Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Кациян Артём Андраникович

Первый армянский авиатор Артем Кациян

Первый армянский авиатор Артем Кациян

В 10-х годах богатого событиями прошлого века на страницах немецких, датских, бельгийских, голландских газет часто упоминалось имя Артема Кацияна. О нем писали как о человеке необыкновенной смелости, изумлявшем публику виртуозными полетами.

Артем Кациян. Это имя сохранилось не только в пожелтевших газетах и архивных бумагах. Его хорошо помнят старожилы Орджоникидзе, Армавира, Краснодара, Ростова, Баку и многих других городов Северного Кавказа и Закавказья.

Артем Кациян принадлежит к славной когорте первых энтузиастов авиации. Как свидетельствуют документы, он был первым армянином, ставшим профессиональным летчиком, иначе говоря, первым армянским авиатором.

Артем Андраникович родился в 1886 году во Владикавказе (Дзауджикау) в семье приказчика магазина. Юноша был очень одаренным. В десять лет он рисовал, имел хороший музыкальный слух и голос, отлично учился в школе, был смелым и смекалистым.

Поступив во Владикавказскую гимназию, Артем стал более серьезно заниматься живописью, лепкой и керамикой, увлекаться спортом, музыкой. В гимназии он дружил с будущим известным актером, режиссером Е. Б. Вахтанговым.

Артему приходилось помогать отцу, чтобы прокормить семью. В ряде армянских домов он преподавал детям русский язык и арифметику, а иногда и рисование. По окончании гимназии в 1905 г. отцу Артема удалось устроить его в Тифлисе учиться живописи. Там, увидев большое дарование мальчика, решили направить его в Мюнхенскую Академию художеств для продолжения учебы. Артем успешно выдержал экзамены и был зачислен на учебу.

В академии Кациян учился живописи и ваянию. Одновременно он изучал несколько европейских языков. В Мюнхене Артем сближается с другими студентами-кавказцами, находящимися в Германии и особенно с А. Коджояном — будущим талантливым художником Советской Армении. А когда в Мюнхене в 1908 г. открылся аэроклуб, Артем стал одним из первых его членов. Не прерывая занятий в академии, он изучал летное дело. Среди смельчаков учащихся аэроклуба, Артем выделялся своей необычайной решительностью и темпераментом. Каждый старт, связанный в то время с известным риском, лишь усиливал любовь к авиации. Он быстро освоил полет на планерах, а затем и на самолете. В сентябре 1909 г., сдав все летные испытания на отлично, он стал уже одним из лучших летчиков Германии. О Кацияне писали газеты и журналы. Он участвовал во многих международных и национальных состязаниях на самолете фирмы «Граде».

В 1909 г. А. Кациян устанавливает рекорд по дальности и высоте полета. Это фактически был первый мировой рекорд, установленный летчиком из России. В качестве приза Кациян получил самолет фирмы «Граде». Он со своим самолетом разъезжал по Голландии, Бельгии, Дании и Германии, нанимал аэродромы и плацы, где совершал показательные полеты.

По окончании летного клуба (1909 г.)1 правительство Германии не хотело выдать Кацияну диплом. Ему предложили остаться в Германии и обучать летному мастерству молодежь. Немцы мотивировали отказ в выдаче диплома тем, что он русского подданства. Кациян получил диплом за №61 только 17 февраля 1911 г. Даже исходя из того, что диплом пилота-авиатора датирован 1911 г., Кацияна по праву следует считать первым летчиком-армянином и одним из первых российских авиаторов.

Окончив в 1910 г. академию, он без сожаления расстается с Германией и уезжает на свою родину. Багажом по железной дороге во Владикавказ следовал самолет «Граде».

Первые свои полеты он продемонстрировал перед владикавказцами. До подъема Кацияна в воздух никто еще во Владикавказе не видел самолета. Перед началом полета местная газета «Терек» писала, что их соотечественник Кациян Артем Андреевич «прибыл из-за границы, привез с собой самолет и в воскресенье будет выполнять показные полеты. Спешите покупать билеты! Полеты будут производиться с плаца у кадетского корпуса».

Полет А. Кацияна на самолете «Граде». Брюссель, 1909 г.

Полет А. Кацияна на самолете «Граде». Брюссель, 1909 г.

Своим первым полетом Кациян изумил всех. Один из его друзей, Татузов, вспоминает: «Однажды также были проданы билеты. Собралось очень много народу, прибыл губернатор и другие высокопоставленные чины. Время начинать полет. Кациян под аплодисменты подошел к аппарату и при помощи механика стал запускать мотор. Но мотор не запустился. Долго Кациян возился у мотора, но запустить не смог. Из публики начали кричать: «Крути, Артем, авось запустишь!». Эти слова начала скандировать вся молодежь, присутствовавшая на плаце. Артем хладнокровно проверял все детали мотора и искал причину его отказа. Наконец, дефект был устранен. Мотор заработал. Все кричали «ура» и аплодировали. Артем Андреевич занял свое место пилота, дал газ, сделал небольшой разбег и оказался в воздухе. Оркестр заиграл туш. Сделав несколько кругов над плацем, Кациян повел аппарат на снижение и плавно посадил его на площадку. Оркестр снова заиграл туш. Друзья подбежали к самолету, взяли Артема на руки, пронесли мимо сидящего начальства, остановились и под громкое «ура» и аплодисменты начали подбрасывать его вверх».2

Так Кациян разъезжал по городам Северного Кавказа и Закавказья, совершал полеты и зарабатывал деньги. Между тем, жизнь «покорителя неба» была нелегкой. Зарабатывая на жизнь, авиатор согласился совершать полеты и в рекламных целях.

Время шло. «Граде» изнашивался. Запасных частей не было. В 1913 г. во время посадки в Гяндже (ныне Кировабад) мотор захлебнулся и остановился. Кациян спланировал на пахоту, но колесом попал в арык и разбился. Денег не было, чтобы купить новый самолет. Лишившись возможности летать, он уехал во Владикавказ и занялся живописью. Жена-бельгийка бросила его и уехала к себе на родину: она не могла смириться с жизнью бедного бродячего летчика.

Марка Почты Армении в честь рекорда Артема Кацияна по дальности и высоте авиаперелета.

Марка Почты Армении в честь рекорда Артема Кацияна по дальности и высоте авиаперелета.

Кациян не долго пробыл во Владикавказе. Его тянуло в авиацию. Тем более, что в это время стала развиваться авиапромышленность в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе. Действовали авиационные школы в Гатчине (вблизи Петербурга) и в Севастополе. В Закавказье были организованы воздухоплавательные кружки. В Петербурге, Москве, Одессе, Севастополе были организованы аэроклубы. В 1912 г. начали организовываться военные авиационные отряды в Карсе, Киеве, Петербурге, Москве, Новгороде и в Сибири. В 1912—1913 гг. русские летчики Н. Ефимов, Н. Костин, А. Васильев и другие уже прославились в Балканской войне. Газеты и журналы печатали статьи об авиации и воздухоплавании. Большое влияние оказали на развитие науки и техники в России Н. Е. Жуковский и , его ученики. Все это не давало покоя Артему Андреевичу, страстному любителю авиации.

В конце 1913 г. он едет в Петербург и поступает на авиационный завод Щетинина. Вначале А. Кациян работал мастером в цехе, а с середины 1914 г. летчиком-испытателем. Но тут началась Первая мировая война. Он был мобилизован. В качестве летчика-вольноопределяющегося его направили на Северо-Западный фронт. Кациян вел разведку, корректировал огонь артиллерии. За успешные боевые действия он был награжден двумя Георгиевскими крестами.

В начале 1916 г. во время разведывательного полета на переднем крае обороны противника на низкой высоте Кациян был ранен осколком снаряда. Был выведен из строя и его самолет. Не теряя самообладания, проявляя хладнокровие и выдержку, он под огнем противника спланировал на свою территорию и совершил посадку в расположении окопов. Самолет попал в траншею, перевернулся и разбился окончательно.

Артем Кациян во время тренировочных полетов на По-2

Артем Кациян во время тренировочных полетов на По-2

После долгого лечения в военном госпитале врачебная комиссия признала его негодным не только к полетам, но и к службе в армии даже в тыловых частях. Однако Кациян неоднократно обращался в Управление воздушного флота с просьбой, чтобы ему разрешили вернуться в авиацию. В своем заявлении он писал: «Я чувствую себя в воздухе лучше, чем на земле и буду более полезным в авиации для моей Родины». Но и на этот раз пришел отказ.

Возвратившись с фронта во Владикавказ, Кациян решил заняться живописью, скульптурой, художественной фотографией и открыл мастерскую. На вывеске было написано: «Фотография Рембрант». Владикавказ стал ареной широкой общественной и творческой деятельности Кацияна. Он руководил армянской художественной самодеятельностью, учил молодежь пению, музыке. С установлением Советской власти во Владикавказе он один из первых разучил в кружке советские революционные песни. Он был одним из основных пропагандистов и исполнителей армянских народных песен и песен Комитаса. Он первым во Владикавказе поставил на армянском языке оперетту «Аршин-Малалан» Узеира Гаджибекова и сам участвовал в ней.

Газета «Терек» писала: «Кациян уже давно заменил авиацию на яркие краски палитры и мягкую кисть». И на самом деле он, чувствуя, что ему не скоро теперь вернуться в авиацию, начал страстно заниматься живописью и скульптурой.

Шли дни. Он все больше и больше совершенствовал свое искусство. Кациян явился автором художественного оформления городского парка г. Орджоникидзе. Он художественно оформил кинотеатр, ресторан. Им было нарисовано много картин: пейзажей, натюрмортов и портретов для клубов, музеев, картинной галереи и для частных лиц. Он стал одним из видных талантливых художников Северной Осетии. Вот что писалось о А. Кацияне: «Все шире развивается изобразительное искусство как профессиональное, так и самодеятельное. Республиканский Союз Советских художников объединяет 24 человека. Среди них есть талантливые мастера. Картины Кочетова, Крюкова и Кацияна, представленные на республиканской выставке, заслуживают самого пристального внимания Советской общественности»3.

На выставках были представлены следующие картины Кацияна: «Коста Хетагуров»4, «Терек», «Чабаны изучают Советскую конституцию», «Встреча Кирова», «Убийство революционера Ноя Буачадзе», «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и др. Он преподавал живопись в Художественном техникуме. Во многих домах частных лиц во Владикавказе можно найти картины и натюрморты, а также репродукции, сделанные Кацияном с картин Айвазовского, Репина, Сурикова и других классиков русского и западноевропейского искусства.

Но, будучи известным художником, он не забывал авиацию. Как только в г. Орджоникидзе организовали аэроклуб, он стал его постоянным членом. Там он преподавал теорию полетов, рассказывал молодежи о развитии мировой и российской авиации. Рассказывал А. Кациян и о советской авиации в годы гражданской войны и в годы мирного строительства. Любя авиацию, он постоянно следил за выходом в свет книг и статей об авиации.

В аэроклубе в тридцатых годах, несмотря на пошатнувшееся здоровье и возраст, он научился летать на самолете По-2 и часто совершал тренировочные полеты. Но чаще он контролировал полеты своих учеников.

Первый летчик-армянин вместе с известными летчиками М. Н. Ефимовым, А. А. Васильевым, Н. Е. Поповым, В. В. Котовым, Б. И. Российским, А. В. Габер-Влынским, К. К. Арцеуловым, П. Н. Нестеровым и другими был горячим пропагандистом авиации в России.

В 1943 г. жизнь этого замечательного человека, полная молодого горения и творчества, трагически оборвалась.5 Но светлое, доброе не исчезает бесследно. Оно живет в делах человека. Жители столицы Северной Осетии бережно хранят память об этом талантливом, щедром душой человеке.6

Имя Артема Кацияна принадлежит и Армении, которую он любил большой и нежной любовью. Право на добрую память первый авиатор-армянин заслужил всей своей жизнью.

Источники:

  • X.С. Петросянц «В рядах советских авиаторов». — Ереван: «Айастан», 1969 — 310 с., ил.
Примечания:
  1. «Воздушный справочник», С.-Петербург, 1912 г. Диплом выдан А. Кацияну Германским воздухоплавательным союзом. []
  2. Во Владикавказе по адресу пр. Мира, 21 в феврале 2012 года в честь столетия этого полёта была открыта мемориальная доска. Так силами энтузиастов была увековечена память о летчике Артёме Кацияне, выполнившем первый полет над столицей Северной Осетии. []
  3. Политико-экономический очерк Северо-Осетинской АССР, Орджоникидзе, 1939, стр. 489. []
  4. Этот портрет ныне находится в республиканском музее им. Кирова в г. Орджоникидзе. []
  5. Артем Кациян (Кацан) погиб в заключении — см. Лавренец В.И. На заре русской авиации и практической космонавтики. Книга вторая   — стр.148. []
  6. По данным газеты «Северная Осетия»  1 марта 1943 года Артур Андреевич был арестован органами НКВД СОАССР по обвинению в том, что он, проживая в селении Бирагзанг в период его оккупации немецко-фашистскими захватчиками, якобы работал в немецкой комендатуре переводчиком. За время следствия состояние здоровья Артема Андраниковича (Артура Андреевича) резко ухудшилось. 12 мая 1943 года он оказался в тюремной больнице, а 23 мая его не стало – не выдержало сердце. Уголовное дело было прекращено, а спустя 55 лет честное имя армянского героя авиации было полностью реабилитировано. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image