Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация Амурской Краснознамённой военной флотилии

2 апреля 1905 г. был сформирован Отдельный отряд судов Сибирской военной флотилии. 28 ноября 1908 г. этот отряд преобразуется в Амурскую речную флотилию, таким образом, став первым постоянно действующим таким объединением в России. Главная база флотилии — Осиповский затон у Хабаровска.

С февраля 1918 г. флотилия входит в составе РККФ. Но уже в сентябре того же года интервенты захватили базу и корабли флотилии.

Весной 1920 г., после освобождения ряда районов Дальнего Востока, в Осиповском затоне началось восстановление флотилии в составе Народно-революционной армии Дальневосточной республики (ДВР). После захвата японскими интервентами Хабаровска, в мае 1920 г. базу флотилии перевели в Благовещенск.

С апреля 1921 г. флотилия подчинялась штабу Морских Сил ДВР.

6 сентября 1926 г., после упразднения Морских Сил Дальневосточной Республики, флотилия была непосредственно подчинена начальнику Военно-Морских Сил РККА.

Советские гидросамолеты29 сентября 1927 г. Амурская флотилия была переименована в Дальневосточную военную флотилию.

В 1926-1932 гг. она оставалась единственным военно-морским объединением на Дальнем Востоке, так как, по договору между Японией и Россией, последней запрещалось иметь военные силы на море.

Авиационная составляющая ДВФ формироваться всего лишь на 7 лет позже, чем на Балтике и Чёрном море. Уже к 1 октября 1928 г. в составе ДВФ в Хабаровске была сформирована первая лётная часть — 68-й отдельный речной гидроавиаотряд, вооружённый 14 самолётами МР-1. Основным назначением отряда были воздушная разведка и патрулирование речной границы с Китаем, а в последующем — с марионеточным государством Маньчжоу-Го.

В том же году на р. Уссури была сформирована ещё одна авиационная часть — 69-й отдельный речной гидроавиаотряд, вооружённый самолётами Б-62бис (позднее МБР-2), базирующийся в г. Хабаровск. Таким образом, силами авиации перекрывалась с воздуха практически вся речная граница по Амуру и Уссури.

Всего лишь через год после своего формирования, в октябре 1929 г. 68-й ОРЕЧГАО принял участие в вооружённом конфликте на Китайско-Восточной железной дороге. За мужество и героизм, проявленные в боях с белокитайцами, флотилия была награждена орденом Красного Знамени, а ряд лётчиков отряда удостоен правительственных наградам.

27 июня 1931 г. Дальневосточная Краснознамённая военная флотилия была переименована в Амурскую Краснознамённую военную флотилию.

В 1933-34гг. 68-й ОРЕЧГАО был передан Погранвойскам ОГПУ, а вместо него АмВФ пополнилась 110-й авиационной бригадой, переданной на Дальний Восток из ВВС Северо-Кавказского военного округа. На вооружении эскадрилий бригады состояли, в основном, летающие лодки «Савойя» S-62. С этого времени можно говорить о создании на флотилии полноценных военно-воздушных сил.

На основании приказа НКО №0058 от 08.08.1935 г. Краснознамённая АмВФ в оперативном отношении была подчинена командующему ОКДВА. Соответственно, авиация флотилии стала замыкаться на помощника командующего ОКДВА по авиации.

Кроме частей ВВС РККА, во второй половине 1930-х гг. на Амуре, в Хабаровске, базировался 7-й отдельный авиационный отряд морпогранохраны НКВД, вооружённый самолётами МБР-2.

В 1937-1938 гг. в составе Нижнеамурского (104-го) укреплённого района ОКДВА имелось 12-е отдельное авиационное звено связи, дислоцирующееся в Николаевске-на-Амуре. В последующем оно было передано в состав АмВФ. В это же время в составе Де-Кастринского (103-го) укреп-района имелось 5-е отдельное авиазвено волнового управления, с базированием в Де-Кастри. Это звено в 1939 г. также было передано в подчинение командующему АмВФ.

В мае 1938 г., на базе эскадрилий 110-й авиабригады, в составе АмВФ был сформирован 117-й морской авиационный полк пятиэскадрильного состава, вооружённый самолётами МБР-2. Полк базировался на гидроаэр. Красная Речка в г. Хабаровске. Кроме того, входившая ранее в 110-ю авиабригаду 14-я ИАЭ стала самостоятельной отдельной авиационной частью, базирующейся на аэр. Разъезд Красицкий. На её вооружении состояли истребители И-15бис иИ-16.

В июле 1938 г. в составе АмВФ, на базе 55-го ОМРАО была сформирована 55-я морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья на самолётах МБР-2, которая к лету 1941 г. передаётся в состав ВВС СТОФ.

К началу войны в составе ВВС АмВФ числилось уже 107 самолётов различных типов, основную часть которых составляли летающие лодки МБР-2.

В течение всей войны основными задачами Авиации АмВФ были воздушная разведка в приграничной полосе, пресечение возможных провокаций с сопредельной стороны и подготовка лётного состава для ВВС воюющих флотов.

Осенью 1941 г. на западе, в составе ВВС флотов была проведена реорганизация лётных частей, которые из пятиэскадрильных были переформированы в трёхэскадрильные. На Дальнем Востоке этот процесс произошел несколько позже — весной 1942 г. Кроме того, если Балтийские, Черноморские и Северные полки переформировывались в результате естественной убыли самолётов и лётчиков в воздушных боях, то «лишние» эскадрильи частей ВВС ВМФ на Востоке обращались на формирование новых лётных частей.

Так, в мае 1942 г. в составе Авиации АмВФ была сформирована 4-я морская авиационная бригада. В неё вошли 117-й МАП и вновь сформированный 114-й МАП. Местом дислокации бригады с конца 1942 г. стало с. Софийское-на-Амуре. Тогда же на базе 14-й ОИАЭ был развёрнут 45-й истребительный авиационный полк, также вошедший в 4-ю МАБ.

Однако к началу 1943 г. 4-я МАБ и входящий в её соста: 114-й МАП были расформированы, 117-й МАП передан : состав ВВС СТОФ, а 45-й ИАП стал отдельным полком.

В 1943-1944 г. в составе АмВФ были сформированы еще две авиационные части: 10-е отдельное авиазвено связи, 11-й отдельный корректировочный авиаотряд (к весне 194 г. они были переформированы в 10-е ОАОСВ и 11-1 ОКОРАЭ соответственно).

Всего на 1 июля 1945 г. в составе ВВС флотилии насчитывалось свыше 75 самолётов, в том числе: ЛаГГ-3 — 27, Як-— 10, Ил-2 — 8, И-153 — 13, И-16 — 7, СБ — 1, По-2 — С МБР-2 — 3, Як-7в — 2, С-2 — 1. Кроме них, имелось некоторое количество самолётов Р-5, которые, хотя и устарел] давно, но всё равно продолжали использоваться для связи наблюдения.

В конце 1944 г. в составе АмВФ началась формировать ся 15-я смешанная авиационная дивизия. Местом её дислокации стало с. Софийское-на-Амуре. Формирование е было завершено летом 1945 г.

В начале августа 1945 г. 15-я САД из АмВФ была переда на в состав ВВС СТОФ. В дивизию вошли 117-й МРАП : вновь сформированные 58-й и 59-й ИАП.

К началу войны с Японией в составе Авиации флотилии остались 45-й ОИАП, 11-я ОБУККОРАЭ и 10-й ОАОСВ.

Об участии в боевых действиях против Японии авиационных частей АмВФ информация очень отрывочная. Имеются данные, требующие проверки, что лётчиками-истребителями АмВФ 18 августа 1945 г. было уничтожено 3 японских самолёта «Кавасаки» Ki-61 «Хиен» (что вызывает большие сомнения, так как этот истребитель, в основном, использовался для решения задач ПВО в метрополии).

Во второй половине 1947 г. 45-й ОИАП был расформирован, а на базе 11-го ОБУКОРАЭ и 10-го ОАЗСВ формируется 124-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, которую в 1948 г. свернули в 260-е отдельное авиационное звено связи.

В 1948 г. Авиация Краснознамённой АмВФ, как и все воздушные силы других флотилий, была расформирован; Её личный состав и авиационная техника были обращены на укомплектование авиационных частей ВВС СТОФ ТОФ. (Однако в архивных записях встречаются упоминания об авиационных частях в составе АмВФ и после 1948. В частности, 260-е ОАЗСВ существовало еще в 1950 г. Кроме того, в составе 29-й ВА ПримВО (бывшей 10-й ВА 2-ОКА) в середине 1950-х гг. на Амуре имелись 63-я и 202-отдельные авиационные эскадрильи, вооружённые летающими лодками. Эти части также были обращены в 1957 г. на укомплектование частей 10-го АК ВВС ТОФ.

Состав Авиации Дальневосточной военной флотилии в 1928-1933 гг.

68-й ОРЕЧГАО (Хабаровск); 69-й ОРЕЧГАО (Бочкарёво).

Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии в 1935-1938 гг.

110-я АБ (Красная Речка, Хабаровск): 9-я МАЭ, 10-МЛБАЭ, 11-я МЛБАЭ, 12-я МЛБАЭ, 14-я ИАЭ, 16-я МАГ! 69-й ОРЕЧГАО.

Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии в 1941 г.

Командование флотилии — Хабаровск[1];

117-й МАП (Хабаровск);

14-я ОИАЭ (Разъезд Красицкий).

Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии в июле 1942 г.

Командование флотилии — Хабаровск; 4-я МАБ: 114-й МАП, 117-й МАП (Хабаровск/Софийское-на-Амуре), 45-й ИАП (Разъезд Красицкий).

Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии в июле 1945 г.

Командование флотилии — Хабаровск; 15-я САД[2]: 58-й ИАП (Софийское-на-Амуре), 59-й ИАП (Николаевск-на-Амуре), 117-й МАП;

45-й ОИАП (Корсаково); 11-я ОКОРАЭ (Корсаково); 10-е ОАОСВ (Корсаково).

Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии в 1948-1950 гг.

124-я ОСАЭ — с августа 1947 г. по июнь 1948 г.; 260-е ОАЗСВ с июня 1948 г. — 1950 г.

Источник:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Хотя в популярной литературе встречается термин «ВВС Амурской флотилии», авторам не удалось найти свидетельства о существовании управления ВВС АмВФ. Наиболее вероятно, что при штабе ВВС ОКДВА имелся отдел, ведающий морскими вопросами. []
  2. Дивизия начала формироваться в конце 1944 г. в составе АмВФ, но к началу войны с Японией была передана в состав ВВС СТОФ. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на «“Авиация Амурской Краснознамённой военной флотилии”»

  1. Ринат:

    А сейчас на Амуре есть какие-то авиабазы и самолёты, или нет?

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image