Биплан с толкающим винтом Airco DH-2 стал первым британским специализированным самолетом – истребителем. Конструктивно представлял собой одноместную модификацию прежней модели авиаконструктора Джеффри де Хэвилленда (Geoffrey de Havilland) — Эйрко DH-1 и полностью повторял его конструкцию и аэродинамическую схему. Отличия были, но не существенные: новый аэроплан был несколько облегченный и с уменьшенными размерами планера. Вооружение состояло из пулемета на подвижной шкворневой установке. Вместо тяжелого стационарного мотора конструктор применил более легкий ротативный — 9-цилиндровый «Гном» «Моносупап» (100 л.с).
Опытная конструкция была готова уже в мае 1915 г., Эйрко DH-2 впервые поднялся в воздух 1 июня, а 26 июля уже был отправлен для войсковых испытаний во Францию. И хотя уже 9 августа он был сбит, тем не менее DH.2 приняли на вооружение и осенью 1915 г. запустили в серийное производство. Общий объем выпуска, осуществлявшегося фирмой «Эйрко», составил заметное количество — 453 единицы.
Основная модификация аэроплана Airco
DH.2 — 9-цилиндровый ротативный мотор воздушного охлаждения «Гном» «Моносупап» (100 л.с.) либо (на самолетах поздних серий) — «Рон» (110 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «Льюис» на шкворневой установке (впоследствии — неподвижно устанавливавшийся в носовой части гондолы) с боекомплектом 141 патрон (три диска по 47 патронов). В частях иногда устанавливали второй такой же пулемет. Экипаж — 1 человек.
Летно-технические характеристики Airco (de Havilland ) DH-2
- Двигатель: «Гном» «Моносупап»
- мощность, л.с.: 100
- Размах крыла, м.: 8,61
- Длина самолета, м.: 7,68
- Высота самолета, м.: 2,91
- Площадь крыла, кв. м.: 29,13
- Масса, кг:
- пустого самолета: 428
- нормальная взлетная: 654
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 150
- Крейсерская: 124
- Время набора высоты 2000 м, мин.: 13
- Скороподъемность, м/с: 2,8
- Потолок, м.: 4265
- Продолжительность полета, ч.: 2,75
Вид спереди на аэроплан. Толкающий винт находится позади гондолы.
Боевое использование Airco DH-2 во время Первой мировой войны
Первые серийные Эйрко DH.2, попавшие на фронт во Францию, распределялись по разным эскадрильям (11, 15, 18-й). Их привлекали для сопровождения самолетов-разведчиков. В феврале 1916 г. в Королевском авиационном корпусе появилась первая эскадрилья, полностью укомплектованная истребителями, — 24-я. В течение трех последующих месяцев DH.2 вооружили 29-ю и 32-ю эскадрильи.
Пилоты-авиаторы поначалу не слишком восторженно отнеслись к самолету DH.2. Для истребителя он имел слишком слабую динамику разгона, легко сваливался в штопор, а у ротационного двигателя «Моносупап» часто срывало головки цилиндров. Поскольку мотор находился между крыльями, сорванная головка часто отлетала прямо в лонжерон крыла или распорку между крыльями. В результате самолет буквально складывался в воздухе и камнем падал на землю. Парашютами летчики в это время не пользовались, и пилот погибал вместе с машиной. Но по мере освоения самолета авиаторами и устранения производственных недостатков промышленностью DH.2 стал достаточно грозным боевым инструментом, способным достойно противостоять истребителям-монопланам «Фоккера», состоявшими на вооружении ВВС Германии.
Эскадрильи, вооруженные Эйрко DH.2, принимали активное участие в знаковой битве на Сомме. В частности, пилоты 24-й эскадрильи провели 774 воздушных боя, сбив 44 самолета противника. Воздушные схватки носили массированный характер, в них с каждой стороны участвовало, как правило, десять и более самолетов. Не менее десятка пилотов DH.2 стали асами Первой мировой войны, включая командира 24-й эскадрильи Лано Дж. Хоукера (Lanoe G. Hawker; 8 побед, включая одержанные на самолете «Бристоль» «Скаут»), Алана Уилкинсона (Alan Wilkinson) и Патрика Э. Ланган-Бирна (Patrick А. Langan-Byrne), одержавших на этом типе по 10 побед. Именно на De Havilland DH.2 сбил свои первые пять вражеских машин один из лучших британских асов Джеймс Т.Б. МакКадден (James Т.В. McCudden). В бою с DH.2 из 24-й эскадрильи 26 октября 1916 г. погиб известный немецкий ас, один из основоположников тактики воздушного боя Освальд Бельке (Oswald Boelcke; 40 воздушных побед), столкнувшийся при маневрировании со своим ведомым.
До конца 1916 г. самолетами DH.2 вооружили шесть эскадрилий, воевавших на Западном фронте Первой мировой. Однако уже с сентября 1916 г. них появился новый противник — истребители-бипланы с тянущими винтами «Хальберштадт» D.I и «Альбатрос» D.II, превосходящие DH-2 по летным качествам.
23 ноября в бою с новыми бипланами погиб командир 24-й эскадрильи Л. Хоукер, а в декабре в одном из боев шестерки DH.2 против пяти «Альбатросов» было сбито пять британских истребителей и ни одного немецкого. Было очевидно, что время AAAiiirco DH.2 прошло, и к марту 1917 г. их вывели с Западного фронта. 24-я и 32-я эскадрильи летали на них в тылу, ожидая перевооружения на более современные машины, ещё несколько месяцев — до июля 1917 г.
До конца 1917 г. немногочисленные DH.2 летали на второстепенных театрах военных действий — в Македонии и Палестине.
Некоторое количество DH.2 поступило в эскадрильи ПВО Великобритании. Среди их пилотов наибольшего успеха добился Л.П. Уоткинс (L.P. Watkins) из 37-й эскадрильи, 17 июня 1917 г. сбивший немецкий дирижабль L-48.
По отзывам британских летчиков Первой мировой войны, Airco DH.2 отличался хорошей горизонтальной маневренностью и отличным обзором, но при этом был плох на вертикалях, с трудом набирал высоту, был сложен в пилотировании. Диапазон скоростей — от максимальной до сваливания — был мал. К тому же машина легко входила в штопор.
Несмотря на эти недостатки, в руках опытного пилота биплан DH.2 считался достойным противником монопланов «Фоккера», состоявших на вооружении Германии. Однако появление у немцев более совершенных истребителей-бипланов быстро поставило крест на фронтовой карьере DH-2.
Оставьте свой отзыв