В марте 1916 г. Ф. Барнуэлл представил новый проект фирмы «Бристоль» — двухместный самолет-разведчик «тип 9», предназначавшийся для замены устаревающих RAF BE.2с. Проект подготовили сразу в двух вариантах, отличавшихся мотоустановкой: R.2A с двигателем «Бердмор» (160 л.с.) и R.2B с «Испано-Сюизой» HS 8 (150 л.с). Однако этот самолет так и не был построен — к тому времени нишу разведчиков уже заняли машины RAF RE.8 и «Армстронг-Уитворт» FK.8. Барнуэлл оперативно передала проект, уменьшив размеры планера и применив новый 12-цилиндровый V-образный мотор жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Фалькон» (190 л.с).
Новая машина, получившая обозначение F.2A, теперь позиционировалась как двухместный истребитель, призванный заменить RAF FE.2d и «Сопвич» «Полуторастоечный». Самолет представлял собой двухстоечный биплан цельно-деревянной конструкции с полотняной обшивкой и фюзеляжем, «подвешенным» между верхним и нижним крыльями. Прототип впервые поднялся в воздух 9 сентября 1916 г. Несколько недель спустя вышел на испытания и второй прототип со 150-сильным мотором «Испано-Сюиза».
Самолет получился удачным, и военные сделали первый заказ на 50 аэропланов, поставки которых начались в декабре 1916 г. Производство Бристоль «Файтера» в различных модификациях продолжалось до 1927 г., а его общий объем превысил 5300 единиц.
Основные модификации Бристоль Ф-2 «Файтер»
- Bristol F.2A (тип 12) — двигатель «Роллс-Ройс» «Фалькон» I (190 л.с). Вооружение — 2 7,7-мм пулемета: синхронный «Виккерс» (боекомплект 973 патрона) и турельный «Льюис» (7 дисков по 97 патронов). Экипаж — 2 человека. Изготовлено 50 самолетов.
- Bristol F.2B (тип 14) — основная серийная модель, отличавшаяся увеличенным размахом стабилизатора и улучшенным обзором из передней кабины. Прототип испытывался с 25 октября 1916 г. Двигатель «Фалькон» I (на первых 150 аэропланах), «Фалькон» II (220 л.с; на 50 самолетах) либо — на большинстве машин — «Фалькон» III (275 л.с). Вооружение в базовом варианте аналогично F.2A, но часто на верхней турели устанавливался не один пулемет «Льюис», а два; также иногда дополнительно монтировался курсовой «Льюис» над верхним крылом. Возможна подвеска до 130 кг бомб. Построено 3629 самолетов, но, вероятно, эта цифра учитывает и нижеперечисленные модификации с другими типами двигателей, поскольку общее число выпущенных моторов «Фалькон» составило всего 2185 единиц.
- Bristol F.2B (тип 15) — 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Санбим» «Араб» (200 л.с). Построено более 800 таких самолетов.
- Bristol F.2B (тип 16) — двигатель «Испано-Сюиза» HS 8Ва (200 л.с). Прототип испытывался в декабре 1917 г. — январе 1918 г.
- Bristol F.2B (тип 17) — двигатель «Испано-Сюиза» HS 8F (300 л.с). Выпуск этой модификации начался в самом конце Первой мировой войны.
- Bristol F.2B Mk.II, Mk.III, Mk.VI – варианты биплана уже послевоенной постройки.
Вид сбоку на истребитель Bristol F-2B Fighter.
Лётно-технические характеристики самолетов Bristol F.2 Fighter
Модификация | F.2A (тип 12) | F.2B (тип 14) | F.2B (тип 15) | F.2B (тип 16) | F.2B (тип 17) |
Двигатель | «Роллс-Ройс» Фалькон 1 | «Роллс-Ройс» Фалькон 2 | «Санбим» Араб | «Испано-Сюиза» HS 8Ba | «Испано-Сюиза» HS 8F |
мощность, л.с. | 190 | 275 | 200 | 200 | 300 |
Размах крыла, м. | 11,95 | 11,96 | 11,96 | 11,96 | 11,96 |
Длина самолёта, м. | 7,87 | ||||
Высота самолёта, м. | 2,97 | ||||
Площадь крыла, кв. м. | 35,69 | 37,62 | |||
Масса пустого, кг. | 748 | 878 | 856 | 787 | 938 |
Нормальная взлётная, кг. | 1250 | 1262 | 1273 | 1194 | 1371 |
Максимальная скорость, км/ч | 169 | 191 | 167 | 169 | 172 |
Время набора высоты 2000 м., мин. | 7,5 | 6,5 | 8,12 | 8,4 | 7,24 |
Потолок, м. | 4880 | 6100 | 5185 | 5795 | 5565 |
Продолжительность полёта, ч. | 3,25 | 3 |
Использование Bristol F.2 Fighter в годы Первой мировой войны
К концу декабря 1916 г. было поставлено первых 10 серийных F.2A, поставки всех самолетов этой модификации завершились в марте следующего года. Первой частью, вооруженной новыми машинами, стала 48-я эскадрилья, прибывшая на фронт во Францию в середине марта 1917 г. Результаты первого боевого вылета, состоявшегося 5 апреля, были обескураживающими: из шести F.2A, отправившихся на задание над Аррасом, на аэродром вернулись только две машины (одна из которых была повреждена), остальные стали жертвами пилотов «Альбатросов» из отряда Jasta 11, возглавляемых Манфредом фон Рихтгофеном (Manfred von Richthofen). Понадобилось некоторое время, прежде чем британские авиаторы смогли выработать оптимальную тактику применения двухместных машин — действия в разомкнутом строю, позволяющие максимально использовать возможности не только курсового, но и турельного пулемета.
48-я эскадрилья была единственной, воевавшей на F.2A в годы ПМВ. В марте 1917 г. начались поставки самолетов Бристоль F.2B — пока с моторами «Фалькон» I. Летом в части Королевского летного корпуса поступили первые машины с «Фальконами» II, а осенью — с «Фальконами» III, наиболее совершенные из участвовавших в войне «Файтеров». Из машин с другими типами двигателей на фронте действовали F.2B (тип 16) с 200-сильными «Испано-Сюиза» и некоторое количество F.2B (тип 15) с моторами «Араб» такой же мощности. Хотя последние считались неудачными из-за сильной вибрации, ими вооружили ряд эскадрилий, воевавших на Западном фронте, в частности 8, 12 и 59-ю. Все эти части относились не к истребительным, а к корпусным разведывательным эскадрильям. Самолеты с «Фальконами» поступали в 11-ю (перевооружена в мае—июне 1917 г.), 20, 22 (обе — в августе 1917 г.), 48, 62, 88-ю эскадрильи во Франции; кроме того, ими частично вооружили целый ряд других частей. Уже в июле 1917 г. F.2B был официально принят в качестве стандартного типа для истребительно-разведывательных эскадрилий Западного фронта Первой мировой войны.
Истребитель Bristol F.2B ВВС США.
В Палестине на «Файтерах» летали 111-я и 1-я австралийская эскадрильи, в Италии — 139-я эскадрилья. В системе ПВО Великобритании самолетами F.2B вооружили 33, 36, 39, 141-ю эскадрильи. Получили их и целый ряд школ и тренировочных эскадрилий.
Особо значительными были успехи 20-й эскадрильи. Провоевавшая всю войну на двухместных машинах, она подавляющее большинство своих побед одержала именно на «Файтерах». В «личном зачете» лидировал канадский экипаж из 11-й эскадрильи в составе пилота Эндрю Э. МакКивера (Andrew Е. McKeever) и стрелка Л.Ф. Пауэлла (L.F. Powell): в течение полугода МакКивер сбил 30 вражеских самолетов, а Пауэлл — ещё шесть.
50 бипланов Бристоль F.2B получили США. Существовали планы производства в этой стране нескольких тысяч «Файтеров», но они не были реализованы. Фирма «Кертисс» выпустила лишь 27 машин O-l — адаптации «Файтера» под мотор «Либерти» (400 л.с), оказавшийся слишком тяжелым для этого самолета. Кроме того, в начале 20-х гг. построили 45 самолетов «Дейтон-Райт» ХВ-1 с моторами «Райт» (300 л.с; лицензионная копия «Испано-Сюиза» HS 8F).
40 самолетов с двигателями «Испано-Сюиза» (300 л.с.) в 1925 г. построили по лицензии в Бельгии.
107 самолетов «Бристоль» «Файтер» (105 «тип 17» с 300-сильными «Испано-Сюиза» и два «тип 14» с «Фальконами» III) в 1920 г. поставили Польше. Ими укомплектовали 1, 2, 3, 5, 9 и 10-ю эскадры, в составе которых «Файтеры» приняли участие в советско-польской войне. Оставшиеся в строю самолеты в августе 1921 г. сосредоточили в 3-м авиаполку (1, 5 и 10-я эскадры), где они дослужили до середины 20-х гг.
В послевоенное время «Файтеры» (как правило, в небольшом количестве) попали в Мексику (10), Испанию (около 20), Ирландию (14), Китай, Афганистан (3 аэроплана), Грецию, Швецию, Норвегию (5), Перу, Боливию и ряд других стран. В Великобритании они находились на вооружении до 1932 г., а в Новой Зеландии — до 1936 г.
Самолет «Бристоль» F.2B оказался на редкость удачной машиной. Вероятно, именно он может с наибольшим основанием претендовать на звание лучшего двухместного истребителя Первой мировой войны.
Оставьте свой отзыв