Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Macchi M.5

Фото морского истребителя -летающей лодки Макки М-5

Фото морского истребителя -летающей лодки Макки М-5

Гидросамолет-истребитель, построенный по схеме «летающая лодка» Макки М-5 разрабатывался с сентября 1916 г. под руководством Карло Буцио (Carlo Buzio) и Луиджи Кальцавара (Luigi Calzavara). В основу были положены ранние конструкции гидропланов «Макки», которые, в свою очередь, представляли собой развитие трофейной летающей лодки «Лёнер» (Loehner). Первоначальный вариант, известный просто как «тип М», представлял собой одноместный полутораплан с узким однореданным корпусом. Кабина пилота располагалась прямо перед крыльями, обтекаемые поддерживающие поплавки были прикреплены непосредственно к нижнему крылу, а хвостовое оперение устанавливалось на корпусе с помощью подкосов, как на самолете более ранней модификации Macchi M.3. Двигатель с толкающим винтом был установлен на подкосах под верхним крылом.

Помимо первого прототипа, для отработки конструкции служили 10 самолетов предсерийной партии, заказанных в феврале 1917 г. Второй, несколько усовершенствованный вариант, получил обозначение MA, а варианты, включавшие новые киль и руль направления, которые крепились непосредственно к корпусу, и имевшие проводку управления для руля направления и руля высоты, проходившую внутри корпуса, были известны как MA bis.

Испытания предсерийных самолетов прошли в первой половине 1917 г. Летом того же года начался серийный выпуск. Общий объем производства с учетом прототипа и 10 предсерийных машин МА составил 348 единиц.

Основные модификации:

  • М.5 — 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Изота-Фраскини» V.4b (190 л.с). Вооружение — 2 неподвижных 6,5-мм пулемета FIAT или 7,7-мм «Виккерс» в носовой части корпуса. Экипаж — 1 человек.
  • M.5bis — уменьшен размах крыла, внесены некоторые другие изменения. Силовая установка и вооружение соответствуют предыдущей модификации. В этом исполнении построили 56 самолетов.

Летно-технические характеристики гидросамолета «Макки» M-5

  • Двигатель: «Изота-Фраскини» V.4b
  • мощность, л.с.: 190
  • Размах крыла, м.: 11,90
  • Длина самолета, м.: 8,30
  • Высота самолета, м.: 2,85
  • Площадь крыла, кв. м.: 29,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 770
  • нормальная взлетная: 1040
  • Максимальная скорость, км/ч: 183
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 3 минуты
  • 2000 м.: 6,5 минут
  • 3000 м.: 11,5 минут
  • 4000 м.: 18,5 минут
  • Потолок, м.: 6300
  • Продолжительность полета, ч.: 3,7

Реплика Макки М-5 в окраске ВВС Австро-Венгрии времён Первой мировой войны

Реплика Макки М-5 в окраске ВВС Австро-Венгрии времён Первой мировой войны.

Боевое использование гидросамолетов Макки М-5 в годы Первой мировой

Поставки М.5 в строевые части начались в конце июня 1917 г., когда первые две машины получила 251-я эскадрилья, дислоцировавшаяся в Венеции, а ещё одна поступила в 253-ю эскадрилью (Градо). В этих частях М.5 прошли войсковые испытания, привлекаясь главным образом к сопровождению ударных самолетов в рейдах на Триест. В первых боевых полетах выявилась низкая надежность пулеметов FIAT, дававших частые осечки. Поэтому в дальнейшем предпочтение при вооружении самолетов старались отдавать изделиям «Виккерса».

Летающая лодка Макки М-5 на приколе в бухте

Летающая лодка Макки М-5 на стоянке в бухте

Первоначально М.5 распределялись по несколько экземпляров в эскадрильи, вооруженные разведывательно-ударными гидросамолетами. Помимо уже упомянутых 251-й и 253-й, их получили, в частности, 254-я эскадрилья в Варано (с января 1918 г.), 255-я в Бриндизи (с ноября 1917 г.), 256-я в Отранто (с начала 1918 г.), 257-я и 258-я в Валлоне (соответственно с января 1918 г. и ноября 1917 г.). Увеличение поставок М.5 позволило создать Группу гидросамолетов-истребителей (Gruppo Idrovolanti da Caccia), в состав которой вошли две эскадрильи: 260-я (сформирована 1 ноября 1917 г.) и 261-я (создана в начале декабря 1917 г.). Штат каждой из них предусматривал наличие 12 истребителей.

Увеличение количества М.5 над Адриатикой привело, наконец, к ощутимым результатам — 17 ноября 1917 г. гидросамолеты этого типа одержали первую победу. Её разделили Пауло Мотрерра (Paulo Morterra) и Артуро Цанетти (Arturo Zanetti) из 260-й эскадрильи, сбившие австро-венгерский «Бранденбург». После боя Мотрерра, приводнившись, спас пилота вражеской машины — и это на одноместном гидроплане! До конца войны М.5 ещё не менее трех раз использовались для спасения летчиков.

19 ноября один из самолетов 260-й эскадрильи стал вражеским трофеем — Даниеле Минчиотти (Daniele Minciotti), преследуемый двумя австро-венгерскими истребителями, исчерпал весь запас топлива и вынужден был приводниться у вражеского берега. Macchi M-5 отбуксировали в Полу, где на него нанесли кресты и включили в состав австро-венгерской морской авиации. Но у новых хозяев «Макки» прослужил недолго — 23 февраля 1918 г. он разбился, при этом пилот погиб.

В марте 1918 г. командование 261-й эскадрильей и Группой гидросамолетов-истребителей в целом принял Орацио Пьероцци (Orazio Pierozzi), радикально пересмотревший тактику гидроистребителей и введший в практику группы учебные воздушные бои с применением фотопулеметов. Результаты его усилий стали заметны уже спустя несколько недель. В мае пилоты М.5 добились наиболее громких успехов. 1 мая Пьероцци сбил австро-венгерский гидроистребитель. Три дня спустя пятерка М.5 из 260-й эскадрильи в воздушном бою с группой вражеских самолетов сбила два «Бранденбурга», а пилот третьей машины — известный ас Готфрид Банфилд — совершил на подбитом самолете вынужденную посадку. 14 мая семь М.5 261-й эскадрильи сбили ещё два вражеских гидроистребителя, а 17 мая эта же часть записала на свой счет два сухопутных самолета. 22 мая Пьероцци со своим ведомым сбил один из новейших сухопутных истребителей противника — «Феникс» D.I. (Phoenix D-1) Собственные же потери Группы гидросамолетов-истребителей за указанный период Первой мировой войны составили лишь одну машину.

В середине июня 1918 г. австро-венгерская армия начала свое последнее наступление на итальянском фронте. В его отражении приняли участие и эскадрильи М.5, действовавшие в качестве штурмовиков. В последующие месяцы М.5 активно участвовали в боях вплоть до конца войны. В послевоенное время М.5 оставались на вооружении в Италии до 1924 г.

Ещё на стадии летных испытаний предсерийных машин большой интерес к М.5 проявила морская авиация США. В августе 1917 г. в Соединенные Штаты доставили для испытаний два таких гидросамолета, но заказа на поставку более крупной партии не последовало. Однако повоевать на М.5 американцам все же довелось. В конце июля 1918 г. в Порто Корсини была организована американская гидроавиастанция, в распоряжение которой итальянцы передали 30 гидросамолетов (в т.ч. 15 М.5). Несмотря на плачевное состояние переданной авиатехники (поначалу из всех М.5 в летном состоянии находилось только три машины), с середины августа американские морские авиаторы приступили к боевой работе, вылетая на патрулирование и сопровождение.

В целом «Макки» М.5 оказался весьма удачным истребителем, способным даже конкурировать с сухопутными машинами аналогичного назначения. Этот самолет, равно как и вражеские «Бранденбурги» СС, идеально подходил для действий на Адриатике.

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image