Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Fokker D.VII

Фото лучшего немецкого истребителя ПМВ Fokker D.VIIВ сентябре 1917 г. началась постройка очередного в серии опытных истребителей «Фоккер», разрабатывавшихся под руководством авиаконструктора Р. Платца под индексом V.11 (который позже и стал известен как лучший немецкий истребитель Первой мировой войны Fokker D.VII).

Самолет представлял собой биплан типичной «фоккеровской» смешанной конструкции — с набором фюзеляжа, сваренным из стальных труб, и деревянным крылом. Крылья V. 11 имели довольно толстый профиль и относительно большую хорду. Если на предыдущих самолетах «Фоккер» крылья были однолонжеронными, то на этой машине они стали двухлонжеронными. Верхнее крыло крепилось к фюзеляжу при помощи двух трёхстоечных «пирамид» и двух расположенных за ними одинарных подкосов. С нижним крылом его соединяли N-образные стойки. Все это выполнялось из тонких стальных трубок каплевидного сечения. Для улучшения обзора из пилотской кабины верхнее крыло значительно вынесли вперёд. Элероны с роговой аэродинамической компенсацией имелись только на верхнем крыле. Расчалки в бипланной коробке отсутствовали. Фюзеляж выполнили подобным «Фоккеру» Dr.I, удлинив его носовую часть и переделав её для установки двигателя жидкостного охлаждения «Мерседес» D.III. Двигатель с лобовым радиатором, размещённым над валом винта, крепился к мотораме, сваренной из труб и представлявшей собой единое целое с каркасом фюзеляжа. С боков он был закрыт съёмными алюминиевыми панелями, а сверху — также съёмной алюминиевой крышкой. От «Драйдеккера» взяли и хвостовое оперение, без киля и стабилизатора — оно состояло лишь из рулей поворота и высоты.

Первые пробные полёты показали, что аэроплан обладает недостаточной путевой устойчивостью. Этот дефект исправили на втором опытном образце, V. 18, постройка которого началась 12 декабря 1917 г. На нём установили небольшой киль и удлинили на 600 мм хвостовую часть фюзеляжа, а для сохранения центровки уменьшили вынос верхнего крыла. Всё это позволило привести устойчивость в норму. Чтобы компенсировать ухудшение обзора вперёд-вверх, в задней кромке верхнего крыла сделали полукруглый вырез.

Оба прототипа были представлены на первый конкурс истребителей, проходивший в конце января — начале февраля 1918 г. V. 18 выполнить программу не смог — в начале конкурса он был поврежден на земле, когда в него при рулежке врезался другой прототип «Фоккера» (V. 13). А вот V. 11 показал себя с лучшей стороны, став победителем в подклассе истребителей с двигателями жидкостного охлаждения.

Аэроплан приняли на вооружение под обозначением «Фоккер» D.VII, сразу выдав крупные заказы. 30 самолетов должна была изготовить фирма-разработчик, ещё 600 — построить по лицензии «Альбатрос» (400 на головном предприятии в Иоханништале и 200 на дочернем OAW в Шнейдемюле). В производство самолет внедрили очень быстро — первая партия из 21 машины была сдана уже в марте, ещё 34 — в первой половине апреля 1918 г. Общий объем серийного выпуска в Германии оценивается примерно в 3200 единиц (около 1000 построено «Фоккером» и 2200 — «Альбатросом»). Около 50 самолетов (в т.ч. несколько в двухместном варианте) построила венгерская фирма MAG, завершившая их выпуск уже в 1919 г.

Основные модификации

  • «Фоккер» D.VII — 6-цилиндровый рядный мотор жидкостного охлаждения «Мерседес» D.III (160 л.с.) либо «Мерседес» D.IIIa (170 л.с). Вооружение: 2 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.
  • «Фоккер» D.VIIF — 6-цилиндровый рядный мотор жидкостного охлаждения BMW IIIa (185 л.с). Вооружение — 2 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек. Испытания самолета «Фоккер» D.VIIF начались 25 апреля 1918 г.
  • На основе «Фоккера» D.VII был выпущен целый ряд прототипов: V.21 с модифицированным крылом; V.22 с двигателем «Аустро-Даймлер» (215 л.с.), четырехлопастным пропеллером и пулеметами «Шварцлозе» (прототип для лицензионного производства фирмой MAG); V.24 с мотором «Бенц» Bz.IVu (240 л.с); буксировщик планеров V.31; V.34 с мотором BMW IIIa; V.36 с таким же двигателем и дополнительным топливным баком на шасси; V.35 — двухместный аналог V.36; наконец V.38 — прототип двухместного самолета, внедренный в производство в самом конце войны и принятый на вооружение как «Фоккер» C.I.

Вид сбоку на истребитель Фоккер Д-7

Линейка Фоккеров D.VII на аэродроме.

Боевое использование истребителей Fokker D-7 в годы Первой мировой войны

Первые «Фоккеры» D.VII попали в строевые части в середине апреля 1918 г. — в отряды Jasta 4 и Jasta 10 эскадры JG 1. В июне-июле начались поставки «семерок» в отряды эскадры JG II. Первый опыт эксплуатации во фронтовых условиях вскрыл некоторые «детские болезни». С одной из них — поломкой нервюр центроплана верхнего крыла — справились достаточно быстро, укрепив соответствующие узлы. Другая проблема — возгорание самолетов в полете — оказалась более опасной и повлекла за собой гибель нескольких пилотов. Причину её удалось установить, когда один из летчиков в подобной ситуации смог спастись с парашютом (это был один из первых в мире примеров удачного применения парашюта в аварийной ситуации). Оказалось, что причиной пожаров стало самовоспламенение боеприпасов. Из-за нагрева патронных коробок, расположенных вплотную к горячему двигателю, вспыхивал зажигательный состав в трассирующих пулях, вызывая, в свою очередь, детонацию пороха в гильзах. Проблему решили очень просто, устроив небольшие дополнительные воздухозаборники для вентиляции подкапотного пространства и охлаждения патронных ящиков. После этого пожары сразу прекратились. На самолётах, уже находившихся в эксплуатации, попросту вырезали несколько отверстий в капотах.

Нарастание поставок «Фоккеров» D.VII позволило очень быстро полностью перевооружить ими три истребительные эскадры: JG I (Jasta 4, 6, 10 и 11), JG II (Jasta 12, 13, 15 и 19) и JG III (Jasta 2, 26, 27 и 36). Поступили они и на вооружение 35 отдельных отрядов. По состоянию на ноябрь 1918 г. на фронте находилось примерно 1000 «Фоккеров» D.VII (из них около 200 D.VIIF).

Спаренные пулеметы на вооружении истребителя

Спаренные пулеметы Шпандау как стандартное вооружение

Первыми получили возможность опробовать «Фоккер» D.VII в бою пилоты Jasta 10. Его командиром являлся Эрих Лёвенхардт (Erich Lowenhardt), одержавший первую воздушную победу на этом типе самолета — 9 мая 1918 г. он сбил британский истребитель РАФ SE.5a (19-я воздушная победа Лёвенхардта). В течение последующей недели Лёвенхардт сбил ещё четыре самолета и один аэростат. 10 августа Лёвенхардт погиб в результате столкновения его самолета с другим «Фоккером». Хотя пилот и попытался воспользоваться парашютом, но его купол не раскрылся. К моменту гибели на счету Лёвенхардта было 54 воздушных победы, что сделало его третьим по результативности германским асом Первой мировой войны. Второй в этом списке — Эрнст Удет — также более половины из своих 62 побед одержал на «Фоккере» D.VII в течение нескольких последних месяцев войны. Он командовал Jasta 4, пересевшим на новые истребители в середине июня 1918 г. На «Фоккере» D.VII воевал и Герман Геринг, пребывая в должности командира отряда Jasta 27, а с 8 июля 1918 г. — возглавляя эскадру JG I. В последней должности он одержал четыре победы, доведя свой общий счет до 22.

В Jasta 11 на «Фоккере» D.VII летал, в частности, Лотар фон Рихтгофен. 25 июля 1918 г. он одержал первую победу на «семерке» (ставшую 30-й для него и юбилейной 500-й — для эскадры JG I). Войну Лотар закончил, имея на своем счету 40 сбитых вражеских самолетов.

Весьма успешно применялись «Фоккеры» D.VII и в эскадре JG II. Завершив перевооружение на этот тип к августу 1918 г., она принимала участие в боях над Маасом и Мозелем. В течение одной недели, с 12 по 18 сентября, эскадра сбила 81 вражеский самолет, а свои боевые потери составили только две машины!

Наряду с армейскими летчиками над Фландрией на «Фоккерах» D.VII сражались и морские пилоты. К началу июля здесь действовали три морских полевых истребительных отряда (MFJ — Marine Feld Jasta), сведенных в группу, а к концу лета их количество увеличилось до пяти, объединенных в морскую истребительную эскадру «Фландрия» (Marine-Jagdgeschwader Flandren). Соединение располагало в среднем 50 боеготовыми «Фоккерами» D.VII. В руках морских пилотов, как и армейских, «семерки» оказались грозным оружием. Например, 12 августа 1918 г. 22 «Фоккера» под командованием Теодора Остеркампа (Theodor Osterkamp) перехватили 20 британских легких бомбардировщиков DH.9 и сбили 19 из них! Такой разгром стал беспрецедентным для британской авиации. Но и сам «Фоккер» D.VII был машиной неординарной: достаточно сказать, что на нем было одержано больше воздушных побед, чем на любом другом истребителе Первой мировой войны, а в 1918 г. — больше, чем на всех других типах немецких истребителей вместе взятых. При этом «Фоккер» D.VII участвовал в боях менее шести с половиной месяцев. Естественно, нельзя сбрасывать со счетов и то, что к концу войны германская истребительная авиация достигла вершины своего развития в организационном, тактическом и кадровом отношении — все это в немалой степени способствовало успехам пилотов «Фоккеров».

Некоторое количество «Фоккеров» D.VII в конце войны поставили в Австро-Венгрию. Кроме того, как уже отмечалось, будапештская фирма MAG наладила их выпуск по лицензии, комплектуя моторами «Аустро-Даймлер». На фронтах Первой мировой войны они отметиться не успели. Такие самолеты попали в авиацию Венгерской Советской республики, располагавшей в конце 1918 г. 16 «Фоккерами» D.VII (7 местного производства и 9 импортными немецкими, с моторами «Мерседес»). С апреля 1919 г. они участвовали в боях на румынском фронте.

Восемь «Фоккеров» D.V1I в сентябре 1918 г. получила Болгария.

30 «Фоккеров» D.VII в 1919—1920 гг. получила Польша. Такими самолетами вооружили 13-ю и 15-ю эскадры, участвовавшие в боях советско-польской войны. В 1921 г. было получено ещё 20 «Фоккеров» D.VII из Франции. Последние из них эксплуатировались до 1927 г. Единичные экземпляры «Фоккеров» D.VII использовались авиацией других государств, возникших после распада империй, — Литвы, Чехословакии, Украины, Финляндии. Некоторое количество «Фоккеров» D.VII попало в Турцию (если тоже хотите туда попасть — http://turktrip.ru), Швейцарию, Данию, Испанию.

После поражения Германии выпуск «Фоккеров» D.VII продолжился в Нидерландах, куда Энтони Фоккер сумел вывезти значительную часть оборудования своего предприятия, а также много деталей, узлов и полуфабрикатов. В начале 20-х гг. для армейской и морской авиации Нидерландов изготовили 42 «Фоккера» D.VII, оказавшихся «долгожителями» — в 1930 г. в строю ещё оставалось 5 армейских и 15 флотских самолетов этого типа.

50 «Фоккеров» D.VII в начале 1922 г. в Голландии приобрел СССР. Первоначально ими вооружили 1-ю и 3-ю истребительные эскадрильи, затем передали в другие части. Последние из них летали до 1933 г.

Сотни трофейных «Фоккеров» D.VII достались победителям — США, Франции, Великобритании, Бельгии. В большинстве случаев их использовали очень ограниченно — в основном для испытаний. Но в Бельгии, получившей в качестве репараций 75 «Фоккеров», такие самолеты в течение нескольких лет состояли на вооружении 9-й истребительной эскадрильи. Больше всего «семерок» -142 — получили США. Их использовали для различных испытаний, частично оборудовав другими двигателями, а также для съемок масштабных фильмов, посвященных воздушным сражениям Первой мировой войны.

В одном из пунктов соглашения о перемирии, подписанном 11 ноября 1918 г., содержалось требование к Германии немедленно демобилизовать авиацию и выдать государствам-победителям 2000 самолетов, в т.ч. все машины типа «Фоккер» D.VII. «Фоккеровская» «семерка» стала единственным типом самолета, конкретно указанным в соглашении, — это ли не является несомненным признанием качеств лучшего немецкого истребителя Первой мировой.

Схемы и чертежи Fokker D.VII

Чертежи Fokker D.VII

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image