Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

И Кача вспрянет ото сна, часть III

На правах рукописи.
Анастасия Туманова

Приказом по Красному Воздушному флоту от 20 декабря 1921 года за № 11, 1-й лётной школе авиации предписано переехать на Качу, близ Севастополя. Первый эшелон из Зарайска прибыл на станцию Мекензиевы горы в январе 1923 г. Однако, курсанты из Егорьевской авиационной школы стали прибывать на Качу с 1922 года.

В историческом формуляре 1-й военной школы летчиков имени тов. Мясникова за 1934 год сохранились удивительные подробности функционирования советской школы на Каче с 1921 по 1923 годы. Особый интерес представляют воспоминания инструкторов и курсантов. Курсантская летопись Качинской жизни того периода передает и все бытовые сложности той нелегкой поры, и великое стремление человека к небу:

В январе 1923 г. слезаем с автомобиля у управления школы[1]. Знакомые лица учлетов. С чемоданами тащимся в общежитие. Входим и [видим] перед глазами серые, грязные койки, фигуры учлетов в жалких рубищах армейского и технического обмундирования. В немытых, щетинистых лицах узнаем знакомых.

Время застыло в сером небытии. Где-то там отсчитывали второй, третий и уже четвертый месяц нового года. Мы смотрели на сердитое море, жрали кукурузу без соли и ждали.

‒ Пока заря взойдет, роса очи выест, ‒ говорили фомы неверующие.

‒ Скоро приедут,

получали мы из Москвы.

Такие субботы отмечались танцулькой.

Но близость лета и возможность улучшений поднимали настроение.

Товарищ, верь, взойдет она,
Заря пленительного счастья,
И Кача вспрянет ото сна,
Вздохнет легко учлет невольник.

‒ пророчествовал поэт из роты курсантов.

День за днем раскачивалась качинская инерция мертвого покоя.

ПЕРВОЕ МАЯ, мне кажется, было первым триумфом. Первый раз праздновали труд школы выпуском учеников. ПЕРВЫЙ раз сошлись и инструктора, и учлеты, и мотористы, и гости за одним столом.

‒ Ты знаешь, как уезжал прошлый выпуск? Будь проклята Кача. Сели в автомобиль со своими мешечками. Никто не вышел даже проститься. Да это и лучше.

‒ У тебя сколько посадок?

‒ Я делаю подъем.

‒ Я уже делаю посадку.

Маленькими стали дни. Вылезет солнышко, гляди на море опускается.
С наслаждение запускаешь винт. Следишь, как ведут машины другие.
Вдруг через нашу группу коряво шпилит XXII-ой, инструктора нет.

‒ Филин вылетел.

Саша, с физиономией дипломата, подписывающего Брестский мир, шел первым самостоятельным полетом на новичков.

День. Два. Пошли, как блины со сковородки. Утром два, вечером четыре. Коля, Мишка, Павел Яковлевич, Платоша, Иван Алексеевич, Крючок колбасят самостоятельно.

‒ Гой, вы, вся дружина вольная, ушкуйники вы республиканские, после кофе на притирку клапанов.

Дошли до совершенства: переставить мотор 10 минут, притереть клапан 5 минут.

Начали резать воздух на 90 ͦ, на 180 ͦ. Смотри в два счета и кончат.

‒ Атласкин, вы сделаете три подряд, потом идите чай пить. Часиков в 8 мы с Вами полетим в Симферополь.

‒ Пойдем, Платоша, запущу.

‒ Вы знаете, где разворачиваться.

Полеты заканчивались, группы ползли к ангарам.

‒ Ничего, дальше пойдите на 180 ͦ. Запустите и я подлетну.

‒ У ангара уже стоял заправленный Парасоль. Платоша и наш инструктор Драгомирецкий сидели в нем, готовясь лететь.

‒ Федя, шприц залить надо.

‒ Дай я.

Мишка рванул и Парасоль задрожал на пробе.

‒ Как ветер?

‒ Поднимайтесь прямо на Альму.

Загудел мотор. Парасоль, подняв хвост, шел на подъем.

‒ Восьмая революционная, чай пить.

‒ Смотри!

На север на 40 метрах мгновенье висел вертикально на крыле Фарман, от него отскочил большой кусок чего-то, облизываемого красным языком. Хриплым хлопком забурчал земной шар и уперся в небо черным столбом дыма.

Гибнут. Гибнут товарищи.

Бежали к катастрофе.

‒ Спасите!

Рвалось оттуда душимое пламенем.

Через 30 минут мы клали в автомобиль два обгорелых, безобразных, дурно пахнущих трупа. Не стало нашего инструктора Демьяна Григорьевича Драгомирецкого и друга Саши Атласкина…

4 апреля 1922 года в 9 часов утра, во время совершения учебного полета инструктора Конрад с учлетом Боушевым на Фармане т.ХХ на высоте 50 метров самолет резко взмыл кверху, затем последовал большой угол к низу и с работающим мотором самолет врезался в землю. Не долетая до земли 15 метров, Боушев выпал из самолета. Боушев разбился насмерть, Конрад, не приходя в сознание умер через 45 минут.

Конрад Эрнест Фрицевич родился 12 января 1896 года в Курляндской губернии. Член РКП/б/. Окончил авиационные моторные курсы в 1918 году и лётную школу в Егорьевске в 1921 г.

Боушев Александр член РКП/б/. уроженец Смоленской губернии. Прибыл в школу по окончании теоретической [школы] в Егорьевске.

3 мая 1922 года инструктор Киселев Иван Сергеевич на самолете Ньюпор т.XXIII совершая тренировочный полет, с 1500 метров штопорил до 500-600 метров, потом перешел в крутую цилиндрическую спираль, с высоты 150 метр перешел в обратный штопор и врезался в землю. Киселев разбился насмерть.

16 марта 1923 года инструктор Поэль совершал тренировочный полет на самолете Ньюпор т.ХХI. При правом повороте скользнул на крыло со 150 м, при переходе в штопор, врезался в землю с самолетом и разбился насмерть.

Поэль Альберт Гансович уроженец Эстляндской губернии, член РКП/б/, родился в 1891 году 28 октября. По окончании Московской школы с 5 декабря 1922 года был инструктором высшего пилотажа в школе.

28 июня 1923 года инструктор Драгомирецкий с пассажиром учлетом Атласкиным на самолете Моран Парасоль на взлете, на высоте 30-50 метров, ударились самолетом о хвостовую ферму планировавшего на посадку самолета Фарман т.ХХ, пилотируемого учлетом Дубровским. Фарман скользнул на крыло и ударился в землю. Моран Парасоль сгорел. Драгомирецкий и Атласкин сгорели. Дубровский с признаками жизни отправлен в околоток школы, где и умер от кровоизлияния в спинной мозг.

Драгомирецкий Демьян Григорьевич родился в 1891 году 5/VIII в г.Киеве. 1917-18 г.г. был инструктором в Симферопольском отделении Севастопольской школы. С 1918г. по 1923 г. работал слесарем на железной дороге. Поступил в школу 23 апреля 1923 г.
Атласов Александр Михайлович родился в 1896 году 26/VIII, в Мариской области Козьмо-Демьянского у., член РКП/б/. Прибыл в школу для обучения полетам 23 января 1922 года.

Дубровский Николай Иосифович родился в 1897 году 14/V в Гродненской губернии. Член РКП/б/. Прибыл в школу для обучения полетам 5 февраля 1923 года.

С горечью потерь помогала справиться тяжелая инструкторская и курсантская работа и все тот же вечный призыв неба. Продолжались учебные и тренировочные полеты, постепенно увеличивался как постоянный, так и переменный состав, соотношение которых, в среднем, за январь 1921 — июнь 1923 годов, составило 6,5:1.

Наступал великий перелом в жизни всех ранних советских авиационных школ: Центр взял курс на активное строительство Красного Военного Воздушного флота, и здесь взращивание орлят имело первостепенное значение.

Обучение полетам производилось за весь 1921 год на самолетах «Фарман» т.XX-XXII. Обучение начальное – вывозка производилась на самолетах с двойным управлением. Вылет самостоятельный на том же самолете. Обучение заканчивается тем же самолетом «Фарман» т.ХХ. Окончившие школу посылались в Московскую школу для тренировки на машинах боевого типа. В середине 1922 года выработана подробная программа обучения полетам. Так как к этому времени представилось возможным обучения на самолетах «Авро», то программа была значительно расширена. Начальное обучение по старому постановлению на «Фарман» т.ХХ, дальше прохождение самолета «Авро» и для намеченных по истребительной линии «Ньюпоры». Кроме этого, введено обязательное прохождение высшего пилотажа. Программа, намеченная подробно по каждому упражнению. Последовательность прохождения и часы полетов выразились в следующих:

— «Фарман» т.ХХ вывозка – 8 часов. Не более 60 полетов с инструктором и 15 самостоятельных;
— «Фарман» т.ХХ тренировка – 10 часов, в плоть до спирали 1200 м;
— «Авро» вывозка – 2 часа 5-8 вывозных и 7 самостоятельных;
— «Авро» тренировка – 6 часов развороты и крены 45 ͦ;
— «Авро» высший пилотаж – 10 часов.
Всего 28 часов.

Для учеников, намеченных по истребительной линии, высший пилотаж на «Авро» сокращен до 7-ми часов и введена тренировка на «Ньюпоре» — 8 часов.

Таким путем самостоятельная тренировка для учеников по линии разведывательной определялось в 28 часов, а по истребительной – в 26 часов.

В 1921 году окончили школу 31 человек. В 1922 году 33 человек в 1923 году — /за 6 месяцев/ — 37 человек.

С осени 1923 года вместо самолета «Фарман» т.ХХ первоначальное обучение вводится на самолетах «Авро», а аттестуемые истребителями отправляются в «Стрельбом»[2]. Таким образом для обучения в школе остаются самолеты только одного типа. Меняется вывозная программа. Первоначальная вывозка на «Авро» происходила по простой системе в виде полетов по кругу. Постепенно среди инструкторского состава школы возникла мысль о возможности видоизменения этой программы в сторону увеличения сложности, т.е. введение более сложных упражнений в воздухе без увеличения числа полетов. Была составлена программа, по которой и начала заниматься одна группа. Кроме простых полетов по кругу в эту программу были включены полеты по спирали, развороты и штопор. Опыт дал благоприятные результаты. Ученики вылетали на том же числе полетов что и при простой программе со значительно лучшей техникой полета. На основании распоряжения центра опыт был продолжен и в 1925 году были сформированы три группы, которые стали заниматься по сложной программе. Этот опыт показал, что программу можно вести для всего состав слушателей. Начиная с 1926 года вся школа перешла целиком на эту систему. С конца 1924 года в школе вводится последовательное обучение после «Авро» сначала на переходном самолете ДН9 с мотором «Сидлей-Пума», а с ноября 1926 года и на боевом самолете ДН9 «Либерти». Новая сложная программа с начала касалась только самолета «Авро». Вывозка на переходном самолете была по простой системе, но затем и она видоизменена по принципу новой программы. На ряду с этим вводится непременное прохождение целого ряда теоретических дисциплин, вследствие чего, наряду с существующей лётной частью, начинает присутствовать и учебная. Школьная программа расширяется, и школа намечает целью создать таких условий, подготовки учеников, при которой была бы полная возможность дать всестороннее законченное воспитание кончающему школу летчику. Особенно внимание обращается на знание материальной части самолета и мотора, техники и динамики полетов. Производительность учебно-летной части до некоторой степени определяется количеством выпущенных учеников:

В мае 1924 года окончили 20 разведчиков;
13 сентября 1924 года — 18 разведчиков и 2 истребителя;
30 октября 1924 года — 2 разведчика и 5 истребителей;
4 января 1925 года — 23 разведчиков и 2 истребителя;
7 мая 1925 года — 33 разведчика и 13 истребителей;
15 октября 1925 года — 14 разведчиков.

Отношением Управления Военно-Воздушных Сил РККА от 28/IV-26 г. за № 18945, окончившие школу по разведывательной линии удостаиваются звания «Военного летчика РККА», а имеющие звания командира и «Командира РККА» идущие же по истребительной линии после прохождения программы самолета, направляются в школу воздушного боя и получают звание уже там. 17 марта 1926 года был первый выпуск военлетов.

17.03.1925 г. — 1-й выпуск военлетов: 51 разведчик;
10.07.1926 г. — 2-й выпуск военлетов: 25 разведчиков;
Ноябрь 1926 года – 3-й выпуск военлетов: 12 разведчиков;
Декабрь 1926 года – 3 выпуск военлетов: 37 разведчиков;
15.02.1927 года –15 разведчиков после переходного самолета и отправлено в «Стрельбом»;
18.05.1927 года – 4-й выпуск военлетов: 32 разведчика;
18.06.1927 года –15 истребителей после переходного самолета и отправлено в «Стрельбом»;
15.08.1927 года – 5-й выпуск военлетов: 31 разведчик;
09.12.1927 года – 6-й выпуск военлетов: 58 разведчиков.

В план работы учебной части на 1924-25 годы входят следующие дисциплины:

Авиационная группа:
Динамика и техника полетов — 84 часа;
Самолеты — 56 часов;
Авиамоторы — 56 часов.

Тактика воздушного флота — 56 часов;
Аэронавигация — 56 часов;
Правила полетов и устройство аэродромов — 14 часов.

Общеобразовательная группа:
Гигиена летчика — 14 часов;
История — 40 часов.

Обществоведение: политэкономия — 72 часа;

Практическая группа:
Работа в ангарах — 84 часа.
Стрелковая и материальная часть пулемета — 28 часов;
Спорт и гимнастика — 112 часов;
Всего: 672 часа.

Курс рассчитан на 4 периода: 1-й на 3,5 месяца, 2-й: 3,5 месяца, 3-й и 4-й: 2,5 месяцев.

Учебный план рассчитан на 28 недель.

Теоретические занятия выполнялись независимо от погоды по 4 часа ежедневно. Продолжительность прохождения лётной программы в часы полетов в 1924-25 годов в:

— Самолет У-1 М-2 /«Авро»/ вывозка 15 часов – 97 полетов с инструктором;
— Самолет У-1 М-2 тренировка 20 часов 15 минут – 96 полетов;
— Самолет Р-1 М-2 С.П вывозка 28 полетов — 5 часов;
— Самолет Р-1 СП тренировка 47 полетов — 9 часов 45 минут;

Всего на учебно-переходном самолете – 51 часов, 268 полетов.

С ноября 1925 года вводится обучение на боевом самолете Р-1 М6 вывозка 3 ч. 05 м. – 17 полетов; Р-1 М-5 – тренировки 12 ч. 30 м 29 полетов. В 1928 году тренировка на Р-1 М5 была увеличена до 15 ч 33 полета. В программу боевого самолета /Р-1 М5/ после тренировки входят полеты на военное применение – ориентировку, разведку полетов по компасу. Сроки обучения в школе до последнего времени были неопределенны – временами недостаток в материальной части, горючем, условия погоды затягивали обучение. Школа начинает работать по плану двух-периодного комплектования и срок обучения составил в 1 ½ года. С декабря 1927 г., в связи с введением в школе прохождения воздушного боя, стрельбы и бомбометания, лётные программы переходного и боевого самолетов видоизменяются. Полеты на военное применение с боевого самолета переносятся на переходный, сюда же вводятся полеты на связь с землей.

Учебный план на 1926-27 учебный год учебной части школы рассчитан на один год, из которого исключается 1 месяц на отпуск слушателям и две недели на перевод в школу воздушного боя. Теоретические занятия производились 6,5 дней в неделю из расчета по 3 академических часа в день. В зимние месяца в ноябре, декабре, январе и феврале занятия проводились по 4 часа в день.

В школе проходили следующие дисциплины:

Военная игра:
Тактика — 40 часов;
Аэронавигация — 54 часа;
Теория материальной части пулемета — 18 часов;
Практической стрельбы с кольцевым пулеметом — 45 часов.

Группа лётных дисциплин:
Техника и динамика полетов — 66 часов;
Устав ВВС — 18 часов.

Общеполитическая группа:
Политработа — 50 часов;
Экономика — 60 часов.

Специальная игра:
Материальная часть самолета — 54 часа;
Авиамоторы — 106 часов.

Общеобразовательная группа: иностранный язык — 70 часов.

Группа физического образования:
Гигиена летчика — 17 часов;
Спорт — 84 часа.

Общеполитическая группа:
Политработа — 50 часов;
Экономика — 60 часов.

Всего: 692 учебных часа.

Программа лётной части к декабрю 1927 года:

Учебный самолет У-1 М-2: вывозка 17 часов 10 минут ,105 полетов;
Учебный самолет У-1 М-2: тренировка 17 часов 50 минут, 83 полета.
Всего на уч[ебном] самолете 35 часов, 188 полетов.

Переходный самолет Р-1 СП: вывозка 4 часа 41 минута, 26 полетов;
Переходный самолет Р-1 СП: тренировка 10 часов 25 минут, 29 полетов;
Переходный самолет Р-1 СП: тренировка вне аэродрома 14 часов 45 минут, 13 полетов;
Всего на переходном самолете 29 часов 45 минут, 78 полет.

Боевой самолет Р-1 М5:
— вывозка 3 часа 41 минута, 22 полета;
— тренировка 7 часов 47 минут, 29 полетов;
— групповые полеты 1 час 20 минут, 4 полета;
— бомбометание 4 часа 10 минут, 11 полетов;
— воздушная стрельба 2 часа 30 минут, 10 полета;
— полеты на фото-хайс 2 часа 40 минут, 7 полетов;
— тоже элемент воздушного боя 1 час 35 минут, 5 полетов;
— полеты в облаках 50 минут ,1 полет.
Всего на боевом самолете: 24 часа 16 минут, 90 полетов.

Всего в лётной школе: 89 часов 01 минута, 256 полета.

Лётная работа в школе неотрывно зависила от состояния технической части: снабжением горючим и смазочными материалами, авиационным имуществом, автотранспортом; безаварийной подачи воды и электричества и т.п.

В школе функционировали следующие цеха технических мастерских:

— столярно-механический;

— слесарно-кузнечно-механический (с литейной и автогенной);

— моторный;

— сборочный.

На Каче у школы имелись собственные электрическая станция и водокачка.

В 1922 году в результате аварии двигателя на электростанции, прекратилась подача электричества и воды. В качестве резерва в спешном порядке использовали двигатель автомобиля Берлие.

30 марта 1925 года приказом РВСР № 304-25 1-ой военной школы летчиков присвоено наименование имени товарища Мясникова.

Согласно «Исторического очерка» за 1928 год, после слияния военно-авиационной школы на Каче с Зарайским отделом Егорьевской авиационной школы с 1921 по 1928 годы начальниками авиационной школы (Кача) были:

1. С момента начала формирования по март 1921 года: Борис Леонидович Цветков;
2. Март – апрель 1921: временно исполнял должность Иванов;
3. С апреля 1921 по октябрь 1923: Воротников;
4. Октябрь 1923 – февраль 1924: Семенов;
5. С февраля 1924 по январь 1927: Грюнштейн;
6. Январь 1927 – 1928 годы: Колесов.

Военкомы школы того же периода:
1. Конец 1920 – март 1922: Вишняков;
2. С марта 1922 по февраль 1923: Рошкалис;
3. Февраль – июль 1923: Калиновский;
4. Август – октябрь 1923: Адамович;
5. Октябрь – ноябрь 1923: Архаров;
6. Ноябрь 1923 – апрель 1926: Грюнштейн;
7. С ноября 1926 по 1928 год: Киль.

Помполит.
1. Михайлов с мая-июня 24 г. по 4/IV-26 г.

Адъютанты.
1. Васильев по IX/21 г.
2. Стаханов с 6/IX-21 г. по 24/ХI-22 г.
3. Дмитриев с 6/XII.22 г. по VII/23 г.
4. Соловьев с 23/VII.23 г. по 29/VI.26 г.
5. Бугасов /врид/ с 23/VII.26 г. по 1/V-27 г.
6. Теплов с 1/V.27 г по настоящее время[3].

Начальники учебно-лётной части.
1. Семенов с 20/XII.20 г.
2. Галецкий с 3/II-21 по 24 год.
3. Трофимов с 24го г. по V-25 г.
4. Горшков с V-25 г. по IV-27 г. и с IV-27 г. по V-28 г.

Начальники учебного отдела
1. Семенов с 1/III-2?[4] г. по июнь-июль 26 г.
2. Ратауш по настоящее время

Завхозы.
1. Пронин делопроизводитель и завхоз по VI/21 г.
2. Бордовский с 7/[5] -21 г. по 1/22 г.
3. Корнеев с 25/по 3/XII.22 г.
4. Буяров с 8/XII.22 г. по 31/VIII.23 г.
5. Кузнецов с 31/VIII.23 г. по 9/II-24 г.
6. Журавлев с 9/II.24 г. по 9/IV.25 г.
7. Дубровин с 9/IV.25 г. по настоящее время.

Начтехчасти.
1. Иванов с 23/XI.20 г. по 7/VIII.21 г.
2. Тамжнов с 7/VIII.21 г. по 11/XII.21 г.
3. Кирпотин с 11/XIII.21 г.
4. Цветков /врид./ с 5-V.22 г. по 8/IX.22 г.
5. Кузьмин-Караваев с 8/IX.22 г. по II/.23 г.
6. Памфилов с 6/II по 4/VII.23 г.
7. Притулюк с 4/VII.23 г.
8. Герасимов 1924 г.
9. Гаршин
10. Гудаков с /27 г. по настоящее время.

***

Источники:
РГВА, Ф.29. Оп.31. Д.108. 332 Л.
РГВА, Ф.34912. Оп.1. Д.4657. 62 Л.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Правописание документа приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригинала. []
  2. Здесь и далее: Серпуховская высшая школа воздушной стрельбы и бомбометания. []
  3. Здесь и далее, предположительно, 1928 год. []
  4. Неразборчиво. []
  5. Неразборчиво. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image