Фёдор Василенко родился в 1921 году, учился в школе №9 города Майкопа. Скромный паренёк, девятиклассник Федя мечтал о небе, часами читал о подвигах славных лётчиков: Чкалова, Громова, Водопьянова, Байдукова, Белякова, Леваневского — первых Героев Советского Союза… Федя поступает в Майкопский аэроклуб. С первых дней учёбы он зарекомендовал себя дисциплинированным курсантом, изучает сложную авиационную технику, метеорологию, теорию полёта, аэродинамику, материальную часть самолёта. Инструктора отмечают в молодом курсанте такие качества как целеустремлённость, хладнокровие, внимательность.
Вот и первый самостоятельный вылет. Навсегда он запомнится Фёдору. Стальная птица послушна ему, он пилотирует самолёт, точно выдерживает курс, делает развороты строго по инструкции и, наконец, мягкая посадка. Фёдор успешно закончил аэроклуб, получил профессию пилота. Но теперь Фёдор мечтает стать военным лётчиком-истребителем. В 1939 году его призывают в ряды Красной Армии и направляют в военно-авиационное лётное училище. Вновь учёба, вновь изучает самолёт-истребитель, изучает тактику, ведения воздушного боя.
Его лозунг — «Если не собьёшь противника в воздухе, то противник собьёт тебя». В учебных воздушных боях он уже показывает характер, пилотирует истребитель на предельных перегрузках, часто выходя из строгих правил Инструкции по эксплуатации самолёта.
…Началась Великая Отечественная война. Фёдор Василенко получает направление на Юго-Западный фронт, где сражается до ноября 1941 года. Там он лично сбил 2 самолёта противника и 5 в составе группы. С марте 1942 года вёл бои уже на Волховском фронте. 92-й авиаполк, в котором он служил, потерял в непрерывных воздушных сражениях почти все самолёты и большую часть лётчиков. Даже как следует «обстрелять» молодых лётчиков не было времени. На боевое слаживание пар и звеньев на фронте нужна была неделя с напряжением в 10 — 15 боевых вылетов, а минимум определялся в 2 — 3 суток при 5 — 6 вылетах. Наши новые истребители Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 не имели преимуществ перед немецкими истребителями Ме-109Ф и это осложняло положение дел.
Фёдор Василенко успешно прошёл проверку боем. Он со своими лётчиками сопровождает штурмовиков на боевое задание. Вступает в воздушный бой и дерётся в воздухе. Эти боевые вылеты выполнялись в сложных метеоусловиях, частые туманы, низкая облачность и отсутствие надёжных радиосредств на аэродромах отрицательно сказывались на выполнении боевых задач, Тяжело переживал Фёдор гибель своих боевых товарищей после выполнения боевых задач, когда возвращались на свой аэродром. Немецкая авиация имела преимущества не только на своей «территории», она блокировала и наши аэродромы, ловила наших лётчиков на взлёте и посадке. Вот в таких условиях закалялся характер молодого лётчика Фёдора Василенко, вскоре его назначили командиром звена.
В одном из боевых вылетов он обнаружил группу, состоящую из 12 «Юнкерсов» в сопровождении нескольких Ме-109. Фёдор принимает решение вступить в бой. Он резко набрал высоту и с высоты бросился на них, поливая огнём. Сбит один «Юнкерс». Группа рассыпалась в разные стороны. Сбит ещё один вражеский самолёт. Фёдор благополучно вышел из боя и вернулся на свой аэродром.
Он вырос в должности, стал заместителем командира эскадрильи. А за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждён орденом Ленина согласно Приказу по войскам Волховского фронта №020/н от 22.04.1942 года.
В июле 1942 года заместитель командира эскадрильи 92-го истребительного авиационного полка лейтенант Фёдор Василенко представлен командованием части к званию Героя Советского Союза. К тому времени он уверенно летал на самолётах И-15бис, И-16, МиГ-3, Як-7 и ЛаГГ-3. Выполнил 320 боевых вылетов, из них на штурмовку — 78, разведку — 46, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков — 65, прикрытие своих войск — 110. Проведя 123 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника (7 лично и 9 в группе с другими лётчиками). Но Героем он не стал: приказом по войскам Волховского фронта № 131/Н от 05.12.1942 года награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Не суждено было храброму лётчику Фёдору Василенко дожить до праздника Победы. Вскоре после представления к высшей степени отличия, он не вернулся из очередного боевого вылета. Вот что писало командование части родным Фёдора:
«Здравствуйте, товарищ С. М. Василенко. Шлём Вам наилучшие пожелания в Вашей работе и жизни. Одновременно сообщаю, что письмо, писанное Вами на имя Фёдора Василенко получено 3 июля 1944 г. К сожалению, письмо вручить Феде не представляется возможным, ибо Феди, как нашего лучшего товарища, а вашего сына нет больше среди нас. Товарищ Василенко, ваш сын Федя, в июле 1942 года погиб в районе Будогощь Ленинградской области и похоронен в городе Боровичи. Для выполнения боевого задания он вылетел в плохую дождливую погоду, но после выполнения задания, аэродрома найти не мог и врезался в мост, разбил самолёт, а сам получил тяжёлые ушибы, перелом позвоночника и в течение 12 суток находился в госпитале в городе Боровичи Ленинградской области. 25 июля 1942 года скончался.
Товарищ Василенко, Ваш сын Федя, был любимцем всего личного состава, он показал себя с немецкими стервятниками действительным героем Отечественной войны. Он имел 16 сбитых стервятников. За проявленное мужество и отвагу был награждён орденом Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени. Федей гордилась часть, своими подвигами он заслужил уважение далеко за пределами своей части. Его товарищи идут на выполнение боевого задания, и каждый старается отомстить за смерть Феди. Высылаем Вам справку о награждении Феди. 5 июля 1944 г.»
Соберутся в честь очередного юбилея Победы ветераны авиационного полка, которые остались в живых, и они вспомнят обязательно своего боевого товарища, прославленного лётчика, героя войны Фёдора Степановича Василенко.
Источники:
1. Шебзухов М. Х. — «Сыны и дочери Адыгеи в Великой Отечественной». — Майкоп, 1995.
Оставьте свой отзыв