Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Морская штурмовая авиация

Штурмовая авиация Балтийского флота

Штурмовик Ил-2Штурмовая авиация БФ родилась в огне Великой Отечественной войны в самые тяжёлые дни 1941 г. Её родоначальником стала штурмовая эскадрилья самолётов Ил-2, сформированная в составе 57-го БАП ВВС БФ в июне 1941 г. В последующем сам полк был переформирован в пикировочно-штурмовой и, одним из первых среди частей морской авиации ВМФ, удостоен гвардейского звания. В середине войны к нему присоединился 35-й ШАП, переформированный из минно-торпедного полка. На базе этих двух штурмовых и двух истребительных (12-го и 13-го ИАП) частей в апреле 1943 г. было сформировано первое соединение штурмовой авиации — 9-я штурмовая авиационная бригада (с июля 1943 г. — 9-я ШАД).

Летом 1944 г. штурмовая авиация БФ пополнилась ещё одним авиационным соединением — 11-й штурмовой авиационной дивизией, переброшенной с Чёрного моря. До конца войны в составе ВВС БФ воевало четыре штурмовых авиационных полка: 7-й гв. ПШАП, 8-й гв. ШАП, 35-й ШАП и 47-й ШАП. На вооружении этих частей состояли штурмовики Ил-2. Уже в самом конце войны в полки стали поступать новые самолёты Ил-10.

После окончания Великой Отечественной войны штурмовая авиация оказалась не нужна Вооружённым Силам СССР. В конце 1947 г. был расформирован 35-й ШАП, а остальные полки в скором времени были переформированы в истребительные.

Такая ситуация сохранялась до середины 1970-х гг., когда в июле 1975 г. на аэр. Веретье (г. Остров) был сформирован 846-й гв. ОМШАП, на самолётах Су-17м. Он стал основоположником 2-го поколения штурмовой авиации в составе ВМФ. С тех пор она с переменным успехом постоянно стала присутствовать в боевом составе ВВС Балтийского флота и «дожила» до середины 2011 г., когда её передали в состав ВВС и ПВО России.

Штурмовая авиация Черноморского флота

На Чёрном море, как и на Балтике, штурмовая авиация появилась в самом начале Великой Отечественной войны. В июле 1941 г. в состав ВВС ЧФ была передана 46-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья из расформировываемой Пинской ВФ. Правда, новая часть в первые же дни боёв потеряла практически все самолёты и часть личного состава, но вскоре она была пополнена самолётами Ил-2 и экипажами с Балтики. В середине августа 46-я ОШАЭ включилась в боевые действия под Одессой. В сентябре к ней добавился вновь сформированный 11 -й ШАП, который был вооружён устаревшими самолётами И-5, а в конце октября 46-я ОШАЭ была развёрнута в 18-й ШАП. Из-за больших потерь, 11-й ШАП в конце ноября был выведен в тыл, на переформирование, и больше уже не вернулся в состав ВВС ЧФ.

В апреле 1942 г. к 18-му ШАП добавился вновь сформированный 23-й штурмовой авиационный полк, на учебных бипланах У-2б и УТ-16, оснащённых бомбодержателями и пулемётами. Несмотря на наличие двух штурмовых частей в составе ВВС ЧФ, количество современных штурмовиков Ил-2 не превышало полутора десятков единиц. Остальные самолёты были «древние» И-5, И-153, У-2б, УТ-16 и даже КОР-1! Но и на этой древней техники штурмовики-черноморцы наносили ощутимый урон врагу. В мае и июне 1942 г. черноморская авиация пополнилась ещё двумя полками — 46-м и 47-м ШАП, на самолётах УТ-16 и Ил-2, соответственно, а также 14-й ОШАЭ, на самолётах Ил-2 (эта эскадрилья просуществовала до сентября, после чего была расформирована).

Провоевав всего полгода и понеся значительные потери, в октябре 1942 г. 46-й ШАП был отправлен в тыл, на переформирование и перевооружение, а оттуда — на Север, в состав ВВС СФ.

К июню 1943 г. части штурмовой авиации ВВС ЧФ были сведены в 11-ю штурмовую авиабригаду (с июля — 11-я ШАД). Кроме 8-го гв. ШАП (бывш. 18-й ШАП) и 47-го ШАП на Ил-2, в неё входили также два истребительных полка (6-й гв. ИАП и 9-й ИАП), вооружённых самолётами Як-9. Ещё один штурмовой полк — 23-й ШАП, остался отдельным, в подчинении непосредственно командующему ВВС ЧФ.

Таким составом штурмовая авиация ЧФ провоевала до конца мая 1944 г. С освобождением Крыма и Севастополя, командование Авиации ВМФ приняло решение передать 11-ю ШАД в состав ВВС БФ, где в это время разворачивались ожесточённые бои по освобождению Прибалтики и завоеванию господства на Балтийском море. Данное мероприятие было выполнено к началу июня. В освобождении Одессы, боях в Румынии и Болгарии принял участие 23-й ОШАП.

По окончании Великой Отечественной войны, штурмовая авиация на Чёрном море просуществовала ещё полтора года, и к концу 1947 г. 23-й ОШАП был расформирован.

Возрождение штурмовой авиации на Чёрном море произошло спустя 43 года, когда в июне 1990 г. в состав ВВС ЧФ был включён 43-й АПИБ на самолётах Су-17м3, переданный из ВВС СА и перебазированный в Крым из Монголии.

У моряков этот полк стал именоваться 43-м ОМШАП и, после раздела ЧФ между Россией и Украиной, в 1995 г. был свёрнут в отдельную штурмовую эскадрилью.

В 1997 г. 43-я ОМШАЭ перевооружилась на бомбардировщики Су-24, а спустя пять лет вновь была развернута в отдельный штурмовой полк, с прежним номером.

До конца 2009 г. 43-й ОМШАП составлял главную ударную силу морской авиации ЧФ и даже принял участие в боевых действиях против Грузии в августе 2008 г. В дальнейшем полк был обращен на формирование 7058-й авиационной базы МА ЧФ. При передаче МРА, ИА и ША из Морской Авиации в состав ВВС и ПВО России, которое происходило в первой половине 2011 г., штурмовая эскадрилья в составе МА ЧФ сохранилась (так как изменение её статуса должно регламентироваться российско-украинскими соглашениями), и, пожалуй, в настоящее время она остаётся единственной ударной частью в составе Морской Авиации России.

Штурмовая авиация Северного флота

Несмотря на то, что ожесточённые бои на Северном ТВД развернулись на земле, в небе и на море с первых же дней войны, штурмовая авиация в составе ВВС СФ появилась только во второй половине марта 1943 г. Это можно объяснить недостаточным количеством штурмовиков Ил-2, выпускаемых авиационной промышленностью страны. Вся новая техника поступала, в первую очередь, в ВВС КА, БФ и ЧФ.

Однако командование ВМФ искало пути решения проблемы отсутствия штурмовиков, которые были незаменимы при нанесении эффективных ударов по сухопутным и морским объектам противника. Решение было принято компромиссное: на Север был направлен 46-й штурмовой авиационный полк ВВС ЧФ, который к этому времени завершил переформирование и перевооружение в тылу.

Тяжелый авианесущий крейсер "Киев"Несмотря на свои боевые заслуги, в конце 1947 г. 46-й ШАП был расформирован, как и большинство штурмовых полков ВВС ВМФ, и почти на 30 лет штурмовая авиация на Севере прекратила своё существование. Только летом 1976 г. в Североморск прибыл тяжёлый авианесущий крейсер «Киев», на борту которого находились самолёты Як-38 279-го отдельного корабельного штурмового авиационного полка. Этот корабль и этот полк были включены в боевой состав СФ.

В 1990 г. ВВС СФ пополнились ещё одной авиационной частью — 88-м отдельным морским авиационным полком истребителей-бомбардировщиков, вооружённым самолётами МиГ-27. Этот полк морякам «достался» от ВВС СА и был перебазирован на аэр. Оленья из венгерского г. Дебрецен.

Весной 1994 г. этот полк перевооружился на Су-25 и стал именоваться 88-м ОМШАП. К этому времени 279-й ОКШАП был переформирован в корабельный истребительный полк на самолётах Су-27к (Су-33) и Су-25утг.

Летом 1995 г. 88-й ОМШАП был расформирован, и штурмовая авиация ВВС СФ вновь прекратила своё существование…

Штурмовая авиация Тихоокеанского флота и Северной Тихоокеанской флотилии

Как и на Севере, штурмовая авиация на ТОФ появилась только в начале 1943 г. Причина для этого была та же самая: авиапромышленность СССР не справлялась с поставками штурмовиков Ил-2 для частей ВВС КА, которые, в буквальном смысле, «сгорали» в горниле Великой Отечественной войны. Второй причиной столь позднего появления штурмовиков в составе ВВС ТОФ было то, что несмотря на всю сложность обстановки на Дальнем Востоке, СССР находился в состоянии мира с Японией — участницей оси Рим — Берлин — Токио.

Когда в 1943 г. на советско-германском фронте произошёл перелом в нашу пользу и промышленность страны стала выпускать военную продукцию, в том числе и штурмовики, в нужных для Вооружённых Сил количествах, появилась возможность сформировать первые штурмовые части в составе ВВС ТОФ. Ими стали 26-й и 37-й штурмовые авиационные полки. Они получили на вооружение самолёты Ил-2. Оба полка базировались на аэродромах Западные Кневичи и Кролевец на юге Приморья.

В июне того же года, на базе 26-го и 37-го ШАП, а также 14-го и 38-го ИАП, было сформировано штурмовое соединение ВВС ТОФ — 12-я штурмовая авиационная бригада (с августа 1943 г. — 12-я ШАД). Но, учитывая размах Тихоокеанского ТВД, в свете приближающейся войны с Японией, этих сил было явно не достаточно. Поэтому в начале 1945 г. были сформированы ещё два штурмовых полка на самолётах Ил-2 — 56-й ШАП и 60-й ШАП. Первый из них вошёл в состав 15-й САД1 ВВС СТОФ, а второй — в состав 16-й САД ВВС ТОФ. В это же время 26-й ШАП был перевооружён на штурмовики Ил-10. Таким образом, в составе Авиации ТОФ (с учётом ВВС СТОФ) сосредоточилась весьма значительная группировка штурмовой авиации — 256 самолётов Ил-2 и Ил-10.

С первого дня войны с Японией штурмовая авиация активно привлекалась для нанесения ударов по портам противника Расин, Сейсин и Юки в Северной Корее, а также по объектам на юге Сахалина. В ходе этих налётов штурмовики понесли самые значительные потери среди всех родов Авиации ТОФ — 13 самолётов (7 Ил-2 и 6 Ил-10) из 45 машин, потерянных флотской авиацией в этой войне. Руководство страны и Вооружённых Сил высоко оценило подвиги авиаторов-штурмовиков: из 15 человек ВВС ТОФ, удостоенных звания Героя Советского Союза, девять были лётчиками-штурмовиками. Кроме того, 26-й ШАП и 37-й ШАП были преобразованы в гвардейские, а 12-й ШАД и 56-му ШАП были присвоены почётные наименования «Расинская» и «Сахалинский» соответственно.

Но в конце 1947 г. штурмовая авиация на Тихом океане была полностью ликвидирована, и только в октябре 1976 г. она возродилась в лице 311 -го отдельного корабельного штурмового полка на аэр. Пристань, вооружённого самолётами Як-38.

Спустя ещё шесть лет в 1982 г., в составе Авиации ТОФ, на том же аэродроме был сформирован 173-й отдельный морской штурмовой авиационный полк, на самолётах Су-17м.

Таким составом штурмовая авиация на Тихом океане просуществовала до 1993 г., когда 173-й ОМШАП был переформирован в 136-ю ОРАЭ, на самолётах Су-24м и Су-24мр, а ещё через два года был расформирован и 311-й ОМШАП, успевший сменить к тому времени самолёты Як-38 на Су-25.

Так завершилась история штурмовой авиации на ТОФ…

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Примечания:
  1. Однако некоторые источники утверждают, что этот полк был отдельным в составе ВВС СТОФ. []

Ключевые слова: , , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image