Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

RAF SE.5

Лучший английский истребитель Первой мировой RAF SE-5a

Лучший английский истребитель Первой мировой RAF SE-5a

Знаменитый истребитель Первой мировой войны RAF SE.5 представлял собой цельнодеревянный одноместный одностоечный биплан с полотняной обшивкой, спроектированный в конструкторском бюро RAF под руководством Генри П. Фолланда (Henry P. Folland), Дж. Кенуорти и Фрэнка Гуддена (Frank Goodden).

Обозначение SE означало Scout Experimental — «образец Скаута» (т.е. по типу «Бристоль» «Скаут»; в Великобритании это имя стало нарицательным для всех одноместных самолетов с тянущими винтами). Машина, по сути, разрабатывалась «вокруг» нового 8-цилиндрового мотора жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 8. Первый из трех прототипов с мотором HS 8А (150 л.с.) вышел на испытания 22 ноября 1916 г. В ходе летных испытаний два из трех прототипов разбились, похоронив под своими обломками пилотов (в первой катастрофе 28 января 1917 г. погиб один из конструкторов и пилот-испытатель RAF майор Ф. Гудден). Причиной катастроф признали просчеты в конструкции крыла. После внесения необходимых изменений самолет показал отличные летные данные и был немедленно запущен в производство.

Первые серийные машины выпустили в марте 1917 г. Общий объем производства составил 5265 единиц (встречаются и несколько отличающиеся цифры), в т.ч. 200 выпустил завод RAF, 2164 -фирма «Виккерс», 1650 — «Остин Моторс», 560 -«Эйр Навигейшн энд Инжиниринг Компани», 431 — «Уолсли Моторс», 258 — «Мартинсайд». Американская фирма «Кертисс» получила заказ на 1000 экземпляров, но до момента окончания Первой мировой войны выпустила лишь один самолет, собрав впоследствии ещё 56 машин. Около 60 SE.5 в послевоенное время изготовила американская фирма «Эберхарт Эйрплейн».

Основные модификации RAF SE.5

  • SE.5 — двигатель «Испано-Сюиза» HS 8А (150 л.с.) или его лицензионный вариант «Уолсли» W.4A «Питон». Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» и 1 7,7-мм пулемет «Льюис» над верхним крылом (на лафете Фостера). Выпущено 59 (по другим данным — 77) экземпляров.
  • SE.5a — основная модификация, выпускавшаяся с июня 1917 г. Двигатель «Испано-Сюиза» HS 8В (200 л.с.) или его лицензионный безредукторный вариант «Уолсли» «Вайпер» такой же мощности. Вооружение аналогично SE.5. Возможна подвеска четырех 25-фунтовых (11,35-кг) осколочных бомб.
  • SE.5e — вариант, строившийся американской фирмой «Эберхарт Эйрплейн». Отличался фанерной обшивкой фюзеляжа и двигателем «Испано-Райт» Е (180 л.с). Выпущено около 60 экземпляров.

Летно-технические характеристики биплана RAF SE-5a

  • Двигатель: «Испано-Сюиза» HS 8В
  • мощность, л.с.: 200
  • Размах крыла, м.: 8,11
  • Длина самолета, м.: 6,38
  • Высота самолета, м.: 2,89
  • Площадь крыла, кв. м.: 22,67
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 639
  • нормальная взлетная: 880
  • максимальная взлетная: 902
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 222
  • Крейсерская: 193
  • Потолок, м.: 5185
  • Продолжительность полета, ч.: 2,5

Основной истребитель Великобритании ПМВ РАФ СЕ-5

RAF SE.5 стал одним из основных истребителей ПМВ в Великобритании.

Служба и боевое использование в годы Первой мировой войны

Первой частью, получившей в марте 1917 г. истребители SE.5, стала 56-я эскадрилья. В середине следующего месяца она прибыла во Францию, а 23 апреля была одержана первая воздушная победа на SE.5 — капитан Альберт Болл (Albert Ball) атаковал шесть немецких разведчиков «Альбатрос», сбив два из них. Он же оказался и одним из первых пилотов, погибших на этом типе самолета: 7 мая 1917 г. Болл ввязался в бой с вражескими самолетами в условиях низкой облачности и в один из моментов не успел вывести свою машину из пике. К моменту гибели на счету Болла было 44 воздушные победы (9 из них одержаны на SE.5). Отличные скоростные качества нового истребителя позволили 56-й эскадрилье стать летом 1917 г. настоящей кузницей асов RFC. Стоит упомянуть хотя бы лейтенанта Леонарда М. Барлоу (Leonard М. Barlow), сбившего до сентября 1917 г. 20 вражеских самолетов. А Джеймс МакКадден, воюя в составе 56-й эскадрильи сначала на SE.5, а затем на SE.5a, сбил 51 самолет, доведя свой счет до 57 побед.

Второй и последней эскадрильей, летавшей на SE.5, стала 60-я, перевооруженная в июне 1917 г. Она дислоцировалась во Франции, у Арраса, и до этого летала на «Ньюпорах». Её лучшим асом стал канадец капитан Фрэнк О. Соден (Frank О. Soden), одержавший на SE.5 14 воздушных побед. Поставки SE.5a в строевые части начались летом 1917 г. В частности, в августе такие самолеты получила 84-я эскадрилья. В октябре за ней последовала 40-я эскадрилья, в ноябре — 41-я, а в конце года — 24-я. В январе 1918 г. с Airco DH.5 пересела на SE.5a 68-я (2-я австралийская) эскадрилья. К тому времени SE.5a, наряду с «Сопвичем» «Кэмел», уже считался одним из основных истребителей Королевского авиационного корпуса. Эти два типа самолетов отлично дополняли друг друга: «Кэмел» был хорош на малых высотах, a SE.5a — на средних и больших. Помимо указанных эскадрилий, SE.5a в 1918 г. получили 1, 64, 29, 85-я эскадрильи. Последней частью, успевшей повоевать на SE.5a на Западном фронте, стала 92-я эскадрилья, прибывшая во Францию в июле 1918 г. Несмотря на то что до конца войны оставалось не так много времени, в этой части асами на SE.5a успели стать шесть пилотов. Лучших результатов смог добиться американский волонтер капитан Орен Дж. Роуз (Oren J. Rose), за период с 30 июля по 4 ноября 1918 г. сбивший 16 самолетов.

Фото мотора RAF SE.5

Фото RAF SE.5a оборудованного 8-мицилиндровым мотором «Испано-Сюиза».

На других театрах военных действий самолеты SE.5a применялись достаточно ограниченно. В частности, в Палестине несколько таких машин с октября 1917 г. получила 111 эскадрилья. Накал воздушных боев здесь был гораздо ниже, чем во Франции, но и в Палестине можно было стать асом — что подтвердил канадец, капитан Остин Л. Флеминг (Austin L. Fleming). Имея на своем счету две победы на «Бристоле» F.2B, одержанные 17 и 18 января 1918 г., он 23 января сбил третьего противника, а к концу месяца — четвертого и пятого, выполнив норматив аса. Эти победы, равно как и ещё три, одержанные в марте и апреле, были добыты на SE.5a.

На Македонском фронте несколько SE.5a в конце 1917 г. поступило в 17-ю эскадрилью, а в апреле 1918 г. — в 150-ю.

По итогам войны лучшим по результативности пилотом SE.5a стал капитан Эндрю Бошам-Проктор (Andrew Beauchamp-Proctor), одержавший на этом типе самолета все свои 54 воздушные победы (все — в составе 84-й эскадрильи). Майор Эдвард Мэннок (Edward Mannock) сбил на SE.5a 45 самолетов (общий результат — 61 победа), а капитан Уильям А. Бишоп (William A. Bishop) — 36 (из 72).

38 самолетов SE.5a производства фирмы «Остин» (вооруженных только фюзеляжным пулеметом) были переданы Американским экспедиционным силам во Франции. С 1 ноября 1918 г. ими вооружили 25-ю эскадрилью, успевшую выполнить несколько боевых вылетов 10 ноября, но никаких успехов не добившуюся.

В послевоенное время SE.5a в Великобритании быстро сняли с вооружения. Предпринимались попытки сбыть самолеты за рубеж, но особо успешными они не были. Так, в январе 1920 г. два самолета демонстрировались в Польше, причем один из них был разбит. Оставшийся экземпляр в июне 1920 г. был выкуплен поляками и направлен в 7-ю эскадру, но во время первого же боевого вылета 15 июля 1920 г. был сбит. Небольшое количество (или даже единичные экземпляры) SE.5a попали в Аргентину, Чили, Ирландию.

В 1919 г. несколько экземпляров RAF SE.5a  (в отечественных книгах встречается наименование РАФ СЕ-5) попали в Россию в рамках поставок деникинцам. По крайней мере один из них стал трофеем Красной армии.

Самолет SE.5a по праву претендует на звание лучшего английского истребителя времен Первой мировой войны. Машина воплотила в себе фирменную черту конструкций RAF — хорошую устойчивость, что сделало её отличной платформой для стрельбы. Правда, та же устойчивость имела и обратную сторону — недостаточную маневренность. SE.5a отличался неплохой скоростью и скороподъемностью, а также отличным обзором и высокой прочностью конструкции.

Схемы и чертежи RAF SE.5a

Чертежи RAF SE.5a

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image