Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Третий сокрушительный удар

10 апреля 1944 г. столица нашей Родины Москва двадцатью четырьмя залпами из 324 орудий салютовала доблестным войскам 3-го Украинского фронта, освободившим важнейший хозяйственно-политический центр страны, областной город Украины, первоклассный порт на Черном море — Одессу.

В то время, когда войска 3-го Украинского фронта еще вели . решающие бои на подступах к Одессе, 4-й Украинский фронт, а затем и Отдельная Приморская армия начали борьбу за Крым. А всего лишь месяц спустя столица Советского Союза победным громом своих орудий возвестила миру об освобождении города-героя, города русской славы — Севастополя. С освобождением Севастополя был ликвидирован последний очаг сопротивления гитлеровцев в Крыму.

Освобождение Крыма советской авиацией

Освобождение Крыма советской авиацией

Одесская и Крымская операции советских войск объединяются одним оперативно-стратегическим замыслом и являются составными частями третьего удара, нанесенного в апреле — мае 1944 г. В результате этого удара немецкие войска были сброшены в Черное море и были освобождены от немецкого гнета Крым и Одесса.

Одесская операция, завершившаяся победой Советской Армии 10 (апреля 1944 г., отличается исключительной стремительностью наступления советских войск. Прорвав укрепления гитлеровцев на Южном Буге и овладев 28 марта областным и промышленным центром Украины, крупнейшим портом на Черном море — Николаевом, Советская Армия, несмотря на весеннюю распутицу и бездорожье, за десять дней прошла сотни километров и завязала бои на подступах к Одессе.

Две главные задачи решали летчики в этот период: преследовать противника, не давая ему закрепиться на промежуточных рубежах, и надежно прикрывать наши наземные войска от ударов вражеской авиации.

На одном участке противник на заранее подготовленном к обороне рубеже попытался закрепиться и оказал сильное сопротивление нашим войскам. Гитлеровцы открыли сильный артиллерийский и минометный огонь. Наша пехота залегла. Погода, казалось, исключала действия авиации, поэтому фашистские истребители не прикрывали своих войск.

Получив сообщение от пехотинцев о том, что они нуждаются в помощи, командир советских штурмовиков решил послать группу во главе с наиболее опытным офицером. Группа штурмовиков Ил-2, ведомая летчиком Малышкиным, на бреющем полете, преодолевая сильный зенитный огонь, атаковала и подавила артиллерийские и минометные батареи врага. Воспользовавшись этим, наши части устремились в атаку и выбили гитлеровцев с занимаемых позиций.

Иногда противник, используя ночную темноту, пытался оторваться от преследующих его наших частей. Решающее значение в срыве таких попыток имели действия ночных бомбардировщиков, которые бомбардировали отходящие колонны противника, создавая заторы, и вносили замешательство в ряды отступающего врага.

Успешно действовали ночные бомбардировщики командиров Белицкого и Недосекина по Одесскому порту и станции Пересыпь, где было сосредоточено много железнодорожных эшелонов врага.

Взятие Одессы имело исключительно большое значение для последующих действий Советской Армии по освобождению Крыма. Через Одесский порт гитлеровцы снабжали свою запертую в Крыму группировку. После того как наши моряки потопили несколько десятков вражеских транспортов, немцы стали избегать дневных рейсов и стали отправлять транспорты и пароходы из Одессы ночью. Они до утра успевали добраться до портов Крыма. С потерей Одессы гитлеровцы лишились этой возможности.

В боях за Крым летчики приумножили боевую славу советской авиации.

Всего тридцать два дня занимает по времени эта выдающаяся операция советских войск. Начав наступление 8 апреля, Советская Армия уже 10 мая изгнала фашистских захватчиков из Севастополя.

Еще в ноябре 1943 г. войска 4-го Украинского фронта, развивая стремительное наступление, после блестящего прорыва обороны гитлеровцев на реке Молочной вышли к Перекопскому перешейку и заперли в Крыму 17-ю гитлеровскую армию. С тех пор и вплоть до начала нового наступления наших войск летчики настойчиво и упорно готовились к решительным боям за освобождение Крыма.

Среди летчиков, которым предстояло принять участие в боях по освобождению Крыма, было немало гвардейцев — замечательных мастеров точных и мощных бомбовых ударов, сокрушительных штурмовых атак, смелых и искусных воздушных воинов. Дважды Герой Советского Союза А. В. Алелюхин, Герои Советского Союза В. Д. Лавриненков, Ефремов, Балашев, Морозов, Решетов и другие летчики прошли славный боевой путь, путь побед и подвигов. У них учились боевому мастерству молодые летчики, участвовавшие в освобождении Крыма.

В подготовительный период летчики много потрудились над выполнением приказа Верховного Главнокомандующего. Напряженная работа по совершенствованию боевого мастерства проводилась одновременно с повседневными боевыми действиями.

Разведчики установили, что фашистские транспортные самолеты летают из Одессы в Крым по наикратчайшей трассе вдоль Кинбурнской косы. По этой же трассе перебрасывались в Крым бомбардировщики. Тогда усиленная группа истребителей под командованием А. И. Покрышкина устроила на косе засаду и, сбив 30 самолетов врага, заставила гитлеровцев отказаться от полетов по кратчайшему расстоянию и летать по другому пути — вдвое длиннее.

Истребители, штурмовики, бомбардировщики, используя сложные метеорологические условия, всю зиму летали над Крымом, уничтожая живую силу и вражескую технику.

Перед самым переходом в наступление, когда наземные войска стали сосредоточиваться у переднего края обороны противника, большая ответственность легла на плечи летчиков-истребителей: они должны были не допустить налетов вражеской авиации на наши войска.

Достаточно взглянуть на Перекопский перешеек, южное побережье Сиваша и на самую восточную оконечность Керченского полуострова, откуда начиналось наступление наших войск, чтобы ясно представить все значение здесь истребительного прикрытия. Перекопский перешеек едва достигает 8 километров в ширину, плацдарм на южном побережье Сиваша, занятый нашими войсками, не превышал 100 кв. километров, плацдарм на Керченском полуострове был тоже небольшой. Скрытно сосредоточить войска на таких небольших плацдармах почти невозможно. Конечно, гитлеровская авиация попыталась предпринять массированные налеты. Но советские истребители, надежно прикрывавшие наземные войска, сорвали эти попытки врага.

Потеряв большое количество самолетов и не достигнув успеха, гитлеровское командование вынуждено было отказаться от дневных налетов. Гитлеровские летчики пробовали пробраться к расположению наших войск под покровом ночной темноты, но, натолкнувшись на мастерски организованное ночное прикрытие, вынуждены были отказаться и от этой затеи.

Накануне перехода в наступление войск 4-го Украинского фронта в воздух поднялись десятки грозных Ил-2. Группы штурмовиков вели прославленные мастера штурмовых ударов — Филиппов, Тюленев, Анисов; Суклышкин, Жилинский и другие летчики, участвовавшие в боях за Сталинград, Мелитополь, Мариуполь.

За 1 — 2 минуты перед штурмовиками вылетели группы истребителей под командованием Попова и Еремина, чтобы не допустить поднявшихся с южных аэродромов истребителей врага к нашим штурмовикам. В результате этих ударов было уничтожено на земле и в воздухе 40 самолетов противника. Кроме того, было уничтожено много другой техники, выведены из строя летные поля.

Чтобы не дать врагу опомниться, ночные бомбардировщики всю ночь бомбардировали фашистские аэродромы.

Так, смелыми, решительными и умелыми действиями советские летчики обеспечили свободу действий для наземных войск. В течение последующих двух дней, т. е. в самый ответственный момент, когда наши наземные войска штурмовали Перекоп и форсировали Сиваш, фашистская авиация совершенно бездействовала.

Успешные удары советской авиации в Крыму, обеспечившие свободу действий наземных войск, явились результатом четко организованных, хорошо продуманных, решительно и умело проведенных авиационными командирами боевых действий. Обогащенные почти трехлетним опытом войны, вооруженные самой передовой в мире советской военной наукой, наши авиационные командиры стали мастерами вождения войск.

Советские летчики своих командиров грудью защищали в бою. При штурмовке вражеского аэродрома был подбит самолет командира эскадрильи старшего лейтенанта Беда. Он вынужден был сделать посадку около занятого гитлеровцами аэродрома. Фашисты, надеясь на легкую добычу, уже бежали к самолету, но на помощь командиру пришел летчик Берестнев. Приземлившись рядом с самолетом командира, он взял на свой самолет командира и его стрелка, взлетел и с воздуха расстрелял поврежденный самолет Ил-2, чтобы он не достался врагу.

8 апреля войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление. Для того чтобы взломать вражескую оборону на всю ее глубину, требовалось самое тесное взаимодействие авиации с наземными войсками, обеспечивающее умелое сочетание огня и маневра. При прорыве обороны гитлеровцев на Сиваше и Перекопе советские пехотинцы, артиллеристы и летчики показали образцы взаимодействия, высокое мастерство сочетания огня и маневра.

Сильно укрепленная и насыщенная огневыми средствами высота 30.3 была «ключом» к воротам Крыма. Она закрывала проход от Айгульского озера до залива. Штурм этого укрепленного узла в лоб не мог быть успешным. Тогда советская пехота пошла в обход. Она скрытно переправилась через озеро и подготовилась к решительной атаке. Перед самой атакой советские штурмовики и пикирующие бомбардировщики нанесли по высоте очень точный и сильный удар, в результате которого были подавлены артиллерийские и минометные батареи гитлеровцев. Сразу же за ударом авиации пехота пошла на штурм и овладела высотой.

Группа за группой с разных аэродромов шли к линии фронта штурмовики. Они обрушивались на вражеские огневые и артиллерийские позиции, расчищая путь наземным войскам. С каждым ударом слабела вражеская оборона.

Оборона гитлеровцев на Сиваше и Перекопе была взломана на всю глубину в течение трех дней. Почувствовав смертельную угрозу с севера, гитлеровцы, как и предполагало советское командование, спешно перебросили сюда часть сил с Керченского полуострова. В это время по фашистским войскам был нанесен новый сокрушительный удар. Отдельная Приморская армия ночью перешла в наступление и уже к утру прорвала оборону гитлеровцев и освободила Керчь — важнейший опорный пункт обороны врага на восточном побережье Крыма. Здесь перед переходом наших войск в наступление советские летчики всю ночь бомбили позиции врага.

11 апреля в двух приказах Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина были отмечены успехи войск 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии, прорвавших сильно укрепленную оборону гитлеровцев и «начавших сражение- за Крым. В приказах объявлялась благодарность отличившимся в боях летчикам.

Умело организуя преследование врага, не давая ему увозить боевую технику, советские бомбардировщики и штурмовики, действуя по головным колоннам на дорогах, особенно в узких местах, создавали пробки автомашин и танков, ударами по железнодорожным перегонам останавливали поезда. Все это становилось трофеями наших стремительно продвигавшихся танковых и стрелковых частей.

На Керченском полуострове гитлеровцы пытались для эвакуации солдат и боевой техники использовать железную дорогу Багерово — Владиславовка. Наши летчики не допустили этого.

Утром 11 апреля от станции Салын отошел тяжело груженный вражеский эшелон с двумя паровозами. Он прошел всего несколько километров и был настигнут летчиками; старшим лейтенантом Шикаловым и гвардии капитаном Проварихиным, которые вывели из строя вражеский эшелон. На важнейшем перегоне скопилось три эшелона с артиллерией, автомашинами, боеприпасами. Всю эту технику противник вынужден был бросить, и она досталась нашим войскам.

Наши штурмовики сорвали также попытки противника эвакуировать часть отходящих войск морским транспортом. Утром 13 апреля в порт Судак прибыло для погрузки 5 барж. Как только началась погрузка, четыре группы наших штурмовиков, появившись со стороны ущелья, нанесли внезапный удар. В результате были потоплены 2 баржи с войсками, 3 баржи получили повреждения и не могли выйти. Вечером три группы штурмовиков нанесли новый удар и потопили еще одну баржу.

Неудержимой стальной лавиной двигались советские войска с двух сторон: с севера, от Перекопа и Сиваша, и с востока, от Керченского полуострова. Враг бросал технику, раненых, имущество и в панике отступал к Севастополю. Его авиация делала попытки противодействовать нашим войскам. Но эти попытки пресекались советской авиацией, господствовавшей в воздухе.

В период наступления в авиационных частях применялись самые различные формы партийно-политической работы, направленной на обеспечение точного и беспрекословного выполнения боевых приказов командиров.

Партийные и комсомольские организации в авиационных подразделениях и частях были настоящими помощниками командиров-единоначальников в обеспечении точного и неуклонного выполнения боевых приказов. Коммунисты и комсомольцы, проявляя образцы героического служения Родине, увлекали за собой всю массу авиаторов.

Летчик-штурмовик коммунист Валентин Поздеев прибыл на фронт в марте 1943 г. Миус, Молочная, Днепр, Крым — вот знаменательные вехи его славного боевого пути. Он дрался, не щадя своих сил, с честью оправдывая высокое звание коммуниста. На Днепре Поздеев был ранен, но вскоре вернулся в строй. В Крыму он четыре раза, преодолевая стену зенитного огня гитлеровцев, штурмовал передний край обороны. Потом получил задание командира вместе с другими летчиками бомбардировать фашистский аэродром у Севастополя. Когда задание уже было выполнено, вражеский снаряд попал в самолет. Взорвался патронный ящик. В это время стрелок доложил о том, что самолет атакуют два фашистских истребителя. Умелым отворотом летчик вышел из атаки. Загорелся задний бензобак. Стрелок едва выбрался из охваченной пламенем кабины. Закрыв лицо перчаткой, превозмогая страшную боль, Поздеев вел самолет до тех пор, пока не остановился мотор. Одиннадцать часов полз к своим раненый Валентин Поздеев. Воля коммуниста победила.

Советские войска, стремительно преследуя противника, за 6 — 7 суток прошли около 250 километров от Перекопа до Севастополя и около 300 километров от Керчи до Севастополя. Разгромленные гитлеровские части спешили спастись за укреплениями Севастополя. Вокруг Севастополя гитлеровцы построили три полосы железобетонных оборонительных сооружений. Наиболее сильным узлом сопротивления была Сапун-гора, опоясанная шестью ярусами сплошных траншей.

Советские войска, выйдя на подступы к городу, стали готовиться к решительному штурму вражеских укреплений.

Авиация начала борьбу за Севастополь еще задолго до начала штурма. Летчики Черноморского флота били по кораблям противника на морских коммуникациях, не допуская подвоза в район Севастополя войск и техники, а также воспрещая эвакуацию из Крыма.

В ходе подготовки к штурму севастопольских укреплений наши летчики систематически, днем и ночью, обрушивали огромной силы удары на войска и технику противника в Севастополе, на суда в порту, на железнодорожный узел города.

Одновременно с массированными ударами дальних бомбардировщиков непрерывно, в течение всей ночи, над гитлеровскими позициями висели наши легкомоторные бомбардировщики По-2, изнуряя, изматывая живую силу противника. Днем сокрушительные удары по фашистским укреплениям, по оставшимся у них аэродромам наносили штурмовики и ближние бомбардировщики.

7 мая советские пехотинцы, артиллеристы, летчики, танкисты по приказу своих командиров начали штурм вражеских укреплений. В воздухе не смолкал непрерывный гул моторов. И все устремлялись к одной цели — к Севастополю.

Штурмовики блестяще взаимодействовали с пехотой. Наши самолеты Ил-2, несмотря на ураганный огонь зенитных орудий, уничтожали гитлеровцев в окопах и траншеях. Каждая группа штурмовиков била по заранее намеченной и детально изученной цели.

Истребители, прикрывая штурмовиков и бомбардировщиков, совершали в день по нескольку воздушных боев. За два дня штурма советские летчики на земле и в воздухе уничтожили 53 вражеских самолета, за один день совершили тысячи боевых вылетов. Наша авиация не прекращала своих действий и ночью. Особенно отличились советские штурмовики при взятии Сапун-ГОры — этой ключевой позиции во всей системе гитлеровских укреплений. Здесь штурмовики полковника С. Д. Пруткова наводились пехотинцами буквально на каждое орудие, которое мешало продвижению.

Умелыми и смелыми действиями летчики оказывали огромную помощь наземным войскам в преодолении мощных укреплений фашистской обороны. На третий день штурма советские войска сломили отчаянное сопротивление гитлеровцев и к вечеру полностью освободили Севастополь. «Войска 4-го Украинского фронта, — говорилось в приказе Верховного Главнокомандующего, — при поддержке массированных ударов авиации и артиллерии, в результате трехдневных наступательных боев прорвали сильно укрепленную долговременную оборону немцев, состоящую из трех полос железобетонных оборонительных сооружений, и несколько часов тому назад штурмом овладели крепостью и важнейшей военно-морской базой на Черном море — городом Севастополь.

Тем самым ликвидирован последний очаг сопротивления немцев в Крыму, и Крым полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков».

Так блестяще закончилось наступление доблестных советских войск в Крыму. Над городом русской славы Севастополем вновь реяло алое знамя свободы.

Длительной и героической обороной Севастополя в 1941 — 1942 гг. Советская Армия показала непревзойденный пример стойкости и мужества. Двести пятьдесят дней в невиданно тяжелых условиях она обороняла этот город. В мае 1944 г., за три дня овладев крепостью и военно-морской базой Севастополь, Советская Армия показала блестящий пример сокрушительного наступления, перед которым не может устоять никакая оборона.

Исчтоник: Гвардии майор Р. БАТАЛОВ. Третий сокрушительный удар — «Вестник воздушного флота» № 5, 1952 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image