После войны ВВС ЧФ подверглись организационно-штатным преобразованиям, охватившим все Вооружённые Силы. Были расформированы части, вооружённые устаревшими летающими лодками МБР-2.
В октябре 1947 г. экипажи минно-торпедной авиации ВВС ЧФ перегнали в Болгарию, на аэр. Балчик, самолёты Ту-2, которые СССР поставлял для ВВС Болгарии. Всего было доставлено 32 самолёта.
С 15 декабря 1947 г., в соответствии с циркуляром НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г., ВВС ЧФ перешли на типовую организацию ВВС ВС СССР. На основании его, в Морской Авиации прошёл процесс преобразования пикировочных частей и соединений в дальнебомбардировочные. На Чёрном море 13-я АДПБ стала именоваться 88-й ДБАД (с 1950 г. — 688-й МТАД), а её бомбардировочные полки — 29-й АППБ и 40-йАППБ, стали, соответственно, 565-м ДБАП и 569-м ДБАП.
В 1952 г. началось перевооружение полков минно-торпедной и бомбардировочной авиации с поршневых самолётов на реактивные торпедоносцы Ил-28т и Ту-14т. Новые самолёты получили 5-й гв. МТАП, 13-й гв. МТАП, 1676-й МТАП (бывш. 569-й ДБАП).
В марте 1952 г. началось формирование 220-го отдельного отряда вертолётов, вооружённого Ка-10. Это была первая в составе Авиации ВМФ воинская часть, оснащённая корабельными вертолётами. Таким образом, ВВС ЧФ стали родоначальником нового рода сил — палубной авиации. На базе 220-го ООВ в апреле 1958 г. формируется 872-й ОВП, вооружённый уже более современными вертолётами Ка-15.
В начале января 1951 г. на аэр. Саки было начато переучивание первых истребительных частей — 6-го и 11-го гв. ИАП ВВС ЧФ, на реактивные самолёты МиГ-15. Оно было завершено в апреле того же года.
Авиации ЧФ выпала честь стать родоначальником ещё одного нового рода сил ВМФ — морской ракетоносной авиации. В конце 1952 г. на аэр. Гвардейское, в составе ВВС ЧФ формируется эскадрилья специального назначения (преобразованная вскоре в 27-ю учебно-тренировочную часть), вооружённая тяжёлыми бомбардировщиками Ту-4, специально переоборудованными в носители авиационных крылатых ракет. Эскадрилья была предназначена для освоения первой в Авиации ВМФ ракетной системы КС. В 1953 г. на базе 27-й УТЧ был сформирован 124-й ТБАП. Он стал первой морской ракетоносной частью в составе ВВС ВМФ.
Первая половина 1950-х гг. была расцветом истребительной авиации ВВС ЧФ. В дополнение к имевшейся со времен войны 4-й ИАД, в 1950 г. формируются ещё две дивизии — 49-я ИАД и 527-я ИАД.
В сентябре 1952 г. на Чёрном море, как и в остальной Морской Авиации, прошёл процесс сосредоточения истребительной авиации на приморском направлении в одних руках. Только, в отличие от Балтики и Тихого океана, где формировались «чисто флотские» 9-й и 106-й истребительные авиационные корпуса ВМС, здесь пошли несколько иным путем. Две истребительные дивизии ВВС ЧФ (4-ю ИАД и 49-ю ИАД) передали в состав 52-го ИАК Таврического военного округа. Спустя девять месяцев — в июне 1953 г., 52-й ИАК был передан в состав ВВС ЧФ. При этом флот пополнился ещё одной истребительной авиационной дивизией трёхполкового состава (181-я ИАД). Управление корпуса, за ненадобностью, было расформировано, а дивизии истребительной авиации подчинены непосредственно командующему ВВС ЧФ. По состоянию на 1 января 1954 г., в составе черноморской авиации имелось 13 истребительных полков. Всего в них насчитывалось 245 истребителей МиГ-17 и 88 истребителей МиГ-15.
В начале 1950-х гг. на вооружение 977-го ОДРАП (бывш. 18-я ОМДРАЭ) ВВС ЧФ, на замену морально и физически устаревших «Каталин», поступают новые летающие лодки Бе-6. Летом 1959 г. 2-я АЭ этого полка, ставшая отдельной 270-й ОМДРАЭ, переучивается на реактивную амфибию Бе-10. Она стала единственной авиационной частью в Морской Авиации, вооружённой самолётами данного типа. Кстати, они оказались очень капризными в управлении и весьма отказными в эксплуатации. Хотя Бе-10 и числились на вооружении части вплоть до 1968 г., но уже с 1964 г. они были поставлены на прикол и не летали.
Не забыта была и ударная авиация. В 1955 г., в дополнение к имеемым на тот момент 2-й гв. МТАД и 688-й МТАД, в составе ВВС ЧФ формируется новая 88-я ТБАД СпН (второе соединение с таким номером). В неё вошли 124-й ТБАП и 5-й гв. МТАП. Эта дивизия стала первым соединением морской ракетоносной авиации ВВС ВМФ
К началу 1957 г. ВВС ЧФ достигли пика своего развития. В них имелось три минно-торпедных авиадивизии двухполкового состава (2-я гв. МТАД, 88-я ТБАД и 141-я МТАД); четыре истребительных авиадивизии (4-я, 49-я, 127-я и 181-я ИАД) трёхполкового состава; два разведполка — колёсных и лодочных самолётов (30-й ОДРАП и 977-й ОМДРАП), и несколько отдельных эскадрилий и отрядов специальной авиации (4-я ОБУКАЭ, 237-я ОАСАЭ, 270-я ОТАЭ, 1222-я ОАЭВ, 18-й ОАО ОсНаз и 234-е ОАЗ ЛИ).
В феврале 1957 г., часть сил истребительной авиации ВВС ЧФ была выделена в создаваемые войска ПВО страны, а оставшиеся дивизии и полки ИА расформировали в середине 1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР».
В 1957 г. на вооружение минно-торпедных полков ВВС ЧФ начали поступать новые реактивные бомбардировщики-торпедоносцы Ту-16. После переоборудования под ракетную систему КС они стали ракетоносцами. В 1959 г. ракету КС освоили также 5-й гв. МТАП ДД и 943-й МТАП ДД. С апреля 1961 г. все три этих полка были переименованы в морские ракетоносные полки.
В апреле 1958 г. 1222-я ОАЭ БВ (бывш. 220-й ООВ) и 307-я ОАЭ KB (сформирована в начале 1958 г.) были преобразованы в 872-й отдельный противолодочный вертолётный полк ближнего действия, а в 1959 г. на базе 237-й ОАСАЭ формируется ещё одна вертолётная часть — 853-й ОАПВ (просуществовавший до 1961 г.).
В конце 1950-х гг. в Морской Авиации происходил весьма странный процесс. Из ВВС СА в состав Морской Авиации был передан ряд частей и соединений бомбардировочной авиации, в частности, 819-й гв. БАП из 164-й гв. БАД, вооружённый самолётами Ил-28. В то же время подлежали расформированию части и соединения минно-торпедной авиации: в 1958 г. — управление 141-й МТАД (бывш. 688-я МТАД), 942-й МТАП (бывш. 29-й АППБ), а в 1961 г. — управления 2-й гв.МРАД и 88-й МТАД ДД, а также 13-йгв. МТАП, 981-й гв. МТАП.
После «военной реформы» 1960-1961 гг. остатки ВВС и ПВО ЧФ стали называться Авиацией Черноморского флота. Её структура была приведена в соответствие со структурами ВВС других флотов. Она включала три отдельных морских ракетоносных полка, отдельный разведывательный авиационный полк, отдельный противолодочный авиационный полк, отдельный противолодочный вертолётный полк, отдельный транспортный авиационный полк и ряд более мелких авиационных подразделений. В таком виде Авиация ЧФ просуществовала до середины 1990-х гг.
Не избежала Авиация ЧФ и труднообъяснимого формирования в 1961 г. в своём составе 855-го гвардейского отдельного минноторпедного авиационного полка, вооружённого самолётами Ил-28, который принял награды и почётные наименования от 13-го гв. МТАП. В это же время целые минно-торпедные дивизии расформировывались, а сохранившиеся минно-торпедные полки перевооружились на самолёты Ту-16, став морскими ракетоносными.
В 1961 г., как и на других флотах, в составе Авиации ЧФ появился новый род авиации — противолодочная, в которую преобразовывались некоторые разведывательные части, вооружённые летающими лодками. Так, 270-я ОМДРАЭ была переформирована в 270-ю ОДПЛАЭ, которая, в свою очередь, была переформирована в 318-й отдельный противолодочный авиационный полк.
С 1965 г. на вооружение 872-й ОВП начали поступать корабельные вертолёты Ка-25 различных модификаций, а в 1973 г. им на замену поступили более совершенные вертолёты Ка-27пл, Ка-27пс.
Весной 1965 г. 318-й ОПЛАП ДД, первым из строевых полков Авиации ВМФ, приступил к переучиванию на самолёт-амфибию Бе-12. Переучивание было завершено в апреле 1968 г. Самолёты этого типа находятся на вооружении МА ЧФ до настоящего времени.
В январе 1966 г. экипажи ВВС ЧФ под командованием полковника А.Н.Многолета перегнали 6 самолётов Ту-16т в Египет, на аэр. Бени-Суэйф (в 115 км южнее Каира). Там была осуществлена подготовка египетских экипажей к полётам и боевому применению на этих самолётах. Кроме того, в период с конца 1966 г. по 1969 г. на аэродроме ВВС ЧФ Октябрьское производилась подготовка лётного и технического состава Авиации ВМС Индонезии.
В середине 1960-х гг. на вооружение в 30-й ОДРАП, на замену Ту-16р, поступил новый сверхзвуковой самолёт-разведчик Ту-22р, который оставался на вооружении полка вплоть до его расформирования в 1995 г.
С августа 1968 г. по июль 1972 г. черноморские экипажи 318-го ОПЛАП ДД и 30-го ОДРАП выполняли задачи боевой службы над Средиземным морем с аэродромов Арабской Республики Египет.
В середине 1960-х гг. советский ВМФ прочно утвердился на просторах мирового океана. Соответственно, возникла необходимость в авиационной поддержке корабельных соединений и одиночных кораблей. В связи с этим, в 1969 г. в составе Авиации ЧФ, на базе 872-го ОПЛВП, формируется новый 78-й ОПЛВП, вооружённый корабельными вертолётами Ка-25. В 1974 г. подразделения 78-го и 872-го вертолётных полков участвовали в разминировании Суэцкого канала, выполняя полёты с борта ПКР «Ленинград». Те же подразделения в 1984 г. выполняли аналогичные задачи в территориальных водах Народно-Демократической Республики Йемен.
В 1970-х гг. в Крыму, в составе ВВС ЧФ были сформированы 279-й и 311 -й полки корабельной штурмовой авиации, вооружённые самолётами Як-38, предназначенные для ВВС СФ и ТОФ соответственно.
В 1971 г. в очередной раз была восстановлена 2-я гв. МРАД, в которую включили 5-й гв. МРАП, 124-й МРАП и 943-й МРАП.
В 1973 г. авиаторы-черноморцы на аэр. Октябрьское производили обучение сирийских лётчиков и техников на вертолёты Ка-25, которые, в количестве 3 единиц, в том же году были поставлены в Сирию. На следующий год на этом же аэродроме вертолёт Ка-25 осваивали уже югославские специалисты.
В 1974-1975 гг. 943-й МРАП Авиации ЧФ, первым в Авиации ВМФ, был перевооружён на сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22м2 (а в конце 1980-х гг. — на Ту-22мЗ). Следом за ним, к 1985 г. на Ту-22мЗ перевооружился и 5-й гв. МРАП.
В 1978 г. на вооружение 872-го ОПЛВП поступили базовые вертолёты-амфибии Ми-14пл.
На основании директивы ГШ ВМФ №730/1/0218 от 26.03.1980 г., Авиация ЧФ была переименована в Военно-Воздушные Силы Черноморского флота.
Середина 1980-х гг. была вершиной расцвета ВВС ЧФ. В них тогда имелась ракетоносная дивизия трёхполкового состава, разведывательный, противолодочный и транспортный авиационные полки, два вертолётных противолодочных полка и несколько отдельных авиационных подразделений, общей численностью 330 летательных аппаратов.
В 1989 г. ВВС ЧФ вновь обзавелись истребительной авиацией. В рамках Договора о сокращении обычных вооружений в Европе, Морской Авиации был передан ряд частей и соединений бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации ВВС страны. Из состава 5-й ВА Одесского военного округа ВВС ЧФ была передана 119-я истребительная авиационная дивизия. В состав дивизии входили 86-й гв. ИАП, вооружённый МиГ-29, базирующийся на аэр. Маркулешты (Молдавия) и 161-й ИАП, вооружённый МиГ-29 и МиГ-23 базирующийся на аэр. Лиманское (Одесская обл.). Кроме того, в состав 119-й МИАД был включён 841-й гв. МАПИБ на самолётах МиГ-23 базирующийся на аэр. Мериа (Грузия).
В 1990 г., после вывода из Монголии, в состав ВВС ЧФ был передан 43-й АПИБ, вооружённый самолётами Су-17м, ставший именоваться 43-м ОМШАП. Однако тогда же начался и обратный процесс — сокращения Морской Авиации. В этом году был расформирован 124-й МРАП, вооружённый Ту-16.
В июне 1991 г., второй раз с 1960-1961 гг., авиационная часть, вооружённая самолётами, была переформирована в вертолётную, когда на аэр. Мериа 841-й гв. МАПИБ, на самолётах МиГ-23, стал 841-м гв. ОПЛВП, вооружённым вертолётами Ми-14.
Начало 1992 г. для ВВС ЧФ ознаменовалось, пожалуй, самыми драматическими событиями в современной истории Морской Авиации. Распад Советского Союза затронул все Вооружённые Силы бывшего СССР, но наиболее болезненно он проходил на Чёрном море, где на военное имущество и инфраструктуру ВС уже не существующей страны претендовали новые независимые государства — Россия и Украина. При этом украинские власти, в нарушение заключённых соглашений по ЧФ, предприняли односторонние шаги по «приватизации» своей доли военного имущества. Одними из первых в Авиации ВМФ, в 1993 г. под украинскую юрисдикцию отошли 33-й ЦБП и ПЛС (в г. Николаев), 1063-й ЦБП КА (в г. Саки), 540-й МРАП (ИИ), 555-й ПЛСАП (ИИ), 100-й КИАП (ИИ), 299-й ОКШАП (ИИ), 316-яОПЛАЭ (ИИ). Истребительные авиаполки 119-йМИАД, вооружённые самолётами МиГ-29, были приватизированы Молдовой и Украиной в начале 1992 г.
Только в мае 1997 г. между правительствами Украины и России было подписано в Киеве «Соглашение о параметрах раздела Черноморского флота». Это соглашение де-юре закрепило требования украинской стороны о выделении ей половины авиационной техники ВВС ЧФ (за исключением 7 вертолётов Ми-14пл на аэр. Мериа, отошедших Грузии), что и было выполнено российской стороной. России досталось 163, а Украине — 158 летательных аппаратов, из которых была сформирована Морская авиационная группа ВМСУ. Необходимо констатировать, что такое количество самолётов и вертолётов, в основном, устаревших, украинской стороне не было нужно, однако это был вопрос государственного престижа. После передачи большая часть авиационной техники была утилизирована.
Но и для российских ВВС ЧФ наступили тяжёлые времена. Вся авиация флота, за исключением вертолётной эскадрильи в Анапе, по договору, могла базироваться только на двух крымских аэродромах — Кача и Гвардейское. В период 1994-1996 гг. были расформированы управление 2-й гв. МРАД, 5-й гв. МРАП, 943-й МРАП, 78-й ОКПЛВП, 872-й ОПЛВП; и переформированы 318-й ОПЛАП в 327-ю ОПЛАЭ, 30-й ОДРАП в 198-ю ОДРАЭ (которая вскоре была расформирована), 43-й ОМШАП в 43-ю ОМШАЭ. Таким образом, ВВС ЧФ за короткий период лишились всей морской ракетоносной и разведывательной авиации, а оставшаяся была прикована к земле отсутствием топлива, запчастей и необходимостью урегулирования ряда юридических вопросов, касающихся эксплуатации аэродромов и полётов в воздушном пространстве Украины.
После 1997 г. начался некоторый подъём черноморской авиации. На основе 917-го ОТАП и 327-й ОПЛАЭ был воссоздан 318-й отдельный смешанный авиационный полк, имеющий в своём составе противолодочную эскадрилью, вооружённую самолётами Бе-12 и транспортную, вооружённую самолётами Ан-26 и Ту-134.
В 1998 г. ВВС ЧФ были переименованы в Морскую Авиацию Черноморского флота.
В 1999 г. из оставшихся в составе Авиации флота вертолётов был сформирован 25-й отдельный противолодочный вертолётный полк, вооружённый Ка-27 и Ми-14.
В 1998-2000-х гг. 43-я ОМШАЭ была перевооружена с Су-17м4 на бомбардировщики Су-24, получив их из ВВС и ПВО БФ и ВВС ТОФ. При этом наименование части (штурмовая) не изменилась. В конце 2004 г. 43-я ОМШАЭ была вновь развёрнута в 43-й ОМШАП.
В ноябре 2002 г. вновь изменилось наименование объединения. Теперь оно стало называться Военно-Воздушны-ми Силами ЧФ, во главе которых стоял начальник ВВС.
В таком виде ВВС ЧФ существовали до конца 2008 г. Но в октябре этого года состоялась коллегия МО РФ, на которой решались вопросы «дальнейшего реформирования Вооружённых Сил». В рамках этого процесса, было предусмотрено в течение 2009 г. общее сокращение ВВС ЧФ от 35 до 60%, а все лётные части и части обеспечения подлежали переформированию в авиационные базы. Кроме
того, в апреле 2009 г. само управление ВВС ЧФ было расформировано. Вместо него в составе управления ЧФ было сформировано новое управление морской авиации ЧФ.
К 2011 г. на базе всех лётных и частей обеспечения МА ЧФ была сформирована одна авиационная база, дислоцирующаяся на двух аэродромах — Гвардейское и Кача.
Командующие ВВС ЧФ
Морской авиацией ЧФ командовали: И.И.Стаховский (апрель 1912 г. — 1916 г.), Е.Е.Коведяев (январь 1916 г., ВрИД), М.И.Федорович (январь-июнь 1917 г.), Н.И.Черниловский-Сокол (с августа 1917 г.), А.Н.Заев (до декабря 1917 г.), В.Р.Качинский (июль-август 1919 г.), М.М.Сергеев (1920-1922 гг.), П.С.Сорокин (1922-1925 гг.), В.К.Лавров (август 1925 г. — июль 1932 г., репрессирован в 1938 г.), В.К.Берг-стрем (июль 1932 г. — июль 1935 г., репрессирована 1938 г.), А.М.Миронов (в январе 1936 г., в июле 1938 г., ВрИД, репрессирован), В.А.Русаков (июнь 1938 г. — ноябрь 1941 г., снят), Н.А.Остряков (ноябрь 1941 г. — май 1942 г., погиб), В.В.Ермаченков (май 1942 г. — июнь 1945 г.), Б.Л.Петров (июнь 1945 г. — февраль 1946 г.), П.Н.Лемешко (февраль 1946 г. — март 1947 г.), Б.А.Почиковский (март 1947 г. — июль 1956 г.), ГСС А.А.Мироненко (май 1956 г. — январь 1971 г.), В.И.Воронов (1971-1982 гг.), В.П.Житенев (1982-1988 гг.), Н.Н.Фадеев (1988-1994 гг.), И.Д.Федин (1994-1995 гг.), В.Н.Юрин (1996-2000 гг.), А.М.Быков (2000-2005 гг.), И.В.Сапрыкин (2005-2009 гг.), Ю.Бондарев (2009 г., ВрИД), А.И.Отрощенко (с 2010 г.).
Состав морской авиации Черноморского флота в послевоенное время
Состав ВВС ЧФ на 1 июля 1945 г.
Управление ВВС ЧФ — Севастополь.
- 2-я гв. МТАД (Саки): 5-й гв. МТАП (Сарабуз), 13-й гв. ДБАП (Саки), 11-й гв. ИАП (Саки);
- 4-я ИАД (Саки): 3-й ИАП (Миха-Цхакая), 7-й ИАП (Алма-Томак), 25-й ИАП (Бургас), 62-й ИАП (Мысхако/Аджи-Булат);
- 13-я АДПБ (Одесса): 29-й ПАП, 40-й ПАП, 43-й ИАП (в июле убыл на ТОФ) (Одесса);
- 6-й гв. ОИАП (Мамайя), 23-й ОШАП (Мамайя), 30-й ОРАП (Евпатория);
- 18-я ОМДРАЭ (Севастополь), 60-я ОМДРАЭ (Констанца), 82-я ОМДРАЭ (Поти);
- 2-й УБАП (Ажанкой, в марте убыл на ТОФ);
- 2-я ОСАЭ (Севастополь), 4-я ОБУКАЭ ПВО (Севастополь), 24-я ОЭКА (Альма-Тамак), 39-я ОАЭ НИ (Сарабуз), 2-й ОАРТАО (Севастополь).
Состав ВВС и ПВО ЧФ на 1 января 1957 г.
Управление ВВС и ПВО ЧФ — Севастополь.
- 2-я гв. МТАД (Саки): 13-й гв. МТАП (Саки), 942-йМТАП (Саки);
- 141-я МТАД (Октябрьское): 943-й МТАП (Октябрьское), 981-й МТАП (Весёлое);
- 88-я МТАД ДД (Гвардейское): 5-й гв. МТАП АД (Гвардейское), 124-й МТАП ДД (Гвардейское);
- 4-я ИАД (Кача): 6-й гв. ИАП (Кача), 241-й гв. ИАП (Кача), 661-й ИАП (Песчаное);
- 49-я ИАД (Бельбек): 62-й ИАП (Бельбек), 433-й ИАП (Херсонес), 628-й ИАП (Бельбек), 639-й ИАП (Октябрьское);
- 127-я ИАД (Керчь): 966-й ИАП (Темрюк), 329-й ИАП (Геленджик), 326-й ИАП (Кировское);
- 181-я ИАД (Евпатория): 53-й ИАП (Евпатория), 355-й ИАП (Евпатория), 925-й ИАП (Советский);
- 30-й ОДРАП (Саки), 977-й ОМДРАП (Поти);
- 260-я ОТАЭ (Евпатория);
- 4-я ОБУКАЭ (Саки), 237-я ОАСАЭ (Поти);
- 1222-я ОАЭ БВ ПЛО (Куликово Поле);
- 18-й ОАО ОсНаз, 234-е ОАЗ ЛИ (Куликово Поле).
- Всего в 1950-х гг. в составе ВВС ЧФ имелось 720 летательных аппаратов.
- Состав ВВС ЧФ на 1 января 1962 г.
- Управление Авиации ЧФ — Севастополь. 5-й гв. ОМРАП, 124-й ОМРАП, 943-й ОМРАП; 855-й гв. ОМТАП;
- 318-й ОПЛАП ДД; 30-й ОДРАП; 872-й ОВП; 917-й ОТАП; 273-я ОИАЭ СпН; 18-й ОАО СпН.
Состав Авиации ЧФ на 1 января 1980 г.
Управление ВВС ЧФ — Севастополь;
- 2-я гв. МРАД (Гвардейское): 5-й гв. МРАП (Весёлое), 124-й МРАП (Гвардейское), 943-й МРАП (Октябрьское);
- 30-й ОДРАП (Саки);
- 917-й ОТАП (Кача);
- 318-й ОПЛАП (Донузлав);
- 872-й ОПЛВП (Кача), 78-й ОПЛВП (Донузлав);
- 135-е ОППСМ; 65-й АОСС (Гвардейское). В боевом составе имелось 330 самолётов и вертолётов.
Состав ВВС ЧФ в 1991 г.
Управление ВВС ЧФ — Севастополь;
- 2-я гв. МРАД (Гвардейское): 5-й гв. МРАП (Весёлое), 943-й МРАП (Октябрьское);
- 119-я гв. МИАД (Тирасполь): 86-й гв. МИАП (Маркулеш-ты), 161-й МИАП (Лиманское);
- 43-й ОМШАП (Гвардейское);
- 318-й ОПЛАП (Кача);
- 841-й гв. ОПЛВП (Мериа)[1];
- 30-й ОДР АП (Саки);
- 917-й ОТАП (Кача);
- 872-й ОПЛВП (Кача), 78-й ОКПЛВП (Донузлав).
В составе имелось более 400 летательных аппаратов.
Состав ВВС ЧФ на 1 января 2006 г.
Управление ВВС ЧФ — Севастополь.
- 43-й ОМШАП (Гвардейское);
- 318-й ОСАП (Кача);
- 25-й ОКПЛВП (Кача, Анапа).
Всего около 80 летальных аппаратов.
Состав Морской Авиации ЧФ на 1 декабря 2009 г.
Управление Морской Авиации ЧФ — Севастополь;
7057-я АвБ (Кача)[2] 7058-я АвБ (Гвардейское)((С 2011 г. в составе МА ЧФ будет только одна авиабаза с дислокацией её подразделений на двух аэродромах.))
Состав Морской Авиации ЧФ на 1 декабря 2011 г.
Управление Морской Авиации ЧФ — Севастополь;
- 7057-я АвБ (аэр. Кача и аэр. Гвардейское).
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Оставьте свой отзыв