Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Aviatik (Berg) D.I

Фото истребителя Авиатик Д-1

Фото истребителя Авиатик Д-1 из 238-й серии

Одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции Aviatik D-1 был разработан на австрийской дочерней фирме немецкого «Авиатика» под руководством авиаконструктора Юлиуса фон Берга (Julius von Berg). Прототип 30.14 совершил первый полет 16 октября 1916 г., но он оказался и последним — самолет разбился, похоронив под обломками пилота. В конструкцию самолета оперативно внесли изменения, построив три усовершенствованных прототипа — 30.19, 30.20 и 30.21.

Первый полет самолета 30.20 состоялся 2 января 1917 г. Машина оборудовалась мотором «Аустро-Даймлер» Dm-185 (185 л.с.) и вооружалась одним пулеметом «Шварцлозе». Ввиду отсутствия синхронизатора пулемет установили над верхним крылом под углом 15° для стрельбы вперед-вверх над диском ометания винта. Конструктор применил тонкий, выпукло-вогнутый профиль крыла. Поперечная крутка крыла за счет изменения формы элеронов по размаху обеспечивала хорошие (по тому времени) срывные свойства самолета. Часть профиля крыла за задним лонжероном могла деформироваться под действием аэродинамических сил. Таким образом, профиль менял свою кривизну, «дышал». На высокой скорости он становился более плоским. Это уменьшало сопротивление и повышало максимальную скорость истребителя. На малых скоростях увеличение подъемной силы обеспечивало улучшение взлетно-посадочных характеристик. С другой стороны, такая «гибкость» отрицательно сказывалась на прочностных характеристиках.

Первые испытания новых прототипов показали необходимость усиления конструкции. Доработки были внесены к марту 1917 г., и в мае самолет запустили в серийное производство. Помимо «Авиатик», производство самолетов этого типа, отличающихся силовыми установками и деталями конструкции, осуществляли ещё пять фирм. Количество построенных самолетов оценивается примерно в 1000 единиц (из 1200 заказанных), из них 677 было принято заказчиком до 31 октября 1918 г.

Дальнейшим развитием истребителя должен был стать самолет Aviatik (Berg) D.II. Прототип этой модификации (30.22) прошел испытания, но в серию не внедрялся — выбор сделали в пользу выпуска по лицензии «Фоккера» D.VII. Также серийно не строился триплан на базе «Авиатик» («Берг») D.I — Dr.I (прототип 30.24 испытывался в середине 1917 г.).

Основные модификации Авиатик (Берг) Д-1

  • «Авиатик» («Берг») D.I серии 38 — двигатель «Аустро-Даймлер» Dm-185 (185 л.с). Вооружение — 2 синхронных 8-мм пулемета «Шварцлозе» (на самолетах выпуска до января 1918 г. — один такой же пулемет над крылом). Первые машины оснащались двумя бортовыми радиаторами, расположенными в передней части фюзеляжа. На большей части серийных (также и последующих модификаций) устанавливали крупный лобовой радиатор перед двигателем. Выпущено 72 единицы.
  • «Авиатик» («Берг») D.I серии 138 — двигатель «Аустро-Даймлер» Dm-200 (200 л.с). Вооружение — 2 синхронных 8-мм пулемета «Шварцлозе» (на самолетах выпуска до января 1918 г. — один такой же пулемет над крылом). Построено 87 самолетов.
  • «Авиатик» («Берг») D.I серии 238 — двигатель «Аустро-Даймлер» Dm-160 (160 л.с), устанавливавшийся ввиду нехватки более мощных силовых установок. Конструктор вернулся к установке боковых радиаторов, однако вскоре возникли проблемы с перегревом двигателя. В окончательном варианте продолговатый радиатор был установлен над передней кромкой верхнего крыла. Вооружение — 2 синхронных 8-мм пулемета «Шварцлозе». С января 1918 г. выпущено 120 машин.
  • «Авиатик» («Берг») D.I серии 338 — двигатель «Аустро-Даймлер» Dm-225 (225 л.с). Вооружение аналогично 338 серии. С июля 1918 г. построено 58 единиц.
  • Помимо фирмы-разработчика, самолет выпускался также предприятиями MAG (131 машина серий 84 и 92), «Лёнер» (110 — серий 115 и 315), «Ллойд» (31 — серий 48, 248 и 348), «Тонн унд Фиала» (34 — серий 101 и 201) и WKF (35 самолетов серий 184, 284 и 384). Машины 315, 348 и 384-й серий (в общей сложности 33 единицы) соответствовали серии 338 производства «Авиатик» и комплектовались моторами «Аустро-Даймлер» Dm-225 (225 л.с).

Берг 38-й серии

Австро-венгерский истребитель Авиатик D.I 38-й серии.

Летно-технические характеристики самолета «Авиатик» («Берг») D.I 138-й серии

  • Двигатель: «Аустро-Даймлер» Dm-200
  • мощность, л.с.: 200
  • Размах крыла, м.: 8,00
  • Длина самолета, м.: 6,86
  • Высота самолета, м.: 2,48
  • Площадь крыла, кв. м.: 21,80
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 610
  • нормальная взлетная: 852
  • Скорость, км/ч:
  • максимальная: 185
  • крейсерская: 167
  • Время набора высоты, мин.:
  • 1000 м.: 2’10»
  • 2000 м.: 4’40»
  • 4000 м.: 11’20»
  • Потолок, м.: 6220
  • Продолжительность полета, ч.: 2,5

Чертеж биплана Авиатик D.I

Чертеж биплана Авиатик D.I.

Боевое использование в годы Второй мировой войны самолетов Авиатик D-1

Первый серийный «Авиатик» D.I вместе с прототипом 30.19 был передан в середине мая 1917 г. в эскадру FLG I для войсковых испытаний. Именно на самолете 38.01 была одержана первая победа для истребителей этого типа — 20 августа 1917 г. командир FLG I гауптман Карл Сабедич (Karl Sabeditsch) сбил итальянский «Ньюпор».

Фото винто-моторной установки истребителя Берг Д-1

Винто-моторная группа Aviatik (Berg) D-1

Среди наиболее известных пилотов «Авиатиков» D.1 следует отметить австро-венгерского аса Юлиуса Ариги (Julius Arigi). Воюя в составе Flik 55J на албанском фронте, он одержал первую победу на машине этого типа 17 апреля 1918 г., сбив вражеский «Ньюпор», а 27 мая у Дураццо сбил два гидросамолета. Вскоре его перевели в Далмацию, во Flik 1J, получившую два первых «Авиатика» D.I 338-й серии в качестве личных самолетов Ариги. В августе 1918 г. он сбил на этих машинах четыре самолета, доведя свой боевой счет до 32 побед и став, таким образом, вторым по результативности австро-венгерским асом. Франк Линке-Кроуфорд (Frank Linke-Crawford), командир Flik 60J, с мая 1918 г. летала на самолете 115-й серии. 10 мая 1918 г. он в двух вылетах сбил две машины — «Бристоль» F.2B и «Сопвич» «Кэмел», а до 29 июля сбил еще шесть самолетов, доведя боевой счет до 27 побед.

Несколько самолетов «Авиатик» D.I серии 348 в 1919 г. служило в венгерской авиации. Самолет «Авиатик» («Берг») D.I стал первым серийным истребителем, спроектированным в Австро-Венгрии. Репутация его была неоднозначной.

Самолеты ранних выпусков были слишком облегчены (в ущерб прочности), что в сочетании с оригинальной конструкцией планера грозило разрушением истребителя при выполнении эволюции в воздушном бою и даже в тренировочном полете. В частности, на самолете серии 115 разбился уже упоминавшийся ас Франк Линке-Кроуфорд (правда, по другим данным — сбит итальянским истребителем). Вынужденная установка на значительной части машин относительно маломощных 160-сильных двигателей обусловила снижение их летных характеристик. Но «Авиатики» с 200- и 225-сильными моторами считались одними из лучших австро-венгерских самолетов-истребителей.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image