Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Между Тиссой и Дунаем

В октябре 1944 г. Советская Армия развернула крупнейшее наступление между Тиссой и Дунаем с целью отрыва от гитлеровской Германии последней ее союзницы в Европе — Венгрии. Эта операция, вошедшая в историю Великой Отечественной войны как девятый удар, была проведена войсками 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов.

Гитлеровское командование прилагало все усилия к тому, чтобы сохранить за собой Венгрию, не допустить вступления советских войск на территорию Чехословакии и Югославии, обезопасить южные границы Германии. Оно сосредоточило на этих направлениях большое количество танков и авиации. Против трех Украинских фронтов действовали три группы фашистских войск А, Ю и Ф, насчитывавшие в общей сложности до 70 дивизий.

Продвижение Советской Армии на Балканском полуострове противоречило и планам американо-английских империалистов. Состоявшиеся после войны судебные процессы над шпионской группой венгерского государственного преступника Райка, а также над предателем болгарского народа Костовым вскрыли злодейские планы империалистов США и Англии, которые за спиной югославского народа, тайно от Советского Союза, готовились ввести свои войска в Югославию и оккупировать ее. Американские и английские хищники хотели превратить весь Балканский полуостров в свою колонию и опорную базу для борьбы против Советского Союза, против освободительного движения народов центральной и юго-восточной Европы.

В результате сокрушительных ударов и стремительного наступления Советской Армии гитлеровские войска потерпели поражение, а преступные планы империалистов США и Англии были сорваны.

Советские войска, успешно преодолевая все трудности, проявляя величайшее мужество, патриотизм и мастерство, блестяще осуществили план девятого удара. В наступательных боях советские летчики активно поддерживали наземные войска.

Советская Армия начала освобождение Югославии с двух направлений: 3-й Украинский фронт наступал в направлении Заечар, Жагубица, Петровац, Белград; левофланговые части 2-го Украинского фронта наступали севернее Белграда.

Преодолевая яростное сопротивление гитлеровцев и трудности действий в условиях гористо-лесистой местности, советские войска успешно развивали наступление. Перейдя болгаро-югославскую границу, войска 3-го Украинского фронта в тесном взаимодействии с авиацией за несколько дней освободили десятки югославских городов, перерезали в ряде мест железную дорогу Белград — Ниш.

Сражаясь за освобождение югославского народа, советские летчики наносили сокрушительные удары по врагу. Бомбардировщики и штурмовики подавляли вражескую артиллерию и минометы, содействовали наступлению пехоты и танков, помогали им преодолевать промежуточные рубежи обороны врага, вели непрерывную разведку. Истребители прикрывали войска и обеспечивали действия бомбардировщиков и штурмовиков.

Танкисты и артиллеристы, пользуясь данными воздушных разведчиков, до начала боев в деталях изучали сложный рельеф местности, на которой развертывались боевые операции.

Особенно большую помощь наземным частям оказывали летчики, подавляя артиллерию и минометы противника, сосредоточенные в местах, недоступных для нашей артиллерии (на мертвых пространствах обратных склонов гор, в ущельях и т. д.).

Разведывательный самолёт По-2В середине октября наземные части, продвинувшись далеко вглубь Югославии, развивали наступление на Белград. Сложные метеорологические условия сильно затрудняли полеты в горах. В эти дни для ведения разведки успешно использовались самолеты По-2.

Одна из наших подвижных групп вышла на железную дорогу Ниш — Белград, оставив у себя в тылу вражескую группировку. Чтобы ликвидировать эту группировку, решено было ударить ей во фланг, прикрытый рекой Тимок.

Экипажу самолета По-2 летчику А. Яковлеву и штурману Л. Вавилову было поручено просмотреть реку, переправы на ней и найти наиболее удобные места для форсирования водной преграды.

Стояла густая дымка. Низкая облачность закрывала горы. Лететь пришлось по долинам над местами большого скопления вражеских войск, под сильным обстрелом. Но это не помешало экипажу отлично выполнить задание. Данные воздушной разведки оказали большую помощь наземному командованию. В результате этого наши части форсировали реку Тимок, нанесли неожиданный фланговый удар по вражеской группировке и разгромили ее.

В этом же полете экипаж гвардии старшего лейтенанта Яковлева обнаружил большую колонну противника, двигавшуюся в направлении города Слатина. (Когда экипаж, возвратившись с задания, докладывал об этом командиру, дымка несколько рассеялась и группа штурмовиков во главе с капитаном Царевым немедленно вылетела для нанесения удара по колонне. Летчики на бреющем полете сделали пять заходов, расстреливая гитлеровцев. Вслед за группой Царева сюда прилетели штурмовики, ведомые В. Ивановым. Но результаты штурмовки летчиками капитана Царева были настолько эффективны, что группа В. Иванова была по радио перенацелена на скопление живой силы и автоколонну в пункте Гродолица. Нанеся бомбардировочный удар по указанной цели с планирования, группа уничтожила более двух десятков автомашин и много гитлеровцев.

Другая группа штурмовиков, ведомая лейтенантом В. Терещенко, прибывшая вслед за первой, завершила уничтожение почти всей автоколонны противника.

Под натиском стремительно наступавшей Советской Армии гитлеровцы оставляли один за другим населенные пункты Югославии. Чтобы задержать наше наступление, фашисты разрушали железнодорожные пути на важнейших дорогах, используя для этого специальные путеразрушители.

Четверке советских истребителей, ведомых старшим лейтенантом В. Микрюковым, была поставлена задача — разыскать путеразрушитель и уничтожить его. Летчики вылетели на поиск цели. В районе железнодорожной станции Паланка ведущий обнаружил паровоз с шестью прицепленными к нему вагонами. Это и был путеразрушитель. Паровоз был под парами. Вся установка, очевидно, готовилась к разрушительной работе. Враг встретил советских истребителей сильным зенитным огнем. По команде В. Микрюкова истребители перешли в пикирование и начали штурмовку цели и зенитных точек. Летчики сделали четыре захода, обстреливая цель из пушек и пулеметов. Путеразрушитель был выведен из строя.

К 14 октября главные силы фашистской группировки «Ф» были окружены юго-восточнее Белграда, а уже 19 октября полностью разгромлены. Разгром этой группировки позволил Советской Армии и частям Народно-освободительной армии Югославии начать наступление на Белград.

Развивая при поддержке с воздуха успех наступления, наши войска совместно с частями Народно-освободительной армии Югославии подошли к городу и после ожесточенных уличных боев 20 октября освободили столицу Югославии Белград.

Трудящиеся Югославии никогда не забудут подвигов советских воинов, освободивших их от фашистского рабства.

После освобождения Белграда войска 3-го Украинского фронта вошли на территорию Венгрии.

В то время, когда 3-й Украинский фронт и левофланговые части 2-го Украинского фронта освобождали Югославию, основные силы 2-го Украинского фронта, перейдя в начале октября в наступление, вели ожесточенные бои в Северной Трансильвании. Овладев столицей Трансильвании городом Клуж, они вышли на широком фронте к реке Тисса и, форсировав ее, развернули боевые действия в междуречье, в направлении на Будапешт.

С северо-востока, через Карпатские горы, по долинам верхнего течения Тиссы наступали войска 4-го Украинского фронта. Преодолев Карпаты, они вышли на территорию Чехословакии. Таким образом, последний союзник фашистской Германии в Европе — Венгрия оказалась зажатой с трех сторон советскими войсками.

Гитлеровское командование, понимая важное стратегическое значение Венгрии, прикрывавшей пути в Австрию и Германию, стянуло в междуречье (между Тиссой и Дунаем) большие силы и создало здесь мощные оборонительные сооружения с минными полями, завалами и противотанковыми рвами.

На равнине между Тиссой и Дунаем развернулись ожесточенные бои.

Взаимодействуя с наземными частями, советские летчики наносили удары по разветвленной сети оборонительных сооружений противника, подавляли артиллерию, громили подвижные отряды вражеских танков, пытавшихся контратаковать наши войска с флангов, вели непрерывную разведку й наносили удары по подходившим к фронту резервам гитлеровцев.

На подступах к городу Кечкемет, который наши воины называли «воротами Будапешта», продвижению наземных войск мешала артиллерия противника. Сюда вылетели истребители, ведомые старшим лейтенантом Шацким. Летчики сделали пять заходов по замаскированным артиллерийским позициям, находившимся на южной окраине города, неподалеку от дороги. Они подавили огонь двух батарей. Наши танкисты, воспользовавшись ослаблением огня вражеской артиллерии, ворвались на южную окраину города.

В это время создалось напряженное положение на западной стороне города. Гитлеровцам удалось здесь приостановить наше наступление. На помощь наземным войскам вылетела группа штурмовиков, ведомая старшим лейтенантом Струковым. Ведущий, определив по условным сигналам пехотинцев расположение вражеских позиций, передал по радио команду ведомым: «Штурмуем у выступа лесного массива», — и вошел в пикирование. Прикрывавшие цель истребители врага пытались противодействовать штурмовикам, но, потеряв в воздушном бою с истребителями сопровождения два своих самолета, покинули поле боя.

Штурмовики сделали несколько заходов на цель, уничтожая огневые точки, живую силу и технику врага. Благодаря своевременной поддержке с воздуха наземные части вскоре овладели западной окраиной Кечкемета.

Однако основная часть города оставалась в руках яростно сопротивлявшихся гитлеровцев. Тогда советские танки и мотопехота совершили обходный маневр и завязали бой с врагом на северных окраинах города.

В Н-ской штурмовой части был получен приказ: поддержать с воздуха действия наземных войск в этом районе. Сплошные тучи затянули небо и все же группы штурмовиков поднялись с полевого аэродрома. Одну группу вел Герой Советского Союза М. Ткаченко.

Определив момент выхода на цель по времени, старший лейтенант Ткаченко использовал разрыв в густой облачности и вывел свою группу на цель. Внизу была видна густая сеть вражеских оборонительных сооружений—окопы, траншеи, дзоты, окаймленные несколькими рядами проволочных заграждений. Летчики нанесли внезапный и сокрушительный удар. Самолет за самолетом пикировали на вражеские позиции, метко сбрасывая бомбы, а затем расстреливали гитлеровцев из пулеметов и пушек. Враг был застигнут врасплох; он никак не мог ожидать в такую ненастную погоду нападения с воздуха.

Штурмовики помогли наземным войскам пробить брешь в обороне противника. Советские воины ворвались в Кечкемет с севера. Вскоре этот крупный узел коммуникаций был в наших руках.

***

Преодолевая яростное сопротивление врага, 2-й и 4-й Украинские фронты приближались к столице Венгрии — Будапешту.

В ноябре новый сокрушительный удар по врагу на юге нанесли войска 3-го Украинского фронта. Форсировав Дунай, они двинулись мощной лавиной по двум направлениям — па север и на запад, с тем чтобы обойти Будапешт с запада.

В эти дни переправы через Дунай были теми важнейшими нервами, которые связывали и питали наши наступавшие войска. Вереницей двигались по ним советские танки, артиллерия, машины и войска.

Вражеская авиация пыталась всячески уничтожить переправы, чтобы сорвать снабжение и маневр советских войск. Но подступы к Дунаю надежно охраняли наши истребители. В один из дней переправы прикрывала шестерка истребителей капитана А. Капиченко. Гитлеровские летчики пытались пробиться к мостам со стороны солнца, но их вовремя обнаружили наши истребители и перехватили на дальних подступах к переправам.

Бой принял ожесточенный характер. Младший лейтенант А. Иванов вступил в бой с четырьмя вражескими истребителями и меткой очередью сбил одного. Но и машина Иванова была повреждена. Летчик вынужден был выйти из боя. Оставшаяся пятерка храбро сражалась с превосходящими силами противника. Капиченко, Ачетков и Евтушенко в этом бою сбили по одному самолету FW-190. Гитлеровцы, потеряв 4 самолета и не выдержав натиска советских истребителей, отказались от попыток пробиться к переправам и убрались восвояси.

Чтобы парализовать действия вражеской авиации, наши летчики держали под непрерывными ударами аэродромы противника, расположенные в районе Будапешта.

Один из эффективных налетов на крупный аэродром противника совершила группа истребителей, возглавляемая майором Марковым.

Перед вылетом истребителей в воздух поднялась пара разведчиков. Они произвели доразведку цели, уточнили количество самолетов, расположение стоянок и зенитных средств. На основании этих данных через час после возвращения разведчиков на аэродром был совершен внезапный налет. Летчики появились над целью одновременно. Группа, ведомая офицером Марковым, первой сбросила бомбы на бетонированную взлетную полосу, чем лишила истребителей противника возможности подняться в воздух. Тем временем летчики офицера В. Меренкова подавили огонь трех зенитных батарей. Остальные летчики во главе с Д. Барченковым и П. (Каравай штурмовали стоянки вражеских самолетов. Хорошо организованный удар по врагу, прошедший без потерь с нашей стороны, получил высокую оценку командования.

Неудержимой лавиной продвигались вперед войска 3-го Украинского фронта. Мощное наступление наземных войск развивалось при активной поддержке авиации, которая применялась в условиях сильного противодействия вражеских самолетов и зенитной артиллерии, сконцентрированной в большом количестве на этом направлении. Всю свою деятельность летчики подчиняли интересам наземных войск, тесно взаимодействуя с ними на всех этапах боя. Истребители надежно прикрывали наземные части от вражеской авиации, штурмовики и бомбардировщики наносили удары по опорным пунктам врага и контратакующим группам танков и пехоты. Даже тогда, когда погода резко ухудшилась, летчики, действуя мелкими группами, не прекращали поддерживать свои наступающие войска.

Вот несколько примеров. Объектом атаки группы скоростных бомбардировщиков, которые вели Герой Советского Союза А. Шевкунов и штурман. Г. Чернявский, была высота у переднего края противника. Гитлеровцы превратили ее в опорный пункт, расположив на западных склонах артиллерийские и минометные батареи. Наши наступающие части не могли продвигаться, так как справа мешал изгиб реки, слева болото, а впереди — господствующая над всей местностью укрепленная высота. Находясь в развилке двух шоссейных дорог, этот опорный пункт защищал важные коммуникации. Вот почему здесь завязался ожесточенный бой.

Поддержка с воздуха помогла решить исход боя в нашу пользу. Бомбардировщики шли в боевом порядке на высоте 2400 метров, преодолевая многоярусный зенитный огонь.

С исключительной стойкостью сражались экипажи Шевкунова, Петухова, Николаева, Филиппова, Щетинина, преодолевая все трудности на своем пути. На самолете ведущего А. Шевкунова зенитными снарядами были пробиты бензиновый и масляный баки, выведены из строя пилотажные приборы. И все же летчик нанес удар по цели и довел самолет и всю группу до своего аэродрома.

В районе Секешфехервар гитлеровцы неоднократно переходили в контратаки. В один из дней они предприняли до 20 контратак при поддержке 40 танков. Большую помощь наземным войскам оказали штурмовики. Эффективный удар нанесла четверка самолетов Ил-2 старшего лейтенанта Г. Балашова.

Станция наведения указала летчикам цель. Маневрируя, чтобы не попасть под огонь зениток, авиаторы в боевом порядке пеленг вышли на шоссейную дорогу, где обнаружили большое скопление вражеской техники. Летчики сделали два захода и противотанковыми бомбами сожгли 5 вражеских танков.

В разгар Будапештской операции 21 декабря в городе Дебрецен открылось Национальное собрание Венгрии, которое создало временное национальное правительство. Это правительство, выражая волю широких народных масс Венгрии, объявило войну I гитлеровской Германии.

26 декабря оперативная сводка Совинформбюро сообщила, что войска 3-го Украинского фронта, развивая наступление в обход Будапешта, с запада вышли к реке Дунай и завершили окружение будапештской группировки противника; 170-тысячная группировка врага оказалась в «котле».

29 декабря командование 2-го и 3-го Украинских фронтов предложило окруженным в Будапеште фашистским войскам прекратить бесцельное сопротивление и сложить оружие. Советское командование при этом исходило из гуманных соображений, желая избежать излишнего кровопролития, уберечь мирное население огромного города от страданий и жертв и предотвратить разрушение столицы Венгрии Будапешта с его памятниками культуры и искусства.

В расположение врага для вручения ультиматума были посланы парламентеры. Но гитлеровские палачи подло убили посланцев Советской Армии.

30 декабря Советская Армия начала операции по ликвидации окруженной вражеской группировки в Будапеште. День и ночь не прекращались ожесточенные бои в городе, превращенном гитлеровцами в крепость со множеством укреплений и тщательно организованной системой огня.

Наши летчики мощными ударами с воздуха помогали наземным войскам сломить сопротивление врага. Объектами бомбардирования были опорные пункты и узлы сопротивления. Удары нашей авиации концентрировались на небольшом участке. Эффективность действий достигалась умелой и продуманной подготовкой каждого вылета. Пользуясь планом города, летный состав тщательно изучал расположение целей, что помогало надежно ориентироваться над крупным городом.

Стремясь прорваться к окруженной группировке, гитлеровцы предприняли ряд яростных контратак, вводя в бой танки в сопровождении самоходных орудий и пехоты. Враг бросил в бой лучшие танковые дивизии.

— Остановить вражеские танки, рвущиеся к окруженной в Будапеште группировке! — вот боевой девиз, с которым вылетали штурмовики на задание.

Из леса в районе Нова-Вьеска противник крупными силами пехоты и танков атаковывал наши части. В воздух поднялась группа штурмовиков старшего лейтенанта А. Никитина. При подходе к цели вражеские истребители попытались атаковать наших штурмовиков, но были связаны боем истребителями сопровождения капитана Бакланова. Приказав группе младшего лейтенанта Шупакова подавить огонь зенитной батареи у окраины деревни, старший лейтенант Никитин повел другую группу на танки врага.

Меткими ударами поражали вражеские танки капитан Тимощев, лейтенант Кудрявцев и другие летчики-штурмовики. Они сделали несколько заходов на цель. А когда были израсходованы все боеприпасы и группа Никитина взяла курс на аэродром, над этой же целью появилась вторая группа штурмовиков, ведомая старшим лейтенантом Скотниковым, в сопровождении истребителей.

Через некоторое время группа Скотникова вышла на эту цель вторично с новым запасом бомб и снарядов. Атака врага была сорвана.

Советская авиация помогла наземным войскам отбить яростные контратаки противника, пытавшегося прорвать внешнее кольцо окружения вокруг Будапешта.

Кольцо окружения в городе сжималось все плотнее и плотнее. Фашистское командование попыталось организовать снабжение окруженной группировки по воздуху и стало направлять в Будапешт большое количество транспортных самолетов. Но советская авиация блокировала ночные аэродромы врага.

17 января левобережная часть города — Пешт — была полностью очищена от фашистов. С особой яростью они сопротивлялись в правобережной части — Буде, расположенной на высоких холмах по берегу Дуная и господствующей над окружающей местностью. Узкие улицы, прочные многоэтажные дома с глубокими подвалами, дворы, запертые массивными железными воротами, — все это было использовано врагом для организации обороны.

Особенно ожесточенные бои шли за два сильно укрепленных узла сопротивления. Наши бомбардировщики днем и ночью подвергали их ударам, громя вражескую технику и живую силу.

Так, за три дня налетов в конце января наши бомбардировщики только в одном из укрепленных пунктов уничтожили 15 танков, до 300 автомашин, 17 бронетранспортеров, 36 орудий разных калибров, до 250 лошадей с повозками, разрушили 2 дзота.

Там, где наносили удары скоростные бомбардировщики и штурмовики, противник нес огромные потери.

13 февраля Советская Армия завершила разгром окруженной группировки противника в Будапеште и полностью овладела столицей Венгрии, важным стратегическим узлом обороны противника — городом Будапешт.

Полтора месяца продолжалась битва за освобождение столицы Венгрии. Это было одно из самых ожесточенных сражений последнего периода Великой Отечественной войны, закончившееся блестящей победой Советской Армии.

В операциях девятого удара советские летчики показали высокий героизм и самоотверженность. Они не жалели ни крови, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом. Коммунисты и комсомольцы личным примером воодушевляли воздушных воинов на борьбу с врагом.

Четверка истребителей под командованием коммуниста Героя Советского Союза майора Н. Краснова, сопровождая штурмовиков, вступила в бой с восемнадцатью самолетами Me-109 и не допустила фашистских истребителей к штурмовикам. В этом бою сам Н. Краснов обил два вражеских самолета, коммунисты майор Золотоверхий и младший лейтенант Панюшкин уничтожили по одному фашистскому истребителю. Всего за этот день группа Краснова в четырех проведенных воздушных боях сбила 9 самолетов. Командир группы майор Краснов за два вылета лично сбил 4 «мессершмитта» и довел свой счет до 39 самолетов.

Лучшие летчики, доказавшие свою преданность Родине боевыми делами, вступали в ряды Коммунистической партии.

В члены партии был принят летчик-истребитель лейтенант П. Долгорев, сбивший 21 самолет противника. В своем заявлении он писал: «Вступая в члены партии, клянусь с честью оправдать высокое звание коммуниста в боях за нашу Родину». Свою клятву коммунист П. Долгорев сдержал. В воздушных боях над Будапештом он сбил 10 самолетов противника.

Нередко партийные собрания и заседания бюро по приему в партию происходили прямо на аэродроме в перерывах между вылетами на боевое задание.

Политическая работа в авиационных частях в дни наступления была подчинена главной задаче — обеспечению отличного выполнения боевых заданий командования. Вот как она проводилась в Н-ской части.

Утром у КП собрался весь личный состав. Митинг открыл прославленный летчик майор Б. Андреев. Выступили мастера бомбовых ударов, летчики и штурманы Н. Шаповалов, Н. Иркутский, Л. Яковенко и другие, которые горячо призывали всех летчиков к самоотверженной борьбе за полный разгром ненавистного врага.

Партийная организация поставила в центр внимания широкое распространение боевого опыта. Агитаторы рассказывали о лучших воздушных воинах. Выпускались плакаты с описанием подвигов экипажей. В дни боев летчики делали по нескольку боевых вылетов. Политработники и партийный актив помогали командирам авиаполка и эскадрилий доводить боевую задачу до воинов, мобилизовать их на ее успешное выполнение.

В один из дней, в то время когда самолеты еще находились в воздухе, был получен боевой приказ нанести повторный удар по контратакующему противнику. Время было ограничено. Судьба вылета решалась на земле: успеют ли механики подготовить к новому вылету возвратившиеся с задания самолеты, сумеют ли оружейники подвесить за короткий срок бомбы. Говорили кратко.

— Враг рвется к своей окруженной группировке. Надо уничтожить его. Судьбу вылета решаем мы, — говорили техники и механики.— В срок подготовим машины — с честью выполним свой долг перед Родиной.

Спустя несколько минут самолеты уже возвращались с задания. К ним тут же подъехали водители тт. Радченко, Терещенко и др. Они быстро, один за другим, заправляли самолеты горючим.

Образцы в работе показывали коммунисты. Коммунист оружейник Елисеев и стрелок Гончаренко быстро подвесили бомбы и заменили неисправный пулемет. Слаженно, четко и дружно работали техники, механики и мотористы. Пока летчики получали новое задание и готовились к нему, технический состав сумел полностью обслужить самолеты.

Вскоре самолеты вновь поднялись в воздух. Летчики, ведомые коммунистами старшим лейтенантом Ф. Кизимом и штурманом Н. Непомнящим, нанесли сокрушительный удар по вражеским танкам. При отходе от цели наземное командование по радио передало благодарность летчикам за своевременный и точный удар. Вражеская контратака была сорвана.

Вместе с летчиками этой победой гордились механики, оружейники и водители машин, сумевшие в короткий срок обеспечить боевой вылет.

Умелая и целеустремленная партийно-политическая работа во время напряженных боев мобилизовывала личный состав на героические подвиги, на успешное выполнение боевых заданий командования.

Выдающиеся победы советского оружия при освобождении Югославии, Венгрии и Чехословакии блестяще продемонстрировали несокрушимую силу и мощь Советской Армии.

Источник: Подполковник И. КРЕСТОВСКИЙ. Между Тиссой и Дунаем — «Вестник воздушного флота» № 2, 1953 г.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image