Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Brandenburg W.29

Самолеты «Бранденбург» W.29 и (и более поздняя модификация под индексом W.33) представляли собой вершину развития гидропланов авиаконструктора Хейнкеля периода Первой мировой войны, однако активная их фронтовая служба продолжалась всего несколько месяцев.

Фото морского истребителя Германии Brandenburg W.29

Фото морского истребителя Германии Brandenburg W.29

В ходе совершенствования своих гидроистребителей конструкторы фирмы «Бранденбург» вплотную столкнулись с одной из наиболее острых проблем, вставших перед германской авиапромышленностью в 1917—1918 гг.: отсутствием достаточно мощных моторов. В такой ситуации единственным резервом для улучшения летных характеристик самолетов являлось снижение массы планера и лобового сопротивления. Эрнст Хейнкель принял решение перейти к схеме моноплана, сулившей значительный выигрыш в этом отношении. Непосредственную разработку проекта, получившего обозначение W.29, вел Ганс Клемм (Hans Klemm). Новый самолет представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом. В конструкции планера преобладали деревянные детали. Машина имела много общего с бипланом W.12: тот же фюзеляж в слегка укороченном виде, тот же мотор и то же двухпоплавковое шасси. Помимо нового крыла доработке подверглось и хвостовое оперение.

В январе 1918 г. флот заказал три прототипа «Бранденбург» W.29, отличающихся моторами: «Бенц» Bz.III (150 л.с), BMW IIIа (185 л.с.) или «Мерседес» D.III (160 л.с). 4 апреля 1918 г. первый из них вышел на испытания — в воздух его поднял известный немецкий морской летчик-ас Фридрих Христиансен (именно он, как считается, подтолкнул Хейнкеля к разработке W.29). Уже 13 апреля были заказаны первые 50 самолетов.

Общий объем заказов на поплавковые монопланы W.29 достиг 239 единиц, но далеко не все из них были сданы до перемирия. Дальнейшим развитием «Бранденбурга» W.29 стал самолет W.33 с более мощным мотором «Майбах». До окончания войны морская авиация Германии получила считаные единицы таких гидропланов, но в послевоенное время он в больших количествах строился за рубежом.

Основные модификации гидросамолетов Brandenburg W.29

  • «Бранденбург» W.29 1, 2 и 4-й серий — 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Бенц» Bz.III (150 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15, 1 турельный пулемет «Парабеллум» MG 14. Самолеты оборудовались радиостанцией. Экипаж — 2 человека. Построено 40 самолетов (14 — 1-й, 6 — 2-й и 20 — 4-й серий).
  • «Бранденбург» W.29 3-й и 7-й серий — аналог предыдущей модификации, но с двумя синхронными пулеметами вместо одного и без радиостанции. Заказано 80 самолетов (30 3-й серии и 50 7-й), количество сданных точно неизвестно.
  • «Бранденбург» W.29 5, 9 и 10-й серий — соответствовали 3-й серии, но с мотором «Бенц» Bz.IIIa (185 л.с). Заказано 64 самолета (4 5-й серии, по 30 9-й и 10-й), но достоверно подтверждена сдача заказчику лишь четырех.
  • «Бранденбург» W.29 6-й серии — аналог 1-й серии с мотором «Бенц» Bz.IIIa (185 л.с). Построено 2 единицы.
  • «Бранденбург» W.29 8-й серии — аналог 3-й серии с мотором BMW IIIa (185 л.с). Заказано 10 самолетов, количество построенных неизвестно.
  • «Бранденбург» W.29 11-й серии — аналог 3-й серии с мотором «Мерседес» D.IIIa (175 л.с). Заказано 30 единиц, до перемирия ни один сдан не был.
  • «Бранденбург» W.29(U) — вариант, строившийся по лицензии будапештской фирмой UFAG. Двигатель — «Аустро-Даймлер» (185 л.с). Пулеметы немецких образцов заменены австрийскими «Шварц-лозе». Заказано 25 самолетов, завершены постройкой лишь несколько единиц (вероятно, три).
  • «Бранденбург» W.33 — увеличены размеры планера. Двигатель — «Мерседес» D.IVa (260 л.с); в опытном порядке устанавливались и другие силовые установки. Вооружение — 1—2 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15, 1 турельный пулемет «Парабеллум» MG 14. Самолеты с одним синхронным пулеметом оборудовались радиостанцией. Экипаж — 2 чел. Количество построенных в Германии неизвестно, встречаются цифры от 8 до 26 единиц.
  • «Орлогсверфт» HM.1 — лицензионный вариант W.29, выпускавшийся в Дании. Двигатель — «Бенц» Bz.III (150 л.с.) или «Орлогсверфт» 0-V (160 л.с). С 1921 по 1927 г. выпушено 15 самолетов.
  • IVL А.22 — лицензионный вариант W.33, выпускавшийся в Финляндии. Двигатель -«Фиат» A.12bis (300 л.с). В 1922-1925 гг. выпущено 120 самолетов.
  • «Кьеллер» «Маке» — лицензионный вариант W.33, выпускавшийся в Норвегии. Изготовлена 41 машина.
  • «Морской тип Ганза» — вариант W.33, выпускавшийся в Японии. Построено 310 самолетов: 160 фирмой «Накадзима» в 1922-1925 гг. и 150 — «Аичи».

Прототип гидросамолета Brandenburg W-29

Прототип гидросамолета Brandenburg W-29.

Летно-технические характеристики Brandenburg W-29

  • Двигатель: «Бенц» Bz.III
  • мощность, л.с.: 150
  • Размах крыла, м.: 13,50
  • Длина самолета, м.: 9,35
  • Высота самолета, м.: 3,10
  • Площадь крыла, кв. м.: 31,6
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1000
  • взлетная: 1465
  • Максимальная скорость, км/ч.: 165
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 6’0″
  • 2000 м.: 130″
  • 3000 м.: 23’0″
  • Потолок, м.: 5000
  • Продолжительность полета, ч.: 4

Боевое использование Brandenburg W.29

Прототипы поплавковых монопланов «Бранденбург» W.29 были направлены в строевые части для фронтовых испытаний в июне 1918 г., а в начале июля поступили и первые серийные самолеты. Ими комплектовались части гидроавиации, дислоцированные в Зебрюгге, Нордернее и Боркуме. Новые гидроистребители до конца войны так и не смогли вытеснить «Бранденбурги» W.12, лишь дополнив их.

Первые воздушные победы на Brandenburg W.29 в Первой мировой войне были одержаны 4 июля 1918 г., когда четверка таких самолетов, ведомая Ф. Христиансеном, перехватила три британские летающие лодки «Феликстоу» F.2A и в ходе получасового боя сбила их. С немецкой стороны лишь один самолет получил повреждения. 31 июля Христиансен сбил летающую лодку «Кертисс». Добивались успехов на «Бранденбургах» W.29 и другие немецкие летчики.

Вид спереди на морской поплавковый моноплан Brandenburg

Вид спереди на морской поплавковый моноплан Brandenburg.

«Бранденбург» W.29 являлся опасным противником и для кораблей. 6 июля группа гидросамолетов, возглавляемая уже неоднократно упоминавшимся Христиансеном, обнаружила британскую субмарину С25, находящуюся в надводном положении. Выпустив по противнику около 5000 пуль, «Бранденбурги» причинили подлодке серьезнейшие повреждения. Хотя С25 и удалось отбуксировать в Гарвич, Христиансену и его коллегам засчитали очередную победу. А 11 августа 14 «Бранденбургов» W.29, возвращавшихся на базу в Боркуме, атаковали 6 торпедных катеров СМВ, потопив три из них.

Гидросамолеты «Бранденбург» W.33 в германской морской авиации как-либо проявить себя не успели, да и рассматривались они лишь как переходные к более совершенным моделям (W.34 и W.37).

Первый «Бранденбург» W.29(U) вышел на летные испытания 25 октября 1918 г., то есть, в составе австро-венгерской морской авиации такие самолеты поучаствовать в бою не успели. Но эта машина (а также ещё две, построенные позже) служили в советской Венгрии в составе 9-го авиаотряда на Дунае.

Долгую карьеру сделали производные от «Бранденбургов» W.29 и W.33 в послевоенное время. Датские машины HM.1 служили до 1930 г., финские IVL А.22 — до 1936 г. Эта машина стала самым массовым самолетом финляндского производства за всю историю страны.

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image