Самолет спроектирован в 1913 г. на базе моноплана «Моран-Солнье» тип «Н». Фюзеляж при этом остался практически без изменений, но крыло для улучшения обзора подняли над фюзеляжем на стойках. Помимо буквенного обозначения, самолет получил ещё и неформальное название — «Парасоль», т.е. «Зонтик», впоследствии ставшее нарицательным для монопланов, повторявших его аэродинамическую схему крепления крыла. Как и предшественник, «Моран-Солнье» L был двухместной машиной, предназначенной изначально для разведки. Однако в ходе войны некоторые машины этого типа были переделаны в истребители.
Прототип «Моран-Солнье» L был представлен в декабре 1913 г. на Парижском авиасалоне. Самолет оборудовался 9-цилиндровым ротативным мотором «Гном-Моносупап» (100 л.с). Конструкция планера — цельнодеревянная (за исключением руля направления, набор которого выполнялся из стальных трубок). Обшивка в основном полотняная, в передней части фюзеляжа — фанерная.
Первым заказчиком «Моран-Солнье» L стала Турция, но с началом Первой мировой войны эти машины (50 единиц) были конфискованы французским правительством. Общий объем выпуска «Моран-Солнье» L во Франции составил порядка 600 экземпляров. Значительное количество самолетов — не менее 400 — выпустили в России (в основном московским заводом «Дукс»). Копии «Моран-Солнье» L выпускала также немецкая фирма «Пфальц», строились такие самолеты и в Швеции (под обозначением «Тулин» D).
Основная модификация «Парасоля»
«Моран-Солнье» L (MoS.3) — двигатель «Гном» (80 л.с), «Гном-Моносупап» (100 л.с.) либо «Рон» 9С (80 л.с). Вооружение на большинстве самолетов отсутствовало, но применяющиеся в качестве истребителей получали 1 пулемет. Экипаж – 2 человека, при применении в качестве истребителя — 1-2 человека. Управление осуществлялось гошированием крыла, а на самолетах поздних выпусков, получивших обозначение «Моран-Солнье» LA уже появились элероны.
Технические характеристики моноплана Morane-Saulnier L (MoS.3) – «Parasole»
- Двигатель: «Рон» 9С
- мощность, л.с.: 80
- Размах крыла, м.: 11,20
- Длина самолета, м.: 6,88
- Высота самолета, м.: 3,93
- Площадь крыла, кв. м.: 18,30
- Масса, кг:
- пустого самолета: 395
- нормальная взлетная: 670
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 127
- Крейсерская: 100
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м.: 6’0″
- 2000 м.: 15’0″
- Потолок, м.: 3500
- Продолжительность полета, ч.: 2,6
Боевое использование Моран-Солнье «Парасоль» в Первой мировой войне
В августе 1914 г. первые «Парасоли» поступили на вооружение эскадрилий MS.23 и MS.26. Первоначально они использовались для разведки и корректировки артиллерийского огня, эпизодически — для бомбардировок. Но уже во второй половине августа отмечаются первые попытки применения «Моранов» в качестве истребителей — обладающие отличной маневренностью, они неплохо подходили для этой цели. Пионером в этой области оказался знаменитый французский пилот Ролан Гарро (Roland Garros) — он несколько раз устремлялся в погоню за немецкими аэропланами, но поразить ни одного из них не сумел. Все вооружение «Парасоли» в этих случаях состояло лишь из кавалерийского карабина, огонь из которого вел наблюдатель.
К апрелю 1915 г. на «Моран-Солнье» L летало уже 10 французских эскадрилий. К тому времени «Парасоли» начали получать пулеметы на подвижных установках у наблюдателей — для самообороны. Также продолжали предприниматься попытки превратить самолет в наступательное оружие. Для этого следовало оборудовать его курсовым пулеметом. Конструктор Раймонд Солнье (Raymond Saulnier) предложил установить на лопастях винта металлические пирамидки — отсекатели пуль, позволяющие вести огонь через плоскость вращения винта, не рискуя прострелить его лопасти. Это устройство было усовершенствовано механиком Жюлем Ю (Jules Hue) и установлено на «Парасоли» Ролана Гарро, вооруженной 8-мм пулеметом «Гочкис». 1 апреля 1915 г. он одержал первую воздушную победу, 15 апреля — вторую, а 18-го — третью. Однако вечером 18 апреля Гарро, увлекшись преследованием очередного самолета противника, нарушил приказ, пересек линию фронта и попал под плотный обстрел с земли. Пилот сумел посадить поврежденную машину на территории противника. Гарро попал в плен, а устройство для стрельбы через плоскость вращения винта, изученное немецкими специалистами, дало толчок к созданию синхронизатора.
Моноплан Моран-Солнье тип «H» послужил основной для разработки типа «L» и «LA».
По образцу самолета Гарро было оборудовано ещё несколько «Моран-Солнье» L, применявшихся как для отражения немецких налетов, так и для сопровождения собственных разведчиков и бомбардировщиков. Наибольших успехов среди пилотов «Парасолей» добились сержант Эжен Жильбер (Eugene Gilbert) из эскадрильи MS.49 и Жорж Гинемер (Georges Guynemer) из MS.3 — оба они сбили по три немецких самолета. Однако к началу 1916 г. «Моран-Солнье» L «Парасоль» уже устарел: в феврале авиация Франции располагала 59 такими самолетами, но только 18 находились во фронтовых частях. На смену «Моранам» пришли «Ньюпоры».
В декабре 1914 г. начались поставки самолетов «Моран-Солнье» L ВВС Великобритании. RFC получил в общей сложности 52 таких аэроплана, a RNAS — 25. В составе RFC «Парасолями» вооружили 3-ю, а также частично — 1-ю и 12-ю эскадрильи. Так же как и во французской авиации, британские пилоты пытались применять «Моран-Солнье» L в качестве импровизированного истребителя. В частности, 5 февраля 1915 г. один из экипажей 3-й эскадрильи в составе пилота лейтенанта Ведхэма (Wadchem) и наблюдателя лейтенанта Барта (Burt) в воздушном бою подбил немецкий биплан «Авиатик», совершивший вынужденную посадку. В этом бою наблюдатели обоих самолетов вели огонь из карабинов.
В RNAS восемь самолетов Morane-Saulnier L (MoS.3) – «Parasole» поступило на вооружение дислоцировавшегося в Дюнкерке 1-го крыла. Среди пилотов «Парасолей» наиболее известным стал суб-лейтенант Р.А.Дж. Уорнефорд (R.A.J. Warneford), поздним вечером 6 июня 1915 г. сбивший над Бельгией дирижабль LZ37. Средством поражения при этом стало не стрелковое оружие, а четыре зажигательные бомбы, сброшенные на дирижабль.
Довольно большое распространение получили самолеты «Моран-Солнье» L в армейской авиации России, получившей около 100 таких аэропланов из Франции; кроме того, около 400 «Парасолей» построил завод «Дукс» и ещё 30 — предприятие Лебедева. В русском самолётостроении Первой мировой войны Мораны были одним из самых массовых аэропланов. Эти машины поступали в корпусные авиаотряды и применялись главным образом как разведывательные. Однако часть машин, вооруженных пулеметами над крылом либо курсовыми пулеметами (и отсекателями на лопастях винтов), применялась в отрядах 1-й и 2-й боевых авиагрупп (БАГ) как истребители.
Самолет «Моран-Солнье» L вошел в историю как первый аэроплан с тянущим винтом, вооруженный пулеметом, стреляющим через плоскость вращения винта — по сути, первый истребитель. И хотя к началу 1916 г. эта машина уже устарела, именно пилоты «Парасолей» стали пионерами в отработке тактики истребительной авиации.
Оставьте свой отзыв