Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

RAF FE.2

Фото двухместного британского истребителя RAF FE-2

Фото двухместного британского истребителя RAF FE-2

Двухместный самолет RAF FE-2 представлял собой цельнодеревянный трехстоечный биплан с толкающим винтом, ферменным фюзеляжем, фанерной обшивкой гондолы и полотняной — крыла и оперения. Разработан в конструкторском бюро предприятия RAF (Royal Aircraft Factory) под руководством Джоффри де Хэвилленда по образцу бипланов «Фарман» (обозначение FE расшифровывается как Farman Experimental -«образец Фармана», в отечественных источниках встречается наименование РАФ ФЕ-2).

Самолет прошел длительную эволюцию — первый прототип FE.2, оборудованный ротативным мотором «Гном» (50 л.с), вышел на испытания 18 августа 1911 г. В 1912 г. эта машина испытывалась на поплавковом шасси, получила более мощный мотор «Гном» (70 л.с), затем вновь была переставлена на колеса и оборудована для установки пулемета «Максим» на шкворне в передней кабине. Второй прототип FE.2, официально представлявший собой переделку первой машины, на самом деле был практически новым самолетом увеличенных размеров, оборудованным двигателем «Рено» (70 л.с). Эта машина была готова в августе 1913 г., но 23 февраля 1914 г. в ходе очередного полета разбилась.

В середине 1914 г. Дж. де Хэвилленд в очередной раз радикально переделал проект FE.2 — теперь машина задумывалась как «носитель оружия», штатно вооруженный пулеметом (в том же классе, что и «Виккерс» FB.5 «Ган бас»). Хотя в аэродинамическом отношении «фармановская» концепция биплана с толкающим винтом и ферменным фюзеляжем уже считалась далеко не передовой, она представлялась оптимальной для установки наступательного стрелкового вооружения. В то время появляется и другая расшифровка аббревиатуры FE — Fighter Experimental («образец истребителя»). Военные же заказали прямо «с чертежной доски», без постройки прототипа, партию из 12 FE.2. Последующие заказы довели количество выпущенных FE.2 до 1939 экземпляров.

Основные модификации RAF FE-2

  • FE.2a — 6-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Грин» Е6 (100 л.с). Вооружение — два 7,7-мм пулемета «Льюис» на подвижных установках в передней кабине (один стреляющий вперед, другой, на длинной телескопической штанге, — назад, поверх бипланной коробки). Экипаж — 2 человека. С января 1915 г. выпущено 12 единиц.
  • FE.2b — использовался 6-цилиндровый мотор «Бердмор» (первоначально 120 л.с, затем 160 л.с). Вооружение — два 7,7-мм пулемета «Льюис», установленных как на FE.2a; иногда — дополнительно неподвижный пулемет «Льюис» или «Виккерс» на правом борту гондолы. Возможна подвеска до 235 кг бомб (бомбодержателями оборудовалась 1/3 выпускаемых машин). До февраля 1916 г. выпущено 1484 самолета. Помимо предприятия RAF, строились фирмами «Дж. энд Дж. Вейр», «Болтон энд Пол» и «Рансомс, Симс энд Джефферис».
  • FE.2c — вариант FE.2b, приспособленный для выполнения функций ночного истребителя и бомбардировщика. Члены экипажа поменяны местами (пилот впереди, наблюдатель — сзади). В 1916 г. построили два экземпляра.
  • FE.2d — использовал 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Игл» I (250 л.с); на поздних сериях устанавливались моторы «Игл» II (225 л.с), «Игл» III (285 л.с.) или «Игл» IV (320 л.с). Увеличен размах крыла до 14,94 м. Вооружение соответствует FE.2b. С июля 1916 г. изготовлено 387 экземпляров (300 фирмой «Болтон энд Пол» и 87 — предприятием RAF).
  • FE.2h – оснащался двигателем «Сиддли» «Пума» (230 л.с). Вооружение — одно 57-мм безоткатное орудие («пушка Дэвиса»). Фирмой «Рансомс, Симс энд Джеф-ферис» с февраля 1918 г. переоборудовано 4 самолета из FE.2b.
  • «Виккерс» VIM — невооруженный учебный вариант, строившийся фирмой «Виккерс» с использованием планеров FE.2d. Двигатель — «Игл» VIII (360 л.с). В 1920 г. было построено 35 самолетов для Китая.

Истребитель с толкающим винтом РАФ ФЕ-2 оснащенный противокапотажным колесом

РАФ ФЕ-2 с противокапотажным передним колесом.

Летно-технические характеристики RAF FE-2b

  • Двигатель: «Бердмор»
  • мощность, л.с.: 160
  • Размах крыла, м.: 14,55
  • Длина самолета, м.: 9,83
  • Высота самолета, м.: 3,85
  • Площадь крыла, кв. м.: 45,9
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 937
  • нормальная взлетная: 1380
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 147
  • Крейсерская: 129
  • Время набора высоты 3050 м, мин.: 39’44»
  • Потолок, м.: 3350
  • Продолжительность полета, ч.: 3

Боевое и гражданское использование РАФ ФЕ-2

Самолеты FE.2a появились на фронте в мае 1915 г. — их получила 6-я эскадрилья Королевского летного корпуса. Самолеты применялись для сопровождения разведчиков BE.2. В январе 1916 г. во Францию прибыла 20-я эскадрилья — первая часть, вооруженная FE.2b. Та же эскадрилья стала первой, получившей самолеты FE.2d — 12 таких машин прибыло в часть 1 июня 1916 г. Самолеты эксплуатировались в истребительно-разведывательных эскадрильях, а также в частях ПВО Великобритании. На пике боевого применения FE.2b и FE.2d служили в 16 эскадрильях Экспедиционных сил во Франции и в 6 эскадрильях ПВО.

Несмотря на довольно большие размеры и массу, FE.2 оказался опасным противником для истребителей-монопланов «Фоккер». В частности, лучший ас кайзеровской авиации начального периода войны Макс Иммельман (Max Immelmann) погиб 18 июня 1916 г. в бою над Ленсом с группой FE.2b из 25-й эскадрильи. Британцы приписывают эту победу экипажу в составе пилота Дж.П. МакКаббина (G.P. McCabbin) и наблюдателя Дж.Х. Уоллера (G.H. Waller). Однако по немецким данным причиной гибели Иммельмана стал отстрел лопастей винта собственным пулеметом из-за неисправности синхронизатора, либо огонь с земли.

Появление осенью 1916 г. на фронте новых немецких истребителей-бипланов «Хальберштадт» и «Альбатрос» привело к тому, что FE.2 уже не могли использоваться в роли истребителей с надлежащей эффективностью. В апреле 1917 г. они были сняты с наступательных операций. В столкновениях с немецкими истребителями экипажам FE.2 приходилось использовать тактику оборонительного круга — именно самолетами этого типа впервые была опробована такая тактика. Но даже в 1917 г. тихоходные и маломаневренные FE.2 порой представляли угрозу для противника — в июне в бою с FE.2d получил серьезное ранение сам Манфред фон Рихтгофен. В общей сложности около полусотни (!) британских асов служило на FE.2. Причем среди них отдельно учитывались пилоты (одержавшие победы при помощи неподвижных пулеметных установок) и наблюдатели, обслуживавшие подвижные «Льюисы». В частности, по 8 побед записали на свой счет наблюдатели Жиль Бленнерхассет (Giles Blennerhasset) и Леонард Г. Эмсден (Leonard Н. Emsden).

В ноябре 1916 г. впервые было опробовано применение RAF FE.2 в качестве ночного бомбардировщика, а в феврале следующего года — сформирована первая бомбардировочная эскадрилья на этих самолетах. В обшей сложности 860 экземпляров FE.2b было выпущено с бомбодержателями или переоборудовано в бомбардировочный вариант. В этом качестве FE.2b служили вплоть до конца Первой мировой войны.

В истребительные эскадрильи на Западном фронте поставили 116 FE.2d, но уже к концу 1917 г. их вывели из состава истребительных частей. Немного дольше самолеты этой модификации эксплуатировались в 33, 36 и 78-й эскадрильях ПВО Великобритании. Там их пытались применять в качестве ночных перехватчиков, но боевые результаты были мизерными из-за низкой скороподъемности FE.2d. К моменту окончания Первой мировой войны в британской авиации числилось ещё около 500 FE.2.

Германские вояки позируют на фоне плененного биплана RAF FE-2

Германские пехотинцы позируют на фоне пленённого биплана RAF FE-2.

Самолет FE.2 принадлежал к раннему поколению истребителей. Он был создан в то время, когда облик машин этого класса ещё только определялся авиаконструкторами и авиаторами. RAF FE.2 представлял собой попытку компенсировать недостаточную маневренность подвижными пулеметными установками. И эта попытка оказалась достаточно удачной. Несмотря на сложность обслуживания задней пулеметной установки, FE.2 оказался единственным самолетом с толкающим винтом, получившим защиту с задней полусферы, что позволило использовать его даже в роли двухместного истребителя-бомбардировщика. Немецкие истребители часто не рисковали атаковать FE.2 в одиночку.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image