Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Шалль Рене (Challe Rene)

Рене Шалль

Рене Шалль

Родился 6 июня 1913 году в Безансоне. В 1935 — 1937 годах обучался в популярной офицерской академии Сен-Сир, после чего получил назначение в 5-й полк марокканских стрелков. В течение этого года добивался перевода в ВВС, обучался в лётном училище в Версале. В день своего 25-летия получил квалификацию лётчика и был направлен в состав GC III/7, где в 1940 году принял командование 5-й эскадрильей, летающей на самолётах «Моран-406», проявив себя умелым, решительным и инициативным лётчиком.

В период воздушных боёв над Францией летом 1940 года одержал одну официальную и одну неподтверждённую победы. Однако после последней из них, 15 мая, был подбит, самолёт загорелся, и Шалль был доставлен в госпиталь.

Истребитель MS-406, 1940 год

Истребитель MS-406, 1940 год

В ноябре 1942 года демобилизовался, а после высадки союзников во французской Северо — Западной Африке покинул Францию вместе со своим братом Морисом. В Испании побывал в плену, в декабре 1943 года добрался до Марокко, а в марте следующего года оказался в России.

После недолгого переучивания на новый истребитель Як-9, капитан Рене Шалль приступил к выполнению боевых заданий в качестве командира эскадрильи «Кайенн».

Свою первую победу в России одержал 26 июня 1944 года, которая также оказалась и первой победой «Нормандии» после её второго появления на фронте. В октябре 1944 года Рене сбил 5 самолётов (1 из них — в группе), а затем, в январе 1945 года, ещё один, после перевооружения полка новыми самолётами Як-3. За мужество и отвагу проявленные в боях был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Як-9 Рене Шалля

Последний бой провёл 17 января 1945 года. В тот день, в районе Гумбинена, появилась группа FW-190. Рене во главе двух пар истребителей решил перехватить противника. Но у его ведомого на взлёте забарахлил мотор, поэтому к цели они пришли втроём. «Фоккеров» оказалось значительно больше, чем предполагалось — 15 машин, но несмотря на это французы стремительно атаковали противника.

С малой дистанции, почти в упор, Рене расстрелял FW-190. В прицел «просился» ещё один, но нужно было выручать Марки — по нему открыл огонь другой «Фоккер». Рене довернул свою машину, дал длинную очередь и FW-190, уходя от огня, встал в крутой вираж. Решив добить противника Рене бросился к нему. Обернувшись, он увидел у себя в хвосте другой «Фоккер», но поскольку до него было не менее 600 метров, решил что успеет расстрелять свою жертву. В тот момент, когда он уже поймал противника в прицел, в кабине его машины ярко вспыхнул огонь и раздался взрыв, от которого вдребезги разлетелся фонарь…

 Як-3 Рене Шалля

Левая рука пилота оказалась перебитой, множество осколков впилось в тело. Машина, выписывая полубочку, устремилась вниз. У самой земли Рене сумел вывести самолёт в горизонтальный полёт. Под прикрытием друзей он дотянул до аэродрома и после посадки потерял сознание. Ранение оказалось очень сложным, а лечение — затяжным. В свой полк он уже не вернулся. Итогом его боевой деятельности стали 8 воздушных побед (1 из них — в группе), ещё 1 не получила официального подтверждения.

Список всех известных побед капитана Рене Шалля:

Дата Тип сбитого самолёта Место падения Самолёт Рене Шалле
09 мая 1940 г. Не-111 н/п вост. Виши MS-406
15 мая 1940 г. Do-17 сев. Аргонн MS-406
26 июня 1944 г. Ме-109 зап. Витебск Як-9
10 октября 1944 г. FW-190 (в группе) Тракенен Як-9
16 октября 1944 г. FW-190 зап. Ширвиндт Як-9
16 октября 1944 г. Ме-109 Хохенроде Як-9
18 октября 1944 г. FW-190 юж. Сталупонен Як-9
22 октября 1944 г. Ме-109 Норкилен Як-9
17 января 1945 г. FW-190 сев — вост. Гумбиннен Як-3

Рене Шалль

Из госпиталя Рене отправился во Францию, унося горестную весть для своей матери — 27 марта 1945 года погиб его младший брат Морис Шалль. После того как им был сбит русский самолёт, Морис всё время жаждал собственной кровью смыть вину. Он смыл её вражеской, сразив 10 самолётов противника…

После войны Рене Шалль остался в ВВС, был произведён в майоры. С января по август 1947 года командовал GC I/5 «Шампань». Затем был назначен офицером связи в ВВС ВМС (в Йер). В апреле 1951 года ему было присвоено звание подполковника. В октябре 1954 года стал начальником аэродрома Оран — Ла Сенья. В 1955 году стал полковником, в июле 1964 года вышел в отставку будучи уже генералом.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image