Освобождение советской Прибалтики от немецко-фашистских захватчиков было одним из этапов осуществления грандиозного стратегического плана по разгрому врага, выработанного и блестяще осуществленного командованием Советской Армии. Удар по врагу был нанесен в сентябре — октябре 1944 г. войсками Ленинградского, 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов во взаимодействии с кораблями и авиацией Краснознаменного Балтийского флота. В боях за освобождение Прибалтики советские воины своими беспримерными подвигами, отвагой и мастерством вписали новые славные страницы в летопись Великой Отечественной войны.
K тому времени, когда началось сражение за Прибалтику, почти вся наша территория была очищена от вражеских войск и Советская Армия приступила к освобождению народов Европы от фашистского рабства. На юге была полностью освобождена Молдавская ССР, выведены из строя союзники Германии Румыния и Болгария, которые затем объявили войну Германии. Немецко-фашистские захватчики были изгнаны из Западной Украины, и советские войска вышли к предгорью Карпат. Полностью были освобождены от гитлеровцев Белоруссия и часть Литовской ССР. Освободив большую часть Польши, советские войска форсировали реку Неман и подошли к границам Германии. Только на некоторой части территории Прибалтийских советских республик еще хозяйничали фашистские захватчики.
Гитлеровцы придавали исключительно большое значение Прибалтийскому театру военных действий и готовились к длительной его обороне. Они стремились любой ценой удержать этот важнейший плацдарм, чтобы сковать в Прибалтике как можно больше советских войск.
Гитлеровцы лихорадочно строили разветвленную систему оборонительных рубежей и опорных пунктов. Эти укрепления сооружались в сильно пересеченной лесисто-болотистой местности Прибалтики. Здесь были сосредоточены значительные силы врага — более сорока пехотных, две моторизованные дивизии, 1200 танков и самоходных орудий, 400 — 500 самолетов.
Советским войскам предстояло провести труднейшие боевые операции. Умело осуществляя план Верховного Главнокомандования, советские пехотинцы, артиллеристы, танкисты, Летчики И моряки блестяще провели операции по освобождению Прибалтики, вошедшие в историю как восьмой удар по врагу.
* * *
Воздушная обстановка на советско-германском фронте к началу операции по освобождению Прибалтики характеризовалась господством нашей авиации.
С начала возникновения войны и по 18 августа 1944 г., т. е. за 38 месяцев Отечественной войны, советская авиация уничтожила в воздухе и на земле более 50 тысяч самолетов противника.
Потери своих военно-воздушных сил на Восточном фронте гитлеровское командование старалось возместить вначале за счет систематической переброски авиационных соединений с Западного фронта. Но в ходе все нараставшего наступления Советской Армии противнику и этих резервов оказалось недостаточно. Потери гитлеровских военно-воздушных сил возрастали с каждым днем.
И если гитлеровское командование напрягало все силы для того, чтобы лишь сохранить боеспособность имеющейся авиации, то советские Военно-воздушные силы пополнялись во все возрастающем количестве новой, более современной материальной частью. Успехи авиационных конструкторов позволили значительно увеличить скорость, грузоподъемность, поднять потолок и улучшить вооружение наших военных самолетов.
По своим летно-тактическим и боевым качествам советские самолеты с первых дней войны превосходили самолеты врага. Наша промышленность еще до войны была подготовлена к производству высококачественных военных самолетов.
Самолеты-истребители С. А. Лавочкина и А. С. Яковлева превосходили лучшие образцы истребителей врага. Умело используя новую авиационную технику, наши летчики неизменно одерживали победы в воздушных боях с фашистскими летчиками. Бомбардировщики В. М. Петлякова, А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина зарекомендовали себя первоклассными самолетами; на них наши летчики наносили сокрушительные удары по врагу в его ближнем и глубоком тылу, а также на поле боя. Самолет Ил-2 явился непревзойденным штурмовиком.
Превосходство нашей авиационной техники, которую благодаря самоотверженному труду советского народа все в большем количестве получали Военно-воздушные силы, явилось одним из решающих факторов, обеспечивших нашей авиации господство в воздухе.
Советское Верховное Главнокомандование сосредоточивало в направлении наступательных действий наземных войск такие авиационные силы, которые намного превосходили силы фашистской авиации.
Особенности Прибалтийского театра военных действий и характер развернувшихся боевых операций придали известную специфику и боевому использованию авиации. Исключительно сложный рельеф местности, леса и множество болот ограничивали маневренные возможности мотомеханизированных частей, приковывали их к дорогам. Поэтому борьба за овладение шоссейными магистралями, которые давали возможность развивать наступление и широко использовать мотомеханизированные части, принимала исключительно ожесточенный характер. Дороги и особенно узлы дорог являлись центрами ожесточенных наземных и воздушных боев.
Кроме того, решив любой ценой оборонять Прибалтику, немецко-фашистское командование сосредоточило здесь огромное количество артиллерии и минометов. Свои огневые средства гитлеровцы тщательно маскировали, используя благоприятный для этой цели рельеф местности.
В этих условиях особое значение приобретала воздушная разведка, которая должна была вскрыть всю систему обороны врага. Важное значение приобретала также борьба с артиллерией и минометами противника.
Учитывая эти особенности боевого применения авиации, советское командование соответственно планировало и ее использование.
В период подготовки к наступлению много сделала советская разведывательная авиация. На всех участках фронта воздушные разведчики днем и ночью летали над территорией, занятой противником, вскрывали его оборону, укрепления, выясняли сосредоточение резервов. Разведчики давали ценные сведения для общевойскового и авиационного командования. Эти данные помогли наземному командованию эффективно использовать различные рода войск.
Несмотря на большую насыщенность обороны врага зенитными средствами и активность вражеской авиации, наши разведчики успешно выполняли боевые задания. Советские летчики умело сочетали отвагу с боевым мастерством, изо дня в день совершенствуя свои знания. Выполняя приказ командира и стремясь добыть необходимые сведения о противнике, воздушные разведчики летали не только днем, но и ночью, используя сложные метеорологические условия.
Особенно тщательно был прикрыт зенитной артиллерией й истребителями оборонительный рубеж, преграждавший путь вглубь Прибалтики и носивший название «пантера». На много километров тянулись вражеские укрепления — колючая проволока и минные поля, за которыми на большую глубину шла система дотов и дзотов, соединенных между собой ходами сообщений. Далее стояли врытые в землю танки, а за ними начинались артиллерийские позиции. Чтобы прорвать этот оборонительный пояс, было необходимо вскрыть всю систему вражеской обороны.
Младшему лейтенанту Н. Никитенко, опытному воздушному разведчику, в числе других летчиков было поручено сфотографировать отдельные участки линии «пантера». Используя облачность, Никитенко на самолете Ил-2 незаметно подошел к вражеским позициям. Но как только разведчик начал фотографирование, зенитчики открыли по нему шквальный огонь. Умело используя облачность и искусно маневрируя, Никитенко продолжал фотографирование.
Стрельба зениток усиливалась. В стороне патрулировали фашистские истребители, выжидающие удобного момента, чтобы напасть на разведчиков. Вражеским зенитчикам удалось взять самолет в «вилку». Положение становилось все более сложным. Но во что бы то ни стало надо было закончить воздушную съемку и привезти данные командованию. И младший лейтенант Никитенко продолжает фотографирование.
Чтобы вырваться из все суживающейся «вилки» разрывов снарядов и дезориентировать врага, Никитенко неожиданно крутым пикированием резко изменил высоту полета и продолжал фотографирование на бреющем полете. От неожиданности вражеские зенитчики не могли сразу оказать серьезного сопротивления, и советский разведчик, закончив фотографирование, на сильно поврежденном самолете благополучно вернулся на свой аэродром.
Это один из многих боевых эпизодов, характеризующих деятельность отважных воздушных разведчиков. За беззаветную храбрость, мужество и героизм, проявленные в этом и других боях, младшему лейтенанту Никитенко было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но деятельность воздушных разведчиков не ограничивалась только подготовительным этапом к операции. В ходе наступления воздушные разведчики непрерывно вели оперативную и тактическую разведку в глубине вражеской обороны и на поле боя. Воздушные разведчики держали под контролем все основные железнодорожные и шоссейные магистрали, по которым противник мог подбрасывать резервы и осуществлять перегруппировки своих войск. По данным разведчиков, наши бомбардировщики и штурмовики наносили сокрушительные удары по врагу.
С первых же дней наступления наших войск в Прибалтике на земле, на море и в воздухе развернулись ожесточенные бои.
Гитлеровцы старались задержать наступление наших войск на прямых, ведущих вглубь Прибалтики магистралях и принудить к обходному маневру. Это дало бы противнику возможность более эффективно использовать свои воздушные силы в борьбе с нашими войсками, а кроме того, позволило бы осуществить перегруппировки сил.
Но замыслы врага были сорваны. Войска фронтов, тесно взаимодействуя друг с другом в ходе наступления, успешно продвигались вперед.
По мере продвижения советских войск возрастала напряженность боевых действий в воздухе. Ожесточенные бои развернулись на земле и в воздухе за город и крупный железнодорожный узел Валга. Противник судорожно цеплялся за Валгу — мощный опорный пункт его обороны в Южной Эстонии. Гитлеровцы бросили на этот участок фронта значительные силы танков, артиллерии, бомбардировочной и истребительной авиации. В воздухе шли непрерывные воздушные бои. Особенно широко известен бой, мастерски проведенный капитаном Василием Сидоренковым. Летчик-истребитель капитан В. Сидоренков в паре с младшим лейтенантом Ведерниковым выполнял боевое задание по разведке в районе города Валга. Вдруг Сидоренков увидел вдали вражеские самолеты — четыре группы бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Было ясно, что самолеты противника летели бомбардировать наши наземные войска. Сорвать замысел врага, атаковать немецко-фашистские самолеты — такое решение мгновенно принимает капитан Сидоренков. Но надо было доложить командованию о результатах разведки. Выполнить эту задачу Сидоренков приказал своему ведомому.
Вражеские бомбардировщики уже подходили к линии фронта. Советские зенитчики готовились к «встрече» фашистских самолетов. Но вдруг на землю, объятый пламенем, падает вражеский бомбардировщик. Это капитан Сидоренков, неожиданно выйдя из облаков, врезался в первую группу бомбардировщиков противника и сбил ведущий самолет.
В рядах врага произошло замешательство. Не успели они опомниться, как капитан Сидоренков уже скрылся в облаках. Но вот снова отважный советский летчик атакует врага, и на землю падает замыкающий бомбардировщик второй группы. И опять облака скрыли Сидоренкова. Прошли какие-то мгновения — советский летчик-истребитель сбивает ведущий бомбардировщик третьей группы.
У гитлеровцев создалось такое впечатление, что за облаками много советских истребителей, которые непрерывно их атакуют. Это окончательно расстроило ряды вражеских бомбардировщиков, и многие из них повернули обратно. Из всей вражеской группы лишь одиночные самолеты прорвались к вашему переднему краю, но здесь их встретили огнем советские зенитчики.
Только после того, как было сбито три бомбардировщика, опомнились вражеские истребители прикрытия. Они набросились на советского летчика, и Сидоренков принял этот неравный бой. Он отважно продолжал сражаться с численно превосходящим противником. И вот вертящимся огненным факелом пошел к земле вражеский истребитель, четвертый сбитый в этом бою Сидоренковым самолет.
Но слишком неравны были силы. Вскоре капитану Сидоренкову пришлось покинуть свой загоревшийся самолет. Несмотря на ранение, Сидоренков сумел выброситься с парашютом. Только в 200 метрах от земли он раскрыл парашют и приземлился недалеко от расположения наших войск.
Пренебрегая опасностью, советские бойцы выскочили из окопов и побежали к тому месту, где приземлился отважный летчик. Его бережно положили на носилки, оказали первую помощь. Вскоре на самолете По-2 прилетел командир части, который перевез капитана Сидоренкова в госпиталь. Через несколько дней командир посетил выздоравливающего летчика и объявил ему Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось, что капитану Сидоренкову Василию Кузьмичу за проявленные в боях доблесть и героизм присвоено звание Героя Советского Союза.
19 сентября Совинформбюро сообщило, что наши войска овладели мощным спорным пунктом обороны врага — городом и железнодорожным узлом Валга.
Прорвав обороту противника, Советская Армия успешно развивала наступление. Наша авиация неизменно сопутствовала наземным войскам, расчищая им дорогу на Запад. Штурмовики и бомбардировщики разрушали оборонительные сооружения противника, подавляли артиллерию и минометы на поле боя. Авиация дальнего действия наносила сосредоточенные удары по важнейшим объектам, находившимся в глубоком тылу гитлеровцев.
Несмотря на то, что немецко-фашистское командование стянуло в Прибалтику лучшие силы своей авиации и увеличило ее количество, в небе безраздельно господствовала советская авиация.
Летчики и авиационные командиры в каждом полете творчески подходили к решению боевой задачи, стремились использовать полностью технические возможности своего самолета. Широко применяя радиосвязь, воздушные разведчики немедленно после обнаружения целей вызывали штурмовиков и бомбардировщиков, направляли и корректировали огонь артиллерии.
В ходе наступательных боев по освобождению Риги интенсивный огонь вражеской артиллерии и минометов затруднял продвижение наземных войск. Для того чтобы подавить огонь артиллерии, необходимо было непрерывное и длительное воздействие с воздуха. Эту задачу блестяще выполнили советские летчики.
Воздушные разведчики, обнаружившие замаскированные огневые позиции противника, вызывали летчиков-штурмовиков и бомбардировщиков, которые громили их мощными ударами с воздуха. По нескольку заходов делала над целью группа, уничтожая вражеские пушки и минометы, и когда от объекта атаки уходил последний самолет, к цели подходила новая группа.
Вызванная разведчиками по радио группа штурмовиков, ведомая старшим лейтенантом Лукашиным, умело используя облачную погоду, сделала над целью до семи заходов.
Удары следовали один за другим. Вражеская зенитная артиллерия была подавлена и не смогла оказать противодействия, и советские штурмовики и бомбардировщики буквально «висели» над вражескими позициями. А воздушные разведчики продолжали вызывать следующие группы штурмовиков на обнаруженные ими новые цели.
В результате такого умелого применения штурмовиков по артиллерийским и минометным позициям врага в направлении главного удара наша наступавшая пехота продвигалась вперед, не встречая серьезного огневого противодействия.
В то время как войска Прибалтийских фронтов, развивая наступление, продвигались к столице Латвийской ССР городу Рига, войска Ленинградского фронта, как сообщалось в оперативной сводке Совинформбюро за 20 сентября, перейдя в наступление в районе севернее Тарту, прорвали сильно укрепленную оборону противника и за четыре дня наступательных боев продвинулись вперед примерно на 70 километров и расширили прорыв до 120 километров по фронту. В ходе наступательных боев войска фронта освободили более 1500 населенных пунктов.
Бои за освобождение Эстонии носили исключительно ожесточенный и в то же время скоротечный характер. Противник, не удержавшись на хорошо укрепленных, считавшихся неприступными, оборонительных рубежах севернее Тарту и Синих гор, был выбит с промежуточных позиций и начал отступление. В этих условиях исключительно возросла роль мотомеханизированных соединений, вошедших в прорыв. Тесно взаимодействуя со штурмовой авиацией, наши подвижные соединения, преодолевая сопротивление противника, успешно продвигались вперед.
Огромную помощь войскам оказали в это время наши летчики. Группы самолетов-штурмовиков поднимались в воздух сразу, же после того, как воздушные разведчики передавали по радио командованию свои наблюдения об обнаруженных целях. В быстро меняющейся обстановке командиры, пользуясь радиосвязью, перенацеливали летчиков, находившихся в воздухе, на другие объекты.
Лейтенант Агеев вел группу штурмовиков бомбить вражеские артиллерийские позиции, но вместо этого потребовалось немедленно нанести удар по скоплению танков, мешавших продвижению пехоты. Агеев отлично выполнил новое приказание. Группа его самолетов подбила и уничтожила несколько танков, остальные поспешно отступили. Путь для пехоты был очищен.
Такое взаимодействие разведчиков со штурмовиками и бомбардировщиками повышало эффективность ударов с воздуха по вражеским войскам. Это способствовало продвижению советских наземных войск.
По мере приближения наших частей к столице Эстонской ССР городу Таллину и к побережью Балтийского моря наша авиация все чаще стала наносить удары по портам и морским целям. Немецко-фашистское командование стремилось использовать морские порты для подброски резервов, для эвакуации своих войск и боевой техники. Поэтому особо важное значение приобрели удары с воздуха, дезорганизовавшие работу морских портов и срывавшие мероприятия по эвакуации войск и боевой техники.
По портам Лепая, Рига, Таллин, Пярну и по транспортам противника в море успешно наносили удары авиация дальнего действия и авиация Краснознаменного Балтийского флота. Так, например, в момент ожесточенных боев за Таллин Советское Информационное бюро сообщало, что вечером 21 и в ночь на 22 сентября авиация Краснознаменного Балтийского флота и авиация дальнего действия произвели налеты на немецкие транспорты в порту Таллин (Ревель), в результате бомбардировки потоплены три крупных немецких транспорта и сторожевой корабль противника. Кроме того, на одном транспорте, уходившем из порта, возник пожар, а затем произошел взрыв огромной силы. Повреждены были три транспорта, тральщик и несколько других судов противника.
Советские летчики настигали суда и транспорты с войсками врага, успевшие выйти в море, и топили их, нанося бомбо-штурмовые и бомбо-торпедные удары. Только в течение одного дня было потоплено 11 транспортов и повреждено несколько судов противника.
Стремительно продвигаясь по всему фронту, наши войска 22 сентября с боем овладели крупным портом на Балтийском море и важной военно-морской базой, столицей советской Эстонии Таллином, а также заняли более 800 населенных пунктов. На другой день войска фронта заняли город Пярну.
Уже 26 сентября 1944 г. была освобождена вся территория советской Эстонии, за исключением островов Эзель и Даго. Противник понес большие потери в живой силе и технике. Советские войска взяли много пленных и захватили большие трофеи.
Коммунисты и комсомольцы личным примером воодушевляли воинов на великие подвиги во имя Родины. Коммунисты всегда были впереди: они показывали образцы дисциплины и организованности, отличного выполнения приказов командира. Политические работники проводили агитационно-пропагандистскую работу, разъясняли задачи, стоявшие перед войсками; в «боевых листках», на собраниях и в беседах рассказывали воинам о подвигах, совершенных в боях советскими летчиками. Эта работа намного повысила наступательный порыв наших воинов, мобилизовала их на отличное выполнение боевых задач.
Овладев городами и крупными опорными пунктами Валга, Вальмиера, Руйена, Цесис и успешно развивая наступление, наши войска вышли на побережье Рижского залива, освободив более четырех тысяч населенных пунктов. Фронт вокруг города Рига сжимался все теснее.
Противник яростно сопротивлялся. Гитлеровцы неоднократно переходили в контратаки, стремясь всеми мерами задержать продвижение советских войск. В отражении этих контратак большую роль сыграла советская авиация.
Советские летчики успешно выполняли возложенные на них боевые задачи. Штурмовики и бомбардировщики наносили удары по контратакующим частям и скоплению артиллерии и танков врага, уничтожали его резервы.
Ведущий группы штурмовиков Герой Советского Союза офицер Данильченко, выполнив боевую задачу по разгрому артиллерийских позиций гитлеровцев, заметил на соседнем участке фронта вражеские минометы, которые вели интенсивный огонь по нашим войскам. Данильченко со своей группой немедленно атаковал минометные позиции противника и по радио вызвал другую группу.
В это время фашистские истребители атаковали группу Данильченко, которая приняла бой и, отразив атаки врага, благополучно’ возвратилась на свой аэродром.
Советские штурмовики смело вступали в бой с бомбардировщиками противника и не давали им наносить удары по нашим войскам. Когда ведущий группы штурмовиков капитан Глазунов, возвращаясь после выполнения боевого задания, заметил группу фашистских самолетов, идущих бомбардировать наши войска, он принял смелое решение атаковать ее. В то время, когда фашистские бомбардировщики выходили из пикирования, штурмовики попарно сзади сверху их атаковали. Капитан Глазунов сбил один вражеский бомбардировщик Ю-87.
Непрерывно совершенствуя приемы взаимодействия с различными родами войск, советское авиационное командование в короткие сроки сосредоточивало на любом направлении, объекте, участке обороны противника необходимые силы авиации и рационально их использовало.
В период боев за Прибалтику немецко-фашистское командование попыталось широко применить против советских войск самолеты Фокке-Вульф 190 (FW-190).
Для нанесения бомбардировочных и штурмовых ударов был использован ряд соединений, вооруженных этими самолетами.
Как известно, попытки гитлеровцев создать самолет поля боя окончились неудачей. Построенные для этой цели самолеты Хеншель 129 (Hs-129) несли огромные потери и оказались совершенно непригодными.
Самолеты FW-190 в варианте пикирующих бомбардировщиков вылетали с бомбовой нагрузкой, причем летчикам не рекомендовалось вступать в воздушный бой. Поиск цели, как правило, производился одним или двумя специально выделенными для этой цели самолетами FW-190, в то время как основная группа, не нарушая строя, находилась поблизости. Когда только эти специальные самолеты обнаруживали цель, они вызывали по радио всю группу, которая наносила ряд ударов по объектам, затем каждый самолет детально просматривал местность и отыскивал отдельные точечные цели.
Наши летчики быстро разгадали тактику противника. Неожиданно нападая на эти «новоявленные» бомбардировщики, советские летчики уничтожали перегруженные бомбами вражеские машины.
Понеся большие потери от советских истребителей, самолеты Фокке-Вульф 190 (FW-190) в варианте бомбардировщика стали летать с прикрытием из самолетов того же типа. Но это прикрытие не оказалось эффективным. Враг попрежнему нес большие потери.
Советское командование широко использовало свою авиацию для ударов по вражеским аэродромам. Эти удары наносились систематически и срывали маневр авиации противника.
На одном из участков фронта был обнаружен аэродром противника, на котором находилось большое количество самолетов. Летчикам-штурмовикам капитану М. Сухорученко, лейтенанту Таякину и другим было приказано нанести удар по аэродрому.
Вылетев ранним утром, штурмовики взяли курс на аэродром противника. Нелегко было в сумерках найти цель. Наконец аэродром был обнаружен. Капитан Сухорученко подал команду атаковать цель. Сделав несколько заходов, штурмовики сбросили бомбы и обстреляли стоянки самолетов.
В результате налета штурмовики уничтожили несколько вражеских самолетов и вывели из строя аэродром.
Когда противник усилил активность своих бомбардировщиков и штурмовиков типа Фокке-Вульф 190 (FW-190), советское командование значительно увеличило количество истребителей, патрулировавших над расположением наших войск. Наши истребители прикрывали танки и пехоту, вошедшие в прорыв; сопровождали подвижные соединения, надежно охраняя их от ударов с воздуха.
Наши войска, поддерживаемые авиацией, с хода прорвали промежуточные оборонительные полосы и вышли на подступы к городу Рига.
Сражения за столицу Латвийской Советской Республики носили особенно ожесточенный характер. В районе Риги враг сконцентрировал значительное количество войск. Кроме воинских соединений гитлеровцев, дислоцированных на рижском плацдарме ранее, там укрепились остатки разбитой северной группировки противника. Эвакуация этой группировки в Германию была сорвана Советской Армией.
Вокруг Риги враг создал мощные оборонительные укрепления. Система траншей, дотов и дзотов, минных полей и проволочных заграждений сочеталась с естественными препятствиями из мелких озер и каналов, проходящих от Рижского залива к западной Двине. Прорыв такой мощной и глубокой обороны представлял значительную трудность.
Немецко-фашистские войска возвели основательные укрепления на подступах к Риге. Город защищали отборные гитлеровские дивизии. Воздушные подступы к столице оборонялись инструкторами берлинских авиашкол и эсесовскими летчиками. Однако не было таких преград, которые могли бы остановить наступательный порыв наших войск.
Умело использовали политические работники в дни наступательных боев наглядную агитацию. «К Риге!», «Освободим столицу советской Латвии!» — призывали бойцов плакаты. «В бой за Ригу!», «Завершим освобождение советской Прибалтики от фашистской нечисти!» — гласили надписи на самолетах, танках и автомашинах.
Коммунисты и комсомольцы проводили беседы с воинами об успехах наших войск на других фронтах.
Советские войска, преодолевая шквалы огня артиллерии и минометов, отражая контратаки противника, двигались к Риге.
13 октября столица советской Латвии была очищена от противника. Город был взят войсками 3-го Прибалтийского фронта при прямом содействии войск 2-го Прибалтийского фронта. Через несколько дней, к 22 октября, было закончено освобождение почти всей советской Прибалтики.
Источник: Полковник Г. ЗАЛУЦКИЙ. В боях за освобождение Прибалтики — «Вестник воздушного флота» № 12, 1952 г.
Оставьте свой отзыв