Жан-Луи Тюлян родился 27 ноября 1912 года в Нансе. Вырос в семье авиаторов — отец и два родных дяди воевали ещё в Первую Мировую войну. Закончил, популярное в ту пору во Франции, училище в Сен-Сире. Затем прошёл полный курс лётной школы в Версале и вскоре стал, по словам знавших его, лётчиком божьей милостью. Его отличали превосходная военная выправка, чёткость, аккуратность. Тюлян как бы представлял собой образец строевого офицера.
В 1938 — 1939 годах работал инструктором, затем служил в Северной Африке, командовал эскадрильей в составе подразделения GC 1/7 «Provence». 5 декабря 1940 года перебрался в Каир. В составе авиагруппы «Alsace» участвовал в воздушных схватках над Ливией.
В декабре 1942 года, в составе первой группы французских лётчиков — добровольцев, прибыл в Россию. Вспоминая о том времени, Герой Советского Союза Б. А. Смирнов, инспектирующий лётчиков «Нормандии», писал позднее:
«Жан — Луи Тюлян был опытным пилотом, летал на многих типах самолётов. Среднего роста, стройный, с тонкими, по — мужски красивыми чертами лица, он держался со всеми просто, но с достоинством. Тюляну было 35 лет, но выглядел он значительно моложе. Когда улыбался, его лицо выражало доброту, но порой взгляд становился проницательным, и казалось, что он читает мысли собеседника. В эскадрилье Тюлян пользовался огромным уважением. Худой, жилистый, с вечно блуждающей улыбкой, он всегда торопил время…»
Очевидно, эти обстоятельства и послужили основанием для его назначения заместителем командира эскадрильи «Нормандия». Однако уже 22 февраля 1943 года, после отъезда Жозефа Пуликена, майор Жан-Луи Тюлян стал уже новым командиром эскадрильи.
В конце марта 1943 года Тюлян открыл счёт побед французских лётчиков, когда в паре с Литтольфом атаковал большую группу Ме-109. Опешив от энергичных действий «Яков», противник растерялся. Один из «Мессеров», пытаясь изменить маневр, подставил «брюхо» прямо под прицел Тюляна. Длинная очередь — и противник, не выходя из крена, закувыркался к земле. В это время Литтольф, ведя бой с 4 «Мессерами», подбил 2 из них. Вскоре у французских лётчиков кончились боеприпасы и плохо бы им пришлось, если бы, откуда ни возьмись, не появились советские «Лавочкины»…
13 апреля Тюлян одержал свою вторую победу — сбил FW-190. Вскоре, в одном из боёв, спас от гибели своего ведомого, у которого в критический момент боя закончились боеприпасы.
В июне 1943 года Тюлян в паре с Бегином встретили разведчик — корректировщик FW-189 под охраной пары «Фоккеров». Командир «Нормандии» вступил в бой с истребителями, предоставив «Раму» Бегину, и, пока тот охотился за FW-189, Тюлян сбил один FW-190. Дидье Бегин атаковал «Раму» несколько раз, но подбитый корректировщик всё-таки сумел уйти на бреющем полёте.
Как лётчик-истребитель Тюлян был выше всяких похвал. Он привлекал всех своим обаянием, влюблённостью в авиацию, неукротимым бойцовским духом. Машины и полёты — это было для него всем.
17 июля 1943 года он погиб в воздушном бою с большой группой FW-190.
А вот что пишет о своём друге бывший командир полка «Нормандия — Неман» Пьер Пуйяд:
Як-1б майора Жана-Луи Тюляна. Полотняный завод, март 1943 г.
Можно ли удивляться тому, что он погиб ? У него была репутация безрассудно смелого и удачливого лётчика, а это не могло продолжаться вечно. Его звезда — такая яркая — не могла гореть долго. 17 июля под Орлом, ангел — хранитель покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул немецкий фронт.
Гибель Тюляна потрясла всю эскадрилью — Жан был не только её командиром, но и её душой. Особенно угнетало лётчиков то, что его нельзя было даже достойно похоронить, так и не удалось даже примерно установить, в каком месте упал его самолёт…»
За период своего недолгого пребывания на Советско — Германском фронте, Жан-Луи Тюлян одержал в воздушных боях 3 победы. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, командир эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Список воздушных побед майора Жана-Луи Тюляна:
Дата | Самолёт противника | Место падения |
23 июня 1943 г. | FW 190 | Буда |
15 июля 1943 г. | Me 110 | Орал (С-В) |
16 июля 1943 г. | FW 190 | Красниково |
Оставьте свой отзыв