Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

МБР-2

Фото одномоторной летающей лодки МБР-2

Фото одномоторной летающей лодки МБР-2

Одномоторная летающая лодка МБР-2 (Морской ближний разведчик) представляла собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Двигатель с толкающим винтом установлен на стойках над центропланом. Проектирование велось под руководством Г.М. Бериева в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) при заводе № 39 с 1931 г. Первоначально самолет обозначался ЦКБ-25. В качестве силовой установки предполагалось применить считавшийся перспективным двигатель М-27, но в конце 1931 г. стало ясно, что он серийно выпускаться не будет. Поэтому прототип оборудовали 12-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения BMW VIE 7,3 (500 л.с), а для серийных машин выбрали его копию, выпускавшуюся в СССР по лицензии, — М-17.

Прототип ЦКБ-25 впервые поднялся в воздух 3 мая 1932 г. Результаты испытаний были вполне удовлетворительны, но из-за противодействия со стороны авиаконструктора А.Н. Туполева, «продвигавшего» свой гидросамолет МДР-2, решение о принятии на вооружение ЦКБ-25 откладывалось. Бериеву предложили даже переделать свою машину в пассажирский вариант, рассчитывая, что его удастся легче внедрить в серию. Но в первой половине 1933 г. отношение к гидросамолету поменялось, и в августе 1933 г. МБР-2 принимают на вооружение.

Серийный выпуск МБР-2 осуществлялся на заводе № 31 в Таганроге. Первая машина была готова в июле 1934 г. Пик выпуска пришелся на 1937 и 1938 гг. (соответственно 360 и 364 единицы). Производство прекратилось во второй половине 1940 г. В общей сложности изготовлено 1365 МБР-2. Таким образом, эта летающая лодка стала самым массовым гидросамолетом советского производства.

Основные модификации МБР-2

  • МБР-2-М-17 — мотор М-17 или М-176 (мощностью 500 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета ДА в спаренных установках на носовой и верхней турелях (последняя могла выполняться закрытой). Под крылом возможна подвеска бомб общей массой до 500 кг. Экипаж — 3 чел. До 1936 г. выпущено около 300 единиц.
  • МБР-2-М-34 — 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-34Н или (на большинстве) АМ-34НБ (750 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета ШКАС на носовой и верхней турелях. Бомбовая нагрузка и состав экипажа соответствуют МБР-2-М-17. Изменена форма киля, усовершенствовано радиооборудование.
  • МБР-2ВУ — самолет-водитель радиоуправляемых торпедных катеров (катеров «волнового управления»). Оборудовался аппаратурой «Спрут», а с 1938 г. — «Вольт-Р». Экипаж — 5 чел. Строился как на базе МБР-2-М-17, так и МБР-2-М-34.
  • МП-1 — пассажирский вариант. Вместимость — 2 летчика и 6 пассажиров. Выпускались варианты МП-1 с М-176, МП-1бис с АМ-34Б, а снятые с вооружения МБР-2-М-17 переоборудовались в грузовые МП-1T (грузоподъемность 500 кг).

Пассажирская модификация МП-1 на Черном море

Пассажирская модификация МП-1 на Черном море.

Лётно-технические характеристики летающей лодки МБР-2-М-17

  • Двигатель: М-176
  • мощность, л.с.: 450
  • Размах крыла, м: 19,00
  • Длина фюзеляжа, м.: 13,58
  • Высота самолета, м.: 5,36
  • Площадь крыла, кв. м.: 44,00
  • Масса, кг, максимальная взлетная 3630
  • Скорость, км/ч: максимальная у земли: 215
  • Практический потолок, м.: 5100
  • Дальность полета, км.: 960

Боевое использование МБР-2 в годы войны

МБР-2 на лыжном шасси

Фото гидросамолета МБР-2 на лыжном шасси

Поставки МБР-2 в строевые части начались во второй половине 1934 г. В первую очередь ими комплектовались эскадрильи Черноморского и Балтийского флотов, в 1935 г. они начали поступать на Дальний Восток, в 1937 г. — на Север. Перевооружение частей гидроавиации новыми машинами на Балтике и Черном море завершилось в 1937 г., на Тихоокеанском флоте и Амурской флотилии — в 1938 г. В 1939 г. МБР-2 вооружили части авиации пограничных войск НКВД.

В июле-августе 1938 г. МБР-2 Тихоокеанского флота принимали участие в обеспечении боевых действий у озера Хасан. Они вели разведку в Японском море, на подступах к Владивостоку и Посьету. Боевых столкновений с противником зафиксировано не было.

Активное участие МБР-2 приняли в советско-финской войне. К её началу в ноябре 1939 г. ВВС Балтийского флота располагали 124 гидросамолетами (114 исправных). В течение всей войны МБР-2 вели разведку устья Финского залива и северной части Балтийского моря, привлекались для борьбы с финским судоходством и бомбовым ударам по наземным объектам, а также для поисково-спасательных операций. Большинство МБР-2 были поставлены на лыжи и действовали с сухопутных аэродромов. Помимо балтийских гидросамолетов, в войне приняли участие МБР-2 118-го отдельного разведывательного авиаполка (ОРАП) Северного флота. Они вели разведку коммуникаций противника, а также побережья Баренцева моря, обеспечивали переброску войск морем из Петсамо. Боевые потери Балтийского флота составили в ту войну 12 МБР-2, а Северный флот потерял 14 — но по небоевым причинам (самолеты из-за халатности механиков сгорели в ангаре).

Самое активное участие гидропланы МБР-2 приняли в Великой отечественной войне. В течение всей войны они являлись основным типом гидросамолетов советской морской авиации. В частности, ВВС Северного флота к началу войны располагали 49 МБР-2 в составе 118-го ОРАП и 49-й отдельной эскадрильи. В первые недели войны они бомбили немецкие войска, наступавшие с территории Норвегии, пытались атаковать немецкие эсминцы, совершавшие набеговые операции на советские прибережные коммуникации. В дальнейшем МБР-2 привлекались к ночным налетам на вражеские порты и противолодочного патрулирования (в частности, 4 сентября 1941 г. самолеты 49-й эскадрильи повредили подводную лодку U752). С началом проводок в северные порты конвоев МБР-2 активно участвовали в их обеспечении. Время от времени они выполняли и другие задачи — например, в ночь на 25 января 1943 г. гидросамолеты 118-го ОРАП осуществили налет на Киркенес, совершив 22 самолетовылета. В 1944 г. на смену МБР-2 на Севере начали поступать американские гидросамолёты — «Каталины», но старые «амбарчики», как их прозвали морские лётчики, продолжали активно применяться на Белом море, ведя ледовую разведку, проводя конвои, осуществляя поиск субмарин. К июню 1944 г. в составе Беломорской военной флотилии числилось 33 МБР-2.

На Балтике к началу Великой Отечественной войны находился 151 МБР-2 в составе 15-го морского разведывательного полка (МРАП) и шести отдельных эскадрилий (ОМ-РАЭ). С первых дней войны их основной задачей стала поддержка наземных частей. В частности, самолеты 43-й ОМРАЭ 22-23 июня выполнили более 100 вылетов на поддержку войск, оборонявших Либаву, а до 30 июня машины этой и 41-й эскадрилий участвовали в обороне Риги. Самолеты 15-го МРАП с начала июля наносили удары по колоннам 4-й танковой группы вермахта (в общей сложности в июле—августе полк выполнил более 300 вылетов на поддержку сухопутных войск). В отличие от Севера, над Балтикой активно действовали вражеские истребители. Тихоходные МБР-2 несли существенные потери, поэтому 20 июля 1941 г. было дано указание применять их только в качестве ночных бомбардировщиков. В августе для обороны Таллинна привлекли 44-ю ОМРАЭ. МБР-2 15-й и 81-й эскадрилий участвовали в обороне островов Моонзундского архипелага. К началу сентября 1941 г. ВВС Балтийского флота потеряли примерно 2/3 имевшихся МБР-2 — в строю осталось только 56 самолетов этого типа.

В последующем балтийские МБР-2 систематически привлекались к ночным ударам по аэродромам противника: в течение всей ночи аэродром бомбили одиночные самолеты, подходившие с интервалами 15—30 минут. Такие удары не только изматывали немцев, но иногда приводили и к чувствительным потерям. Из 1534 вылетов, совершенных ВВС Балтийского флота против аэродромов противника за всю войну, на долю МБР-2 приходится 678.

Техническое обслуживание моторной установки гидросамолета МБР-2

Техническое обслуживание моторной установки гидросамолета МБР-2.

В течение всей блокады Ленинграда МБР-2 совершали ночные налеты на немецкие прифронтовые коммуникации, бомбя железнодорожные станции и эшелоны. Другой важной задачей для летающих лодок стала борьба с дальнобойной артиллерией, обстреливавшей город. По ночам МБР-2 барражировали над вражескими огневыми позициями и сбрасывали бомбы, ориентируясь на вспышки орудийных выстрелов. С января по март 1942 г. МБР-2 привлекались для снабжения отрядов морской пехоты, занявших острова Гогланд и Большой Тютерс.

Летом-осенью 1943 г. МБР-2 приняли участие в налетах на вражеские корабли в Финском заливе. 21 августа у о. Сомерс 7 МБР-2 из 58-й ОМРАЭ совместно с четверкой штурмовиков Ил-2 потопили катера-заградители КМ6 и КМ30, а также тяжело повредили КМ.28. 12 сентября «амбарчики» из той же эскадрильи потопили тяжелую плавучую батарею SAT27 «Вест». Эти успехи стали завершающими в карьере МБР-2 на Балтике. К 1944 г. их активное применение на этом театре военных действий прекратилось.

На Черноморском флоте к началу войны находилось 139 МБР-2 в составе 119-го МРАП и пяти отдельных эскадрилий. Такие самолеты имела и дислоцировавшаяся под Одессой 7-я эскадрилья погранвойск НКВД. Первой боевой задачей МБР-2 авиации Черноморского флота стало обеспечение минных постановок на подходах к Севастополю и другим портам 23-27 июня 1941 г. Попытки вести с помощью МБР-2 разведку западной части Черного моря показали полную неспособность этих машин действовать днем. Например, 18 июля были сбиты все 9 «амбарчиков», отправленных на разведку румынского побережья. С начала июля МБР-2 привлекались к действиям против вражеского судоходства в дельте Дуная. В частности, 9 июля самолеты 119-го МРАП совместно с бомбардировщиками СБ повредили речные пароходы «Измаил» и «Принципал Карл».

После выхода Вермахта к Перекопу основная часть авиации Черноморского флота передислоцировалась на крымские аэродромы и приступила к действиям по наземным целям. С целью поддержки сухопутных войск 14 сентября была создана Фрайдорфская авиагруппа, в состав которой вошли, в частности, 119-й МРАП и 82-я ОМРАЭ — их МБР-2 базировались на оз. Донузлав.

Помимо поддержки сухопутных войск, летающие лодки МБР-2 привлекались и для прикрытия в море крупных боевых кораблей. Например, 13 сентября 1941 г. они обеспечивали переход из Севастополя в Одессу вспомогательного крейсера «Микоян», а 19 сентября корректировали огонь крейсера «Ворошилов» по вражеским позициям в районе Скадовска.

С выходом немецких войск к Севастополю большинство частей ВВС Черноморского флота перебазировали на Таманский полуостров, а для обороны главной базы флота организовали 3-ю Севастопольскую авиагруппу. Наряду с другими частями в её состав вошли 16-я и 64-я ОМРАЭ (26 МБР-2), базировавшиеся в бухтах Матюшенко и Голландия. Эти машины по ночам бомбили передовые позиции противника, железнодорожную линию, но особое внимание уделялось аэродромам Саки и Сарабуз. Например, в апреле 1942 г. морская авиация бомбила Сакский аэродром 12 ночей подряд, уничтожив около 20 вражеских самолетов ценой потери одного МБР-2. К началу июня 1942 г. в Севастопольской авиагруппе оставалось 13 МБР-2.

119-й МРАП и 82-я ОМРАЭ, базируясь в Геленджике, участвовали в прикрытии кораблей и судов, совершавших рейсы между Севастополем и портами Кавказа. В августе—сентябре 1942 г. МБР-2 входили в состав морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района, нанося удары по войскам противника и занятому немцами аэродрому Анапа.

Появление в конце 1942 г. на Черном море немецких подлодок, начавших походы к Кавказскому побережью, потребовало выделения трех эскадрилий МБР-2 для решения исключительно задач противолодочной обороны: 18-й в Геленджике, 60-й в Туапсе и 82-й на озере Палеостоми у Пота. Помимо сопровождения конвоев на переходах, их гидросамолеты патрулировали 40-мильную прибрежную зону. МБР-2 вылетали на поиск вражеских субмарин вплоть до окончания боевых действий на Черном море, однако, несмотря на многочисленные рапорты об обнаружении и атаке подлодок, ни одну из них уничтожить так и не удалось. Более успешными были действия против надводных целей. Так, 20 июля 1942 г. при налете 15 МБР-2 и 5 СБ на Мариуполь были потоплены сторожевой катер и плавучий док. Ещё один сторожевой катер стал жертвой МБР-2 в ночь на 22 июля. 26 сентября самолеты 119-го МРАП совместно с бомбардировщиками ДБ-3 и СБ потопили у Керчи пароход «Наунбург», а 28 октября 18 МБР-2 119-го полка отправили на дно в бухте Сенной лихтер.

В 1943 г. активизировались действия МБР-2 против вражеских торпедных катеров. Регулярные патрульные полеты, осуществляемые в вечернее и ночное время, позволили существенно уменьшить угрозу, исходящую от «шнелльботов». 20 апреля 1943 г. при ночном налете на Анапу МБР-2 из 119-го МРАП потопили итальянский торпедный катер MAS574.

На Черном море отмечены единственные попытки применить по прямому назначению самолеты-водители радиоуправляемых катеров МБР-2ВУ. 22 июля 1943 г. такой самолет пытался вывести в атаку на порт Анапу катер ТКА-61, но тот самопроизвольно взорвался, не дойдя до цели несколько сот метров. Аналогичным образом закончилась попытка применить катер ТКА-41 по порту Камыш-Бурун — 16 декабря катер взорвался и затонул в 1,5 милях от цели.

Важной задачей, решаемой экипажами МБР-2 на Черном море, были поисково-спасательные операции. 6-10 октября 1943 г. гидросамолеты вылетали на спасение членов экипажей лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный», потопленных Люфтваффе. Весной 1944 г., во время Крымской операции, МБР-2 вели поиск сбитых летчиков, подбирая их самостоятельно или наводя торпедные катера. Даже после появления на Черном море гораздо более современных «Каталин», «амбарчики» продолжали использоваться в этом качестве. Например, 21 августа 1944 г. после массированного удара по Констанце, три МБР-2 из 60-й эскадрильи совместно с четырьмя «Каталинами» вели поиск экипажей, не вернувшихся на свои аэродромы.

Тихоокеанский флот к июню 1941 г. располагал наибольшим количеством МБР-2 — 218 единиц. Хотя в последующие годы это число уменьшилось за счет списания по износу и передачи на другие флоты, к августу 1945 г. — началу войны с Японией — в составе ВВС Тихоокеанского флота оставалось 146 МБР-2. Полностью ими был вооружен 115-й ОМРАП (35 самолетов, из них 33 исправных), частично — 48-й ОМРАП (18 самолетов). Также на них летали несколько отдельных эскадрилий и звеньев, в т.ч. одна эскадрилья и 7 звеньев самолетов волнового управления (по прямому назначению уже давно не применявшихся). Кроме того, дислоцировавшийся на Камчатке 2-й отдельный пограничный полк НКВД имел в своем составе ещё 10 МБР-2. Во время скоротечной кампании на Дальнем Востоке МБР-2 применялись главным образом в качестве бомбардировщиков, причем не только ночных, но и дневных — по причине полной пассивности японской истребительной авиации. Первый бомбовый удар нанесли по корейскому порту Юки (Унги) 9 августа 1945 г. 12 МБР-2 из 115-го ОМРАП. В тот же день пара гидросамолетов 2-го пограничного полка атаковала у западного побережья Камчатки краболовную базу «Касадо Мару», которая загорелась и на следующее утро затонула.

Трофейные МБР-2 ВВС Финляндии

Фото трофейных МБР-2 на службе ВВС Финляндии

В операции по освобождению Южного Сахалина участвовали МБР-2 48-го полка. Первоначально они вели разведку южносахалинских портов. В ночь на 16 августа, перед высадкой десанта в Торо (ныне Шахтерск), самолеты 48-го полка в течение двух часов бомбили порт. 16— 17 августа они выполнили 12 самолетовылетов для поддержки десанта, после чего боевая работа ввиду нелетной погоды прекратилась. Лишь 21 августа МБР-2 отбомбились по портам Усиро и Маока.

На Тихоокеанском последние МБР-2 летали до 1950 г., на других флотах они были сняты с вооружения гораздо раньше — уже к 1946 г.

Пять МБР-17 стали финскими трофеями. Четыре из них были захвачены летом 1941 г. (правда, один сразу разобрали на запчасти), пятый — в феврале 1942 г. Самолеты служили в группах Lelv 15, Lelv 6 и Lelv 12. Они применялись для патрулирования Ботнического и Финского заливов, а также в качестве ночных бомбардировщиков и для разбрасывания листовок. Эксплуатировались финские МБР-2 до ноября 1942 г.

Некоторое количество МБР-2 после 1946 г. было передано Северной Корее. В 1950-1951 гг. они использовались как ночные бомбардировщики для ударов по позициям южнокорейских и американских войск, а также аэродромам.

Гидросамолет МБР-2, являясь весьма передовым для начала 30-х гг., к 1941 г. успел устареть. Тем не менее, ввиду отсутствия адекватной замены, он активно применялся во время Великой Отечественной войны на всех морских театрах. Летные характеристики МБР-2 не позволяли эффективно применять его в качестве дневного разведчика и бомбардировщика, а отсутствие РЛС существенно ограничивало возможности по противолодочной борьбе. Тем не менее, как ночной бомбардировщик и поисково-спасательный самолет МБР-2 был достаточно успешен.

Схемы и чертежи гидросамолёта МБР-2

Чертежи МБР-2

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image