Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Боевые действия авиации Северного флота в Великой Отечественной войне на Мурманском направлении

Утром 24 июня 1941 г. противник начал бомбардировки города и порта Мурманск, главной базы флота Полярное, Териберки и других пунктов. Истребительная авиация Северного флота решительно отражала налеты противника. Летчик-истребитель капитан Б. Ф. Сафонов в этот день сбил первый фашистский самолет.

Наступление с территории Финляндии началось на несколько дней позже, чем на других участках фронта. В 1 ч 50 мин 25 июня командующий Северным флотом получил приказ Наркома обороны на боевые действия по аэродромам и сосредоточению войск в приграничных районах Финляндии. 26 июня Финляндия официально объявила войну Советскому Союзу. До этого боевые действия ограничивались взаимными налетами авиации, а на сухопутном фронте с обеих сторон производилось лишь сосредоточение войск. Создав значительное превосходство в живой силе и боевой технике, 29 июня из района Петсамо противник перешел в наступление.

По всему фронту на Севере развернулись упорные бои. Авиация противника оказывала активную поддержку своим сухопутным войскам. В первый день наступления до 40 немецких самолетов подвергли бомбардировке советские военные объекты на полуостровах Средний и Рыбачий, а также боевые корабли и транспортные суда в Мотовском заливе и губе Кутовой. Большая группа бомбардировщиков нанесла удары по советским войскам в районе Титовки. Массированному налету, в котором участвовало 24 самолета, подверглась береговая батарея флота на полуострове Средний, контролировавшая вход в Петсамо. Советская 14-я стрелковая дивизия с боями отходила на восток.

На третий день наступления противник вышел на побережье Мотовского залива в районе Титовки и губы Кутовой. Одна группировка немцев повернула на перешеек полуострова Средний, чтобы захватить полуостров Рыбачий, вторая группировка двинулась на Мурманск. Под угрозой захвата оказалась главная база Северного флота Полярное. Советские войска на этом участке фронта нуждались в срочном подкреплении. Помочь им мог только Северный флот. Однако флот не имел в своем составе морской пехоты, которую можно было бы направить на сухопутный фронт.

В этой критической обстановке на Мурманском направлении фронта в первых числах июля на флоте началось формирование отрядов из моряков-добровольцев с подводных и надводных кораблей, специалистов береговой обороны и морской авиации, строителей и судоремонтников, курсантов учебных отрядов флота. За два дня от добровольцев поступило более десяти тысяч заявлений.

Армейцы и моряки-добровольцы стали непреодолимой преградой для противника на рубеже реки Западная Лица и полуострова Средний. Боевая деятельность авиации Северного флота сосредоточилась главным образом на уничтожении наземных войск противника, рвавшихся к Мурманску. В начале августа 1941 г. положение на сухопутном фронте стабилизировалось, и до октября 1944 г. положение войск существенно не изменялось.

Наступил почти трехлетний период позиционной войны.

На авиацию Северного флота были возложены следующие задачи:

  • ведение воздушной разведки военно-морских баз, кораблей и транспортов на переходе морем и в базах, аэродромов и других объектов противника;
  • прикрытие с воздуха военно-морских баз, портов, аэродромов, кораблей на переходе морем;
  • уничтожение самолетов бомбо-штурмовыми ударами на аэродромах противника;
  • бомбардировочные удары по военно-морским базам и портам с целью уничтожения транспортов, боевых кораблей, разрушения портовых сооружений;
  • бомбардировочными, штурмовыми и торпедными ударами уничтожение боевых кораблей, транспортов в море с целью нарушения морских перевозок противника;
  • поддержка приморского фланга 14-й армии и высадки морских десантов в тылу противника;
  • прикрытие с воздуха своих внутренних и внешних морских коммуникаций.

В начале войны боевой состав авиации Северного флота не мог в полной мере решать поставленные задачи.

Обстановка же на фронте не допускала промедления и требовала экстренных активных действий на морском, и особенно на сухопутном, направлениях.

Командованию флота и авиации приходилось самым тщательным образом ежедневно анализировать обстановку и решать наиболее важные задачи для ограниченного боевого состава авиации, временно откладывая другие, не менее важные. Только благодаря гибкости боевого управления и чрезмерному напряжению летного состава количественно и качественно слабая авиация Северного флота справлялась с поставленными задачами.

В боевом составе авиации флота в начале войны были всего лишь одна бомбардировочная эскадрилья самолетов СБ и три истребительных. Авиация противника благодаря близости ее базирования к линии фронта могла появляться совершенно внезапно, часто налеты следовали один за другим. В этих условиях не было времени на разработку боевой документации. Командующий лично руководил авиацией. Штаб авиации и штабы авиационных полков, а иногда и командиры этих полков оставались как бы в стороне.

С точки зрения принципов боевого управления и требований по службе штабов вся система управления авиацией в начале войны имела много недостатков. Однако быстро меняющаяся боевая обстановка вынуждала делать отступления от требований документов, чтобы наилучшим образом выполнить важнейшие задачи.

В дальнейшем, по мере численного роста авиации флота, улучшения оборудования театра военных действий и накопления опыта, возросла роль командиров и начальников штабов в боевом управлении: они стали полновластными руководителями и организаторами боевых действий соединений и частей.

Штаб авиации на каждый массированный удар заранее разрабатывал боевые документы, которые высылались в авиационные соединения и части, а штабы соединений и частей, в свою очередь, разрабатывали документацию, на основе которой проводилась подготовка к боевым вылетам на удары по аэродромам, военно-морским базам и по объектам фронта.

Несколько иным было положение с ударами по конвоям противника на переходе морем и в портах погрузки и разгрузки транспортов. Такие удары проводились в условиях чрезвычайно ограниченного времени. В этих случаях от момента обнаружения нашей разведкой конвоев противника до момента вылета ударной авиации исчислялось время от 2 до 10 ч, поэтому все боевые распоряжения и указания по подготовке и проведению ударов отдавались штабом ВВС флота по прямому телефону, а в некоторых случаях командующий или начальник штаба выезжал на аэродром для личной постановки задачи соответствующим командирам. Зная по опыту, что удары по конвоям проходили в ограниченно короткое время, командующий ВВС держал необходимое количество ударной авиации в готовности к немедленному вылету. Экипажи получали только место, курс и скорость движения конвоя противника, а все необходимые расчеты выполнялись в полете.

Штаб авиации флота на каждые месяц или операцию составлял план боевого применения авиации флота, который утверждался командующим флотом или командующим ВВС флота.

В соединениях и частях организация и подготовка к боевым действиям проводились на основании боевых приказов или предварительных распоряжений, в которых также указывались наряд сил, время вылета и порядок взаимодействия с другими авиационными и морскими соединениями. Кроме того, разрабатывались указания по навигационному обеспечению полетов и указания по связи. В зависимости от характера цели определялись средства поражения, боевая нагрузка самолетов. Указывались порядок взлета и сбора группы самолетов, маршрут и профиль полета, а также схема маневра при выполнении атаки.

В течение всей войны на Севере ударная авиация и истребители прикрытия, как правило, базировались на одном аэродроме, что создавало благоприятные условия для организации взаимодействия и совместного проигрыша выполнения боевой задачи с ведущими групп самолетов или со всем летным составом, участвующим в боевом вылете.

Командиры тактических групп ударной авиации и истребителей прикрытия были опытными летчиками. Командовать общим боевым порядком назначался один из командиров ударной группы.

В первом периоде Великой Отечественной войны основные силы всех родов авиации Северного флота использовались наравне с фронтовой авиацией для поддержки войск на приморских направлениях.

Флотские истребители помимо основной своей задачи (противовоздушная оборона объектов флота) привлекались для прикрытия фронтовых объектов и осуществляли штурмовые действия по вражеским войскам. На морских направлениях велась воздушная разведка и решались задачи прикрытия баз флота и морских коммуникаций. Боевые действия на морских сообщениях противника, удары по его базам, портам и кораблям в море носили ограниченный характер. Авиация Северного флота в начале войны не имела сил для активных действий против морского противника и смогла их начать только с поступлением на флот в 1942 г. бомбардировщиков и торпедоносцев.

Для осуществления основного оперативного плана немецкого командования в Заполярье — захват базы, аэродромов Северного флота и города Мурманска — северная группировка авиации противника с первых же дней войны приступила к воздушной разведке и бомбоштурмовым действиям по советским портам, базам, аэродромам, по кораблям в море и в базах, а также по войскам на сухопутном фронте. Противник рассчитывал силами своей авиации в первые же дни войны уничтожить авиацию Северного флота, парализовать боевые корабли и тем самым расчистить путь наступающим войскам на Мурманск и Полярное.

В первые дни войны немцы даже не пытались применять какие-то особые тактические приемы, направленные на устранение противодействия морской авиации, по-видимому, считали ее неспособной к отражению налетов. Бомбардировочные налеты на порты и базы проводились без истребительного прикрытия. В районе ударов применялись повторные заходы горизонтальных и

пикирующих бомбардировщиков. Этому способствовала и бездеятельность ПВО главной базы в первые дни войны.

Особенно характерен в этом отношении налет группы пикирующих бомбардировщиков противника на главную базу флота Полярное 20 июля 1941 г. и потопление эскадренного миноносца «Стремительный». Девять пикирующих бомбардировщиков Ю-87 в течение 5 минут звеньями с высоты 2000 м со стороны солнца входили в пикирование на корабли, сбрасывая бомбы массой 250 и 500 кг. После прямого попадания 500-килограммовой бомбы «Стремительный» разломился на две части и затонул.

Такой легкий успех противника оказался возможным потому, что предварительный пролет самолета-разведчика и донесения о приближении группы бомбардировщиков не насторожили ПВО главной базы. Воздушная тревога не была объявлена, а находившиеся в это время в воздухе шесть истребителей и поднятые по тревоге еще девять истребителей патрулировали над аэродромами «Ваенга-2» и Грязная и на перехват бомбардировщиков противника не были наведены. Но такое положение на Северном флоте длилось недолго. Истребительная авиация и зенитная артиллерия ПВО Северного флота быстро учли допущенные ошибки и изменили примитивную тактику боевых действий при отражении налетов вражеской авиации.

Весной 1942 г. противник за счет пополнения сил авиации создал выгодное для себя соотношение сил в воздухе, пытаясь парализовать деятельность нашего флота путем бомбардировочных ударов по Мурманску, районам базирования флота и аэродромам. Противнику удалось в этот период достичь некоторых успехов, и это дало ему возможность активизировать свою деятельность по союзным конвоям, но ему не удалось авиационными ударами вывести из строя советские базы и аэродромы, хотя Мурманск был значительно разрушен.

Отражение систематических налетов в первом периоде войны бомбардировочной авиации противника на объекты главной базы потребовало наибольшего напряжения всех средств ПВО и наибольших затрат летного ресурса истребительной авиации. Только за первый год войны авиация противника нанесла 125 ударов по Мурманску и более 200 — по войскам на сухопутном участке фронта. Кроме того, налетам подвергались корабли в главной базе, конвои и основные аэродромы.

Достаточно привести только один пример героических действий летчиков-истребителей, чтобы понять, в каких условиях проходили воздушные бои при отражении бомбардировочных налетов противника.

15 сентября 1941 г. группа самолетов в составе 47 бомбардировщиков и истребителей противника произвела налет на объекты флота. На отражение налета вылетели семь самолетов И-16 и два МиГ-3 во главе с командиром эскадрильи капитаном Б. Ф. Сафоновым. Летчики-североморцы, несмотря на более чем семикратный перевес в силах на стороне противника, атаковали группу и сбили девять самолетов. В этом воздушном бою отличились капитан Б. Ф. Сафонов, старший лейтенант Коваленко, лейтенант Сорокин, младший лейтенант Животовский и старшина Семененко.

Группа капитана Сафонова атаковала противника с разных направлений, чем ввела его в заблуждение относительно атакующих самолетов. Их появление настолько ошеломило командира немецкой группы, что он панически сообщил по радио: «Окружен советскими истребителями». Растерянность противника способствовала успеху боя.

Однако в первый год войны далеко не всегда воздушные бои проходили удачно. 2 июня 1942 г. группа молодых летчиков на самолетах «Харрикейн» вступила в бой с истребителями Ме-109. Не учтя большую вертикальную маневренность истребителей противника, наши летчики вместо занятия выгодного положения для атаки ограничились разворотом в горизонтальной плоскости. Это привело к тому, что один истребитель противника, энергично маневрируя, сбил три наших самолета.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image