Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Fokker D.II (D.III)

Fokker D.II

Фото истребителя Fokker D.II

Параллельно с разработкой истребителя М.18 М. Крейцер проектировал машину аналогичного назначения М.17, оборудованную не рядным, а ротативным мотором. Весной 1916 г. испытывался прототип М.17е с одностоечной бипланной коробкой, мотором «Оберурсель» U.0 (80 л.с.) и одним синхронным пулеметом. Самолет признали непригодным для фронтовой службы, и после демонтажа вооружения он использовался как личный аэроплан А. Фоккера.

Более перспективным стал M.17z, отличающийся двухстоечной бипланной коробкой. На этом прототипе, испытания которого начались в апреле 1916 г., установили трофейный двигатель «Рон» мощностью 80 л.с. (моторы «Рон» отличались от «Гномов» и их клонов «Оберурсель» U.0 и U.I лучшими высотными характеристиками). По результатам испытаний в конструкцию внесли некоторые изменения, удлинив фюзеляж и уменьшив размах крыла, после чего самолет приняли на вооружение как «Фоккер» D.II. Военные заказали 132 таких самолета. Их поставки начались в июле 1916 г.

С учетом последующих заказов выпустили 177 (по другим данным — 181) «Фоккер» D.II. В июне 1916 г. начались испытания «Фоккера» D.III, отличающегося более мощным двигателем и усиленным вооружением. Впоследствии выпустили 210 таких самолетов.

Основные модификации

  • «Фоккер» D.II — двигатель «Оберурсель» U.I (копия «Гном» «Моносупап») или Ur.I («клон» «Рона») мощностью 100 л.с. Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.
  • «Фоккер» D.III (фирменный индекс М.19) — 14-цилиндровый ротативный мотор «Оберурсель» U.III (160 л.с). Вооружение — два 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15. Последние 50 экземпляров вместо гоширования получили элероны на верхнем крыле (по образцу «Фоккера» D.IV). Они имели фирменное обозначение М.19к.

Летно-технические характеристики самолетов Fokker

Модификация D.II D.III
Двигатель Оберурсель Ur.I Оберурсель U.III
Мощность, л.с. 100 160
Размах крыла, м. 8,75 9,05
Длина самолета, м. 6,4 6,3
Высота, м. 2,55
Площадь крыла, кв.м. 18,0 20,0
Масса пустого самолета, кг. 384 430
Масса нормальная взлетная, кг. 575 710
Скорость максимальная, км/ч 150 160
Скорость крейсерская, км/ч 118 123
Время набора высоты, мин.
1000 м. 4 3
3000 м. 15 12
4000 м. 24 20
Скороподъемность, м/с 4,2 5,5
Потолок, м. 4000 4700
Продолжительность полета, ч. 1,5 1,75

 Боевое использование Fokker D.II и D.III в годы Первой мировой

Поставки «Фоккеров» D.II на фронт начались в августе 1916 г., а вскоре появились и первые серийные самолеты модификации D.III (первые 7 машин были приняты заказчиком к 1 сентября). Оба варианта, как правило, применялись в одних и тех же частях. Одним из первых их получил Jasta 2. В этом отряде на «Фоккере» D.III, в частности, летал Освальд Бельке. Также «Фоккеры» D.II и D.III с сентября 1916 г. служили в Jasta 12. Наиболее успешно на таких машинах воевали Jasta 15 и Jasta 16.

В отряде Jasta 15 на «Фоккере» D.III летал Эрнст Удет, характерной приметой самолета которого был фанерный силуэт «бортстрелка», укрепленный за пилотской кабиной — согласно задумке пилота, он должен был отпугивать вражеские истребители, пытающиеся зайти с хвоста.

Пилоты КЕК «Айнсхейм» (1 ноября 1916 г. на её основе сформировали Jasta 16) и Jasta 15 отличились 12 октября 1916 г., отражая массированный налет вражеской авиации (трех французских эскадрилий 4-й бомбардировочной группы и 26 британских самолетов 3-го крыла RNAS) на завод фирмы «Маузер» в Оберндорфе. В тот день лейтенант Отто Киссенберт (Otto Kissenberth), летавший на «Фоккере» D.II, сбил три вражеских самолета, две победы одержал Эрнст Удет. Однако, несмотря на этот и другие локальные успехи, служба «Фоккеров» D.II/D.III на Западном фронте Первой мировой была непродолжительной.

Фоккер Д-2

Максимальное количество одновременно пребывающих в боевых частях самолетов модификации D.II, например, не превышало 68 единиц, а к сентябрю 1917 г. оно сократилось до 10. Некоторое количество «Фоккеров» D.II/D.III служило в Македонии и Турции, большинство же машин завершило свою карьеру в учебных частях.

10 самолетов «Фоккер» D.III (М.19к) в 1917 г. продали Нидерландам. Один самолет «Фоккер» D.II, принадлежавший КЕК «Айнсхейм», совершил вынужденную посадку на территории Швейцарии и впоследствии использовался военной авиацией этой страны.

Летные данные «Фоккеров» D.II/D.III оказались немного выше, чем у машин «Фоккер» D.I и D.IV, но машины с ротативными двигателями страдали от низкой надежности моторов (особенно это было присуще «Фоккерам» D.III). Сказывалась и недостаточная прочность конструкции. В итоге, эти бипланы не смогли выдержать конкуренции с истребителями «Альбатрос».

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image