Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

МиГ-1/МиГ-3

Самолет, ставший к началу советско-германской войны наиболее массовым истребителем нового поколения в ВВС РККА, задумывался как истребитель-перехватчик, оптимизированный для средних и больших высот. Разработка под шифром «К» (И-61) началась в 1939 г. под руководством Н.Н. Поликарпова.

МиГ-3В декабре 1939 г. проектирование передали новому КБ, образованному на московском авиазаводе № 1 (главный конструктор А.И. Микоян, заместитель — М.И. Гуревич). Самолет, получивший новое обозначение И-200, представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции (консоли крыла и хвостовой отсек фюзеляжа с килем деревянные, остальные узлы планера — металлические) с убирающимся шасси. Проектом предполагалась установка мотора АМ-37 (1600 л.с), но ввиду его неготовности, на самолеты устанавливался АМ-35А (1350 л.с.) -12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Вооружение состояло из трех синхронных пулеметов — одного 12,7-мм БС (боекомплект 300 патронов) и двух 7,62-мм ШКАС (общий боекомплект 1600 патронов). Предусматривалась подвеска бомб массой до 220 кг.

Первый полет опытного образца И-200 состоялся 5 апреля 1940 г. В августе-сентябре 1940 г. самолет прошел государственные испытания, показав хорошие летные данные (так, максимальная скорость на прототипе И-200-2 с полным вооружением составила 628 км/ч на высоте 7200 м). С декабря 1940 г. завод №1 разворачивал серийное производство истребителя, вскоре к нему должны были присоединиться и другие предприятия.

В планах перевооружения ВВС РККА самолету отводилось одно из приоритетных мест, поскольку предполагалось, что в будущей войне воздушные бои будут происходить, главным образом, на средних и больших высотах — а именно к таким условиям И-200 был лучше всего приспособлен.

Основные модификации МиГ-3

  • МиГ-1 — первый серийный вариант. В декабре 1940 — феврале 1941 гг. завод № 1 изготовил 100 самолетов.
  • МиГ-3 — строился заводом № 1 (в том числе в эвакуации в Куйбышеве), а также опытным заводом №155 в Москве. Изменено крыло и щитки, увеличен запас топлива, введено протектирование центропланных баков, применен новый радиатор. С июля 1941 г. введены автоматические предкрылки, новый винт, бронестекло козырька фонаря, система нейтрального газа, изменены оперение и элероны. Вооружение на большей части соответствовало МиГ-1. Часть машин с февраля 1941 г. комплектовалась подкрыльевыми узлами для подвески двух дополнительных 12,7-мм пулеметов БК. Машины 27-й серии (сентябрь 1941 г.) имели лишь два синхронных пулемета БС. Некоторые самолеты последних серий имели два синхронных БС и один ШКАС, или же две 20-мм синхронные пушки СП-20 (в частности, пушечное вооружение имели все самолеты постройки завода № 155). Ракетное вооружение — до 6 82-мм реактивных снарядов, на самолетах последних серий предусмотрена подвеска 6 132-мм снарядов. Серийно строился до января 1942 г. (выпущено 3102 самолета), в апреле-июле 1942 г. на заводе № 155 из имеющегося задела собрали 75 самолетов.

Ряд усовершенствованных вариантов МиГ-3, хотя и прошли испытания, в серийное производство не внедрялись: МиГ-3 с мотором воздушного охлаждения М-82А (обозначавшийся также МиГ-9), МиГ-3У (И-230) с синхронными пушками ШВАК, И-231, аналогичный И-230, но с высотным мотором АМ-39.

Технические характеристики МиГ-1

Двигатель: АМ-35А
мощность, л.с.: 1350
Размах крыла, м.: 10,2
Длина самолета, м.: 8,15
Высота самолета, м.: 3,71
Площадь крыла, кв. м.: 178,44
Масса, кг:
пустого самолета: 2602
нормальная взлетная: 3099
максимальная взлетная: 3555
Максимальная скорость, км/ч:
у земли: 521
на высоте, м. : 626/7000
Время набора высоты, мин
5000 м.: 5,3
Практический потолок, м.: 12000
Дальность полета (с ПТБ), км.: 576

Боевое использование МиГ-3

Поставки МиГ-1 в строевые части начались в феврале 1941 г. — их получили 146-й, 31-й и 41-й ИАП. С марта массово поступали МиГ-3. В том месяце завод №1 выпустил 481 такую машину, а в июне сдал рекордное количество — 1289 МиГ-3. Освоение строевыми летчиками шло непросто — в «предвоенном поколении» МиГ-3 оказался самым строгим в пилотировании и самым ненадежным. Это вело к значительным потерям самолетов при переучивании. Тем не менее, к началу советско-германской войны ВВС РККА располагали в приграничных округах 13 полками, полностью укомплектованными МиГ-3: 4-м, 55-м и 146-м ИАП в ОдВО, 23-м, 28-м и 149-м в КОВО, 41-м, 124-м, 126-м и 129-м в ЗапОВО, 15-м и 31-м в ПрибОВО, а также 153-м и 159-м в ЛенВО. Ещё четыре полка в тех же округах начали получать новые самолеты, приступили к перевооружению и на Дальнем Востоке — в 34-м ИАП Забайкальского ВО. Приграничные округа располагали, в общей сложности, примерно 900 МиГ-3 (включая незначительное количество МиГ-1) — приведенные в различных источниках цифры существенно разнятся. Ещё 175 МиГ-3 числилось в составе сформированного 20 июня 1941 г. 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, прикрывавшего Москву.

Весной 1941 г. МиГ-1 и МиГ-3 использовались для перехвата немецких разведчиков в приграничных районах. В частности, в апреле ими перехвачен и посажен высотный разведчик Юнкерс Ju-86Р. С началом Великой Отечественной войны те полки, которые успели освоить МиГ-3, активно участвовали в приграничных сражениях, неся значительные потери: например, ВВС Западного фронта на 22 июня располагали 238 «МиГами», а к 8 июля оставалось всего 23 МиГ-3. Не мог кардинально повлиять на ситуацию и ввод в бой новых полков, вооруженных МиГ-3, в частности, 401-го и 402-го ИАП, укомплектованных опытными летчиками-испытателями. Относительно более успешным стало применение МиГ-3 в системе ПВО Москвы, Ленинграда, Севастополя. Иногда полки, вооруженные МиГ-3 привлекались и для штурмовок наземных целей — в первые недели войны на Ленинградском фронте, а затем на центральном участке советско-германского фронта.

На 1 января 1942 г. в ВВС РККА числилось 686 МиГ-3 из имевшихся 2401 истребителя. Вооруженные ими полки участвовали во всех значительных операциях — Ржевской в апреле и Ржевско-Сарычевской в августе, а также в Сталинградской битве. Эксплуатировала их и авиация ВМФ (в частности, 7-й, 8-й и 62-й ИАП Черноморского флота). Потери за 1942 г. составили 326 МиГ-3, а поскольку производство практически прекратилось, то количество машин в строю быстро уменьшалось. В 1943 г. наличие МиГ-3 было заметным лишь в авиации ПВО. Последние самолеты этого типа сняли с вооружения в 1945 г.

На экспорт МиГ-3 не поставлялся, но единичные трофейные экземпляры использовались ВВС Германии, Румынии и Финляндии.

Самолет МиГ-3 представлял неплохой высотный истребитель-перехватчик, но в роли фронтового истребителя, предназначенного для действий, главным образом, на малых и средних высотах, его превосходили самолеты Яковлева. Именно это и обусловило быстрое снятие МиГ-3 с производства.

Выпуск самолётов МиГ-1/МиГ-3 (1940 — 1943 гг.)1

Модель Завод 1940 1941 1942 1943 Всего
МиГ-1 №1 100 100
МиГ-3 №1 20 3100 22 3178
№155 30 6
Примечания:
  1. Статистика серийного выпуска МиГ-1/МиГ-3 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 203 []

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image