Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Тюлян Жан-Луи (Tulasne Jean-Louis)

Жан Тюлян

Жан-Луи Тюлян родился 27 ноября 1912 года в Нансе. Вырос в семье авиаторов — отец и два родных дяди воевали ещё в Первую Мировую войну. Закончил, популярное в ту пору во Франции, училище в Сен-Сире. Затем прошёл полный курс лётной школы в Версале и вскоре стал, по словам знавших его, лётчиком божьей милостью. Его отличали превосходная военная выправка, чёткость, аккуратность. Тюлян как бы представлял собой образец строевого офицера.

В 1938 — 1939 годах работал инструктором, затем служил в Северной Африке, командовал эскадрильей в составе подразделения GC 1/7 «Provence». 5 декабря 1940 года перебрался в Каир. В составе авиагруппы «Alsace» участвовал в воздушных схватках над Ливией.

В декабре 1942 года, в составе первой группы французских лётчиков — добровольцев, прибыл в Россию. Вспоминая о том времени, Герой Советского Союза Б. А. Смирнов, инспектирующий лётчиков «Нормандии», писал позднее:

«Жан — Луи Тюлян был опытным пилотом, летал на многих типах самолётов. Среднего роста, стройный, с тонкими, по — мужски красивыми чертами лица, он держался со всеми просто, но с достоинством. Тюляну было 35 лет, но выглядел он значительно моложе. Когда улыбался, его лицо выражало доброту, но порой взгляд становился проницательным, и казалось, что он читает мысли собеседника. В эскадрилье Тюлян пользовался огромным уважением. Худой, жилистый, с вечно блуждающей улыбкой, он всегда торопил время…»

Очевидно, эти обстоятельства и послужили основанием для его назначения заместителем командира эскадрильи «Нормандия». Однако уже 22 февраля 1943 года, после отъезда Жозефа Пуликена, майор Жан-Луи Тюлян стал уже новым командиром эскадрильи.

Жан-Луи Тюлян (справа) и Альбер Дюран, 1943 г.

Жан-Луи Тюлян (справа) и Альбер Дюран, 1943 г.

В конце марта 1943 года Тюлян открыл счёт побед французских лётчиков, когда в паре с Литтольфом атаковал большую группу Ме-109. Опешив от энергичных действий «Яков», противник растерялся. Один из «Мессеров», пытаясь изменить маневр, подставил «брюхо» прямо под прицел Тюляна. Длинная очередь — и противник, не выходя из крена, закувыркался к земле. В это время Литтольф, ведя бой с 4 «Мессерами», подбил 2 из них. Вскоре у французских лётчиков кончились боеприпасы и плохо бы им пришлось, если бы, откуда ни возьмись, не появились советские «Лавочкины»

13 апреля Тюлян одержал свою вторую победу — сбил FW-190. Вскоре, в одном из боёв, спас от гибели своего ведомого, у которого в критический момент боя закончились боеприпасы.

В июне 1943 года Тюлян в паре с Бегином встретили разведчик — корректировщик FW-189 под охраной пары «Фоккеров». Командир «Нормандии» вступил в бой с истребителями, предоставив «Раму» Бегину, и, пока тот охотился за FW-189, Тюлян сбил один FW-190. Дидье Бегин атаковал «Раму» несколько раз, но подбитый корректировщик всё-таки сумел уйти на бреющем полёте.

Как лётчик-истребитель Тюлян был выше всяких похвал. Он привлекал всех своим обаянием, влюблённостью в авиацию, неукротимым бойцовским духом. Машины и полёты — это было для него всем.

17 июля 1943 года он погиб в воздушном бою с большой группой FW-190.

Жан Тюлян

А вот что пишет о своём друге бывший командир полка «Нормандия — Неман» Пьер Пуйяд:

«Прибыв в Россию, Тюлян оставался тем же спартанцем, каким был всегда. Внешне он был сдержан и даже холоден, но умел внушить к себе любовь и уважение. Без полётов не мыслил жизни. Презирал опасность, превыше всего ценил решительность и отвагу. Чтобы первым взлетать по тревоге — спал в землянке, находящейся в 20 метрах от самолёта. С неизменной улыбкой на лице, он находил выход из любых самых сложных ситуаций. На него равнялись все лётчики. Когда наступление было в разгаре, он завидовал тем, кто в нём участвует, и казался несчастным, когда оно затихало. Он даже просил перевести нас в более напряжённый сектор боёв, чтобы не сидеть без дела.

Як-1 Жана Тюляна, 1943 год

Як-1б майора Жана-Луи Тюляна. Полотняный завод, март 1943 г.

Жан ТюлянМожно ли удивляться тому, что он погиб ? У него была репутация безрассудно смелого и удачливого лётчика, а это не могло продолжаться вечно. Его звезда — такая яркая — не могла гореть долго. 17 июля под Орлом, ангел — хранитель покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул немецкий фронт.

Гибель Тюляна потрясла всю эскадрилью — Жан был не только её командиром, но и её душой. Особенно угнетало лётчиков то, что его нельзя было даже достойно похоронить, так и не удалось даже примерно установить, в каком месте упал его самолёт…»

За период своего недолгого пребывания на Советско — Германском фронте, Жан-Луи Тюлян одержал в воздушных боях 3 победы. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, командир эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Список воздушных побед майора Жана-Луи Тюляна:

Дата Самолёт противника Место падения
23 июня 1943 г. FW 190 Буда
15 июля 1943 г. Me 110 Орал (С-В)
16 июля 1943 г. FW 190 Красниково

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image