с отличием из рук начальника аэроклуба Свердловского района Москвы. Ее портрет поместили на обложке журнала «Медицинский работник».
Самое удивительное, что и третья сестра, Аня, втайне от родителей тоже летала в аэроклубе. Она выбрала авиацию своей главной жизненной стезей — закончила радиотехнический факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского.
Тоня в это время уже возила пассажиров на самолетах гражданской авиации и работала тренером в аэроклубе.
Все планы сестер были прерваны войной…
Машенька, не закончив 2-й медицинский институт, ушла на фронт медсестрой, Аня уехала в строевую часть. О судьбе Антонины мы уже знаем и преклоняемся ей.
Источник: Попович М. Сестры Икара. — М.: Ритм, 1995. — 384 с.: ил.
Оставьте свой отзыв