Летные характеристики истребителя «Бранденбург» KDW считались недостаточными, к тому же он был одноместным, а военные считали, что для действий над морем лучше подходит двухместная машина. В ответ на эти требования Эрнст Хейнкель спроектировал поплавковый истребитель W. 12. От KDW он отличался обычными (а не звездообразными) межкрыльевыми стойками, а также наличием места для второго члена экипажа — наблюдателя и бортстрелка. Летчик-наблюдатель мог стрелять в любом направлении — на самолете практически отсутствовали «мертвые зоны» для стрельбы из кормовой установки. Этого удалось добиться за счет того, что руль направления впервые в мировой практике был перенесен под фюзеляж. При этом нововведение не сказалось на управляемости самолета на всех режимах полета и при рулении на воде. Кроме задней полусферы летчик-наблюдатель мог вести огонь и вперед, поскольку пространство между верхним и нижним крыльями не было закрыто тросами-растяжками — обязательным атрибутом многих бипланов того времени. Конструкция планера была цельнодеревянной, с полотняной обшивкой.
Первые три экземпляра «Бранденбург» W. 12 (включая прототип) были заказаны 15 октября 1916 г. Летные испытания прототипа с мотором «Мерседес» D.III начались в январе 1917 г. В первом полете оказалось, что центр тяжести самолета смещен назад, и пилоту с большим трудом удалось избежать падения машины сразу после отрыва от воды. Для устранения дефекта коробку крыльев пришлось перенести на 350 мм назад. Позже в одном из испытательных полетов самолет при выполнении посадки налетел на подводную скалу и затонул. Однако потеря его не могла остановить начавшегося серийного производства, поскольку до этого самолет на испытаниях показал великолепные результаты.
В общей сложности в Германии изготовили 146 самолетов «Бранденбург» W. 12, ещё 35 выпущено по лицензии в Нидерландах, где самолёт получил название «Ван-Беркель W-A».
Основные модификации гидросамолёта Бранденбург В-12
- «Бранденбург» W.12 1 — 2-й серий — 6-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Мерседес» D.III (160 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15, 1 турельный пулемет «Парабеллум» MG 14. Экипаж — 2 человек. Выпушено 6 самолетов (включая прототип).
- «Бранденбург» W.12 3 — 4-й серий — аналог предыдущей модификации, но с 6-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения «Бенц» Bz.Ill (150 л.с). Построено 30 единиц.
- «Бранденбург» W.12 5-й серии — удлинен фюзеляж. Силовая установка и вооружение соответствуют самолетам 3 — 4-й серий. Изготовлено 20 самолетов.
- «Бранденбург» W.12 6-й серии — соответствовали 5-й серии, но с усиленным вооружением: два синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15 вместо одного. Построено 30 экземпляров.
- «Бранденбург» W.12 7-й серии — аналог самолетов 5-й серии, но с мотором «Мерседес» D.III (160 л.с). Выпущено 20 экземпляров.
- «Бранденбург» W.12 8-й серии — аналог самолетов 6-й серии, но с мотором «Мерседес» D.1I1 (160 л.с). Выпущено 20 аэропланов. Из 50 самолетов 6-й и 8-й серий по два синхронных пулемета получили примерно 30 машин, остальные имели лишь по одному.
- «Бранденбург» W.12 9-й серии — двигатель «Мерседес» D.IIIa (170 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15, 1 турельный пулемет «Парабеллум» MG 14. Самолеты оборудованы радиостанциями. Изготовлено 20 экземпляров.
- «Ван Беркель» W—A — лицензионный вариант, выпускавшийся в Голландии. Построено 35 самолетов.
Лётно-технические характеристики самолёта Brandenburg W.12
Характеристика | 1-я серия | 5-я серия | 6-я серия |
Двигатель | Мерседес D.III | Бенц Bz.III | |
Мощность | 160 | 160 | 160 |
Размах крыла, м. | 11,25 | 11,2 | |
Длина самолёта, м. | 8,47 | 9,6 | |
Высота, м. | 6,73 | 7,71 | 7,65 |
Площадь крыла, кв.м. | 38,41 | 35,3 | |
Масса пустого, кг. | 857 | 997 | 1056 |
масса взлётная, кг. | 1347 | 1454 | 1550 |
Скорость максимальная, км/ч | 145 | 160 | 152 |
Время набора высоты 1000 м, минут. | 8 | 7 | 11 |
Потолок, м. | 5000 | ||
Продолжительность полёта, ч. | 3,5 |
Боевое использование Brandenburg W-12
Самолеты «Бранденбург» W. 12 начали поступать в строевые части в сентябре 1917 г. Основным районом их боевого применения стало побережье Фландрии, а местами базирования — Зебрюгге и Остенде. Гидропланы осуществляли патрулирование с целью перехвата вражеских противолодочных самолетов и дирижаблей. Первого крупного успеха удалось добиться 11 декабря 1917 г., когда обер-лейтенант цур зее Фридрих Христиансен, совершая полет в составе звена из трех W. 12, сбил английский дирижабль С27. В последующие несколько месяцев именно Христиансен, командовавший отрядом I.C (I.C Staffel), базировавшимся в Зебрюгге, разработал тактику применения гидропланов-истребителей, имеющую много общего с тактикой сухопутных истребителей. Её применение стало возможным благодаря превосходству W. 12 в скорости над гидросамолетами противника.
Помимо выполнения истребительных задач, «Бранденбург» W. 12 привлекались и для других функций, например, в марте 1918 г. самолеты отряда II.С, базировавшегося в Остенде, оборудованные аэрофотоаппаратами, летали на разведку эстуария Темзы с целью обнаружения противолодочных заграждений и поиска конвоев. Гидропланы «Бранденбург» W.12 служили в немецкой морской авиации вплоть до конца войны.
В 1918 г. один «Бранденбург» W.12, совершивший вынужденную посадку, достался голландцам. Самолет понравился новым хозяевам, и в 1919 г. была приобретена лицензия на его производство. В составе морской авиации Нидерландов такие самолеты эксплуатировались до 1933 г.
Гидросамолет «Бранденбург» W. 12 оказался довольно неплохим морским истребителем, однако постоянные доработки вели к увеличению массы машины, что пагубно сказывалось на летных данных самолетов поздних серий (особенно на скороподъемности). Разработанный на базе модели Hansa-Brandenburg KDW, он, в свою очередь, стал основой для ещё более совершенного варианта W. 19.
Оставьте свой отзыв