Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Над Восточной Пруссией

13 января 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта при поддержке артиллерии и авиации начали прорыв долговременной глубоко эшелонированной обороны гитлеровцев в Восточной Пруссии. Одновременно с войсками 3-го Белорусского фронта в наступление перешли войска 2-го Белорусского фронта, нанося удары по восточно-прусской группировке с юга.

Гитлеровское командование придавало чрезвычайно важное значение обороне Восточной Пруссии — цитадели германского фашизма» Именно здесь вынашивались сумасбродные планы захватнических войн, отсюда черпались кадры самого реакционного прусского офицерства.

Фашистские главари задолго до начала второй мировой войны принимали все меры к созданию мощного восточно-прусского передового плацдарма для нападения на страны восточной Европы и прежде всего на Советский Союз. Одновременно гитлеровское командование принимало все меры для того, чтобы сделать Восточную Пруссию неприступной с суши и моря. Цепь озер и болот сочеталась здесь с целым рядом прочных железобетонных сооружений. Каждый населенный пункт независимо от его величины представлял собой опорный пункт, каменные строения которого были подготовлены для обороны.

Весьма важное значение в обороне Восточной Пруссии имела приморская крепость Кенигсберг, подготовленная по всем правилам инженерно-строительной техники.

В ходе второй мировой войны гитлеровцы продолжали укреплять восточно-прусские оборонительные рубежи. По существу вся Восточная Пруссия была превращена в мощный укрепленный район.

Наступающим советским войскам на некоторых направлениях предстояло преодолеть по 6—8 оборонительных рубежей с большим количеством дотов и дзотов; кроме этого, были еще естественные препятствия и специально подготовленные искусственные сооружения, предназначенные для затопления местности в случае подхода противника.

Оборонительные сооружения занимали войска, подготовленные для ведения обороны в условиях укрепленного района.

В Восточной Пруссии было сосредоточено около 40 дивизий, которые поддерживались крупными силами авиации. Враг стремился во что бы то ни стало удержать в своих руках этот важный стратегический плацдарм. Но в данный период никакие укрепления уже не могли спасти врага.

Еще в октябре 1944 г. Советская Армия прорвала первую линию укреплений на подступах к Восточной Пруссии, заняла свыше 400 опорных пунктов и подошла к основным рубежам долговременной мощной обороны. В результате зимнего наступления 1945 г. войск 3-го Белорусского фронта на Инстербург, Кенигсберг и войск 2-го Белорусского фронта на Эльбинг восточно-прусская группировка гитлеровцев была окружена, крепость Кенигсберг блокирована, а группировка в районе Земландского полуострова прижата к морю. В ходе последующего весеннего наступления советских войск окруженная вражеская группировка была уничтожена.

В период с 6 по 9 апреля наши наземные войска при поддержке крупных сил авиации нанесли ряд мощных концентрических ударов по противнику, оборонявшему крепость Кенигсберг. 9 апреля Кенигсберг был взят. Во второй половине апреля 1945 г. в завершающем этапе Восточно-Прусской операции были полностью разгромлены остатки восточно-прусской группировки на Земландском полуострове.

В тесном боевом содружестве советские пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики и моряки с честью выполнили задачи по разгрому войск врага и его военно-воздушных сил в Восточной Пруссии.

Мужество и подлинное военное мастерство проявили наши летчики в этих боях, проходивших в весьма сложной обстановке.

Условия действий авиации в Восточной Пруссии имели свои характерные особенности. Как известно, в зимнее и весеннее время в Восточной Пруссии мало ясных дней. Сплошные облака нависают над землей. Дождь сменяется снегопадом, дороги и аэродромы то раскисают, то замерзают. Все это приходилось учитывать при ведении авиацией боевых действий.

Преодолевая оборонительные рубежи, наши наземные войска на каждом шагу встречали долговременные огневые точки, которые по своему расположению часто были неуязвимы нашей артиллерией. Требовалось самое тесное боевое взаимодействие. Удары по малоразмерным целям должны были наноситься авиацией точно по месту и времени, ибо их результат немедленно использовался пехотой и танками, переходившими в атаку сразу же после нанесения ударов с воздуха.

Содействуя наступлению наземных войск, наши летчики наносили удары по самым разнообразным целям: по живой силе и технике в траншеях, по войскам, двигавшимся по дорогам, по долговременным огневым точкам, по каменным строениям, подготовленным для обороны, и другим объектам. Большое разнообразие целей, по которым приходилось действовать летчикам,— также одна из характерных особенностей действий нашей авиации в этой операции.

Значительное количество однотипных небольших населенных пунктов и развитая сеть дорог создавали для летчиков значительные трудности в ориентировке и отыскании целей.

В этих условиях неоценимую услугу оказывали летчикам войска, точно обозначавшие себя и искусно показывавшие точки, по которым нужно было нанести бомбовый или штурмовой удар.

В Восточной Пруссии противник сосредоточил немалое количество зенитных орудий, поэтому при нанесении ударов летчикам приходилось преодолевать сильный зенитный огонь. Зачастую нужно было выделять часть самолетов для подавления многочисленных вражеских зенитно-артиллерийских точек.

Несмотря на сложную обстановку, советские летчики успешно выполнили все задачи, которые в ходе боев ставились перед ними командованием.

Для этого у них были все условия. Героические труженики тыла снабжали Советскую Армию всем необходимым для победы. Наши Военно-воздушные силы продолжали получать в достаточном количестве первоклассные самолеты, которые по своим качествам превосходили самолеты врага. Авиационные части были полностью оснащены прекрасными отечественными радиотехническими средствами связи и самолетовождения. К этому времени советские летчики накопили богатый боевой опыт борьбы с вражеской авиацией, опыт взаимодействия с наземными войсками при прорыве сильно укрепленной обороны противника. Наземные войска научились быстро и с наибольшим успехом использовать результаты ударов авиации по противнику.

Наша авиация принимала активное участие в подготовке операции. Советские истребители надежно прикрывали сосредоточение наземных войск.

Задолго до начала наступления наши самолеты-разведчики сфотографировали все оборонительные сооружения противника. Передовые рубежи были засняты перспективно. Эти фотоснимки сказали потом немалую помощь для наступавших войск.

Советские летчики не давали противнику маневрировать войсками и срывали подход его резервов. Действуя по железным и шоссейным дорогам, они уничтожали вражеские эшелоны, громили его автоколонны, причем удары по этим объектам наносили не только штурмовики и бомбардировщики, но и истребители, действия которых были весьма эффективными. Так, например, 14 декабря 1944 г. пара истребителей под командованием гвардии лейтенанта Долголева, находясь над территорией противника, обнаружила железнодорожный эшелон, входивший в лес. Снизившись до небольшой высоты, они стали ожидать выхода эшелона на открытое место. Как только поезд вышел из леса, истребители, зайдя спереди со стороны солнца, внезапно атаковали его. Свой первый удар они направили на паровоз. В результате прямых попаданий паровоз был поврежден и эшелон остановился. Затем летчики предприняли еще шесть атак. Эшелон загорелся, а в нескольких вагонах начались взрывы.

В ночь перед наступлением ночные бомбардировщики, чтобы измотать врага, наносили непрерывные удары по его позициям. Каждую минуту в районе расположения врага рвались бомбы.

В ходе прорыва тактической глубины обороны противника советские летчики надежно прикрывали наземные войска от ударов вражеской авиации, прокладывали им путь вперед, уничтожая вражеские артиллерийские батареи, разрушая доты, дзоты и другие фортификационные сооружения. Большую помощь наземным войскам оказали штурмовики. Это подтверждается многочисленными примерами. Приведем некоторые из них. Группа штурмовиков под командованием гвардии майора Тюленева нанесла удар по большой (до 30 машин) группе танков противника, готовившегося к контратаке. Сделав четыре захода с высоты 500—100 метров, штурмовики сожгли несколько танков, Возвращаясь на свой аэродром, гвардии майор Тюленев встретил группу штурмовиков под командованием майора Степанищева М. Т., шедшую к полю боя, и по радио передал Степанищеву данные о местонахождении танков. Получив данные о цели, гвардии майор Степанищев нашел ее и вторично атаковал, сделав с группой восемь заходов. В результате действий штурмовиков контратака противника была сорвана.

Действия наших штурмовиков и пехоты как при прорыве тактической глубины обороны противника, так и в последующем отличались исключительной слаженностью и согласованностью.

Группе штурмовиков под командованием гвардии капитана Козенкова при подходе к полю боя авианаводчик сообщил, что на северо-восточной окраине одного населенного пункта две артиллерийские батареи противника мешают продвижению нашей пехоты. Сделав холостой заход, штурмовики обнаружили цель. Затем они сделали на нее еще четыре захода, в результате которых артиллерийские батареи врага были подавлены. Воспользовавшись ударом штурмовиков, пехота во время четвертого захода самолетов перешла в атаку и успешно выполнила поставленную задачу.

Таких примеров, показывающих, насколько хорошо взаимодействовали группы штурмовиков с нашими наземными войсками и как умело использовали пехотинцы результаты удара советских летчиков по вражеским огневым средствам и опорным пунктам, можно привести множество.

Командиры стрелковых подразделений благодарили летчиков за отличные действия. Вот что рассказывал командир одного из наземных подразделений капитан М. Макаров о действиях штурмовиков во время боев в Восточной Пруссии:

«У нас со штурмовиками выработалось взаимопонимание. Штурмовики быстро реагируют на все сигналы пехотинцев. В одном из домов было несколько огневых точек. Когда подошли штурмовики, мы выпустили ряд ракет в сторону этого дома. Пара штурмовиков, сбросив на дом несколько бомб, разрушила его. Другая пара пушечным огнем вызвала пожар. Гитлеровцы стали выползать из подвалов. Опорная точка врага была быстро захвачена нами».

Много поучительного было в приемах и способах взаимодействия штурмовиков и артиллерии, применявшихся в эти дни. Так, например, 14 января 1945 г. в 14 часов 20 минут на восточной окраине Бракупенен артиллерийские батареи противника открыли огонь по боевым порядкам наших войск. На западной окраине Тутшен находились огневые точки зенитной артиллерии, которые всякий раз, как появлялись наши самолеты, открывали по ним сильный огонь. Исходя из сложившейся обстановки, советское командование приняло решение огнем артиллерии и штурмовиков уничтожить эти батареи.

В 15 часов 1 минуту наша артиллерия открыла огонь по артиллерийским батареям противника на западной окраине Тутшен, а в 15 часов 4 минуты перенесла свой огонь на его зенитную артиллерию. В 15 часов 4 минуты группа штурмовиков под командованием гвардии майора Мыльникова подошла к району командного пункта. По радио она была нацелена на обнаруженные артиллерийские батареи. Штурмовики отыскали цель и атаковали ее, сделав по четыре захода на цель с высоты 900—400 метров. В результате совместных действий артиллерии и штурмовиков артиллерийские батареи противника были выведены из строя. Наземные войска получили возможность быстро продвигаться вперед.

Приведем еще один пример согласованности действий штурмовиков и артиллеристов. В тот же день, когда действовала группа Мыльникова, часом позже, группа под командованием Героя Советского Союза майора Паршина Г. М. обнаружила на восточной окраине Буджупен три артиллерийские батареи противника, на западной окраине Бружен— одну артиллерийскую батарею, в 1 километре западнее Лаугален — две минометные батареи, в 1 километре восточнее того же пункта — до четырнадцати минометных батарей. Все эти батареи вели огонь по боевым порядкам наших войск. Командир группы майор Паршин об обнаруженных целях доложил по радио на командный пункт и, получив разрешение, приступил к их подавлению.

С командного пункта авиационного начальника информацию передали артиллеристам, которые после трех атак штурмовиков произвели по этим же целям артиллерийский налет. В результате мощного огня штурмовиков и артиллерии большинство артиллерийских и минометных батарей противника было подавлено и наши наземные части успешно продолжали свое наступление. Артиллеристы часто помогали штурмовикам находить нужные цели на поле боя. Для этого они производили разрывы артиллерийских снарядов над теми целями, которые должны были атаковать штурмовики.

Штурмовики успешно сопровождали наши танки, действовавшие в глубине обороны противника.

19 января 1945 г. группа штурмовиков под командованием гвардии майора Мален, сопровождавшая танки, получила с земли указание нанести удар по двум артиллерийским батареям противника в районе южнее Аулоненен, мешавшим продвижению танков. Наше самоходное орудие двумя снарядами с разрывами черного цвета на высоте 200—300 метров указало штурмовикам цель. Гвардии майор Мален, увидев разрывы, нашел вражеские артиллерийские батареи. Однако при подходе к цели по штурмовикам открыла огонь зенитная батарея противника. Наши самоходные орудия заметили это и, открыв огонь, подавили ее. Тем временем штурмовики, став в круг, подавили огонь обеих артиллерийских батарей противника. После удара штурмовиков наши танки стали успешно продвигаться вперед.

Даже во время очень плохой погоды штурмовики не прекращали поддержку наступавших танкистов, действуя уже не группами, а парами и звеньями, зачастую без прикрытия истребителей. При этом наши летчики, проявляя разумную инициативу и находчивость, в любых условиях образцово выполняли поставленные задачи.

28 января штурмовики под командованием гвардии капитана Лысенко Н. К. сопровождали наши наступавшие наземные войска. Метеорологические условия не благоприятствовали полету. Стояла сплошная облачность высотой до 400 метров, видимость не превышала 1 километра. Штурмовикам предстояло нанести удар по артиллерии противника, расположенной юго-восточнее опорного пункта Ляут. При этом авианаводчик предупредил, что цель прикрыта сильным огнем зенитной артиллерии. Гвардии капитан Лысенко применил хитрость. С первого захода с высоты 400 метров вся группа атаковала цель, сбросила бомбы, затем, развернувшись и снизившись до 100—50 метров, ушла на свою территорию. Зенитная артиллерия противника слишком поздно открыла огонь по уходящей группе. Пройдя 10—12 километров над своей территорией, штурмовики вновь развернулись на цель и с высоты 250 метров сделали еще три захода. В каждом заходе производилось две-три атаки по артиллерии противника и по обнаруженным в первом заходе зенитным точкам. Старший командир дал отличную оценку действиям группы.

Успех действий группы штурмовиков гвардии капитана Лысенко был обеспечен тем, что командир правильно оценил обстановку, принял верное решение и смело претворил его в жизнь. В условиях когда цель прикрыта сильным зенитным огнем, а метеорологическая обстановка вынуждает лететь на цель на небольшой высоте, только внезапность действий могла привести к успеху.

Поддерживая свои войска, штурмовики одновременно вели разведку, доставляли командованию ценные сведения, помогая тем самым раскрывать замыслы противника. Нередко наши летчики предупреждали командование о готовящихся контратаках врага, срывали его намерения.

Пара штурмовиков, ведомая гвардии старшим лейтенантом Ивченко В. И., выполняя задание, обнаружила самоходные пушки противника, заходившие в тыл нашим танкам. Эти сведения Ивченко немедленно передали танкистам. Последние, вовремя предупрежденные штурмовиками, внезапным ударом по врагу сорвали его замысел.

Не менее искусно в интересах наземных войск действовали и бомбардировщики. Ночные бомбардировщики в течение ночи наносили непрерывные удары по опорным пунктам. С утра по опорным пунктам действовали дневные бомбардировщики. Затем пехота и танки выбивали противника из этих пунктов. Так, например, был взят опорный пункт Маллвишкен. В ночь на 17 января бомбардировщики уничтожали огневые средства и живую силу в этом опорном пункте. С утра на этот пункт произвели налеты группы бомбардировщиков под командованием гвардий подполковника Каткова и гвардии майора Палий. В пункте Маллвишкен было разрушено много вражеских укреплений. Затем в атаку перешли наземные войска, которые два часа спустя взяли этот опорный пункт.

Совместными ударами войск и авиации было сломлено сопротивление противника в узле обороны Гумбиннен, на пути к Кенигсбергу. Здесь гитлеровцам в результате ряда контратак удалось на некоторое время задержать продвижение наших войск на запад.

В 15 часов 30 минут 20 января на этот пункт совершили налет наши штурмовики, подавлявшие огневые средства противника вокруг города. В 16 часов 20 минут нанесли удар с высоты 3000—3500 метров бомбардировщики.

Наша пехота, воспользовавшись результатом действий авиации, ровно в 16 часов 20 минут, когда последние самолеты еще были над Гумбиннен, начала атаку города. В 17 часов 50 минут, т. е. через полтора часа после начала атаки, войска уже вели бои на западной окраине Гумбиннен.

Этот пример показывает, что командиры и штабы наших наземных и авиационных частей достигли большого искусства в организации взаимодействия. Только при четком согласовании ударов авиации и наземных войск по месту, времени и целям возможны такие действия, когда наземные войска начинают штурм опорного пункта сразу же после удара авиации.

В боях над Восточной Пруссией славную страницу в свою боевую летопись вписали истребители. Они удерживали полное господство в воздухе. При этом советские летчики-истребители проявляли замечательные образцы храбрости, мужества, непревзойденное боевое мастерство. 18 января Герой Советского Союза гвардии капитан Головачев П. Я. во главе группы истребителей патрулировал над полем боя, прикрывая свои наземные войска. В это время он заметил 15 самолетов противника. Оставив одну группу для прикрытия своих войск, капитан Головачев во главе другой группы пошел на сближение с противником. Наши истребители настигли врага и атаковали его. После первой же атаки враг в беспорядке сбросил бомбы на свою территорию и стал уходить.

В этом бою гвардии капитан Головачев сбил два истребителя FW-190. В другом бою в этот же день он сбил еще два самолета противника.

Помимо уничтожения вражеской авиации в воздухе, советские летчики эффективно действовали и по вражеским аэродромам, особенно в наиболее ответственные моменты наступления войск. Так, 28 января ваши летчики, обеспечивая наступление наземных войск, выходивших на подступы к Кенигсбергу, нанесли ряд ударов по авиации противника на аэродромах Кенигсбергского аэроузла. Накануне дня удара была произведена доразведка с целью определения наличия самолетов на аэродромах. Имевшиеся данные подтвердились. С утра по аэродромам начали действовать штурмовики и истребители. Группа штурмовиков под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Жабинского под прикрытием истребителей, встав в круг, с высоты 700—100 метров сделала пять заходов по аэродрому. При этом было уничтожено 12 и повреждено 10 вражеских самолетов. С таким же примерно результатом действовали по аэродромам противника и другие группы. Характерно, что после этих ударов авиация противника в течение 30 и 31 января вылетов почти не производила.

В Восточно-Прусской операции советские летчики оказывали большую помощь наземным войскам в ликвидации окруженных вражеских группировок.

В феврале и марте 1945 г. Советская Армия уничтожала крупную группировку гитлеровцев, окруженную юго-восточнее Кенигсберга. Опираясь на укрепленные позиции, враг упорно оборонялся. Наши войска, сжимая кольцо окружения, наносили последовательные удары на отдельных участках и направлениях, заставляя противника дробить свои силы. Советские летчики в это время уничтожали живую силу и технику врага, срывая его маневр и создавая тем самым наземным войскам условия для захвата одного опорного пункта за другим.

Особенно эффективно действовали штурмовики. Группе старшего лейтенанта Беликова была поставлена задача уничтожить войска и технику противника, сосредоточенные в районе железнодорожной станции Лихтенфельд. Через несколько минут после получения задачи группа была в воздухе. Сплошная облачность на высоте 200 метров и дымка усложняли полет. Старший лейтенант Беликов решил зайти на цель на малой высоте из-за лесного массива северо-восточнее станции Лихтенфельд. Благодаря такому решению выход штурмовиков на цель оказался совершенно внезапным для вражеских войск. В первом заходе каждый экипаж, находясь в общем кругу, прицельно сбросил бомбы на объект, указанный командиром. Затем летчики открыли по целям пулеметно-пушечный огонь. Для подавления зенитно-артиллерийских точек врага были выделены специальные экипажи. Успешно выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на аэродром.

При уничтожении окруженной группировки на поле боя было много целей. Необходимо было тщательно разбираться в обстановке и атаковывать те из них, которые были особенно важны. В этих условиях роль командира группы штурмовиков была особенно велика. Показательны в этом отношении действия группы штурмовиков капитана Иванова. Днем 19 февраля эта группа вылетела в район Якнитц с целью уничтожения войск противника, стягивавшихся для проведения контратаки. Прибыв в район цели, капитан Иванов приказал экипажам построиться в круг.

Сам командир с одним ведомым встал внутри круга с принижением на 100 метров и стал подавать летчикам команды, какие цели атаковать. Капитан Иванов организовал как бы своеобразную станцию наведения непосредственно над целью. Оценивая каждый объект, он решал, какой из них атаковать в первую очередь. Группа сделала пять заходов и нанесла большой урон противнику.

В боях с врагом советские летчики показали свои высокие морально-боевые качества. Крепкая дружба и войсковое товарищество сплачивали их в единый боевой коллектив.

В эти дни на фронте произошел интересный случай, свидетельствующий о большой боевой дружбе советских летчиков и готовности к самопожертвованию ради спасения жизни своего боевого товарища.

В 13 часов 23 минуты 19 февраля группа истребителей под командованием гвардии старшего лейтенанта Долголева вылетела для выполнения задания на ледовых дорогах через залив Фриш-Гаф. В районе мыса Каддиг-Хакен группа была обстреляна зенитной артиллерией. От прямого попадания снаряда на самолете старшего лейтенанта Долголева загорелся двигатель. Попытки летчика сбить пламя оказались безуспешными. Двигатель остановился, и летчику пришлось совершить посадку на горящем самолете в районе расположения противника. Выскочив из машины, летчик заметил бегущих к нему вражеских солдат. В это время друзья попавшего в беду летчика начали их штурмовать. Старшему лейтенанту Долголеву в результате этой поддержки удалось уйти от противника и скрыться в лесу. По радио была вызвана группа истребителей, которая стала патрулировать над районом, где находился старший лейтенант Долголев. Возвратившись на свой аэродром, гвардии младший лейтенант Михеев обратился к командованию с просьбой разрешить ему вывезти своего командира с территории врага. Разрешение было получено. На самолете По-2 днем летчик Михеев под обстрелом зенитной артиллерии врага, то скрываясь в облаках, то прижимаясь к верхушкам деревьев, летел к месту посадки командира. Старший лейтенант Долголев, услышав шум мотора По-2, выскочил из лесу на лед. Михеев, увидев командира и вновь бегущих к нему солдат противника, быстро снизился и произвел посадку на лед. На глазах у вражеских солдат, находившихся в 500—600 метрах от самолета, Михеев взял на борт самолета своего командира и благополучно вернулся на свой аэродром. За опасение командира, мужество и отвагу, проявленные во время этого полета, гвардии младший лейтенант Михеев был представлен к правительственной награде.

После уничтожения окруженной группировки юго-восточнее Кенигсберга началась подготовка, а затем и штурм самой крепости Кенигсберг. Авиация, расчищая путь наземным войскам, своими непрерывными и мощными ударами помогла им быстро овладеть крепостью, которую враг считал неприступной. При этом от советских летчиков требовалась большая точность в нанесении ударов. Для разрушения железобетонных укреплений необходимо было прямое попадание бомб. Экипажи штурмовиков и бомбардировщиков отлично справились с задачей, показав высокую боевую выучку.

Истребители не допускали к району Кенигсберга вражеские самолеты, уничтожая их в воздушных боях, блокировали аэродромы и наносили по ним удары совместно со штурмовиками и бомбардировщиками. Все это в немалой степени содействовало успешным действиям наземных войск. К исходу 9 апреля гарнизон города Кенигсберг, рассеченный на отдельные группы, был вынужден капитулировать.

В упорных боях с немецкими фашистами в Восточной Пруссии советские летчики показали себя умелыми воинами, беззаветно преданными своей Родине, готовыми отдать свою жизнь за счастье народа.

14 апреля 1945 г. лейтенант Шишов вместе с другими бомбардировщиками уничтожал самолеты противника на аэродроме Нойтиф. В бою он был тяжело ранен и потерял сознание. Управление самолетом взял на себя штурман гвардии младший лейтенант Другомилов. Выровняв машину, он повел ее на свой аэродром. Три круга сделал он над аэродромом. За это время лейтенант Шишов пришел в сознание. Напрягая последние силы, он посадил самолет.

24 апреля 1945 г. гвардии старший лейтенант Пырков вылетел в составе группы, чтобы бомбардировать крепость Пиллау. На подходе к цели от разрыва зенитного снаряда летчик получил тяжелое ранение. Несмотря на это, он не повернул назад свой самолет, а пробился к цели и точно сбросил на нее свои бомбы. Только выполнив задание, летчик доложил о ранении своему командиру и попросил разрешения оставить строй и идти на ближайший аэродром. Пырков все же сумел посадить свой самолет. Впоследствии старшему лейтенанту Пыркову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях за Восточную Пруссию отличились не только летчики и штурманы, но и весь личный состав авиационных частей и соединений. Техники, механики, мотористы и другие специалисты старались сделать все, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. Высокую сознательность, готовность сражаться мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом, воспитывала у советских летчиков наша славная Коммунистическая партия. Коммунисты цементировали авиационные подразделения и части, вдохновляли летчиков на славные боевые дела, воспитывали у них высокие морально-боевые качества, укрепляли боевой дух и воинскую дисциплину. Будучи всегда и во всем впереди, коммунисты и комсомольцы являлись образцом стойкости и героизма, личным примером вдохновляли авиаторов на героические подвиги.

Командиры и политработники широко пропагандировали боевой опыт передовых авиаторов. Каждый подвиг летчика, отличное выполнение своего воинского долга авиаспециалистом становились достоянием всего личного состава.

В боях по разгрому восточно-прусской группировки советские летчики, несмотря на трудные условия, с честью выполнили поставленные перед ними боевые задачи.

Источник: Полковник Н. НИКОЛАЕВ — «Вестник воздушного флота» № 8, 1953 г.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image