Наиболее подходящим для переделки в истребители классом авиации стали т.н. «кавалерийские» самолеты — одноместные легкие относительно быстроходные аэропланы, которые в соответствии с довоенными представлениями предназначались для ведения разведки (по аналогии с кавалерийскими отрядами). Одна из наиболее ранних подобных конверсии была предпринята в Германии, где фирма «Фоккер» на основе купленной до войны лицензии на французский «Моран-Солнье» Н выпускала одноместные монопланы — «Айндеккеры» под фирменным обозначением М5К и военным — «Фоккер» A.III. От французского оригинала они отличались прежде всего не деревянным, а металлическим набором фюзеляжа и оперения (сварным, из стальных труб); крыло, как и на «Моране», имело деревянный набор, а вся обшивка была полотняной. Двигатель — ротативный 7-цилиндровый «Оберурсель» U.0 мощностью 80 л.с. — также имел французские корни, являясь «клоном» мотора «Лямбда» фирмы «Гном».
Ключевым фактором, способствовавшим успеху монопланов «Фоккера», стало оснащение их синхронизаторами — «Айндеккеры» стали первыми в мире самолетами, получившими такие устройства для стрельбы через винт. Доработка конструкции М5К под установку пулемета осуществлялась Антони Фоккером (Anthony Fokker) в тесном взаимодействии с двумя строевыми летчиками — лейтенантами Отто Паршау (Otto Parschau) и Куртом Винтгенсом (Kurt Wintgens). Машина получила фирменное обозначение M5K/MG. Первым экземпляром «Фоккера», вооруженным синхронным пулеметом «Парабеллум» LMG 14, стал один из серийных самолетов модификации A.III. Первый полет переделанной машины состоялся 23 мая 1915 г., а в июне вооружение получили ещё четыре машины.
В то же время Инспекторат воздушных войск ввел новую группу в классификации самолетов — «Е», обозначавшую одноместные вооруженные монопланы. Самолет M5K./MG получил официальное обозначение «Фоккер» E.I. Последующие серийные самолеты отличались увеличенным размахом крыла. Они имели фирменный индекс М.14 и обозначения E.I, E.II или E.III в зависимости от типа двигателя и деталей конструкции. Общий объем выпуска этих трех монопланов, продолжавшегося до середины 1916 г., составил 360—370 экземпляров (в источниках встречаются несколько различающиеся цифры).
Основные модификации Fokker
- «Фоккер» E.I — двигатель «Оберурсель» U.0 (80 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Парабеллум» LMG 14 (на 5 самолетах M5K./MG) либо «Шпандау» 1MG 08 (на остальных машинах). Экипаж — 1 человек. До ноября 1915 г. изготовлено 54 самолета.
- «Фоккер» E.II — 9-цилиндровый ротативный двигатель «Оберурсель» U.1 (100 л.с; копия «Гном» «Моносупап»). Вооружение — один синхронный пулемет «Шпандау» 1MG 08 (боекомплект 500 патронов). Пулеметная установка доработана по сравнению с E.I. Прототип испытывался в июне 1915 г. Серийно выпускался с июля параллельно с «Фоккером» E.I. Выпущено 59 (по другим данным, 49) экземпляров.
- «Фоккер» E.III — силовая установка и вооружение аналогичны «Фоккеру» E.II, но небольшое количество самолетов получили по 2 синхронных пулемета. Уменьшена хорда крыла, увеличен запас топлива, внесены некоторые другие изменения. С октября 1915 г. изготовлено 249 (по другим данным, 260) единиц.
Летно-технические характеристики самолетов «Фоккер» E.I/E.II/E.III
Модификация | E.I (M5K/KG) | E.II | Е. III | |
Двигатель | «Оберурсель» U.0 | «Оберурсель» U.I | ||
мощность, л.с. | 80 | 100 | ||
Размах крыла, м | 8,95 | 9,52 | ||
Длина самолета, м | 6,75 | 7,20 | ||
Высота самолета, м | 2,40 | |||
Площадь крыла, кв. м | 14,40 | 16,0 | 15,40 | |
Масса, кг: | ||||
пустого самолета | 350 | 370 | 400 | |
нормальная взлетная | 560 | 580 | 610 | |
Скорость, км/ч: | ||||
максимальная | 130 | 141 | 141 | |
крейсерская | 118 | 125 | 126 | |
Время набора высоты, мин: | ||||
1000 м | 7 | 5 | ||
2000 м | 20 | 15 | ||
3000 м | 40 | 30 | ||
Скороподъемность, м/с | 3,9 | 4,1 | 5 | |
Потолок, м | 3000 | 3600 | ||
Продолжительность полета, | ч 1,5 | 2,5 |
Боевое использование монопланов Фоккер в Первой мировой войне
Поначалу «Айндеккеры» распределялись по одному в полевые авиаотряды (FFA — Feld Flieger Abteilung). Предполагалось их применение для сопровождения двухместных самолетов-разведчиков (каждый отряд по штату располагал шестью такими машинами). Первый «Фоккер» Е.I в июне 1915 г. попал в отряд FFA 6b, дислоцировавшийся в Саарбурге. Пилотировал его Курт Винтгенс. 1 июля у Люневиля он сбил французский «Моран-Солнье» L («Парасоль»), но победу не засчитали, поскольку бой проходил над вражеской территорией, и падение сбитой машины не было подтверждено. Три дня спустя Винтгенс сбил ещё одного «Морана» — и в этот раз без подтверждения. Наконец, 15 июля Винтгенсу удалось добиться несомненной победы, сбив третьего «Парасоля» (в то время пилот со своим истребителем был прикомандирован к FFA 48 в Мольхаузене). Это стало первой официальной победой для «Айндеккеров», а также первой официальной победой в истории войны в воздухе, одержанной с помощью синхронного пулемета.
Наиболее известные асы, воевавшие на «Айндеккерах», — Освальд Бельке и Макс Иммельман — начинали свою карьеру истребителей в отряде FFA 62. Бельке одержал первую победу на «Фоккере» E.I 19 августа 1915 г., сбив британский RAF BE.2c (на его счету уже была одна победа, одержанная на разведчике «Альбатрос» C.I). Из 40 воздушных побед, одержанных этим асом, 19 было добыто на монопланах «Фоккер» (последняя — 27 июня 1916 г.). Иммельман сбил первого вражеского самолета 1 августа 1915 г., а 26 октября одержал свою пятую победу, став асом (правда, сам этот термин появился позже). 13 мая 1916 г. Иммельман довел свой боевой счет до 10, а сбитый 15 мая над Лиллем английский разведчик стал его 15-й и последней победой. Погиб Иммельман 18 июня 1916 г. в бою с британскими истребителями FE.2b. Согласно немецкой версии тех событий, у иммельмановского «Фоккера» E.III из-за неисправности синхронизатора была отстрелена лопасть винта, что и привело к катастрофе. Именно Бельке и Иммельман считаются основоположниками тактики воздушного боя.
Один из участников создания «Фоккера» E.I, Отто Паршау, одержал первую победу на этом самолете 11 октября 1915 г. Погиб он также на «Айндеккере», получив тяжелое ранение в воздушном бою 21 июля 1916 г. Паршау ещё смог посадить машину, его доставили в госпиталь, но он скончался на операционном столе.
Увеличение поставок «Фоккеров» E.II и E.III в июле—октябре 1915 г. способствовало распространению этих самолетов на Западном фронте. Все больше немецких пилотов получали возможность воевать на «Айндеккерах», превосходящих по своим характеристикам самолеты противника. Вместо одиночных «Фоккеров» в составе полевых авиаотрядов формируются импровизированные звенья истребителей — например, Kampfeindecker- Halbabteilung (полуотряд боевых монопланов) в FFA 9b. Среди его пилотов выделялся вице-фельдфебель Эдуард Бёме (Eduard Bohme). 25 сентября 1915 г. он сумел в одном бою сбить два «Фармана» MF. 11 — выдающееся достижение для времени, когда даже одна воздушная победа была настоящим событием. Правда, карьера Бёме оказалась короткой — 24 января 1916 г. он разбился на «Фоккере» E.II при взлете с аэродрома. К концу октября 1915 г. на Западном фронте уже находилось 55 монопланов «Фоккер» (по 23 относилось к модификациям E.I и E.III, 8 — E.II и 1 — E.IV). Такое количество позволило приступить к формированию относительно крупных специализированных истребительных частей — команд одноместных боевых самолетов, или КЕК. (Kampfeinsitzerkommando). К концу 1916 г. сформировали 12 таких частей, как правило, получавших названия в соответствии с местом базирования. Большинство их комплектовались монопланами «Фоккер». В частности, в Лотарингии воевала КЕК «Авилье» (позднее — КЕК «Ост»), лучшими пилотами которой были Ганс Берр (Hans Berr; 10 побед) и Ганс-Карл Мюллер (Hans-Karl Muller), и КЕК «Во» (КЕК «Зюд»), в которой, в частности, служили Вильгельм Франкль (Wilhelm Frankl) и Курт Винтгенс, одержавшие в составе этой части соответственно 8 и 5 побед; у Меца — КЕК «Бантевилль», южнее Лилля — КЕК «Дуэ» (КЕК 3), сформированная на основе FFA 62 — в ней воевали, в частности, Бельке и Иммельман. В Эльзасе действовала КЕК «Хабсхейм», в которой, в частности, начинал свою карьеру истребителя Эрнст Удет. В боях над Верденом активное участие принимали КЕК «Жамец», КЕК «Мец» и КЕК «Сиври» (последней в марте-июне 1916 г. командовал Освальд Бельке). На Сомме воевала КЕК «Норд», возглавляемая Мартином Цандером (Martin Zander; 5 побед).
К концу 1915 г. на фронте находилось более 80 монопланов «Фоккера», из них 26 модификации E.I, 14 — E.II и 40 — E.III. Пик численности «Айндеккеров» был достигнут в мае 1916 г., когда на фронте находилось 35 «Фоккеров» E.I/E.II и 110 — Е. III (не считая «Фоккеры» E.IV и монопланы «Пфальц»). Однако с лета 1916 г. на смену «Айндеккерам» начали поступать более современные истребители-бипланы, прежде всего «Альбатросы», комплектовавшиеся мощными моторами жидкостного охлаждения и вооружавшиеся парой пулеметов.
Кроме армейской авиации Германии, «Айндеккер» использовались и в морской, получившей 6 самолетов Fokker E.I и несколько машин модификации E.III. Они служили в 1-м морском отряде полевых самолетов (Marine Feldflieger Abteilung 1). Помимо Западного фронта, монопланы «Фоккера» появляются и в Турции. В конце 1915 г. в состав германской военной миссии в этой стране прибыли три истребителя — один «Фоккер» E.II и два E.III, образовавших «отряд Фоккеров» (Fokker Staffel), воевавший над Дарданеллами и впоследствии реорганизованный в 6-й авиаотряд турецкой армии. Одним из лучших пилотов этой части был Ганс-Иоахим Буддекке (Hans-Joachim Buddecke). Он прибыл в Турцию в конце ноября 1915 г., уже имея на своем счету три воздушные победы. 6 октября Буддекке сбил «Фарман», но эта победа не была засчитана. Ровно месяц спустя он одержал первую подтвержденную победу на новом для себя театре военных действий. До 8 апреля 1916 г. Буддекке одержал в Турции четыре официальные и шесть неподтвержденных воздушных побед. В общей сложности Турция получила 22 самолета «Фоккер» E.III. Три такие же машины поставили Болгарии.
Использовала монопланы «Фоккер» и Австро-Венгрия, получившая два самолета модификации «Фоккер» E.I и 12 «Фоккер» E.III. Первая пара прибыла на итальянский фронт, в состав Flik 4, в ноябре 1915 г., поставки «Фоккеров» E.III осуществлялись в феврале—июле 1916 г. В феврале 1916 г. несколько «Айндеккеров», выделенных из состава Flik 4 и Flik 19, образовали первую австро-венгерскую истребительную авиачасть — Fokker-Kampfstaffel. В ноябре 1916 г. уцелевшие «Айндеккеры» были переведены на Восточный фронт.
Появление «Айндеккеров» Фоккер Е-1 на Западном фронте позволило Германии установить господство в воздухе. Преимущество истребителей, вооруженных синхронными пулеметами, над французскими и английскими самолетами, было настолько существенным, что появилось даже выражение «бич Фоккера». Однако в конце 1915 г. у противников Германии начали появляться более совершенные истребители, превосходящие аэропланы «Фоккера» по своим летным характеристикам, и с середины следующего года «Эйндеккеры» постепенно сходят со сцены.
Оставьте свой отзыв