Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Певица-лётчик, первая российская женщина-летчик рекордсмен мира

Второй российской дипломированной летчицей была Любовь Галанчикова (Голанчикова) — профессиональная певица, летчик-испытатель, рекордсмен мира. О ней, к сожалению, мало знают в нашей стране.

В 1991 году журнал «Гражданская авиация» опубликовал статью В.Лавренца «Мужество и нежность», посвященную Любови Галанчиковой. В ней содержалось много интересных фактов из жизни этой необыкновенной женщины.

До того как стать летчицей, она была известной певицей (сценический псевдоним — Молли Море). Однажды во время исполнения цыганских песен ее услышал импресарио эстрадной труппы «Фоли Бержер». Его поразило приятное контральто Любы, уже на следующий день старый импресарио познакомил певицу с концертмейстером. Без всяких условностей и расспросов ей было предложено спеть несколько песен из ее репертуара. Чарующий голос большого диапазона произвел сильное впечатление на комиссию, состоящую из трех человек. А через две недели Любовь Александровна уже под новым именем появилась на большой сцене. Дебют прошел ошеломляюще. Цветы, визитеры, слава. Поначалу известность ее не тяготила, но когда стали узнавать на улице, просить автографы, когда совсем исчезла личная жизнь, она задумалась: а этого ли ей хотелось от жизни? Да, и этого тоже, призналась себе самой, но только в меньшей дозе. И опять счастливый случай, который привел певицу Молли Море на аэродром в день авиационного праздника летом 1910 года. Люба заболела авиацией, и, как пишет Лавренец, уже к осени эта болезнь обострилась.

Талантливый и известный летчик Михаил Ефимов пригласил Галанчикову полетать в качестве пассажира. Тот первый полет по времени был очень скоротечным, но по значению оказался длиною во всю ее жизнь… Теперь весь пыл своей души она направила на то, чтобы научиться летать. Потом она напишет в дневнике: «Полет ведь это тоже сцена, только очень больших размеров, и чувство на взлете сродни чувству первого выхода на сцену перед незнакомой публикой. Тот же трепет, перехватывает дыхание, ничего и никого не видишь. Но стоит только отбросить волнения, как перед тобой широкая взлетная полоса — взлетай, покажи, на что способна. Но когда ты певица, худшее, что может случиться, ты услышишь «брысь» вместо «браво», а у пилота вместо мягкой посадки на землю может оказаться полный рот земли…»

Накопив 1000 рублей (по тем временам деньги немалые), Люба поступает в авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн». На полгода раньше там получила диплом пилота Лидия Виссарионовна Зверева.

Сложно было Любе сочетать репетиции и выступления с полетами. Она буквально разрывалась между небом и сценой. И небо победило. 22 октября 1911 года Любовь Александровна Галанчикова получает диплом пилота-авиатора под номером 59. Как и Лидия Зверева, она становится авиатриссой. После неудачной попытки устроиться пилотом-испытателем на петербургский завод, выпускающий самолеты, Люба принимает решение купить свой самолет и участвовать на нем в воздушных шоу-аттракционах. И уже в который раз помог случай. Один из богатых почитателей выразил желание купить ей все, что она пожелает. Она пожелала аэроплан. Совсем оставив сцену, Любовь Александровна переезжает в Ригу, где ей предложили выполнить несколько публичных полетов.

Наступило 2 мая 1912 года. Из ее дневника: «Было уже довольно темно. Я поднялась благополучно. За оградой ипподрома стояла большая толпа зрителей, тех, у кого не было денег купить билет. Во время снижения я находилась невысоко над этой толпой. Якобы в порыве восторга (так писали газеты) публика начала бросать в аппарат чем попало. Одна палка, брошенная в аппарат, попала по пропеллеру и разбила его вдребезги. Самолет упал, меня выбросило вперед. Многие решили, что я разбилась насмерть. Я же отделалась легкими ушибами. Таким образом, мой первый публичный полет оказался неудачным».

Любовь Голанчикова в кабине аэроплана

Любовь Голанчикова в кабине аэроплана

Однажды в одном журнале она нашла свою фамилию в числе погибших … она же жива и летала. Вскоре Люба возвращается в Петербург и продолжает совершенствовать технику пилотирования на «Фармане», к счастью, начальником школы пилотов был замечательный человек Владимир Александрович Лебедев. Вскоре Галанчикова знакомится с авиационным конструктором Антони Фоккером, который предложил ей полетать на первом его самолете «Фоккер». Самолет понравился авиатриссе, а она, вернее, ее воздушный почерк — Антони, и он пригласил Любу в Германию.

Это было настоящее «летное» счастье — летать на лучших по тому времени машинах. В одном полете Люба установила мировой рекорд высоты, превысив предыдущий почти втрое, и стала первой русской летчицей — рекордсменом мира. Вот что записала она тогда в своем дневнике (из очерка «Мужество и нежность»): «Выбрав хорошую погоду, я заявила о своем желании слетать на побитие рекорда высоты спортивным комиссарам. Получив запечатанный барограф, пошла на взлет. Погода была ясная, но холодная. С полкруга я поднялась на высоту 500 м. Поднималась все выше и выше. Первое время меня интересовало все, что находилось внизу. Но чем выше я поднималась, тем труднее было различать очертания предметов на земле, и это становилось скучным … Сильный мотор работал прекрасно. Когда я очутилась на высоте 2000 м, стало заходить солнце. Это была прекрасная картина: кругом красное зарево, а внизу белая оболочка тумана…»

Поднявшись на 2200 м, Люба выключила двигатель и приступила к снижению. В этом полете она страшно промерзла и только после объятий на аэродроме, когда сняли бароспидограф и увидели, что рекорд установлен, окончательно согрелась. И уже совсем жарко стало, когда Фоккер предложил ей место летчика-испытателя на своей фирме. В качестве шеф-пилота Люба не только испытывала самолеты, но и демонстрировала их во многих городах Европы, рекламируя фирму «Фоккер».

Однажды на аэродроме Иоганисталь, где работала Люба, приземлился самолет «моран», пилотируемый известным французским летчиком Леоном Летера, совершившим беспосадочный перелет Париж — Берлин. Около 900 км он пролетел за 8 часов. Опытный летчик выделил высокую виртуозность, чистоту и сложность полетов Любы Галанчиковой и пригласил ее сопровождать его полет до Франции. В Париже встречали их торжественно, с цветами, журналисты брали интервью, фотографировали. Люба познакомилась со многими знаменитыми летчиками. Как-то вместе с букетом цветов Люба получила записку и визитную карточку от русского летчика Федора Терещенко — члена Киевского общества воздухоплавания. 14 декабря 1913 года был подписан контракт, согласно которому она стала летчиком-испытателем на фирме Терещенко.

В Киеве Люба испытывает самолеты «Терещенко-5, -5бис и -6». Там же она познакомилась с Петром Николаевичем Нестеровым, но полетать вместе им не удалось, так как этого не позволяли условия подписанного с Терещенко контракта. Однако общение с ним и другими передовыми авиаторами значительно расширило ее знания. Товарищи поделились с ней открытием: при выполнении глубоких виражей происходит изменение функций рулей. Люба сразу же начала выполнять глубокие виражи, но, помня наставления асов, она избегала попадания в штопор.

Незадолго до первой мировой войны в Киев на своем четырехмоторном «Илье Муромце» прилетел Игорь Иванович Сикорский. На этом самолете было выполнено несколько показательных полетов. Люба решила познакомиться с Сикорским.

С началом войны работы для летчика-испытателя стало очень мало. Люба уезжает в Москву и вскоре выходит замуж. После революции они оказались во Франции, где муж умирает. Люба едет в Америку. К этому времени навыки пилотирования были потеряны, да и возраст уже не позволял ей летать на самолетах фирмы Сикорского, организовавшего в США небольшое конструкторское бюро. Она устраивается на автомобильный завод, а затем — водителем такси.

В 1961 году закончилась жизнь легендарной летчицы Галанчиковой Любови Александровны.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image