Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Hansa-Brandenburg W.12

Удачный поплавковый гидроистребитель Brandennburg W-12

Фото поплавкового гидроистребителя без киля Brandennburg W-12

Летные характеристики истребителя «Бранденбург» KDW считались недостаточными, к тому же он был одноместным, а военные считали, что для действий над морем лучше подходит двухместная машина. В ответ на эти требования Эрнст Хейнкель спроектировал поплавковый истребитель W. 12. От KDW он отличался обычными (а не звездообразными) межкрыльевыми стойками, а также наличием места для второго члена экипажа — наблюдателя и бортстрелка. Летчик-наблюдатель мог стрелять в любом направлении — на самолете практически отсутствовали «мертвые зоны» для стрельбы из кормовой установки. Этого удалось добиться за счет того, что руль направления впервые в мировой практике был перенесен под фюзеляж. При этом нововведение не сказалось на управляемости самолета на всех режимах полета и при рулении на воде. Кроме задней полусферы летчик-наблюдатель мог вести огонь и вперед, поскольку пространство между верхним и нижним крыльями не было закрыто тросами-растяжками — обязательным атрибутом многих бипланов того времени. Конструкция планера была цельнодеревянной, с полотняной обшивкой.

Первые три экземпляра «Бранденбург» W. 12 (включая прототип) были заказаны 15 октября 1916 г. Летные испытания прототипа с мотором «Мерседес» D.III начались в январе 1917 г. В первом полете оказалось, что центр тяжести самолета смещен назад, и пилоту с большим трудом удалось избежать падения машины сразу после отрыва от воды. Для устранения дефекта коробку крыльев пришлось перенести на 350 мм назад. Позже в одном из испытательных полетов самолет при выполнении посадки налетел на подводную скалу и затонул. Однако потеря его не могла остановить начавшегося серийного производства, поскольку до этого самолет на испытаниях показал великолепные результаты.

В общей сложности в Германии изготовили 146 самолетов «Бранденбург» W. 12, ещё 35 выпущено по лицензии в Нидерландах, где самолёт получил название «Ван-Беркель W-A».

Основные модификации гидросамолёта Бранденбург В-12

  • «Бранденбург» W.12 1 — 2-й серий — 6-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Мерседес» D.III (160 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15, 1 турельный пулемет «Парабеллум» MG 14. Экипаж — 2 человек. Выпушено 6 самолетов (включая прототип).
  • «Бранденбург» W.12 3 — 4-й серий — аналог предыдущей модификации, но с 6-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения «Бенц» Bz.Ill (150 л.с). Построено 30 единиц.
  • «Бранденбург» W.12 5-й серии — удлинен фюзеляж. Силовая установка и вооружение соответствуют самолетам 3 — 4-й серий. Изготовлено 20 самолетов.
  • «Бранденбург» W.12 6-й серии — соответствовали 5-й серии, но с усиленным вооружением: два синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15 вместо одного. Построено 30 экземпляров.
  • «Бранденбург» W.12 7-й серии — аналог самолетов 5-й серии, но с мотором «Мерседес» D.III (160 л.с). Выпущено 20 экземпляров.
  • «Бранденбург» W.12 8-й серии — аналог самолетов 6-й серии, но с мотором «Мерседес» D.1I1 (160 л.с). Выпущено 20 аэропланов. Из 50 самолетов 6-й и 8-й серий по два синхронных пулемета получили примерно 30 машин, остальные имели лишь по одному.
  • «Бранденбург» W.12 9-й серии — двигатель «Мерседес» D.IIIa (170 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15, 1 турельный пулемет «Парабеллум» MG 14. Самолеты оборудованы радиостанциями. Изготовлено 20 экземпляров.
  • «Ван Беркель» WA — лицензионный вариант, выпускавшийся в Голландии. Построено 35 самолетов.

Лётно-технические характеристики самолёта Brandenburg W.12

Характеристика 1-я серия 5-я серия 6-я серия
Двигатель Мерседес D.III Бенц Bz.III
Мощность 160 160 160
Размах крыла, м. 11,25 11,2
Длина самолёта, м. 8,47 9,6
Высота, м. 6,73 7,71 7,65
Площадь крыла, кв.м. 38,41 35,3
Масса пустого, кг. 857 997 1056
масса взлётная, кг. 1347 1454 1550
Скорость максимальная, км/ч 145 160 152
Время набора высоты 1000 м, минут. 8 7 11
Потолок, м. 5000
Продолжительность полёта, ч. 3,5

Боевое использование Brandenburg W-12

Самолеты «Бранденбург» W. 12 начали поступать в строевые части в сентябре 1917 г. Основным районом их боевого применения стало побережье Фландрии, а местами базирования — Зебрюгге и Остенде. Гидропланы осуществляли патрулирование с целью перехвата вражеских противолодочных самолетов и дирижаблей. Первого крупного успеха удалось добиться 11 декабря 1917 г., когда обер-лейтенант цур зее Фридрих Христиансен, совершая полет в составе звена из трех W. 12, сбил английский дирижабль С27. В последующие несколько месяцев именно Христиансен, командовавший отрядом I.C (I.C Staffel), базировавшимся в Зебрюгге, разработал тактику применения гидропланов-истребителей, имеющую много общего с тактикой сухопутных истребителей. Её применение стало возможным благодаря превосходству W. 12 в скорости над гидросамолетами противника.

Помимо выполнения истребительных задач, «Бранденбург» W. 12 привлекались и для других функций, например, в марте 1918 г. самолеты отряда II.С, базировавшегося в Остенде, оборудованные аэрофотоаппаратами, летали на разведку эстуария Темзы с целью обнаружения противолодочных заграждений и поиска конвоев. Гидропланы «Бранденбург» W.12 служили в немецкой морской авиации вплоть до конца войны.

В 1918 г. один «Бранденбург» W.12, совершивший вынужденную посадку, достался голландцам. Самолет понравился новым хозяевам, и в 1919 г. была приобретена лицензия на его производство. В составе морской авиации Нидерландов такие самолеты эксплуатировались до 1933 г.

Гидросамолет «Бранденбург» W. 12 оказался довольно неплохим морским истребителем, однако постоянные доработки вели к увеличению массы машины, что пагубно сказывалось на летных данных самолетов поздних серий (особенно на скороподъемности). Разработанный на базе модели Hansa-Brandenburg KDW, он, в свою очередь, стал основой для ещё более совершенного варианта W. 19.

Схемы и чертежи самолёта Brandenburg W.12

Чертеж самолета Первой мировой войны Brandenburg W.12

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image