В 10-х годах богатого событиями прошлого века на страницах немецких, датских, бельгийских, голландских газет часто упоминалось имя Артема Кацияна. О нем писали как о человеке необыкновенной смелости, изумлявшем публику виртуозными полетами.
Артем Кациян. Это имя сохранилось не только в пожелтевших газетах и архивных бумагах. Его хорошо помнят старожилы Орджоникидзе, Армавира, Краснодара, Ростова, Баку и многих других городов Северного Кавказа и Закавказья.
Артем Кациян принадлежит к славной когорте первых энтузиастов авиации. Как свидетельствуют документы, он был первым армянином, ставшим профессиональным летчиком, иначе говоря, первым армянским авиатором.
Артем Андраникович родился в 1886 году во Владикавказе (Дзауджикау) в семье приказчика магазина. Юноша был очень одаренным. В десять лет он рисовал, имел хороший музыкальный слух и голос, отлично учился в школе, был смелым и смекалистым.
Поступив во Владикавказскую гимназию, Артем стал более серьезно заниматься живописью, лепкой и керамикой, увлекаться спортом, музыкой. В гимназии он дружил с будущим известным актером, режиссером Е. Б. Вахтанговым.
Артему приходилось помогать отцу, чтобы прокормить семью. В ряде армянских домов он преподавал детям русский язык и арифметику, а иногда и рисование. По окончании гимназии в 1905 г. отцу Артема удалось устроить его в Тифлисе учиться живописи. Там, увидев большое дарование мальчика, решили направить его в Мюнхенскую Академию художеств для продолжения учебы. Артем успешно выдержал экзамены и был зачислен на учебу.
В академии Кациян учился живописи и ваянию. Одновременно он изучал несколько европейских языков. В Мюнхене Артем сближается с другими студентами-кавказцами, находящимися в Германии и особенно с А. Коджояном — будущим талантливым художником Советской Армении. А когда в Мюнхене в 1908 г. открылся аэроклуб, Артем стал одним из первых его членов. Не прерывая занятий в академии, он изучал летное дело. Среди смельчаков учащихся аэроклуба, Артем выделялся своей необычайной решительностью и темпераментом. Каждый старт, связанный в то время с известным риском, лишь усиливал любовь к авиации. Он быстро освоил полет на планерах, а затем и на самолете. В сентябре 1909 г., сдав все летные испытания на отлично, он стал уже одним из лучших летчиков Германии. О Кацияне писали газеты и журналы. Он участвовал во многих международных и национальных состязаниях на самолете фирмы «Граде».
В 1909 г. А. Кациян устанавливает рекорд по дальности и высоте полета. Это фактически был первый мировой рекорд, установленный летчиком из России. В качестве приза Кациян получил самолет фирмы «Граде». Он со своим самолетом разъезжал по Голландии, Бельгии, Дании и Германии, нанимал аэродромы и плацы, где совершал показательные полеты.
По окончании летного клуба (1909 г.)[1] правительство Германии не хотело выдать Кацияну диплом. Ему предложили остаться в Германии и обучать летному мастерству молодежь. Немцы мотивировали отказ в выдаче диплома тем, что он русского подданства. Кациян получил диплом за №61 только 17 февраля 1911 г. Даже исходя из того, что диплом пилота-авиатора датирован 1911 г., Кацияна по праву следует считать первым летчиком-армянином и одним из первых российских авиаторов.
Окончив в 1910 г. академию, он без сожаления расстается с Германией и уезжает на свою родину. Багажом по железной дороге во Владикавказ следовал самолет «Граде».
Первые свои полеты он продемонстрировал перед владикавказцами. До подъема Кацияна в воздух никто еще во Владикавказе не видел самолета. Перед началом полета местная газета «Терек» писала, что их соотечественник Кациян Артем Андреевич «прибыл из-за границы, привез с собой самолет и в воскресенье будет выполнять показные полеты. Спешите покупать билеты! Полеты будут производиться с плаца у кадетского корпуса».
Своим первым полетом Кациян изумил всех. Один из его друзей, Татузов, вспоминает: «Однажды также были проданы билеты. Собралось очень много народу, прибыл губернатор и другие высокопоставленные чины. Время начинать полет. Кациян под аплодисменты подошел к аппарату и при помощи механика стал запускать мотор. Но мотор не запустился. Долго Кациян возился у мотора, но запустить не смог. Из публики начали кричать: «Крути, Артем, авось запустишь!». Эти слова начала скандировать вся молодежь, присутствовавшая на плаце. Артем хладнокровно проверял все детали мотора и искал причину его отказа. Наконец, дефект был устранен. Мотор заработал. Все кричали «ура» и аплодировали. Артем Андреевич занял свое место пилота, дал газ, сделал небольшой разбег и оказался в воздухе. Оркестр заиграл туш. Сделав несколько кругов над плацем, Кациян повел аппарат на снижение и плавно посадил его на площадку. Оркестр снова заиграл туш. Друзья подбежали к самолету, взяли Артема на руки, пронесли мимо сидящего начальства, остановились и под громкое «ура» и аплодисменты начали подбрасывать его вверх».[2]
Так Кациян разъезжал по городам Северного Кавказа и Закавказья, совершал полеты и зарабатывал деньги. Между тем, жизнь «покорителя неба» была нелегкой. Зарабатывая на жизнь, авиатор согласился совершать полеты и в рекламных целях.
Время шло. «Граде» изнашивался. Запасных частей не было. В 1913 г. во время посадки в Гяндже (ныне Кировабад) мотор захлебнулся и остановился. Кациян спланировал на пахоту, но колесом попал в арык и разбился. Денег не было, чтобы купить новый самолет. Лишившись возможности летать, он уехал во Владикавказ и занялся живописью. Жена-бельгийка бросила его и уехала к себе на родину: она не могла смириться с жизнью бедного бродячего летчика.
Кациян не долго пробыл во Владикавказе. Его тянуло в авиацию. Тем более, что в это время стала развиваться авиапромышленность в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе. Действовали авиационные школы в Гатчине (вблизи Петербурга) и в Севастополе. В Закавказье были организованы воздухоплавательные кружки. В Петербурге, Москве, Одессе, Севастополе были организованы аэроклубы. В 1912 г. начали организовываться военные авиационные отряды в Карсе, Киеве, Петербурге, Москве, Новгороде и в Сибири. В 1912—1913 гг. русские летчики Н. Ефимов, Н. Костин, А. Васильев и другие уже прославились в Балканской войне. Газеты и журналы печатали статьи об авиации и воздухоплавании. Большое влияние оказали на развитие науки и техники в России Н. Е. Жуковский и , его ученики. Все это не давало покоя Артему Андреевичу, страстному любителю авиации.
В конце 1913 г. он едет в Петербург и поступает на авиационный завод Щетинина. Вначале А. Кациян работал мастером в цехе, а с середины 1914 г. летчиком-испытателем. Но тут началась Первая мировая война. Он был мобилизован. В качестве летчика-вольноопределяющегося его направили на Северо-Западный фронт. Кациян вел разведку, корректировал огонь артиллерии. За успешные боевые действия он был награжден двумя Георгиевскими крестами.
В начале 1916 г. во время разведывательного полета на переднем крае обороны противника на низкой высоте Кациян был ранен осколком снаряда. Был выведен из строя и его самолет. Не теряя самообладания, проявляя хладнокровие и выдержку, он под огнем противника спланировал на свою территорию и совершил посадку в расположении окопов. Самолет попал в траншею, перевернулся и разбился окончательно.
После долгого лечения в военном госпитале врачебная комиссия признала его негодным не только к полетам, но и к службе в армии даже в тыловых частях. Однако Кациян неоднократно обращался в Управление воздушного флота с просьбой, чтобы ему разрешили вернуться в авиацию. В своем заявлении он писал: «Я чувствую себя в воздухе лучше, чем на земле и буду более полезным в авиации для моей Родины». Но и на этот раз пришел отказ.
Возвратившись с фронта во Владикавказ, Кациян решил заняться живописью, скульптурой, художественной фотографией и открыл мастерскую. На вывеске было написано: «Фотография Рембрант». Владикавказ стал ареной широкой общественной и творческой деятельности Кацияна. Он руководил армянской художественной самодеятельностью, учил молодежь пению, музыке. С установлением Советской власти во Владикавказе он один из первых разучил в кружке советские революционные песни. Он был одним из основных пропагандистов и исполнителей армянских народных песен и песен Комитаса. Он первым во Владикавказе поставил на армянском языке оперетту «Аршин-Малалан» Узеира Гаджибекова и сам участвовал в ней.
Газета «Терек» писала: «Кациян уже давно заменил авиацию на яркие краски палитры и мягкую кисть». И на самом деле он, чувствуя, что ему не скоро теперь вернуться в авиацию, начал страстно заниматься живописью и скульптурой.
Шли дни. Он все больше и больше совершенствовал свое искусство. Кациян явился автором художественного оформления городского парка г. Орджоникидзе. Он художественно оформил кинотеатр, ресторан. Им было нарисовано много картин: пейзажей, натюрмортов и портретов для клубов, музеев, картинной галереи и для частных лиц. Он стал одним из видных талантливых художников Северной Осетии. Вот что писалось о А. Кацияне: «Все шире развивается изобразительное искусство как профессиональное, так и самодеятельное. Республиканский Союз Советских художников объединяет 24 человека. Среди них есть талантливые мастера. Картины Кочетова, Крюкова и Кацияна, представленные на республиканской выставке, заслуживают самого пристального внимания Советской общественности»[3].
На выставках были представлены следующие картины Кацияна: «Коста Хетагуров»[4], «Терек», «Чабаны изучают Советскую конституцию», «Встреча Кирова», «Убийство революционера Ноя Буачадзе», «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и др. Он преподавал живопись в Художественном техникуме. Во многих домах частных лиц во Владикавказе можно найти картины и натюрморты, а также репродукции, сделанные Кацияном с картин Айвазовского, Репина, Сурикова и других классиков русского и западноевропейского искусства.
Но, будучи известным художником, он не забывал авиацию. Как только в г. Орджоникидзе организовали аэроклуб, он стал его постоянным членом. Там он преподавал теорию полетов, рассказывал молодежи о развитии мировой и российской авиации. Рассказывал А. Кациян и о советской авиации в годы гражданской войны и в годы мирного строительства. Любя авиацию, он постоянно следил за выходом в свет книг и статей об авиации.
В аэроклубе в тридцатых годах, несмотря на пошатнувшееся здоровье и возраст, он научился летать на самолете По-2 и часто совершал тренировочные полеты. Но чаще он контролировал полеты своих учеников.
Первый летчик-армянин вместе с известными летчиками М. Н. Ефимовым, А. А. Васильевым, Н. Е. Поповым, В. В. Котовым, Б. И. Российским, А. В. Габер-Влынским, К. К. Арцеуловым, П. Н. Нестеровым и другими был горячим пропагандистом авиации в России.
В 1943 г. жизнь этого замечательного человека, полная молодого горения и творчества, трагически оборвалась.[5] Но светлое, доброе не исчезает бесследно. Оно живет в делах человека. Жители столицы Северной Осетии бережно хранят память об этом талантливом, щедром душой человеке.[6]
Имя Артема Кацияна принадлежит и Армении, которую он любил большой и нежной любовью. Право на добрую память первый авиатор-армянин заслужил всей своей жизнью.
Источники:
- X.С. Петросянц «В рядах советских авиаторов». — Ереван: «Айастан», 1969 — 310 с., ил.
- «Воздушный справочник», С.-Петербург, 1912 г. Диплом выдан А. Кацияну Германским воздухоплавательным союзом. [↩]
- Во Владикавказе по адресу пр. Мира, 21 в феврале 2012 года в честь столетия этого полёта была открыта мемориальная доска. Так силами энтузиастов была увековечена память о летчике Артёме Кацияне, выполнившем первый полет над столицей Северной Осетии. [↩]
- Политико-экономический очерк Северо-Осетинской АССР, Орджоникидзе, 1939, стр. 489. [↩]
- Этот портрет ныне находится в республиканском музее им. Кирова в г. Орджоникидзе. [↩]
- Артем Кациян (Кацан) погиб в заключении — см. Лавренец В.И. На заре русской авиации и практической космонавтики. Книга вторая — стр.148. [↩]
- По данным газеты «Северная Осетия» 1 марта 1943 года Артур Андреевич был арестован органами НКВД СОАССР по обвинению в том, что он, проживая в селении Бирагзанг в период его оккупации немецко-фашистскими захватчиками, якобы работал в немецкой комендатуре переводчиком. За время следствия состояние здоровья Артема Андраниковича (Артура Андреевича) резко ухудшилось. 12 мая 1943 года он оказался в тюремной больнице, а 23 мая его не стало – не выдержало сердце. Уголовное дело было прекращено, а спустя 55 лет честное имя армянского героя авиации было полностью реабилитировано. [↩]
Оставьте свой отзыв