Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиационное вооружение русской морской авиации в Первую мировую войну

Пушка, установленная на носу летающей лодки

Пушка, установленная на носу летающей лодки

К началу Первой мировой войны в отечественной морской авиации отсутствовали самолеты, в том числе гидросамолеты, на борту которых было бы установлено стрелково-пушечное вооружение. Это объяснялось как незначительным временем пребывания гидросамолетов и самолетов в составе российского военного флота, так и тем, что морское командование видело в них на тот момент в основном лишь дополнительное средство разведки – воздушную разведку.

К августу 1914 г. авиационное вооружение[1] имелось на нескольких четырехмоторных самолетах «Илья Муромец». На них устанавливались пулеметы типа «максим» или «льюис» калибром 7,62 мм, имевшие скорострельность до 400 выстрелов в минуту[2]. Один из таких самолетов к началу военных действий состоял на вооружении морской авиации (на Балтийском флоте), но он не имел вооружения. Впоследствии эта крылатая машина была уничтожена нашими авиаторами в самом начале войны при оставлении Либавы.

Самые значительные изменения в авиационном вооружении самолетов произошли уже непосредственно в ходе войны, что позволило значительно увеличить боевые возможности морской авиации. В ходе кампаний Первой мировой войны самолеты морской авиации оснащались прицелами, пулеметами и пушками. К установкам авиационного вооружения в то время относились: установки авиационного артиллерийского вооружения (УААВ); держатели авиационных средств поражения и бомбосбрасыватели.

Авиационные пулеметы закреплялись на турельных установках, составлявших основу УААВ. Самолеты морской авиации снабжались держателями АСП инженера Шкульника, бомбодержателями балочного типа капитана В.В. Орановского и держателем инженера Л.Д. Колпакова[3]. С помощью бомбосбрасывателей авиационные бомбы (АБ) освобождались от крепления, принимали вертикальное положение, а затем сбрасывались вниз.

К авиационному артиллерийскому оружию (ААО) относились:

  • авиационные пушки;
  • авиационные пулеметы;
  • стрелковое оружие летчика (летного экипажа).
Русский летчик и изобретатель В.В. Дыбовский

Русский летчик и изобретатель В.В. Дыбовский

«Мысль о вооружении летательных аппаратов пушками впервые стала обсуждаться на флоте в середине 1915 года и, хотя проблема носила весьма спорный характер, Морской Генеральный штаб счел необходимым инициировать проектирование автоматической или полуавтоматической 37-мм пушки с уменьшенной, за счет длины отката, силой отдачи и большими углами возвышения и снижения»[4].

Были и другие предложения. Например, устанавливать на гидросамолеты японские 47-мм короткоствольные пушки. Но из-за больших массо-габаритных характеристик от этого орудия пришлось отказаться. В итоге в конце лета 1916 г. были проведены первые испытания отечественных 37-мм пушек. Эксперименты проводились на Балтийском флоте (в Ревеле), и достигнутые результаты позволили Морскому генеральному штабу уже в сентябре принять окончательное решение о вооружении морских самолетов 37-мм авиационной пушкой.

По данным исследователя истории морской авиации А.О. Александрова, летом 1917 г. Балтийская воздушная дивизия располагала десятью 37-мм короткоствольными авиационными пушками, и столько же их имелось на Черном море[5]. В кампании 1917 г. несколько гидроаэропланов М-9 Балтийского и Черноморского флотов были оснащены 37-мм авиационной пушкой. Однако до массового оснащения летательных аппаратов морской авиации авиационными пушками дело не дошло[6].

Авиационные пулеметы начали устанавливаться на самолеты авиации флота только лишь со второй половины кампании 1915 г. В перечень этих пулеметов входили: отечественный – «максим», британские – «льюис Мк. 1» и «виккерс Мк. 1».

Стрелковое оружие в среде летчиков использовалось в качестве основного до осени 1915 г. К нему относились револьвер «наган», пистолет «маузер», трехлинейный карабин Мосина и автоматическое ружье «мадсен».

Авиационными средствами поражения морской авиации периода Первой мировой войны являлись:

  • авиационные бомбы;
  • боеприпасы ААО;
  • аэропланные стрелы.
Пулемет "Максим" установленный на гидроаэроплан

Пулемет "Максим" установленный на гидроаэроплан

Авиабомбы в морской авиации появились раньше, чем в авиации русской армии. Основным заказчиком авиационных боеприпасов для флота стал Морской технический комитет, а ведущим производителем – Севастопольские минные мастерские. Еще не была создана Эскадра воздушных кораблей[7], а на Балтийском флоте уже летал поплавковый вариант самолета «Илья Муромец», для которого представитель минного отдела Главного управления кораблестроения капитан 1 ранга Н.Н. Шрейбер разработал бомбы массой 1, 5 и 12 пудов[8]. Правда, скорая гибель единственного тяжелого поплавкового гидросамолета «Илья Муромец» «обрекла лежать крупнокалиберные бомбы “мертвым грузом”»[9] на складах морского ведомства целых два года.

Мелкокалиберные авиабомбы стали применяться морской авиацией с самого начала войны – уже в кампанию 1914 г. Номенклатура авиационных бомб различалась по назначению. В отечественной морской авиации использовались фугасные, осколочные авиационные бомбы и авиабомбы специального назначения (зажигательные, ориентирно-сигнальные («дымки»)). В годы войны морской авиацией применялись АБ весом 1, 5, 8, 10, 20, 25 и 50 фунтов, 1, 2 и 5 пудов. В качестве взрывчатого вещества в авиабомбах использовался тол, динамит, пикробензол, смесь динитробензола с пикриновой кислотой, мелинит и тротил. «Все авиабомбы отечественного производства снаряжались боевым зарядом в лабораториях морского ведомства. По принципу действия имевшиеся взрыватели можно разделить на ударные (с подвижным или неподвижным ударником), гидростатические, часовые (с замедлением) и комбинированные (ударно-гидростатические). Корпуса бомб изготовляли из жести, листового железа, чугуна и даже из алюминия»[10].

37-мм пушка Обуховского завода на гидросамолете М-9

37-мм пушка Обуховского завода на гидросамолете М-9

К фугасным относились бомба капитана 1 ранга Н.Н. Шрейбера, авиабомба конструкции мастера Севастопольского порта Я. Михайлова и лейтенанта В.В. Утгофа, бомба капитана В.В. Орановского, гидростатическая (глубинная) бомба старшего лейтенанта Л.И. Бошняка, бомба «двойного действия» заводов «Динамо» и «Виганд», бомба «двойного действия» (каплевидная, с чугунной головной частью) капитана 1 ранга Н.Н. Шрейбера.

Отечественной морской авиацией при ведении боевых действий использовались осколочные бомбы капитана В.В. Орановского, шрапнельная бомба разработки Е.Б. Крыльцова и зажигательные бомбы штабс-капитана Л.А. Липпинга и конструктора В.А. Слесарева, бомба полковника Яковлева, бомба «Аллимих» и зажигательная бомба британского производства «Бэби». Среди ориентирно-сигнальных средств авиации («дымков») использовались «дымки» системы Робанова, системы Файвишевича и «сигнальные огни» прапорщика Голуба[11].

В качестве боеприпасов ААО использовались в основном 7,62-, 7,63- и 7,7-мм патроны. Аэропланные стрелы, к которым относились изготовляемые в Кронштадте свинцовые и стальные стрелы («гвозди»), применялись морской авиацией в годы войны в очень ограниченном количестве.

Несмотря на отечественный приоритет в разработке теории применения мин с гидроаэропланов, в ходе войны специальные авиационные мины в России разработаны не были, и применение минного оружия с самолетов в российском военном флоте не осуществлялось. При этом морское ведомство неоднократно поднимало вопрос о создании специального авиационного минного вооружения, но решение вопроса в практическую плоскость переведено так и не было по причине отказа в финансировании этих работ.

Германия в этом вопросе в годы войны значительно продвинулась вперед и имела реальные практические успехи в деле освоения авиационных мин. «Летом 1917 года немецкие самолеты поставили минное заграждение в Рижском заливе. В России в то время существовали только проекты подобных систем. Можно назвать, например, проект якорной мины Ковалевского для беспарашютного сбрасывания с малых высот, предложенный в 1916 году»[12].

Пулемет "Льюис"В 1916 г. в России начали предприниматься попытки использовать с морских самолетов торпедное оружие. Для этой цели была сконструирована и построена специальная двухмоторная машина ГАСН, представлявшая собой первый в мире самолет-торпедоносец. На него возлагались доставка торпеды в заданную точку водной акватории и сброс ее в направлении вражеского корабля. Первые испытательные полеты самолета ГАСН в августе 1917 г. выполнил старший лейтенант А.Е. Грузинов. В них был выявлен ряд конструктивно-производственных недостатков, которые не позволили довести эту крылатую машину «до ума» и поставить на вооружение морской авиации. Приобрести боевой опыт торпедометания по вражеским целям отечественным авиаторам флота в период Первой мировой войны не удалось.

В годы войны самолеты и гидросамолеты морской авиации оснащались и соответствующим бортовым оборудованием, к которому относились простейшие навигационные приборы (компаса и т. д.), стрелковые прицелы, радиостанции. Что касается радиостанций, то их применение было единичным, и массового характера оснащение ими морских летательных аппаратов в годы войны не получило. Стрелковые прицелы являлись одним из слабых мест отечественного авиастроения. В войну они прошли путь от примитивного механического прицела, через кольцевой механический, к оптическим телескопическим и коллиматорным прицелам[13]. В большей степени на эффективность воздушной стрельбы истребителя оказал влияние именно коллиматорный прицел, позволявший вести более прицельную стрельбу по самолетам противника, чем остальные прицелы.

В конце 1915 г. лейтенант В.В. Дыбовский изобрел и изготовил оригинальное приспособление для стрельбы из неподвижного пулемета через винт — синхронизатор. «Чтобы согласовать количество выпускаемых в минуту пуль с числом оборотов винта, изобретатель установил на коленчатом валу двигателя кулачковые шайбы, которые нажимали через систему передач на спусковой механизм пулемета в тот момент, когда лопасть винта уже проходила осевую линию канала пулемета»[14]. К сожалению, в отечественной морской авиации данный синхронизатор не использовался.

Таким образом, на протяжении всей Первой мировой войны происходило оснащение самолетов отечественной морской авиации установками авиационного вооружения и авиационным артиллерийским оружием, а также осуществлялось усовершенствование авиационных средств поражения.

Развитие авиационного вооружения предопределило и появление в кампании 1917 г. в морской авиации России и двух родов авиации: разведывательно-бомбардировочной (РБА) и истребительной (ИА).

По состоянию на 1 декабря 1917 г. разведывательно-бомбардировочная авиация составляла 90,1 %, а истребительная авиация – 9,9 % от общего количества авиационного парка Балтийского и Черноморского флотов[15].

В итоге проводимые в годы Первой мировой войны мероприятия по приданию летательным аппаратам тяжелее воздуха российского военного флота функций ударного воздушного средства позволили определить дальнейшие перспективы развития отечественной морской авиации как одного из основных родов сил Военно-морского флота.

В.Л. Герасимов

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Авиационное вооружение – совокупность установок авиационного вооружения (УАВ), авиационного артиллерийского оружия (ААО) и авиационных средств поражения (АСП). []
  2. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. – октябрь 1917). 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986. С. 130. []
  3. там же. С. 153, 156. []
  4. Александров А.О. Первые пушки русской морской авиации // Цитадель. 1996. № 2. С. 79. []
  5. там же. С. 82, 83. []
  6. Кроме 37-мм короткоствольной отечественной пушки, в морскую авиацию поступали авиапушки «Гочкис» и «Эрликон». []
  7. Эскадра воздушных кораблей – первое в мире авиационное соединение тяжелых бомбардировщиков. Создано в России 23 декабря 1914 г. в соответствии с «Положением об организации Эскадры воздушных кораблей “Илья Муромец”». []
  8. 1 пуд = 40 фунтов; 1 фунт = 0,409512 кг. []
  9. Пырьев Е.В., Резниченко С.Н. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912–1945 гг. М., 2001. С. 62, 63. []
  10. Александров А.О. Победы. Потери… Задачи, подразделения, начальствующий состав, летательные аппараты и вооружение морской авиации и воздухоплавания России, а также список побед и потерь с 1894-го по 1920 г. СПб., 2000. С. 115. []
  11. Пырьев Е.В., Резниченко С.Н. Указ. соч. С. 31, 108, 123, 125; Александров А.О. Победы. Потери… С. 116, 117. []
  12. Егоров В., Котельников В. Первые отечественные авиационные мины // ФлотоМастер. 2003. № 5. С. 16. []
  13. Дузь П.Д. Указ. соч. С. 141, 142. []
  14. Там же. С. 134, 135. []
  15. Герасимов В.Л. История создания отечественной морской авиации (1910– 1917 гг.): Монография. Смоленск: РИЦ «Геростеп», 2007. С. 156. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image