Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

SPAD S.7

Фото лучшего истребителя Первой мировой войны - SPAD S7c1

Фото лучшего истребителя Первой мировой войны - SPAD S7c1

Неудача с истребителями серии SA показала конструкторскому коллективу фирмы SPAD — главному конструктору Луи Бешеро и его заместителю Андре Эрбемону (Andre Herbemont) — необходимость отказа от компоновки с вынесенной перед винт стрелковой гондолой в пользу более традиционных решений. После ряда промежуточных проектов появился SPAD V — самолет, весьма напоминавший СПАД SA.2 конструкцией крыла и фюзеляжа, но без указанной стрелковой гондолы. Ещё одним отличием машины от предшественников (во многом определившим её успех) стало применение нового V-образного мотора жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» — мощного и легкого, задавшего тон развитию авиадвигателей на несколько лет вперед.

Прототип SPAD V с мотором HS 8Аа (150 л.с.) был облетан в апреле 1916 г. Самолет показал отличную скорость (192 км/ч) и скороподъемность (высоту 2000 м набирал за 4,5 минуты). В итоге уже 10 мая 1916 г. выдали заказ на первую серийную партию (268 самолетов). В серии самолет получил обозначение SPAD S.7C1 (для обозначения номера модели, так же как и в случае с «Ньюпорами», могли применяться римские цифры, но мы для простоты будем пользоваться арабскими).

Помимо фирмы-разработчика биплан строился заводами «Гремон», «Жануар», «Келльнер», «Мерсье», SEA, «Режи» и «Зоммер».

Точное количество выпущенных машин неизвестно — в различных публикациях фигурируют цифры от 3825 до 5600 самолетов. Кроме того, SPAD S.7 выпускался в Великобритании (220 самолетов — 120 фирмой «Манн, Эджертон энд Ко.» и 100 «Л. Блерио Аэронотикс») и в России (примерно 100 единиц на производственных площадях знаменитого предприятия «Дукс»).

Основная модификация

  • SPAD S.7C1 — двигатель «Испано-Сюиза» HS 8Аа (150 л.с.) или HS 8АЬ (180 л.с; устанавливался с начала 1917 г. на части выпускаемых самолетов, а с апреля — на всех). Самолеты английского производства в большинстве своем комплектовались двигателями «Волсли» «Питон» I и «Питон» II — лицензионными копиями HS 8Аа и HS 8Аb соответственно. Вооружение — один 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс»(боекомплект — 500 патронов). Экипаж — 1 человек.
  • Испытывался, но серийно не строился SPAD S.7 с 8-цилиндровым мотором «Рено» (150 л.с.) — такой вариант рассматривался в качестве резервного на случай перебоев с поставками двигателей «Испано-Сюиза».

Летно-технические характеристики самолета СПАД С-7

  • Двигатель: «Испано-Сюиза» HS 8Аа
  • мощность, л.с.: 150
  • Размах крыла, м.: 7,81
  • Длина самолета, м.: 6,08
  • Высота самолета, м.: 2,20
  • Площадь крыла, кв. м.: 17,85
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 510
  • нормальная взлетная: 740
  • Максимальная скорость, км/ч: 192
  • Время набора высоты 2000 м, мин.: 4’30»
  • Потолок, м.: 5335
  • Продолжительность полета, ч.: 2,25
Вид биплана СПАД С-7 спереди
Вид биплана СПАД С-7 спереди.

Боевое использование SPAD S-7 в годы Первой мировой войны

Первым боевым пилотом, опробовавшим SPAD S.7C1, стал лейтенант Арман Пинсар (Armand Pinsard), командир французской эскадрильи N.26. Он получил новую машину 23 августа 1916 г., а 1 ноября одержал на ней свою первую воздушную победу. В том же месяце он возглавил эскадрилью N.78, пересевшую с «Ньюпоров» на «Спады» и сменившую обозначение на SPA.78. До своего ранения в летном происшествии 12 июня 1917 г. Пинсар записал на свой счет 16 сбитых самолетов противника.

В начале сентября 1916 г. SPAD S.7C1 получил сержант Поль Соваж (Paul Sauvage) из эскадрильи N.65. На этой машине он стал асом, одержав свою четвертую победу 23 сентября и пятую — 2 октября.

Первые впечатления от «Спадов» были неоднозначными: например, воевавший в составе эскадрильи N.3 Шарль Нужессер (встречается другое прочтение фамилии — Нунжессер) отдавал предпочтение «Ньюпору» 17 — менее скоростному, но более маневренному. Не добавляли популярности и технические проблемы, сопровождавшие строевую службу первых SPAD S.7C1. Особенно досаждали неисправности синхронизатора — например, из-за этого Жорж Гинемер разбил свой «Спад», отстрелив в полете лопасть винта. Однако постепенно SPAD S.7C1 поступал во все новые эскадрильи, становясь основным французским истребителем. В течение сентября 1916 г. на фронт прибыли 24 таких самолета, а в начале следующего года ежемесячные поставки исчислялись уже сотнями машин.

По мере освоения пилотами аэроплан SPAD S.7C1 становился эффективным оружием в руках фронтовых пилотов. Тот же Гинемер 23 сентября в одном бою в течение всего пяти минут сбил два «Фоккера» (третья победа, одержанная в том же бою, осталась неподтвержденной). Перевооружение новыми истребителями осуществлялось, как правило, постепенно — та же эскадрилья N.3 сдала последнего «Ньюпора» только в апреле 1917 г., став эскадрильей SPA.3.

Именно эта часть, до конца войны воевавшая на «Спадах» различных модификаций, стала рекордсменом среди французских истребительных эскадрилий — на счету пилотов SPA.3 в общей сложности 175 воздушных побед. В частности, в ней служил лучший французский ас Первой мировой войны Рене Фонк (Rene Fonck), начинавший свою карьеру истребителя в эскадрилье SPA. 103 и одержавший в общей сложности 75 подтвержденных побед. На его счету, в частности, два рекорда дневной результативности: в один из дней он сбил пять вражеских самолетов, а в другой — шесть.

Справедливости ради, среди эскадрилий «Спадов» были и откровенные неудачники: например, на счету SPA. 159 только 12 побед, и то одержанных в последние месяцы войны, а потери погибшими и ранеными — 150% летного состава.

К концу февраля 1917 г. была завершена поставка первой заказанной партии SPAD S.7C1, но новые контракты продолжали выполняться нарастающим темпом. В начале августа 1917 г. на фронте находилось 445 таких самолетов, ещё 32 было в резерве и 15 — в учебных частях. Осенью 1917 г. начались поставки новых SPAD S.13C1, но «семерки» ещё долго оставались основными французскими истребителями Первой мировой войны. По состоянию на 1 апреля 1918 г. на фронте находилось 372 таких самолета, а ещё 43 было в резерве (более современных SPAD S.13C1 в строю было 290 единиц).

Помимо Западного фронта, французские авиачасти действовали и на русско-германском — в полосе Юго-Западного фронта на SPAD S.7C1 воевала эскадрилья SPA.581, расформированная в марте 1918 г.

В сентябре 1916 г. три самолета SPAD S.7C1 передали для испытаний англичанам. После коротких тестов в 60-й эскадрилье RFC был сделан заказ на ещё 30 таких истребителей. Уже в октябре самолеты из этой партии начали поступать в 19-ю эскадрилью на замену BE. 12, однако перевооружение этой части удалось завершить лишь к февралю 1917 г. За первым заказом последовал второй — на 120 самолетов, что позволило перевооружить и 23-ю эскадрилью. В апреле 1917 г. началось лицензионное производство SPAD S.7C1 в Великобритании, однако из самолетов британского выпуска на Западный фронт попали считанные единицы. В основном они поступали на Ближний Восток — в 30-ю и 63-ю эскадрильи в Месопотамии и 72-ю в Палестине. В общей сложности британцы получили 185 SPAD S.7C1 французского производства и 220 — собственного. «Спады» английского производства отличались более низкими летными данными — особенно те из них, что комплектовались моторами «Волсли», а не оригинальными «Испано-Сюизами» (потеря скорости доходила до 20 км/ч, более низкой была и скороподъемность).

Пулемет на истребителе SPAD S-7

Вооружение истребителя Первой мировой войны СПАД С-7 - один синхронный пулемет

В составе RFC на Западном фронте самолеты SPAD S.7C1 служили чуть более года, находясь на вооружении лишь двух эскадрилий. Тем не менее эти истребители зарекомендовали себя весьма неплохо: 11 летчиков 19-й эскадрильи и 16 пилотов 23-й пополнили свой боевой счет победами, одержанными на «Спадах».

Начиная с марта 1917 г. в общей сложности 214 истребителей SPAD S.7C1 было поставлено в Италию. Первые самолеты поступили в 77-ю эскадрилью (взамен «Ньюпоров» 17), а в общей сложности ими вооружили девять эскадрилий. Наибольших успехов добились пилоты 91-й эскадрильи (сформирована 1 мая 1917 г.), в которой, в частности, служил лучший итальянский ас Франческо Баракка. Наиболее успешной для этой части стала неделя с 20 по 26 октября 1917 г., когда боевой счет 91-й эскадрильи пополнился 14 воздушными победами. В 91-й эскадрилье воевали на «Спадах» Пьер Руджеро Пиччио (Pier Ruggero Piccio; 24 воздушные победы) и Фулько Руффо ди Калабриа (Fulco Ruffo di Calabria; 21 победа), а сама часть заслужила реноме «эскадрильи асов». Однако в целом SPAD S.7C1 не пользовался особой популярностью среди итальянских пилотов, предпочитавших более маневренные «Ньюпоры» и «Анрио». Как следствие, уже в ноябре 1917 г. 76, 80 и 84-я эскадрильи пересели на HD.1. 91-я эскадрилья к июню 1918 г. была перевооружена более современными истребителями SPAD S.13C1. Но в составе некоторых других частей SPAD S.7C1 сохранялись вплоть до окончания войны, причем несколько таких самолетов после соответствующего переоборудования использовалось в качестве скоростных фоторазведчиков.

Небольшое количество SPAD S.7C1 — 15 единиц — с августа 1917 г. получила Бельгия. Самолетами вооружили 5-ю эскадрилью (впоследствии переименованную в 10-ю). На таком истребителе воевал один из пяти бельгийских асов — Эдмон Тиффри (Edmond Thieffry). Первую победу на «Спаде» он одержал 16 августа 1917 г. — на второй день после получения нового самолета. В общей сложности Тиффри сбил 10 вражеских самолетов (ещё 5 побед были неподтвержденными) — до того как 23 февраля 1918 г. сам был сбит и попал в плен.

Использование СПАДов С-7 в России

В начале 1917 г. 43 самолета SPAD S.7C1 поставили в Россию. Большинство их попало в 1-ю боевую авиагруппу (БАГ), в составе которой такие самолеты появились летом 1917 г. Вероятно, первая зафиксированная победа 1-й БАГ на «Спаде» была одержана 27 июля, когда есаул Шангин на таком самолете совместно с самым результативным русским асом Александром Козаковым на «Ньюпоре» сбил австрийский разведчик «Ганза-Бранденбург» C.I. Помимо 1-й БАГ SPAD S.7C1 попали и в ряд других частей, в частности 9-го авиационного отряда истребителей (АОИ).

Новые самолеты показали свое преимущество над устаревшими австро-венгерскими и немецкими истребителями, действовавшими на Восточном фронте. Так, прапорщик Владимир Стрижевский 17 мая 1917 г. на «Спаде» сбил «Ганза-Бранденбург» D.I, а 17 июня — «Фоккер» Е.III (5-я и 6-я победы). Григорий Сук с 14 октября по 10 ноября 1917 г. сбил на SPAD S.7C1 четыре самолета, доведя свой счет до 9 побед (на «Спаде» русский ас Сук и погиб, разбившись 28 ноября 1917 г. при заходе на посадку). Поставки самолетов SPAD S.7C1 производства завода «Дукс» начались фактически уже после выхода России из Первой мировой войны. Этим машинам довелось повоевать в уже в Гражданской войне.

***

189 самолетов SPAD S.7C1 начиная с декабря 1917 г. передали Американским экспедиционным силам. Самолеты поступили на вооружение шести эскадрилий — 41, 103, 138, 139, 141 и 638-й. В боях особо отличилась 103-я эскадрилья, поскольку её пилоты уже обладали солидным фронтовым опытом — до вступления в войну США она была французской эскадрильей SPA. 124, укомплектованной американскими волонтерами. Помимо неё, в боях на SPAD S.7C1 участвовала только 139-я эскадрилья — остальные четыре, входившие в состав 5-й истребительной группы, получили такие самолеты только в октябре 1918 г. и использовали их лишь для тренировки. На SPAD S.7C1 воевали, в частности, лучший американский ас Эдди Рикенбакер и второй по результативности Фрэнк Люк (Frank Luke), имевший к концу войны на своем счету 21 воздушную победу.

Собиралась отправить свои авиачасти для участия в войне против Германии и Португалия. В 1918 г. в состав эскадрильи SPA.124 (воссозданной после ухода американских волонтеров) была направлена группа летчиков. Один из них, Оскар Монтейро Торрес (Oscar Monteiro Torres), стал первым португальским авиатором, одержавшим победу в воздушном бою. Но собственным SPAD S.7C1 Португалия обзавелась только в 1919 г., когда было получено 12 таких самолетов.

Использование SPAD S-7 после Великой войны

В послевоенное время SPAD S.7C1 получили довольно широкое распространение. Не менее 60 таких самолетов попало в Чехословакию, где они до 1924 г. служили в боевых частях, а до 1927-го — в школах. Один SPAD S.7C1 (производства завода «Дукс») в 1919-1923 гг. служил в Финляндии. 15 SPAD S.7C1 из Франции в 1919 г. получила Польша, 22 — Югославия. Служили такие самолеты также в Греции, Румынии, Бразилии.

SPAD S.7C1 стал одним из лучших истребителей Первой мировой войны. Сочетание легкого и мощного двигателя с прочностью планера позволяло добиваться на этой машине отличных результатов в воздушных боях. Однако по вооружению SPAD S.7C1 отставал от истребителей противника: большинство немецких самолетов такого назначения имело к тому времени по два пулемета, а «Спад» — лишь один.

Схемы и чертежи SPAD S.7

Чертеж самолета Первой мировой СПАД С-7

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image