В середине июля 1919 г. на Украине (с июля 1919 г. в с. Монастырка на р. Сож) был сформирован 2-й Черноморский гидроавиаотряд. Начальником отряда стал военморлёт В.Р.Качинский (июль-август 1919 г.).
Ввиду повсеместного отступления красных войск на южных направлениях, гидроавиационный отряд Днепровской военной флотилии передислоцировался под Петроград. (К этому времени начальником отряда стал Н.А.Рагозин, а В.Р.Качинский дезертировал в Польшу). Там отряд влился в состав Воздушной бригады особого назначения и участвовал в боях против армии генерала Юденича.
На основании приказа РВСР №1427 от 1919 г., в начале 1920 г. все флотилии на Днепре и его притоках были сведены в Днепровскую речную флотилию. В её составе был сформирован 1-й гидроавиаотряд[1], начальником которого был назначен военморлёт В.Н.Филиппов. На вооружении отряда имелось 2 истребителя «Ньюпор», 2 истребителя «Фарман» и 4 летающие лодки М-9. На формирование отряда был обращен личный состав гидроавиачастей Балтийского моря. Однако в боевых действиях на Днепре он участия не принимал.
В мае того же года, перед началом войны с Польшей, отряд был перебазирован в г. Николаев. Там, вместе с прибывшими туда же Аральским и Одесским гидроавиаотрядами, он был обращен на формирование Воздушных сил Чёрного и Азовского морей. В сентябре 1920 г. — феврале 1921 г. Днепровским гидроавиаотрядом командовал военморлёт М.А.Коровкин.
Вторично Днепровская военная флотилия была сформирована в июле 1931 г. В состав флотилии был включён 67-й отдельный речной гидроавиационный отряд Украинского военного округа. Отряд, вооружённый самолётами MP-1, базировался в Киеве (дата его формирования требует уточнения, но это произошло не позднее конца 1927 г.).
В июне 1933 г. отряд перевооружился на поплавковые Р-5а и амфибии Ш-2.
29 мая 1937 г. 67-й ОРЕЧГАО был переформирован в 67-ю отдельную ближнеразведывательную авиационную эскадрилью, вооружённую самолётами Р-5.
17 марта 1938 г. 67-я ОБРАЭ была переформирована в 46-ю отдельную ближнеразведывательную авиационную эскадрилью. На вооружение эскадрильи поступили более современные самолёты-разведчики Р-10.
В июне 1940 г., после присоединения Западной Белоруссии к СССР, Днепровская военная флотилия была расформирована. Её части пошли на формирование новых Дунайской и Пинской военных флотилий. При этом 46-я ОБРАЭ отошла к последней и базировалась в Пинске.
К началу Великой Отечественной войны 46-я ОБРАЭ была преобразована в 46-ю отдельную штурмовую авиационную эскадрилью ПинВФ. С оставлением советскими войсками Белоруссии и Украины, её передали в состав ВВС ЧФ.
В сентябре 1943 г. Днепровская военная флотилия была воссоздана. Командующему флотилией 25 февраля 1944 г. был подчинён 8-й отдельный авиационный отряд связи.
3 февраля 1945 г. 8-й ОАОСВ был переформирован в 8-ю отдельную авиационную эскадрилью связи, вооружённую, преимущественно, самолётами По-2.
После окончания войны 8-я ОАЭСВ базировалась на аэр. Фюрстенберг (или Фюрстенфельд) в Австрии.
Так как на её вооружении состояли самолёты По-2 и УТ-2, к тому времени уже не представлявшие никакой боевой ценности, во второй половине 1947 г. 8-я ОАЭСВ была расформирована.
В состав Авиации флотилии входили:
- — 2-йГАО(с 1920 г. — 1-й ГАО) — в 1919-1920 гг.;
- — 67-й ОРЕЧГАО (с 1937 г. — 67-я ОАЭ, с 1938 г. — 46-я ОБРАЭ, с 1941 г. — 46-я ОШАЭ) — в 1931-1941 гг.;
- — 8-й ОАОСВ (с 1945 г. — 8-я ОАЭСВ) — в 1944-1947 гг.
Авиацией флотилии командовали: В.Р.Качинский (июнь-август 1919 г.) и Л.М.Порцель (май — сентябрь 1921 г.).
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
- Согласно некоторым источникам, 2-й Черноморский гидроавиаотряд и 1 -й Днепровский гидроавиаотряд — это одна и та же авиационная часть. Не исключено, что между осенью 1919 г. и зимой 1920 г., при переформировании, она сменила название. [↩]
Оставьте свой отзыв