Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

В боях за освобождение Белоруссии

Гигантская битва, развернувшаяся летом 1944 г. на полях Белоруссии, — яркий пример высокого боевого мастерства, самоотверженности и мужества советских воинов, превосходства советского военного искусства. Бои за освобождение Советской Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков развернулись на огромном фронте, насчитывавшем несколько сотен километров. В ходе боев, длившихся более месяца, советские войска нанесли гитлеровцам крупнейшее поражение. Пробив огромную брешь во вражеской обороне, наши войска, очищая от немецко-фашистских захватчиков временно захваченные ими советские земли, продвинулись вперед на 400 — 500 километров. В летопись Великой Отечественной войны наступательные действия по освобождению Советской Белоруссии вошли как пятый сокрушительный удар Советской Армии, нанесенный ею в 1944 г.

«Пятый удар, — указывал И. В. Сталин, — был нанесён немцам в июне — июле этого года, когда Красная Армия наголову разбила немецкие войска под Витебском, Бобруйском, Могилевом и завершила свой удар окружением 30 немецких дивизий под Минском. В результате этого удара наши войска:

а) полностью освободили Белорусскую советскую республику;

б) вышли на Вислу и освободили значительную часть союзной нам Польши;

в) вышли на Неман и освободили большую часть Литовской советской республики;

г) форсировали Неман и подошли к границам Германии».

Все боевые действия советских наземных войск в Белорусской операции проходили при активной поддержке Военно-воздушных сил. Наши авиационные части, взаимодействующие с наземными войсками, располагали первоклассной техникой. Kак известно, в 1944 г. советские самолетостроители создали новые совершенные образцы авиационной техники. В самолетном парке истребительной авиации появились новые скоростные самолеты конструкции Героя Социалистического Труда А. С. Яковлева. Эти машины обладали чрезвычайно высокой маневренностью и мощным вооружением. Были значительно увеличены скорость и скороподъемность такого истребителя, как «Лавочкин». Больших результатов в своей работе достиг и создатель непревзойденного советского самолета-штурмовика — Герой Социалистического Труда С. В. Ильюшин.

Наша социалистическая авиационная промышленность добилась серьезных успехов и в строительстве бомбардировщиков.

В 1944 г. количество самолетов и находившихся в строю экипажей позволяло советскому командованию сосредоточивать большие массы авиации и тем самым надежно обеспечивать боевые действия наземных войск. Громя вражескую оборону и сопровождая подвижные группы в их стремительном маневре на оперативном просторе, наша авиация в то же время не допускала, чтобы в район сражений подходили свежие резервы противника.

Пятый удар, как известно, начался 23 июня 1944 г., т. е. на второй день четвертого года Великой Отечественной войны.

Конструктор самолетов Александр Сергеевич Яковлев

Конструктор самолетов Александр Сергеевич Яковлев

Преисполненные огромным патриотическим подъемом и незыблемой верой в правоту своего дела, вступили советские воины в новые сражения с врагом. Первыми начали Белорусскую операцию войска 1-го Прибалтийского, 3-го и 2-го Белорусских фронтов, развернувшие наступление на витебском, оршанском и могилевском направлениях. Через сутки начали наступательные действия на бобруйском направлении и войска 1-го Белорусского фронта. Тем самым по всей четырехсоткилометровой вражеской обороне, простиравшейся от Западной Двины до Припяти, был одновременно нанесен ряд сокрушительных ударов.

На территории Белоруссии действовала группа немецко-фашистских армий «центр», насчитывавшая в своем составе до 50 пехотных, танковых и моторизованных дивизий, поддерживаемых значительным количеством авиационных частей. Главная полоса обороны противника проходила по линии Витебск — Орша — Могилев — Рогачев — Жлобин. На реках Друть, Березина, Свислочь, Неман и др. враг подготовил промежуточные оборонительные рубежи. Многочисленные озера, болота, лесисто-болотистые районы способствовали созданию сильных опорных пунктов и укрепленных районов.

После артиллерийской и авиационной подготовки наши войска, действовавшие на витебском направлении, прорвали вражескую оборону. Участвуя в штурме укреплений гитлеровцев на этом участке фронта, экипажи бомбардировочной авиации сбросили на вражеские позиции огромное количество бомб различного калибра.

Вслед за бомбардировщиками, разрушившими вражеские блиндажи, доты, траншеи и другие укрытия, по «обнаженной» живой силе и технике противника немедленно начали действовать наши штурмовики и истребители. Авиационная подготовка сочеталась с интенсивным артиллерийским огнем.

В результате такого могучего совместного воздействия авиации и артиллерии вражеская оборона была сокрушена. Наша пехота и танки, надежно прикрываемые истребителями от налетов немецко-фашистской авиации, действовали смело и решительно и в первые же часы наступления смогли во многих местах проникнуть далеко за пределы артиллерийских позиций противника. Действия авиационных частей, участвовавших в прорыве вражеской обороны, отличались четкостью и эффективностью. Командиры, руководствуясь заранее составленными планами взаимодействия, высылали на поле боя группы самолетов, которые штурмовали противника в непосредственной близости к боевым порядкам наших наступавших войск.

Конструктор самолетов Семен Алексеевич Лавочкин

Конструктор самолетов Семен Алексеевич Лавочкин

Успеху прорыва вражеской обороны на всех участках наступления способствовало еще и то, что авиационные группы нанесли ряд ударов по артиллерийским позициям врага. Они уничтожали материальную часть и орудийные расчеты вражеских батарей и тем самым сильно затрудняли врагу маневр огневыми средствами. В то же время другие наши самолеты уничтожали средства связи и совершали налеты на резервы противника.

Прорвав оборону противника севернее и южнее Витебска, войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов в результате стремительного наступления окружили и уничтожили в этом районе пять фашистских дивизий. Это был первый из тех многих «котлов», в которые то и дело попадали немецко-фашистские войска при освобождении Белоруссии.

Большую помощь наземным войскам в окружении и уничтожении окруженных дивизий врага оказали летчики.

На одном из участков 3-го Белорусского фронта гитлеровцы, пытаясь выйти из «котла» и пробиться к своим войскам, собрали до 1500 автомашин, 8 танков «тигр», 15 «фердинандов».

Среди озерного дефиле на дороге их обнаружила наша разведка. На уничтожение обнаруженного противника вылетели группы штурмовиков под командованием Героя Советского Союза майора Жихарева, которые точными бомбо-пушечными ударами нанесли гитлеровцам огромный урон.

Одновременно с боями за освобождение Витебска развернулись широкие наступательные действия войск 2-го Белорусского фронта по прорыву вражеской обороны южнее Орши. Поддерживая действия пехоты и танков, умело преодолевавших сопротивление противника, меткие удары наносили бомбардировщики, штурмовики, истребители. Так, например, на одном участке 2-го Белорусского фронта группе штурмовиков Ил-2 под командованием офицера Юркова была поставлена задача разрушить мост  и не дать отступающей автоколонне противника переправиться на другой берег реки. Задание было выполнено: был разрушен мост и уничтожено несколько автомашин. На дороге создалась «пробка», скопилось много войск и техники врага, которую уничтожали группы самолетов Ил-2 во главе с офицерами Коваленко, Корсунским и Белоконь.

Развивая преследование отходящего противника, через пять дней после начала боев войска 2-го Белорусского фронта форсировали Днепр на участке протяжением в 120 километров и овладели крупным областным центром Белоруссии городом Могилев.

Не менее успешно наступали части Советской Армии на бобруйском направлении. Здесь войска 1-го Белорусского фронта при поддержке артиллерии и авиации прорвали сильно укрепленную и глубоко эшелонированную оборону противника и в крайне сжатые сроки окружили в районе Бобруйска и юго-восточнее его пять вражеских дивизий. Это был второй «котел». В ликвидации окруженной группировки самое непосредственное участие приняли советские летчики.

Обстановка здесь сложилась следующим образом.

конструктор самолетов Сергей Владимирович Ильюшин

конструктор самолетов Сергей Владимирович Ильюшин

Отходя под ударами наших войск к р. Березине, многочисленные части противника 27 июня сосредоточились юго-восточнее Бобруйска, в районе Титовка, Савичи. План гитлеровского командования заключался в том, чтобы ударом танков разорвать кольцо окружения и пробиться в северо-западном направлении. Однако наши летчики сорвали эти замыслы врага. До наступления ночи они полностью разгромили вражескую группировку. В результате непрерывных атак с воздуха, длившихся около двух часов, в частях противника началась паника. Бросая технику, гитлеровцы бежали к Березине, переплывали ее и сдавались в плен нашим танкистам и пехотинцам, занимавшим западный берег реки.

В результате действий наших летчиков все дороги в этом районе были запружены разбитыми и сгоревшими автомашинами, танками, самоходными пушками противника. Летчики уничтожили около 150 танков, до 6000 автомашин, много орудий и другой боевой техники.

В то время как наземные войска при активном содействии фронтовой авиации прорывали главную полосу вражеской обороны, окружали и уничтожали крупные группировки гитлеровцев, части советской бомбардировочной авиации наносили удары по основным коммуникациям врага.

Почти ежедневно Совинформбюро сообщало об успешных действиях наших бомбардировщиков.

Для нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям врага были привлечены и штурмовики. В один из первых дней сражения на перегонах между станциями Орша и Толочин было установлено движение нескольких десятков эшелонов, следовавших на запад по обоим путям одновременно. Умело организованным ударом штурмовиков по головным эшелонам противника дальнейшее их движение на запад было приостановлено. Штурмовики в этих налетах уничтожили 15 вражеских эшелонов. Кроме того, из-за создавшейся «пробки» гитлеровцы не смогли вывезти несколько десятков эшелонов, и они были захвачены нашими наступающими войсками.

Характерна такая деталь из действий штурмовиков по железнодорожным коммуникациям противника. Отступая под ударами наших войск, гитлеровцы пытались вывести из строя железнодорожные пути. С этой целью они применяли специальные  путеразрушители. Получив данные воздушной разведки о том, где находятся путеразрушители, наши штурмовики нанесли по ним ряд ударов с воздуха и тем самым предотвратили разрушение одной из важнейших железнодорожных магистралей Белоруссии.

Известно, что общая воздушная обстановка на всем советско-германском фронте к лету 1944 г. характеризовалась господствующим положением советской авиации. Рассчитывая помешать массированным ударам наших бомбардировщиков и штурмовиков, гитлеровцы на всех участках фронта, в том числе и в Белоруссии, поднимали в воздух довольно крупные истребительные патрули. Поэтому, борясь с вражеской бомбардировочной авиацией, наши истребители значительную часть своих усилий обращали и на борьбу против немецко-фашистских истребителей.

Действия штурмовиков по железнодорожному составу

Действия штурмовиков по железнодорожному составу

Обладая высокой боевой выучкой и имея на своем вооружении замечательную авиационную технику, которая по своим качествам превосходила вражескую, советские истребители надежно прикрывали от ударов с воздуха наступающие наземные войска, сопровождали группы бомбардировщиков и штурмовиков. Парами и четверками летчики под водительством опытных командиров проникали на своих истребителях в тыл противника и з зоне аэродромов и посадочных площадок уничтожали его самолеты.

В ряде случаев, когда позволяла воздушная обстановка, истребители широко привлекались для разведки отходящих группировок противника, а также для совместных со штурмовиками ударов по этим группировкам. Вот один из характерных примеров.

Летчик-истребитель Герой Советского Союза Козаченко обнаружил довольно крупную группировку гитлеровцев, двигавшуюся по лесной дороге. Об этом немедленно было сообщено на КП штурмовиков. Пока они готовились к вылету, Козаченко с группой истребителей появился в районе цели и атаковал ее. Тем временем подоспели и штурмовики. Пикируя на врага и обстреливая его из пулеметов и пушек, истребители нацеливали экипажи штурмовиков на отдельные группы гитлеровских автомашин, скопления живой силы. Этот совместный удар причинил врагу большой ущерб; его колонна была почти целиком разгромлена. После удара истребителей и штурмовиков наземные войска взяли в этом районе в плен свыше 2500 немецко-фашистских солдат. По показаниям пленных, в результате налета наших самолетов было уничтожено более 500 гитлеровцев, разбито несколько артиллерийских батарей.

Взломав оборону гитлеровцев, окружив и уничтожив их крупные войсковые группировки в витебском и бобруйском «котлах», наши войска повели неотступное преследование противника. Вражеское командование, стремясь спасти от полного разгрома свои главные силы, над которыми нависла угроза окружения, предпринимало отчаянные попытки восстановить новый фронт обороны на линии Полоцк, река Березина, к востоку от Слуцка, и одновременно стало усиленно перебрасывать в Белоруссию свои резервные дивизии из Прибалтики, Украины, Германии, Норвегии, Польши и Венгрии. Однако гитлеровское командование просчиталось. Войска 3-го Белорусского фронта, непрерывно поддерживаемые авиацией, 30 июня и 1 июля форсировали Березину на 110-километровом фронте и заняли город Борисов — важный опорный пункт обороны гитлеровцев, прикрывавший подступы к столице Белоруссии — Минску. Несколько подвижных частей 3-го Белорусского фронта, прикрываемые истребителями, стремительно продвинулись вперед и через сутки, овладев городами Ви-лейка и Красное, завязали бои за Молодечно. Таким образом, менее чем за десять суток наши войска с боями прошли около 250 километров. Во вражеское оперативное построение был вбит глубокий клин, а немецко-фашистский гарнизон, засевший в Минске, оказался отрезанным с севера.

Тем временем войска 1-го Белорусского фронта успешно развивали наступление южнее Минска. 30 июня в результате смелого маневра был освобожден Слуцк. 2 июля немецко-фашистские захватчики были изгнаны из Столбцов, Городеи и Несвижа. После этого минская группировка оказалась отрезанной и с юга. По фронту ее теснили войска 2-го Белорусского фронта, которые отбросили врага с линии Днепра, оттеснили его части, пытавшиеся закрепиться на рубеже реки Друть.

На этом этапе Белорусского сражения советские летчики громили отходившие колонны противника, сопровождали подвижные группы, вели воздушную разведку на широком фронте и помогали сухопутным войскам уничтожать окруженные группировки. При этом авиации приходилось преодолевать ряд серьезных трудностей. В числе их могут быть названы хотя бы такие, как, например, сложность поиска целей и наведение на них наших самолетов в условиях, когда маневр наших подвижных частей происходил в районе, еще в той или иной мере насыщенном вражескими войсками. В подобной обстановке от летчиков требовались находчивость и умение быстро ориентироваться в постоянно меняющейся боевой обстановке.

Значительная трудность в организации непрерывного взаимодействия с наземными войсками, и особенно с танками, возникала из-за быстрого темпа продвижения наших войск.

Складывавшаяся иной раз обстановка требовала, чтобы самолеты при нанесении удара по врагу, пытавшемуся приостановить продвижение наших танков, находились над целью как можно больше времени и тем самым создавали благоприятные условия для маневра танкистов. Для решения этой задачи необходимо высокое боевое мастерство.

Не раз получали благодарность танкистов летчики группы штурмовиков, где ведущим был дважды Герой Советского Союза гвардии майор В. Мыхлик. Атакуя опорные пункты, мешающие продвижению наших танкистов, группа штурмовиков наносила противнику большие потери. Расчетливо расходуя боеприпасы и умело строя боевые порядки, штурмовики добивались длительного воздействия на противника, делая по нескольку заходов.

Продолжая стремительно развивать наступление, советские войска 3 июля 1944 г. штурмом овладели столицей Белоруссии — городом Минск.

В результате освобождения Минска восточнее его были окружены разрозненные и потерявшие управление части пяти армейских корпусов противника (до 100 000 офицеров и солдат), располагавших большим количеством боевой техники. Так образовался еще один большой «котел» — минский. Наши войска, оставив часть сил для уничтожения этой группировки, продолжали свое неудержимое наступление на Запад.

В ликвидации вражеских корпусов, окруженных восточнее Минска, активное участие приняли и летчики. Наши штурмовики, содействуя наземным войскам, наносили непрерывные удары по живой силе и технике противника. Во многих случаях советские летчики своими решительными действиями пресекали попытки врага выйти из окружения, создавая наземным войскам необходимые условия для того, чтобы бить противника по частям. В этих ударах с воздуха принимали участие все рода авиации: бомбардировочная, штурмовая и истребительная.

Примерно в течение недели шла ликвидация окруженной восточнее Минска стотысячной группировки противника. За это время наши передовые части продвинулись далеко на запад и подошли к Вильнюсу, Лиде, Волковыску, Пинску. В минском «котле» противник потерял убитыми около 70 000 человек, пленными 35 000 человек (в том числе двенадцать генералов). С разгромом этой и других группировок врага в его обороне образовалась огромная брешь протяжением более 400 километров. Немецко-фашистское командование тщетно пыталось закрыть эту брешь дивизиями, перебрасываемыми с других направлений и фронтов. Гитлеровцы были не в силах остановить наступление четырех взаимодействовавших фронтов.

Войска 1-го Прибалтийского фронта при поддержке авиации преодолели глубоко эшелонированную оборону противника, по частям разбивая подтягиваемые им резервные дивизии. 4 июля они овладели городом Полоцк и начали успешное продвижение вперед. К концу месяца войска фронта уже вели бои в Прибалтике, изгнав гитлеровцев из Паневежиса, Шауляя, Иелгавы и других городов и перерезав тем самым все коммуникации противника, ведущие из Прибалтики в Восточную Пруссию.

Боевая деятельность советских летчиков, взаимодействовавших с наземными войсками, изобиловала множеством поучительных эпизодов. Враг, яростно сопротивляясь, часто пытался организовывать сильные контратаки. В срыве этих замыслов активное участие принимали и наши летчики.

После освобождения Минска большие и упорные бои с врагом развернулись на территории Литовской ССР и, в частности, за ее столицу город Вильнюс. В этом районе порой создавалась весьма сложная воздушная обстановка. Гитлеровцы поднимали в воздух крупные патрули истребителей и под их прикрытием пытались наносить бомбардировочные удары по нашим войскам, подступившим к городу. Однако советские летчики, прекрасно владевшие своей боевой техникой, проявляли находчивость, инициативу, высокую тактическую выучку и надежно прикрывали свои наземные войска, не подпуская к ним гитлеровские самолеты. Примером может послужить воздушный бой, навязанный гитлеровцам группой наших истребителей во главе с Героем Советского Союза гвардии капитаном Кулиевым.

Патрулируя возле города Вильнюс, эта группа смело атаковала численно превосходящего противника. Искусно маневрируя, капитан Кулиев и некоторые из ведомых им летчиков сбили несколько вражеских истребителей. В разгар боя с радиостанции наведения сообщили, что к расположению наших войск подходит группа фашистских бомбардировщиков. Противник надеялся на успех задуманного им бомбардировочного удара, рассчитывая, что находящиеся в данном районе советские истребители будут надежно скованы большой группой его истребителей. Однако враг просчитался. Быстро оценив обстановку, гвардии капитан Кулиев умело организовал бой, сковал патруль врага, выделив часть сил для нанесения удара по бомбардировщикам. Стремительно атаковав гитлеровских бомбардировщиков, наши летчики сбили их флагманский самолет и расстроили боевой порядок. Потеряв всякое управление, сбросив бомбы на пустое поле, фашисты поспешили уйти на свою территорию. Действуя умело и решительно, летчики не дали возможности врагу бомбардировать наши войска.

В боях за Вильнюс особенно отличились советские бомбардировщики. Когда наши войска ворвались в город, им надо было преодолеть сопротивление крупного гарнизона, засевшего за укреплениями, которые были мало доступны для полевой артиллерии. Ждать, пока к месту боя будет подтянуто достаточное количество тяжелой артиллерии, значило потерять драгоценное время, замедлить темпы наступления. Задача разрушить вражеские укрепления была поручена летчикам.

Вначале на противника обрушились пикирующие бомбардировщики; они разрушили основные укрепления врага. Затем появились штурмовики; волна за волной они проходили над гитлеровцами и поливали их пулеметно-пушечным огнем. Вскоре после такого комбинированного воздействия с воздуха, в атаку пошла пехота, и остатки вражеского гарнизона, насчитывавшего много тысяч солдат, сдались в плен.

13 июля столица нашей Родины Москва залпами из 324 орудий салютовала войскам 3-го Белорусского фронта, штурмом овладевшим городом Вильнюс — столицей Литовской ССР.

Каждый день наступления приносил нашим войскам все новые и новые победы. Вслед за изгнанием немецко-фашистских захватчиков из столицы Советской Литвы, советские войска на широком фронте форсировали реку Неман, овладели Гродно, Белостоком, Брестом и другими городами. Летчики не только дальней, но также истребительной и штурмовой авиации стали появляться над Восточной Пруссией, громя гитлеровцев на их земле. Одними из первых над территорией Восточной Пруссии появились летчики старейшей авиационной части Военно-воздушных сил — истребительного полка, выросшего из отряда, которым на заре развития отечественной авиации командовал выдающийся русский летчик П. Н. Нестеров. В этом отряде в свое время служили великий советский летчик В. П. Чкалов, летчики С. Грицевец и А. К. Серов. Верные замечательным боевым традициям своей части, летчики успешно громили врага в небе Восточной Пруссии, надежно охраняя свои наземные войска, подошедшие к государственной границе, от ударов авиации противника.

Пятый сокрушительный удар 1944 г., в котором советские летчики еще раз показали себя верными и надежными помощниками сухопутных войск, закончился в конце июля. Решительный разгром крупных сил противника в Белоруссии, Латвии и Литве имел важные последствия и для действий на других стратегических направлениях.

Успех Белорусской операции обеспечил благоприятные условия для последующих наступательных операций советских войск на Украине, в Польше и Прибалтике.

Большую работу, направленную на обеспечение успешного выполнения приказов командования, проделали партийные и комсомольские организации. Успеху Белорусской операции содействовали постоянная и целеустремленная партийно-политическая работа.

Примером может служить деятельность партийной организации одной гвардейской истребительной части. Здесь большое внимание уделялось обобщению и пропаганде передового опыта. На совещании парторгов обсуждался вопрос о состоянии работы по пропаганде опыта отличившихся в бою. После этого в эскадрильях по инициативе партбюро были проведены партийные собрания с докладами командиров об авангардной роли коммунистов в бою. Собрания прошли организованно, активно выступали коммунисты, внося свои предложения. В каждой эскадрилье выступило по 5 — 7 человек.

Политработники провели множество бесед, докладов и лекций, мобилизующих авиаторов на точное выполнение приказов командиров и начальников.

Руководствуясь принципами советской военной науки, наши войска победоносно закончили Белорусскую операцию и продолжали наносить врагу сокрушительные удары. Многим советским летчикам, участникам боев под Витебском и Бобруйском, под Минском и Вильнюсом, под Гродно и Брестом, довелось в последующем громить врага в самой Германии, участвовать в заключительном сражении Великой Отечественной войны под Берлином. Советские воины, верно служа своему народу, одержали немало выдающихся побед, высоко неся знамя Советской Армии — верной защитницы социалистической Родины, государственных интересов Советского Союза.

Источник: Полковник Н. ДЕНИСОВ. В боях за освобождение Белоруссии. — «Вестник воздушного флота» № 8, 1952 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image