Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Советские лётчики в боях за Днепр

Разгромив немецко-фашистские войска в битве под Курском в начале лета 1943 г., Советская Армия развернула мощное летнее наступление на огромном фронте от верховьев рек Днепр и Сож до Новороссийска. В течение трех месяцев летней кампании она отбросила гитлеровцев на запад на 400 — 450 километров. Враг был изгнан с Левобережной Украины, из Донбасса, Тамани, Орловщины, Смоленщины. Наши войска вступили в Правобережную Украину и Белоруссию, заняли подступы к Крыму.

Гитлеровцы, потерпев тяжелые поражения в предыдущих боях, стремились во что бы то ни стало остановить наступающие советские войска на Днепре. На защиту мощной полосы обороны вдоль этой широкой реки фашистское командование стянуло крупные силы своей армии. Bpаг пытался упорной обороной днепровского рубежа остановить наступление Советской Армии и придать войне затяжной позиционный характер. Но его план был сорван.

Поддержка авиацией форсирования ДнепраФорсировав Днепр с хода, захватив плацдармы в районе Киева, Кременчуга и Днепропетровска, расширив их в упорной борьбе с переходившим в контрнаступление противником, войска Белорусского, 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов в конце 1943 г. выиграли битву за Днепр и создали условия для успеха последующих операций по освобождению Правобережной Украины.

Одновременно с битвой за Днепр Советская Армия успешно провела несколько мощных наступательных операций на Западном, Калининском, Брянском, Северо-Кавказском и других фронтах. Войска этих фронтов сковывали крупные силы гитлеровской армии и тем самым оказывали значительную поддержку остальным фронтам в сражении на Днепре.

Во всех операциях, проводившихся с целью освобождения Левобережной Украины и разгрома находившихся здесь гитлеровских войск, а также в боях за захват, удержание и расширение плацдармов на Днепре, самое активное участие принимала наша авиация.

В период продвижения наших войск к Днепру бомбардировочная и штурмовая авиация успешно действовала по мостам и переправам противника. Гитлеровцы, не сумев остановить наступление наших войск, стали спешно отводить свои главные силы за Днепр. Успешные действия нашей авиации по мостам и переправам срывали эти планы врага и помогали нашим наземным войскам решить задачу разгрома и уничтожения основных сил немецко-фашистских войск на Левобережье.

Наша истребительная авиация в этот период прикрывала наземные войска, не позволяя противнику ударами крупных сил бомбардировщиков остановить их наступление.

Авиация успешно справилась со всеми этими задачами, хотя ей часто приходилось действовать с большим напряжением. Дело в том, что благодаря очень высокому темпу наступления наших войск аэродромы базирования авиации зачастую оказывались на большом удалении от объектов действий.

Наибольший интерес представляют действия нашей авиации в период боев непосредственно за Днепр.

Особенно напряженные бои за Днепр Советская Армия развернула примерно с конца сентября 1943 г.

Основная задача, которую решала советская авиация в начальный период боев за Днепр, заключалась в том, чтобы помочь нашим наземным войскам удержать, а затем расширить захваченные с хода плацдармы на правом берегу Днепра. Гитлеровцы, для которых форсирование Днепра Советской Армией с хода было неожиданностью, предприняли отчаянные попытки, чтобы вытеснить наши войска с правого берега реки. Против героических защитников наших плацдармов были брошены большие силы пехоты, танков и авиации. И если воины Советской Армии — пехотинцы, артиллеристы и танкисты — не только не отступили ни на шаг, но, значительно расширив плацдармы, затем перешли с них в решительное наступление, то в этом немалая заслуга и летчиков, проявивших в те дни исключительную самоотверженность, героизм и мастерство.

Небо над Днепром было ареной ожесточенных воздушных боев, которые вспыхивали на большом пространстве между группами самолетов самого различного состава. Бомбардировщики врага, появляясь большими группами (по 40 — 70 самолетов), стремились бомбардировать наши войска, захватившие плацдармы на правом берегу Днепра, разрушить переправы через Днепр. Применяя самые различные варианты полетов то с больших высот, то с бреющего полета, враг старается пробиться к плацдармам. В ряде случаев это ему удавалось. Однако гитлеровцам не удалось разрушить переправы наших войск и изолировать части, находящиеся на плацдармах. Наши истребители сорвали эти замыслы противника.

Советские авиационные командиры проявили при этом исключительные организаторские способности и творческую инициативу. Они организовывали свои командные пункты на правом берегу Днепра на плацдармах непосредственно вблизи командных пунктов командиров наземных войск. Отсюда они непосредственно руководили боем, перенацеливали летчиков в зависимости от обстановки, вызывали истребителей для наращивания сил. Четкое управление с земли, непрерывное наращивание сил явились важнейшими условиями, обеспечившими нашим истребителям господство в воздухе. В результате такой организации управления наши истребители могли встречать группы вражеских самолетов еще на дальних подступах к Днепру.

Истребительная авиация надежно прикрывала наши войска и переправы через Днепр. Обогащенные опытом воздушных боев под Сталинградом, на Кубани, под Курском и в других операциях, охваченные стремлением помочь Советской Армии освободить от гитлеровской нечисти родную землю, советские летчики-истребители в бесчисленных воздушных боях над Днепром проявляли исключительное мастерство, отвагу, подлинный героизм.

Ежедневно они сбивали по нескольку десятков самолетов врага.

О степени напряженности воздушной обстановки в то время можно судить хотя бы по тому, что только за семь дней, с 7 по 13 октября, в воздушных боях над Днепром было сбито до 200 самолетов противника. Отважно дрались советские летчики. Комсомолец Кирилл Евстигнеев в одном бою сбил 4 фашистских самолета. За короткое время он довел свой личный счет сбитых им самолетов до 25. Над Днепром впервые прогремела слава другого летчика-истребителя — одного из самых отважных и смелых мастеров воздушного боя Ивана Кожедуба. Здесь он за десять дней боев сбил 11 самолетов. К концу битвы за Днепр личный счет сбитых самолетов И. Кожедуб довел до 26. Вскоре И. Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В один из дней битвы за Днепр успешный бой с большой группой фашистских самолетов провела восьмерка истребителей Ла-5 под командованием гвардии старшего лейтенанта Н. Горелова. За 40 минут советские истребители разгромили девять групп бомбардировщиков противника общей численностью свыше 100 самолетов, из которых 9 сбили. Группа Горелова заставила гитлеровцев сбросить бомбы на их же войска. Через несколько дней Горелов во главе группы истребителей Ла-5 стремительной атакой в лоб разбил боевой порядок большой группы бомбардировщиков врага и заставил ее повернуть обратно. В воздушном бою было сбито 15 бомбардировщиков. В этот день истребители Горелова сорвали налет на переправу нескольких групп фашистских бомбардировщиков общим количеством до 90 самолетов.

Стремясь пробиться к нашим войскам и переправам, фашистская авиация применяла различные уловки. Чтобы сковать наших патрулирующих истребителей и отвлечь их внимание, враг впереди своих бомбардировщиков высылал небольшие истребительные группы. Эти группы, придя в район патрулирования наших истребителей, пытались связать их боем, а тем временем фашистские бомбардировщики на другой высоте стремились прорваться к району расположения наших соединений. Однако наши летчики-истребители разгадали хитрость врага. Они свято помнили, что главная задача истребительной авиации при действиях ее в районе поля боя наземных войск — уничтожение гитлеровских бомбардировщиков, создание такой воздушной обстановки, при которой вражеская бомбардировочная авиация не могла бы развивать активные действия против наших наступающих частей и соединений.

В то время как советские истребители прикрывали наземные войска и переправы через Днепр, штурмовики и бомбардировщики ударами с воздуха взламывали укрепления врага, содействуя нашим войскам в форсировании реки, в захвате и расширении плацдармов.

Большое искусство требовалось для организации ударов бомбардировщиков и штурмовиков по опорным пунктам противника, расположенным вблизи наших наземных войск, захвативших плацдармы на правом берегу реки. Чтобы детально изучить оборонительную полосу противника и выявить наиболее важные цели, летчики выезжали в наземные войска непосредственно на передний край. Это помогало им впоследствии безошибочно находить цели и точно их поражать. Девять самолетов Пе-2 во главе с офицером Нечипоренко нанесли удар с пикирования по укрепленной высоте противника, расположенной всего в нескольких десятках метров перед позициями наших войск на одном из правобережных плацдармов. Удар бомбардировщиков был настолько эффективен, что совершенно деморализовал противника. Через 15 минут после удара самолетов Пе-2 весь гарнизон высоты был взят в плен. Это был один из многих примеров хорошо организованного взаимодействия пехоты и авиации на поле боя.

В борьбе за плацдарм, в операциях по форсированию Днепра с новой силой проявились прекрасные качества советского штурмовика Ил-2 как эффективного средства борьбы с фашистской артиллерией, минометами и танками. Следует отметить, что оборонительная полоса гитлеровцев на правом берегу Днепра была исключительно мощной, на ней было сконцентрировано большое количество артиллерии и минометов. Располагаясь в ряде мест на высоком правом берегу, противник мог просматривать все левобережье и поражать настильным огнем пулеметов и орудий подходы к водному рубежу. Перед летчиками-штурмовиками была поставлена задача подавить артиллерию и минометы противника, расположенные на переднем крае, на тех участках, где намечался прорыв вражеской обороны. Как решалась эта задача штурмовиками, можно видеть на следующем примере.

На одном участке фронта, где был намечен прорыв, штурмовики вначале нанесли два удара. В назначенное время над вражескими позициями появились группы самолетов Ил-2. При этом советские летчики применили новый тактический прием, который оказался полной неожиданностью для гитлеровских зенитчиков, и привыкшие действовать по шаблону гитлеровцы оказались не в состоянии эффективно противодействовать нашим летчикам. Дело в том, что еще в предшествующих полетах советские летчики выявили расположение фашистских зенитных батарей и тактику зенитчиков. Было установлено, что, организуя зенитный огонь, гитлеровцы исходят из того, что штурмовики будут идти с левым кругом (как делали раньше), и подготовили прицелы и орудия для стрельбы по заходящим с левым кругом и уходящим влево от цели самолетам.

Тогда наши штурмовики применили при осуществлении этих сосредоточенных ударов правый круг и тем самым спутали все расчеты врага. Зенитная артиллерия гитлеровцев не смогла эффективно противодействовать нашим летчикам. Штурмовики беспрепятственно уничтожали артиллерийские и минометные батареи, расстреливали из пулеметов орудийные расчеты. В результате все огневые средства противника на этом участке фронта были подавлены в течение 30 — 40 минут. За это время наша пехота стремительным броском преодолела водный рубеж.

Штурмовики помогали нашим войскам, форсировавшим Днепр, ставя дымовые завесы. Это была трудная задача. Штурмовикам предстояло на небольшой высоте продолжительное время лететь вдоль линии фронта, находясь под обстрелом всех видов пехотного оружия и артиллерии врага, расположенных на правом берегу Днепра. Несмотря на все трудности, штурмовики выполнили эту задачу. Герой Советского Союза капитан Матвеев поставил дымовую завесу с высоты 25 метров в сложных метеорологических условиях, под яростным огнем фашистской пехоты.

Высокое мастерство и творческие дерзания советских летчиков, горячее желание до конца выполнить свой воинский долг, верно служить своей матери Родине рождали новые тактические приемы и способы использования того оружия, которое им вручил великий советский народ. В задачи штурмовиков не входило ведение воздушного боя. Но прекрасные летно-тактические качества советского самолета-штурмовика и его мощное стрелково-пушечное вооружение позволяли нашим летчикам использовать этот самолет и как наступательное средство в воздушном бою против фашистских бомбардировщиков.

Восемь самолетов Ил-2 под прикрытием 4 истребителей вылетели на штурмовку танковой колонны противника. При подходе к цели ведущий группы капитан Нестеренко получил от командира авиационного соединения по радио новую задачу — атаковать бомбардировщиков противника над пунктом Бородаевка.

Фашистские бомбардировщики Ю-87 шли тремя группами под прикрытием 8 истребителей. Нестеренко всей группой в плотном строю с ходу атаковал первую группу бомбардировщиков. Вторая группа бомбардировщиков, находившаяся на 200 — 300 метров выше первой, попыталась воспользоваться своим преимуществом в высоте и с планирования открыла огонь по группе самолетов Ил-2. Капитан Нестеренко приказал всей группе развернуться влево и с кабрирования с короткой дистанции открыть огонь по второй группе бомбардировщиков. В результате было сбито 4 самолета противника. Попытка третьей группы бомбардировщиков противника разбить строй штурмовиков была также безуспешной. В дальнейшем группы бомбардировщиков рассыпались. Вражеские летчики, потеряв 8 самолетов, побросав бомбы на свои войска, покинули поле боя. Наши истребители умело сковали фашистских истребителей сопровождения, чем обеспечили успех действий штурмовиков. Подвиг группы Нестеренко был высоко оценен командованием. Все летчики были представлены к правительственным наградам. Сам Нестеренко был награжден орденом Александра Невского и золотыми часами.

Надо отметить, что во время боев за Днепр метеорологические условия часто не благоприятствовали действиям авиации. Однако наша авиация наносила удары по вражеским позициям и в этих условиях. Это часто было для врага неожиданностью.

Огромной силы удар по опорным пунктам оборонительных позиций гитлеровцев на правом берегу Днепра во время боев по расширению плацдармов нанесли бомбардировщики Героя Советского Союза И. С. Полбина под прикрытием истребителей. Этот удар был неожиданным для гитлеровцев. Фашистское командование считало, что сложные метеорологические условия (облачность на высоте 300 метров, плохая видимость и т. д.) исключат возможность действий авиации. Условия действительно были очень сложные. Требовалось организовать действия большой группы самолетов, идущих почти на одной высоте.

Погода над расположением наших войск была несколько лучше. Но это обстоятельство скорее усложнило, чем облегчило, организацию удара. Перестроение групп для действий с малой высоты пришлось осуществить уже при подходе к цели.

В первых же атаках была подавлена зенитная артиллерия врага. Последующие эшелоны бомбардировщиков уже почти не встречали сопротивления гитлеровской противовоздушной обороны. Бомбардировщики делали по нескольку заходов на оборонительные позиции врага. Бомбовый удар дополнялся пулеметно-пушечным обстрелом. Гитлеровские опорные пункты были совершенно подавлены, артиллерийские, минометные и пулеметные точки уничтожены, фашистская пехота деморализована.

Сразу же за ударом советской авиации наши наземные войска пошли в наступление и овладели сильно укрепленными пунктами врага.

На примере сражений при форсировании Днепра и развернувшихся вслед за тем боев за столицу Советской Украины Киев ярко видно, как наша авиация помогала наземным войскам осуществлять тактику гибкого маневрирования.

Гитлеровцы ожидали удара советских войск из района южнее Киева и подготовились к обороне в этом направлении. Но наши войска совершили крупный фланговый маневр севернее Киева и оттуда нанесли сокрушительный удар по врагу. На переправах, на марше и в районе сосредоточения наземные войска надежно прикрывались истребителями, которые отразили десятки налетов фашистских бомбардировщиков на переправы и на колонны войск на марше. Маневр наших войск был совершен быстро и без потерь. В этом большую роль сыграла хорошо организованная авиационная поддержка.

Как только был завершен этот маневр, в воздух поднялась штурмовая и бомбардировочная авиация. 3 ноября сотни самолетов Ил-2 и Пе-2 нанесли сокрушающей силы удар по основным узлам сопротивления гитлеровцев севернее Киева. В пробитую в фашистской обороне брешь устремились наши танки.

В ночь на 6 ноября Киев был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков. А на следующий день столица нашей Родины Москва залпами 324 орудий салютовала доблестным войскам 1-го Украинского фронта, вернувшим Родине крупнейший административно-политический центр. В приказе Верховного Главнокомандующего в числе особо отличившихся отмечался рад авиационных частей и соединений, которым было присвоено наименование «Киевских».

После овладения Киевом воины Советской Армии, охваченные могучим наступательным порывом, устремились вперед на Запад.

Действия различных по составу групп штурмовиков и бомбардировщиков были направлены на то, чтобы сорвать планомерную работу железнодорожного транспорта противника и лишить гитлеровцев возможности маневрировать.

Советские летчики наносили удары по врагу даже тогда, когда метеорологические условия, казалось, полностью исключали возможность действий авиации. Такие удары, как правило, были для противника неожиданными и наносили ему значительный ущерб. В сложных условиях действовали небольшие группы самолетов.

Два экипажа бомбардировщиков ныне дважды Героя Советского Союза П. А. Плотникова и капитана Пашкова получили задачу нанести бомбардировочный удар по важной железнодорожной станции в тылу врага. По данным разведки было известно, что противник использует эту станцию для переброски резервов и боеприпасов. Метеорологические условия были очень сложные: облачность высотой 25 — 30 метров, видимость 500 — 1000 метров. Пилотирование осложнялось тем, что только что выпавший снег покрывал землю. Поэтому в способах действий при выполнении задания экипажам была предоставлена полная самостоятельность и инициатива. Экипажи вылетели с интервалом в 5 минут. Линию фронта проскочили на бреющем полете. За линией фронта облачность поднялась до 300 метров. В районе цели экипаж капитана Пашкова был атакован двумя истребителями. Подоспевший Плотников немедленно пришел на помощь товарищу. Он вошел в облака и взял курс на истребителей. Временами выходя из облаков для уточнения курса, он незаметно сблизился с противником и огнем из передних точек сбил один истребитель. Второй пытался атаковать самолет Плотникова, но он энергичным маневром вновь ушел в облака. В это время экипаж капитана Пашкова уже нанес удар по станции. Через несколько минут станцию атаковал и Плотников. В результате удара советских летчиков железнодорожной станции были нанесены сильные повреждения, была взорвана цистерна с горючим и на станций начался пожар. В этом же вылете Плотников проштурмовал кавалерийский эскадрон противника и уничтожил одну легковую автомашину. Таких примеров умелых действий наших летчиков можно привести много.

Все усилия советской авиации направлялись на содействие нашим наземным войскам в проведении смелых, решительных наступательных операций.

Летчики и штурманы в боях за Днепр показали новые примеры героизма и самоотверженности.

К прославленным именам уже известных всей стране мастеров воздушного боя, бомбардировочного и штурмового удара прибавились имена новых молодых героев.

Имена И. Кожедуба, К. Евстигнеева, Н. Гулаева, А. Ворожейкина, А. Павлова, П. Плотникова и многих других летчиков, прославившихся в боях над Днепром, вскоре узнала вся страна. В битве за Днепр советские летчики еще раз продемонстрировали свои непревзойденные морально-боевые качества.

Победы Советской Армии, успешные действия авиации не были бы возможны без всенародной помощи фронту, без самоотверженной героической работы советских людей во всех отраслях народного хозяйства. Трудящиеся Советского Союза подкрепили летние и осенние победы Советской Армии на фронтах новыми производственными победами в тылу. 1943 год был переломным годом не только в ходе военных действий, но и в работе нашего тыла. К этому году задача ввода в действие эвакуированных предприятий на восток и перевода промышленности на производство вооружения уже была успешно решена. Советское государство создало слаженное и быстро растущее военное хозяйство. Все усилия народа были сосредоточены на увеличении производства вооружения, в том числе самолетов.

Руководящей и направляющей силой советского народа как в годы мирного строительства, так и в дни войны являлась Коммунистическая партия. «В дни Отечественной войны, — говорил И. В. Сталин, — партия предстала перед нами, как вдохновитель и организатор всенародной борьбы против фашистских захватчиков. Организаторская работа партии соединила воедино и направила к общей цели все усилия советских людей, подчинив все наши силы и средства делу разгрома врага».

Партийные организации в армии изо дня в день неутомимо разъясняли войнам благородные цели Великой Отечественной войны советского народа, всемерно укрепляли боевой дух и воинскую дисциплину.

Многие сотни тысяч коммунистов и комсомольцев являли собой пример беззаветной храбрости, отваги, незнания страха в борьбе против врагов нашей Родины. На фронте в партию вступило много молодых летчиков, и каждый из них это высокое звание коммуниста стремился оправдать боевыми действиями.

Победа Советской Армии на Днепре, так же как и все наши победы в Великой Отечественной войне, была достигнута благодаря мудрому руководству Коммунистической партии. Верховное Главнокомандование Советской Армии заранее предусмотрело возможность попытки гитлеровцев использовать мощную водную преграду Днепр, чтобы стабилизировать фронт и перейти к позиционной войне. Перед Советской Армией была поставлена задача незамедлительно форсировать Днепр, не давая противнику укрепиться на правом берегу. На решение этой задачи был нацелен весь личный состав наступающих войск от командующих фронтами до рядовых бойцов.

Выиграв битву за Днепр, Советская Армия продолжала победоносное наступление.

Источник: Гвардии майор Р. БАТАЛОВ. Советские лётчики в боях за Днепр. — «Вестник воздушного флота» № 2, 1952 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image