Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация Виши в Северной Африке. Операция «Торч»

Наиболее крупным конфликтом, в котором участвовала французская авиация Виши, стала операция «Торч» – высадка американо-британских войск в Марокко и Алжире, начавшаяся 8 ноября 1942 г. К тому времени в Алжире находились три группы истребителей Девуатин D.520: в Мэзон-Бланш (у г. Алжир) дислоцировались GC II/3 и GC III/6, располагавшие в общей сложности 50 самолетами, а район Орана прикрывала GC III/3 (бывшая GC I/3) с 26 «девуатинами», дислоцировавшаяся на аэродроме Ла Сенья. В Марокко находились две истребительные группы ВВС и одна истребительная флотилия морской авиации. В частности, на аэродроме Рабат-Вилль дислоцировалась GC I/5 с 26 Н.75. Касабланку прикрывала размещенная на аэродроме Казе группа GC II/5, проходившая перевооружение с «кертиссов» на «девуатины». Помимо 20 Н.75 она успела получить и 13 D.520. Наконец, в Порт-Лиотее размещалась морская флотилия 1F (эскадрильи 1АС и 2АС) с 27 самолетами D.520.

Французский истребитель Девуатин D.520 из группы CG I/2

Французский истребитель Девуатин D.520 из группы CG I/2

Уже в 5:30 8 ноября на аэродроме в Рабате была объявлена боевая тревога, но команды на взлет не поступило. Самолеты GC I/5 находились на стоянках, когда около 9 утра над аэродромом появились девять американских F4F из эскадрильи VGF-26. «Уайлдкэты» выполнили два захода, обстреляв самолеты и аэродромные сооружения. Два заправленных «кертисса» вспыхнули, как спички. Только после этого несколько самолетов GC I/5 поднялись в воздух, но нагнать противника не смогли. Вечером группа передислоцировалась на запасной аэродром Дар-эль-Тубил.

Гораздо более жаркой была обстановка в воздухе у Касабланки. На рассвете пара Девуатинов D.520 вылетела на разведку, обнаружив на подходах к побережью американское корабельное соединение и обстреляв один из эсминцев. Начиная с 7:40 группа GC II/5 выслала несколько звеньев для патрулирования воздушного пространства. Поначалу все шло относительно благополучно, и французы даже сумели открыть боевой счет – сержант Рене Лави сбил корабельный гидросамолет-разведчик Воут OS2U «Кингфишер» с линкора «Массачусетс». К 8:45 первая смена патрулей вернулась на аэродром, а в воздух начала подниматься вторая – десять Н.75. И в этот момент на французов обрушились «уайлдкэты» из эскадрильи VF-41. Начался форменный кошмар: американские пилоты, используя фактор внезапности, лучшую маневренность и более мощное вооружение своих машин, учинили настоящий разгром. Самолет лейтенанта Ива Фабре-Гарру был подбит на взлете, пилот получил ранение, но смог посадить машину в поле. Легкой добычей стал и самолет лейтенанта Люсьена Эме – он даже не успел убрать шасси, как был сбит. Командан Жорж Трико и капитан Робер Юве смогли сбить пару «уайлдкэтов», но и сами стали жертвами численно превосходящего противника. Ещё один F4F сбил лейтенант Рушо, но минуту спустя и француз вынужден был выброситься с парашютом из своего поврежденного «Кертисса». Четвертый американский истребитель стал жертвой Андре Леграна, однако и Леграну пришлось сажать свою поврежденную машину на подвернувшуюся площадку. Его примеру последовали ещё три пилота, а двое – аджюданы Лафо и де Монгольфье – погибли на земле, в кабинах своих истребителей. В течение нескольких минут группа GC II/5 лишилась 13 «кертиссов» и пяти погибших пилотов (в том числе командира группы командана Трико), ещё четверо было ранены. В дополнение ко всему, сержант Буги, пытавшийся взлететь на ещё толком не освоенном «Девуатине», разбил машину и погиб сам. Группа не несла таких потерь даже во время битвы за Францию в 1940 г.! Французские летчики записали на свой счет 10 сбитых F4F (семь достоверных побед и три вероятные), но на деле VF-41 лишилась пяти самолетов, в том числе одного, сбитого зенитным огнем. После налета остатки GC II/5 отвели на аэродром Сиди-Рахаль, а часть оставшихся «безлошадными» пилотов отправилась за новыми машинами.

Трудно пришлось и морским авиаторам. Около 9 утра на аэродроме Порт-Лиотэй кипела работа – для удара по американским кораблям готовились восемь бомбардировщиков «Мартин» 167F из флотилии 3F и девять D.520 из флотилии 1F. Но и эта авиабаза не осталась вне внимания американцев – как раз, когда самолеты шли на взлет, над ВПП появились 19 «уайлдкэтов» (12 из VGF-26 и 7 из VF-9). Они набросились на бомбардировщики, взлетавшие первыми – в итоге, четыре «мартина» были сбиты, а ещё два, получив повреждения, сумели совершить вынужденные посадки. Кроме того, на земле было уничтожено три D.520. В воздух сумели подняться шесть «девуатинов». Лейтенант Раймон Бедар, описав широкую дугу, смог вырваться из гущи боя, а, возвратившись к Порт-Лиотэю, смог зайти в хвост звену F4F, сбив одного из них. Атакованный другими истребителями противника, Бедар вынужден был сажать поврежденную машину в поле неподалеку от аэродрома. Самолет лейтенанта Робера Мулинье на взлете был поврежден американскими истребителями. Однако француз смог скрыться в облаках, а затем присоединился к лейтенанту Фоллио. Вдвоем они прошлись над пляжем, обстреляв высаживающиеся американские войска. Противник открыл ураганный зенитный огонь, и самолет Фоллио буквально испарился среди разрывов. Мулинье же смог возвратиться к Порт-Лиотэю. На обратном пути он застал врасплох звено «уайлдкэтов» из VF-41, возвращавшееся из налета на Рабат, и сбил одного из них.

Фото истребителей ВВС Виши D.520 на аэродроме Мэзон-Бланш в Алжире

Фото истребителей ВВС Виши D.520 на аэродроме Мэзон-Бланш в Алжире

После налета на Порт-Лиотэй флотилия 1F получила приказ перебазироваться на недостроенный аэродром Сиди-Яхья. Однако проливные дожди подмочили грунтовую ВПП, и из восьми вылетевших в Сиди-Яхья D.520 благополучно приземлилась лишь первая машина, а вторая скапотировала. Остальные самолеты, не пытаясь приземлиться, вернулись в Порт-Лиотэй, который тем временем подвергся очередному налету «уайлдкэтов» из VF-41, уничтоживших на земле три «девуатина». Приземлившись, пилоты едва успели оставить кабины своих D.520, как над аэродромом появились семь F4F из эскадрильи VF-9 – и все шесть «девуатинов» превратились в груды обломков…

В Алжире группы GC II/3 и GC III/6 не оказали сопротивления, объявив о своем переходе на сторону Свободной Франции. А вот у Орана французы сражались самоотверженно. Здесь их противниками были не американцы, как в Марокко, а британцы. Аэродром Ла Сенья был в перечне приоритетных целей для поддерживавшей высадку десанта палубной авиации. В первой волне его должны были атаковать восемь бомбардировщиков-торпедоносцев «Альбакор» 822-й эскадрильи с авианосца «Фюриес», шедших в сопровождении шести «Си Харрикейнов» 800-й эскадрильи с «Байтера» и шести – из 804-й эскадрильи. За несколько минут до подхода британцев с аэродрома поднялись 12 D.520 из GC III/3. «Си Харрикейны» не смогли воспрепятствовать «девуатинам» зайти в хвост бомбардировщикам, и французы сбили шесть «альбакоров»: по две победы пришлось на долю су-лейтенанта Блана и сержанта Пупара, а по одной – су-лейтенанта Эльмингера и сержант-шефа Леруа. Согласно английским данным, один «Альбакор» был сбит зенитками, ещё три, поврежденные истребителями, совершили вынужденные посадки у цели, а их экипажи попали в плен. Остальные четыре бомбардировщика сумели вернуться на авианосец, хотя три из них были повреждены (в т.ч. два – тяжело). Прикрывавшие «альбакоры» истребители 800-й эскадрильи записали на свой счет пять сбитых D.520, но на деле GC III/3 лишилась только двух таких машин. Пилотировавшие их лейтенант Фосанде и аджюдан-шеф Сен-Мари спаслись на парашютах. Последний заявил об уничтожении одного «Си Харрикейна», но единственная машина 800-й эскадрильи, потерянная в том вылете, вынужденно села на пляж из-за выработки топлива. А вот шестерке 804-й эскадрильи не повезло – на обратном пути пилоты заблудились и после исчерпания топлива вынуждены были сажать свои машины на воду.

Вскоре после первой неудачной попытки аэродром Ла Сенья атаковали десять «сифайров» 807-й эскадрильи. Лейтенант-коммандер Болдуин смог при этом сбить D.520 сержанта Косса. Эта победа стала первой, одержанной в воздушном бою на «сифайрах». Но самолет самого Болдуина повредил другой француз, а зенитным огнем был подбит ещё один «Сифайр», пилоту которого удалось приземлиться у вражеского аэродрома. Во время штурмовки аэродрома GC III/3 лишилась нескольких самолетов, но боеспособности не утратила. Утром 8 ноября она провела ещё несколько воздушных боев, в которых её пилоты заявили пять воздушных побед: два «Си Харрикейна» пополнили боевой счет сержанта Пупара, по одному – капитана Дюваля и су-лейтенанта Мадонна, а лейтенант Писсо претендовал на уничтожение «Сифайра». Британские данные подтверждают потерю двух «Си Харрикейнов» из 891-й эскадрильи и одного «Сифайра» из 807-й, а ещё один «Сифайр» был поврежден. Французские потери составили два D.520, пилотируемые сержант-шефом Леруа и сержантом Суданом.

Отбив атаку британцев, французам долго скучать не пришлось – к Орану приближались 39 американских транспортных самолетов С-47, которые должны были высадить десант посадочным способом на двух аэродромах. «Девуатины», все ещё остающиеся в воздухе после боя с англичанами, вынудили четыре «дакоты» сесть на высохшем озере Себкра, после чего обстреляли их на земле. По французским данным, было уничтожено две машины (обе – аджюданом Понсеном), но согласно американским – лишь одна. Вскоре к С-47, «застрявшим» на озере, присоединилось ещё несколько заблудившихся транспортников. Около 16:00, после того, как поступило сообщение о захвате американцами аэродрома Тафарауи, «дакоты» вновь поднялись в воздух. На подходе к Тафарауи их вновь перехватили истребители из GC III/3, вынудившие сесть в поле три С-47. При этом четверо парашютистов из числа находящихся на их борту погибли, а 15 – получили ранения.

Около 17:00 несколько D.520 вылетели к аэродрому Тафаруи с приказом обстрелять садившиеся там С-47. На подходе к аэродрому «девуатины» застали врасплох несколько «Спитфайров» V из американской 31-й истребительной группы, штурмовавших наземные цели. Их пилоты приняли D.520 за «харрикейны», чем не преминули воспользоваться французы, с первого же захода сбившие одного «Спитфайра» (этой победы добился су-лейтенант Жорж Писсо). Ситуацию спасло американское резервное звено, барражировавшее выше. Спикировав, американцы сбили три «девуатина». Командир GC III/3 командан Энглер и капитан Мовье погибли, а сержант Пупар сумел спастись с парашютом. Хотя бои в районе Орана продолжались до 10 ноября, группа GC III/3, отведенная на аэродром Фец, участия в них уже не принимала.

Тем временем, в Марокко боевые действия продолжались. 9 ноября, около 8 часов утра, 15 «кертиссов» из GC I/5 летали на сопровождение бомбардировщиков. При возвращении они были внезапно атакованы «уайлдкэтами» из VF-9, учинившими форменный разгром. Лейтенанты Морис Леблан и Ив Ле Кальве погибли в своих машинах, ещё три пилота сумели совершить вынужденные посадки на своих поврежденных «хоках». Лишь аджюдану Жереми Бресси удалось ввязаться в маневренный бой и сбить один F4F. Этот эпизод стал единственным воздушным боем над Марокко в тот день – но потери французов продолжались. Группа GC II/5 была передислоцирована на аэродром Медиуна, но и здесь её «достали» вездесущие «уайлдкэты»: 13 самолетов из эскадрильи VF-9 про-штурмовали аэродром, уничтожив на земле шесть Н.75 и пять D.520, а также пять бомбардировщиков DB-7. В тот же день из Франции в Марокко прибыло подкрепление – группа GC I/2 с 24 «девуатинами», но в боевых действиях никакого участия она не приняла. Судьба французских владений в Северной Африке была предопределена и пилоты отнюдь не горели желанием рисковать жизнью в безнадежном деле противостояния численно превосходящим силам противника.

10 ноября признаки активности проявляла лишь флотилия 1F, располагавшая десятком «девуатинов» (в том числе двумя, принятыми от GC II/5). Она отправила пару D.520 в разведывательный полет, в ходе которого самолет лейтенанта Дю Марле был сбит зенитным огнем, а вторая машина получила повреждения. В общей сложности в ходе боев в Марокко флотилия потеряла четыре истребителя в воздушных боях, а также 12 уничтоженных и три поврежденных – на земле.

С началом операции «Торч» кардинально поменялась военно-политическая ситуация во Франции. В конце ноября 1942 г. территория, подконтрольная правительству Виши, была занята немецкими и итальянскими войсками. ВВС Перемирия прекратили существование – их части были расформированы, личный состав демобилизован, а техника стала немецкими и итальянскими трофеями. Был оккупирован и Тунис, но дислоцировавшаяся там группа GC II/7 (24 самолета D.520) успела перелететь в Алжир ещё до ввода немецких войск.

По материалам: Харук А.И. Французские истребители Второй Мировой — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image