Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

КОР-1 (Бе-2)

Корабельный катапультный разведчик КОР-1

Корабельный катапультный разведчик КОР-1

В июне 1934 г. начальник ВВС РККА утвердил требования к новому корабельному катапультному самолету-разведчику (способному также применяться как пикирующий бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 200 кг), призванному заменить стремительно устаревающие летающие лодки КР-1 («Хейнкель» HD-55 немецкого производства). Предусматривалось выполнить машину по схеме летающей лодки или однопоплавкового гидросамолета и оборудовать 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Райт» «Циклон» F3, выпуск которого по лицензии налаживался в СССР. Крылья машины, первоначально именовавшейся КР-2, но вскоре сменившей обозначение на КОР-1, предписывалось выполнить складывающимися. В таком положении габариты КОР-1 не должны были превышать по длине —11 м, ширине — 5 метров и высоте — 4 м.

Разработку нового гидроплана поручили Центральному конструкторскому бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС), созданному в августе 1934 г. при таганрогском заводе №31 и возглавляемому Г.М. Бериевым. В ноябре того же года был утвержден эскизный проект КОР-1 в конфигурации однопоплавкового биплана, позволяющего перестановку на колесное шасси. Конструкция планера — цельнометаллическая, с применением стали и дюраля.

Испытания прототипа на поплавковом шасси начались 4 сентября 1936 г., а 14 декабря он впервые поднялся в воздух на колесном шасси.

Летом следующего года КОР-1 проходил государственные испытания, результаты которых оказались неудовлетворительны: самолет из-за низких мореходных качеств оказался непригоден для применения в отрытом море, был слишком сложен в пилотировании на взлете и посадке, имел слишком малый радиус полета, а по летно-техническим данным уступал зарубежным образцам. Самолет отправили на доработку, после чего в апреле—июне 1938 г. проходил войсковые испытания. Затянувшаяся доводка КОР-1 привела к тому, что самолет успел морально устареть. Были выработаны требования к перспективному катапульному разведчику КОР-2, но КОР-1 все-таки приняли на вооружение в качестве переходной машины. В 1937—1940 гг. выпустили малую серию таких гидропланов из 12 единиц.

Фото разведывательного гидросамолета Бе-2 на перекатной тележке

Фото разведывательного гидросамолета Бе-2 на перекатной тележке.

Летно-технические характеристики разведывательного самолета КОР-1

  • Двигатель: тип М-25
  • мощность, л.с.: 750
  • Размах крыла, м.: 11
  • Длина самолета, м:
  • на поплавках: 8,88
  • на колесном шасси: 7,12
  • Высота самолета, м:
  • на поплавках: 4,42
  • на колесном шасси: 3,60
  • Площадь крыла, кв. м.: 29,30
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1800
  • нормальная взлетная: 2486
  • максимальная взлетная: 2626
  • Максимальная скорость, км/ч: 277
  • Практический потолок, м.: 6600
  • Дальность полета, км.: 530

Основная модификация гидросамолета

КОР-1 (с декабря 1940 г. получил наименование модели Бе-2) — 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионный вариант «Циклона» F3; 700 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,62-мм пулемета ШКАС (2 в центроплане верхнего крыла с боекомплектом 500 патронов на ствол, 1 на верхней шкворневой установке). На подкрыльевых держателях возможна подвеска до 200 кг бомб. Экипаж — 2 человека.

Фото гидросамолета КОР-1 (Бе-2) на корабельной катапульте

Фото гидросамолета КОР-1 (Бе-2) на корабельной катапульте.

Боевое использование КОР-1 (Бе-2)

Вид на мотор гидросамолета

Вид на мотор гидросамолета

Самолеты КОР-1 были распределены между ВВС Балтийского и Черноморского флотов. К моменту начала Великой Отечественной войны на Балтике находилось шесть гидропланов этого типа (в составе 15-го МРАП), на Черном море — пять (четыре серийных и один прототип).

На Балтике КОР-1 в июне—августе 1941 г. привлекались к выполнению разведывательных полетов. Один самолет в поплавковом варианте совершил вынужденную посадку на лес за линией фронта в районе Выборга и достался финнам, но сведения о том, что его ввели в состав ВВС Финляндии, отсутствуют. К середине августа на Балтике оставалось два КОР-1, переставленных на колесное шасси. Один из них был уничтожен 20 августа, другой — передан в одно из училищ.

Карьера черноморских КОР-1 также оказалась недолгой. В середине сентября 1941 г. три самолета, находившихся к тому времени в исправном состоянии, вошли в состав Фрайдорфской авиагруппы, предназначенной для противодействия немецким войскам, рвущимся в Крым. Переставленные с поплавков на колеса, эти самолеты участвовали в боях на Перекопе, штурмуя вражеские войска. Единственный уцелевший после этих боев КОР-1 передали в 11-й штурмовой авиаполк ВВС Черноморского флота. Он был уничтожен на аэродроме под Севастополем в ходе огневого налета вражеской артиллерии 20 декабря 1941 г.

Основным мотивом к принятию на вооружение КОР-1 являлось желание военных накопить опыт эксплуатации катапультного самолета и подготовить кадры авиационных боевых частей крейсеров. Однако в ходе Великой Отечественной войны гидроплан морской авиации СССР ни разу не использовался по прямому назначению — как корабельный разведчик и корректировщик. В тех акваториях, где действовали советские крейсера — Балтике и Черном море, — с этими задачами вполне справлялись самолеты берегового базирования.

Схемы и чертежи гидросамолета Бериева КОР-1

Чертежи КОР-1 (Бе-2)

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image