Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Пе-2

Пикирующий бомбардировщик Пе-2Знаменитый Пе-2 представлял собой двухмоторный пикирующий бомбардировщик, разработанный под руководством В.М. Петлякова в Специальном техническом отделе (СТО) НКВД. Изначально самолет под обозначением «100» задумывался как тяжелый истребитель с гермокабиной. Проектирование велось с 1938 г., опытный экземпляр впервые поднялся в воздух 22 декабря 1939 г. Результаты государственных испытаний были в целом положительными, но, поскольку угроза массированного применения противником высотных бомбардировщиков отсутствовала, внедрение истребителя в серию признали нецелесообразным. Вместо этого в мае 1940 г. было предложено создать на базе самолета «100» пикирующий бомбардировщик.

Самолет, получивший обозначение ПБ-100, унаследовал от предшественника общую аэродинамическую схему цельнометаллического моноплана с двухкилевым оперением, силовую установку из двух 12-цилиндровых моторов жидкостного охлаждения М-105, но был лишен ненужных для пикировщика турбокомпрессоров и гермокабины. Отказ от турбокомпрессоров позволил уменьшить мидель мотогондол, что в сочетании с применением реактивных выхлопных патрубков позволило несколько увеличить скорость. Для улучшения теплового режима двигателей существенно увеличили площадь водяных и масляных радиаторов. Пилота и штурмана разместили в общей кабине. Для обеспечения боевого применения в новом качестве на самолете установили автомат пикирования и тормозные решетки.

Постройку предсерийной партии самолетов, получивших в декабре 1940 г. обозначение Пе-2, вел завод №39. Первая машина была облетана 15 декабря 1940 г., а в январе 1941 г. были сданы первые самолеты постройки завода № 22, определенного в качестве основного для выпуска Пе-2. Производство самолетов продолжалось до 1945 г., общий его объем составил 11 427 машин. В частности, завод №22 в Москве, а впоследствии в эвакуации в Казани, в 1941-1945 гг. выпустил 10 058 самолетов, завод №39 (в Москве, а после эвакуации — в Иркутске) в 1940-1943 гг. изготовил 896 машин, заводы №124 и №125 (соответственно, Казань и Иркутск) в 1941 г. выпустили 104 и 144 самолета.

Летно-технические характеристики бомбардировщика Пе-2 31-й серии

  • Двигатели: М-105РА
  • мощность, л.с.: 1100
  • Размах крыла, м: 17,16
  • Длина самолета, м.: 12,66
  • Высота самолета, м.: 4,00
  • Площадь крыла, кв. м.: 40,50
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 5870
  • нормальная взлетная: 7680
  • Максимальная скорость, км/ч: 540
  • Практический потолок, м.: 8800
  • Дальность полета, км.: 1500

Основные модификации Пе-2

  • Пе-2 1-й серии — двигатели М-105Р (1100 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета ШКАС (2 неподвижных в носовой части фюзеляжа, 1 на верхней турели, 1 в нижней люковой установке). Масса бомбовой нагрузки — 600 кг (4 100-кг бомбы в фюзеляжном бомбоотсеке и 2 в бомбоотсеках в хвостовой части мотогондол); максимальная — 1000 кг (4 250-кг или 2 500-кг бомбы на внешней подвеске). Экипаж — 3 чел.
  • Пе-2 13-й серии — усилено стрелковое вооружение, состоящее теперь из 2 12,7-мм пулеметов (БК в носовой части фюзеляжа и БТ в люковой установке) и 2 ШКАСов (1 в носовой части фюзеляжа и 1 на верхней турели). Выпускался с апреля-мая 1941 г.
  • Пе-2 22-й серии — установлены двигатели М-105РА, лучше приспособленные для работы на пикировании.
  • Пе-2 31-й серии — введены бортовые шаровые установки для пулемета ШКАС (1 дополнительный пулемет мог перебрасываться на правый или левый борт). Выпускался с лета 1941 г.
  • Пе-2 64-й серии — изменена топливная система (уменьшено количество топливных баков, но их общая емкость осталась прежней). Вместо бортовых шаровых установок применены шкворневые, с увеличенными углами обстрела. Выпускался с февраля 1942 г.
  • Пе-2 87-й серии (также известен как Пе-2ФТ) — на верхней шкворневой установке ФТ смонтирован 12,7-мм пулемет БТ. Выпускался с весны 1942 г.; установки ФТ монтировались на части Пе-2 начиная с 83-й серии, а с 87-й серии — на всех самолетах.
  • Пе-2 105-й серии — усовершенствовано радионавигационное оборудование.
  • Пе-2 110-й серии — вместо шкворневой установки ФТ смонтирована турель ВУБ-1 с 12,7-мм пулеметом УБТ. Выпускался с июня 1942 г.
  • Пе-2 179-й серии — установлены моторы М-105ПФ (1260 л.с). Выпускался с марта 1943 г.
  • Пе-2 205-й серии — усовершенствована аэродинамика, внесен ряд других изменений. Выпускался с августа 1943 г.
  • Пе-2 211-й серии — балки наружных бомбодержателей, ранее располагавшиеся в выступах под крылом, убрали внутрь крыла.
  • Пе-2 265-й серии — установлена новая радиостанция.
  • Пе-2 275-й серии — в хвостовой части фюзеляжа установлен гранатомет ДАГ-10 с 10 противосамолетными гранатами АГ-2.
  • Пе-2Р (разведывательный вариант) и УПе-2 (учебный с двойным управлением; изготовлена 671 машина) строились в рамках серий бомбардировщиков и повторяли их основные особенности.

Боевое использование самолёта Пе-2

Первые серийные Пе-2 поступали в 95-й СБАП Московского военного округа и 48-й ББАП Киевского округа. К моменту нападения Германии на СССР только эти два полка успели полностью укомплектовать новыми пикировщиками. Всего же к 22 июня 1941 г. в приграничных округах имелось 180 Пе-2 (ВВС имели в строю в общей сложности 391 такой самолет). По 5 Пе-2 успела получить морская авиация на Балтике и Черном море. К началу войны Пе-2 не успел пройти ни эксплуатационных, ни войсковых испытаний, а уровень освоенности машины личным составом был крайне низок, техника бомбометания с пикирования практически не отрабатывалась. Наиболее подготовленный 48-й БАП в первые дни войны наносил удары по вражеским войскам в районах Дубно, Ровно, Броды, пытаясь сдержать продвижение немецких танковых дивизий. Выполнив с 22 июня по 17 июля 445 боевых вылетов, полк потерял все свои самолеты и был отведен на переформирование. Всего же за первые 22 дня боев ВВС Юго-Западного фронта потеряли 70 Пе-2 из 92-х, участвовавших в боевой работе. Ещё хуже обстояли дела на Западном фронте — к вечеру первого дня войны здесь не осталось ни одного Пе-2, а все самолеты, имевшиеся в 16-м и 39-м БАП, были уничтожены на земле. Чуть более успешно действовали «пешки» на Юге — 22 июня 6 Пе-2 из 5-го БАП совместно с 11 СБ бомбили мосты на Дунае. Несколько дней спустя пикировщики из 40-го БАП ВВС Черноморского флота успешно отбомбились по нефтебазе в Плоешти.

Экипаж и обслуживающий персонал пикировщика Пе-2В первых числах июля удалось частично восстановить ВВС Западного фронта. Из-под Москвы туда прибыл 95-й БАП, располагавший к 5 июля 1941 г. 47 Пе-2. Всего же к тому времени на Западном фронте было 93 таких самолета. 5 июля приступил к боевой работе 410-й БАП особого назначения, сформированный из летчиков-испытателей. Часть сразу же включилась в сражение под Смоленском, потеряв к 28 июля 33 самолета — больше первоначального состава полка (32 Пе-2). Специально созданный для переучивания на Пе-2 Липецкий учебный центр в августе-октябре 1941 г. отправил на фронт 11 полков, освоивших Пе-2. Но на передовой быстро «перемалывались» даже элитные части, не говоря уж о рядовых полках. К началу октября 1941 г. на советско-германском фронте оставалось только 95 Пе-2, 54 из них — на Западном фронте. Именно Западный фронт, прикрывавший подступы к Москве, являлся наиболее важным, и в первой декаде октября он получил ещё 3 полка «пешек» (59 самолетов). В оборонительной фазе битвы под Москвой они наносили удары по колоннам и скоплениям войск противника, причем эффективность действий пикировщиков существенно снижалась ввиду отсутствия надлежащего оперативного планирования и недостаточности данных разведки. В ходе зимнего контрнаступления Красной армии, начавшегося 5-6 декабря 1941 г., «пешки» уже играли заметную роль. 172 самолета Пе-2 (из них 114 исправных) составляли 29% всей бомбардировочной авиации. Они выполняли самые разнообразные задачи, но основное внимание уделялось поражению войск и техники противника на поле боя — на это уходило более 3/4 всех самолето-вылетов.

В морской авиации во второй половине 1941 г. Пе-2 играли заметную роль только на Черноморском флоте. Частично вооруженный этими самолетами 40-й БАП в сентябре-декабре 1941 г. наносил удары по немецким войскам, рвущимся к Севастополю. На 1 января 1942 г. на Черноморском флоте имелось 16 Пе-2, в то время, как на Северном — лишь 2, а на Балтийском — 1.

В 1942 г. продолжалось количественное усиление фронтовой бомбардировочной авиации, происходило и качественное совершенствование. В апреле-мае 1942 г. в Крыму под Керчью проходили войсковые испытания Пе-2 с крупнокалиберными пулеметами в верхних установках. Усиленное оборонительное вооружение сразу же продемонстрировало свою эффективность. Началось формирование дивизий, полностью вооруженных Пе-2. В частности, в конце мая на Западном фронте сформировали 204-ю БАД, первоначально включавшую три полка Пе-2, а вскоре усиленную ещё двумя полками. На Брянском фронте действовала 223-я БАД (4 полка Пе-2), понесшая в напряженных боях тяжелые потери (в среднем 1 Пе-2 соединение теряло на 14 боевых вылетов). В оборонительных боях на подступах к Сталинграду с лета 1942 г. действовала 270-я БАД, из пяти полков которой два (94-й и 99-й) летали на Пе-2. Несмотря на то, что Пе-2 к тому времени был уже достаточно освоенной машиной, а экипажи многих полков накопили солидный опыт его боевого применения, настоящим пикировщиком он пока не стал — бомбометание с пикирования применялось крайне редко. Одним из лидеров в применении такой тактики стал 150-й БАП И.С. Полбина. Однако, прибыв под Сталинград 13 июля 1942 г., уже 31 июля он был отведен на переформирование — одиночные Пе-2 оказались очень уязвимыми на пикировании. Подобной была судьба многих других полков Пе-2, сражавшихся под Сталинградом: прибытие на фронт, 2-3 недели боевой работы, и отвод в тыл после потери боеспособности.

Летом 1942 г. значительная группировка Пе-2 появилась на Севере — в составе Особой морской авиагруппы, прибывшей на Северный флот из резерва Ставки, были (наряду с другими частями) 28-й и 29-й БАП, вооруженные пикировщиками.

Возраставшие поставки Пе-2 позволили осенью 1942 г. приступить к формированию бомбардировочных авиакорпусов, вооруженных такими самолетами. Как правило, корпус включал 2 дивизии трехполкового состава. В декабре 1942 г. в бой были введены 1-й БАК на Калининском фронте и 2-й БАК на Донском. Самолеты первого из них до конца января 1943 г. наносили удары по противнику на Великолукском и Ржевском направлениях. Затем 1-й БАК около месяца действовал под Ленинградом, после чего участвовал в разгроме Демьянской группировки противника. 2-й БАК зимой 1942-1943 г. сражался под Сталинградом, а весной 1943 г. участвовал в воздушном сражении на Кубани.

В Курской битве участвовали 1-й и 3-й БАК, вооруженные Пе-2. Они действовали, соответственно, на южном и северном фасах дуги. В первые дни сражения Пе-2 наносили удары небольшими группами, а с 9 июля 1943 г. перешли к массированным налетам, оказавшимся наиболее эффективными как с точки зрения причиняемого противнику ущерба, так и в отношении минимизации собственных потерь. Об интенсивности боевой работы пикировщиков в период советского контрнаступления свидетельствует тот факт, что в течение 15-17 июля экипажи 3-го БАК в ходе семи массированных налетов выполнили 722 боевых вылета. 1-й БАК после сражения под Курском, в августе 1943 г. участвовал в боях за Харьков, а затем — в сражении за Днепр. 2-й БАК, переброшенный с Кубани, в конце августа принял участие в Смоленском сражении. К тому времени, наконец, была достаточно отработана тактика бомбометания с пикирования.

Экипажи 1-го БАК в конце сентября 1943 г. впервые применили бомбометание с пикирования из замкнутого круга — т.н. «вертушку», которая существенно повышала защищенность пикировщиков от атак вражеских истребителей.

Помимо поддержки наступающих частей, 1-й БАК в октябре-декабре 1943 г. действовал по железнодорожным коммуникациям противника на территории Украины.

С первых дней 1944 г. 3-й БАК поддерживал наступление Белорусского фронта. За первые пять месяцев года более 1/4 всех его вылетов пришлось на удары по мостам и переправам. Эти удары были далеко не всегда эффективными ввиду ограниченного наряда самолетов и малого калибра сбрасываемых бомб. Основная же масса боевых вылетов приходилась на удары по целям в глубине 10-25 км от линии фронта, а резервы противника и его линии коммуникаций практически оставались без воздействия «пешек».

К началу 1944 г. количество бомбардировочных корпусов, вооруженных Пе-2, возросло — был сформирован 4-й БАК. Летом 1944 г. он совместно со 2-м гв. БАК (бывшим  1-м БАК) принимал участие во Львовско-Сандомирской операции. Оба корпуса к началу наступления (13 июля 1944 г.) насчитывали в общей сложности 382 Пе-2 (354 исправных). «Пешки» бомбили узлы сопротивления, командные пункты, артбатареи, скопления резервов. Плотность ударов доходила до 50-60 т бомб на 1 кв. км. В ходе операции в 2/3 вылетов Пе-2 бомбили с пикирования. При этом более опытные экипажи 2-го гв. БАК почти не атаковали цели с горизонтального полета, в то время как 4-й БАК применял удары с пикирования гораздо реже. 1-й гв. БАК (бывший 2-й БАК) во второй половине 1944 г. действовал в Прибалтике. Шире начали применяться пикировщики и на флотах. Наиболее примечательный эпизод связан с уничтожением 16 июля 1944 г. в порту Котка (Финляндия) немецкого корабля ПВО «Ниобе». Наряду с другими самолетами, в налете участвовали 24 Пе-2 из 73-го БАП.

На завершающем этапе войны корпуса пикировщиков обеспечивали прорыв укрепленных рубежей противника, нанося удары по узлам сопротивления. При этом, несмотря на господство в воздухе советской авиации, случались и серьезные потери. 6-й гв. БАК (бывший 2-й гв. БАК) с 11 февраля до 5 мая 1945 г. выполнил почти 1800 боевых вылетов против крепости Бреслау, сбросив 1570 т бомб. 11 февраля погиб командир корпуса И.О. Полбин, самолет которого был сбит прямым попаданием зенитного снаряда.

Завершающим этапом боевого применения советских Пе-2 стало участие в войне против Японии. По состоянию на 9 августа 1945 г. на Дальнем Востоке было сосредоточено 555 Пе-2 (525 исправных).

В послевоенное время Пе-2 были довольно быстро вытеснены бомбардировщиками Ту-2, но в некоторых полках эксплуатировались до конца 40-х гг.

7 самолетов Пе-2 ранних серий, ставших немецкими трофеями, были переданы Финляндии. Самолеты прошли ремонт в Германии, получив новое оборудование и радиостанции. В составе группы PLelv 48 финские «пешки» использовались в Южной Карелии, под Ленинградом, привлекались к противолодочному патрулированию на Балтике. В Финляндии Пе-2 служили до 1946 г.

В 1944 г. началось формирование польской бомбардировочной дивизии в составе трех полков Пе-2. Боевой готовности она достигла лишь в конце мая 1945 г., поэтому в боевых действиях не участвовала. До сентября 1945 г. полякам передали 113 Пе-2 и 11 УПе-2, впоследствии служивших до 1951 г.

30 Пе-2 и 2 УПе-2 после войны передали Чехословакии. Самолеты, получившие местные обозначения В-32 и СВ-32, получили немецкое радиооборудование и эксплуатировались до февраля 1951 г.

В послевоенное время «пешки» поставлялись Болгарии (96 Пе-2 и 2 УПе-2) и Югославии (123 Пе-2 и 9 УПе-2).

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 унаследовал от своего прародителя — истребителя «100» — как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, он отличался неплохой скоростью и скороподъемностью. С другой — бомбовая нагрузка была более чем скромной: по этому параметру Пе-2 уступал даже одномоторному Ju 87D, не говоря уж о двухмоторном Ju 88А. Пе-2 был достаточно удачен именно как пикировщик — он характеризовался большим запасом прочности и устойчивостью в пикировании, важной при атаке малоразмерных целей. В этом отношении он выгодно отличался от Ту-2, который пикировал неустойчиво и входил в пикирование неохотно. Но качества Пе-2 как пикирующего бомбардировщика в первые годы войны были востребованы нечасто — из-за недостаточной подготовки экипажей в большинстве частей и соединений эти самолеты применяли как обычные горизонтальные бомбардировщики. Скромные резервы развития, имевшиеся в конструкции Пе-2, в течение войны были полностью исчерпаны, что и обусловило быстрое снятие самолета с производства, а затем — и с вооружения.

Выпуск самолётов Пе-2 (1940 — 1945 гг.)1

Завод 1940 1941 1942 1942 1944 1945 Всего
№39 1 303 587 5 896
№22 1120 1937 2423 2944 1634 10058
№124 104 104
№125 144 144
Итого: 1 1671 2524 2428 2944 1634 11202

 

Примечания:
  1. Статистика серийного выпуска Пе-2 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 207 []

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на Пе-2

  1. считаю, что это был лучший советский самолет времен ВОВ, жаль, что авиаконструктор погиб…

    Rudolf

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image