Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Рафаэлянц Арам Назарович

Среди выдающихся авиационных конструкторов Советского Союза видное место занимает Арам Назарович Рафаэлянц.

Авиаконструктор Арам Назарович Рафаэлянц

Авиаконструктор Арам Назарович Рафаэлянц

Арам Назарович родился 10 апреля 1887 г. в г. Тифлисе, в семье плотника. Начальное и среднее образование получил в родном городе. Свою трудовую деятельность он начал с помощника шофера и вырос до крупного авиационного конструктора.

В 1916 г. Рафаэлянц поступил на работу в Тифлисскую авиационную базу помощником шофера. Любознательный юноша в свободное время посещал авиамастерские, изучал авиационные двигатели, помогал рабочим и солдатам в ремонте и сборке авиадвигателей и вскоре стал хорошим авиаспециалистом. Наряду с практической работой он много читал авиационную литературу. В декабре 1916 г. Рафаэлянца приняли в качестве вольнонаемного моториста в авиамастерские.

Общаясь с рабочими и солдатами мастерских, он впервые познакомился с большевиками и на всю жизнь связал свою судьбу с ними. Уже в феврале 1917 г. он активно выступал против меньшевиков, дашнаков, мусаватистов, разоблачал их антинародную политику и призывал не поддерживать предательскую политику Временного правительства в ведении войны до победного конца. Вместе с большевиками он призывал к свержению Временного правительства и установлению диктатуры пролетариата. Большое влияние оказала на Арама Назаровича подпольщица-большевик — С. Г. Агаян.[1]

В 1918 году меньшевистское правительство Грузии за революционную деятельность арестовало и выселило в Армению многих большевиков, в том числе и Рафаэлянца. В Армении в это время свирепствовал голод и эпидемии. Ежедневно умирали сотни женщин, детей и стариков. Дашнакское правительство не способно было приостановить это народное бедствие.

Рафаэлянц после долгих мытарств поступил в Армянский авиационный отряд (бывший 3-й Кавказский авиаотряд), который в это время бездействовал из-за отсутствия авиабензина. Здесь Арам Назарович познакомился со многими большевиками, подружился с коммунистом автогаража шофером П. С. Погосяном. Товарищи посоветовали ему взять перевод в Карсский авиаотряд и вести там подпольную партийную работу.

В Карсском отряде Рафаэлянц познакомился с летчиком Г. Т. Ервандяном. Арам Назарович принялся за восстановление разбитых самолетов, оставшихся от Первой мировой войны. Он сколотил вокруг себя крепкое ядро из технического состава и учил их авиационному делу.

В 1919 году в Карс из Парижа приехал Артур Васильевич Гуляй. Он привез с собой 2 новых самолета, купленных на средства армян, живущих во Франции.

Весной 1920 года особенно усилилась революционная деятельность Карсских большевиков. Большую работу проводили Рафаэлянц, Гулян, Ервандян и другие по заданию Карсского комитета партии в деле подготовки первомайской демонстрации. 10 мая в Карсе была объявлена Советская власть. В числе тех, кто по заданию Ревкома заняли железнодорожную станцию, были солдаты и вольнонаемные Карсского авиационного отряда под руководством Г. Ервандяна и А. Рафаэлянца.

Много славных боевых страниц вписали в историю своего освобождения революционные города и районы Армении. Однако силы были неравными. Кроме этого, отсутствовала боевая связь между восставшими городами Армении. Слабо было еще влияние большевиков среди крестьянства. Несвоевременно выступили ряд воинских частей из национальных формирований. Все это привело к временному поражению восстания. Однако уроки восстания убедили народ в том, что враг будет разбит только совместным мощным ударом. Это и произошло в ноябре 1920 г., когда восставший народ под руководством большевиков вместе с Красной Армией окончательно разгромили дашнаков и установили Советскую власть в Армении. Армянский народ, благодаря помощи русского и всех народов Советского Союза, обрел свое государственное существование и стал развиваться и процветать в семье братских советских народов.

3 декабря 1920 г. Рафаэлянц и Гулян, объединив всех авиаторов Эривани и Карса в один отряд, добровольно вступили в состав Красной Армии. Ревком Армении назначил Гуляна командиром авиаотряда, а Рафаэлянца — его комиссаром. В декабре 1920 г. Арам Назарович вступил в ряды партии большевиков.

По ходатайству Т. А. Мясникова командование решило отправить Армянский авиационный отряд в Москву для переучивания и получения новых самолетов. Большую помощь в Москве оказал командованию отряда армянский постпред С. М. Тер-Габриелян, который через Советское правительство обеспечил получение новых самолетов и переучивание летного состава. После переучивания по заданию армянского правительства Рафаэлянц получил в Москве все ценности эчмиадзинского монастыря и музеев Армении, которые были эвакуированы во время турецких погромов и два пульмановских вагона с ценностями армянского народа, вывезенных в Ростов, доставил в Ереван и передал правительственной комиссии во главе с М. Сарьяном. В Ереване авиаотряд продолжал свою боевую подготовку и стал одним из лучших в Закавказье.

В сентябре 1922 г. по решению ЦК КП Армении А. Н. Рафаэлянц был командирован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота[2] на инженерный факультет. Вскоре он стал одним из лучших слушателей. В ходе учебы он решил осуществить свою заветную мечту — сконструировать самолет. В 1923 г. Рафаэлянц спроектировал легкий спортивный самолет, в конструкцию которого он внес очень много нового, что дало возможность превзойти по летно-техническим данным все существующие в мире самолеты этого типа. Проект был рассмотрен и утвержден Военно-научным обществом академии им. Жуковского.

Усилиями Рафаэлянца и рабочих завода Авиахим к августу 1925 г. самолет был построен.

Авиетка Рафаэлянца«8 сентября 1925 г. в 5 часов вечера на Центральном аэродроме в присутствии начальника Военно-Воздушных Сил РККА т. Баранова и специально выделенной комиссии летчиком Вержбицким была опробована Авиаэт-ка… слушателя третьего курса академии т. А. Н. Рафаэлянца. После небольшого разбега авиэтка легко оторвалась от земли и быстро набрав высоту 300 м, согласно заданию комиссии сделала 2 круга над аэродромом. После 10-минутного полета посадка была блестящей. Авиэтка показала прекрасные летные качества, не уступающие известным в то время лучшим авиэткам заграничного выпуска».[3] Так писали об авиэтке газеты и журналы Советского Союза. Тов. Баранов поздравил Рафаэлянца с блестящей победой и приказал назвать самолет именем его конструктора— «РАФ-1».

На международных соревнованиях легких спортивных самолетов в Германии «РАФ-1» превзошел своими летно-тактическими и техническими данными все лучшие авиэтки мира, в том числе английскую авиэтку «ДН-53».

Успехи первой авиэтки окрылили молодого конструктора. Продолжая учебу, Рафаэлянц все свободное время отдавал проектированию и конструированию нового типа самолета. В 1926 г. он сконструировал и построил двухместную авиэтку «РАФ-2». На испытательных полетах присутствовали авиационные конструкторы А. Н. Туполев, Г. М. Мусинянц, академик А. С. Чаплыгин и специальная государственная комиссия. Вот что писала газета «Заря Востока» после испытательных полетов: «Известный конструктор инженер Рафаэлянц сконструировал новый тип авиэтки. У авиэтки складывающиеся крылья, которые при приземлении пригибаются к борту самолета, а аппарат путешествует, как автомобиль со скоростью 50 км в час. Скорость авиэтки в воздухе 130 км в час. К самолету могут быть приделаны поплавки и тогда он получает возможность передвигаться и по воде. Этот новый вид самолета должен получить огромное распространение в гражданской авиации, ибо позволяет доставлять пассажиров с аэродрома непосредственно к месту жительства»[4].

В 1927 г. «РАФ-2» совершил два продолжительных перелета по Советскому Союзу и по Европе. Причем полет из Москвы в Берлин был совершен без посадки. В качестве пассажира был Рафаэлянц. Авиэтка «РАФ-2» получила в Европе наивысшую оценку инженеров, конструкторов и рабочих авиационных заводов и летчиков Военно-воздушных сил.

Осенью 1927 г. А. Н. Рафаэлянц с отличием окончил академию. Его фамилия золотыми буквами занесена в Книгу Почета Военно-воздушной академии.

В 1928 г. инженер-конструктор авиазавода А. Н. Рафаэлянц сконструировал 2 самолета «РАФ-3» и «РАФ-4». Газета «Правда» от 29 апреля 1928 г. писала об этих самолетах и указывала, что «В лице Рафаэлянца мы имеем одного из растущих талантливых молодых авиаконструкторов, который вносит очень многое в авиаконструкторское дело и в авиационную науку».

Учитывая талант, новаторство и большое стремление Рафаэлянца к созданию новых типов самолетов, начальник Военно-воздушных сил страны назначил его инженером-конструктором на вновь построенный опытный самолетостроительный завод. Арам Назарович работал в конструкторском бюро под руководством выдающегося авиаконструктора А. Н. Туполева над созданием новых типов военных самолетов. Он внес немало новшеств в проектирование боевых самолетов.

За большие успехи по созданию новых военных самолетов в 1931 г. А. Н. Рафаэлянц был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В том же году прошел практическое испытание самолет «РАФ-7» пассажирского варианта. На его первых полетах присутствовали члены Политбюро ЦК ВКП(б). Побеседовав с летчиком-испытателем, они дали высокую оценку самолету. На «РАФ-7» позже совершил полет на остров Диксон авиаконструктор и Герой Советского Союза В. С. Молоков.

За короткое время по заданию правительства Рафаэлянц под руководством Поликарпова спроектировал боевой самолет разведчик-штурмовик «Р-5», который он переделал под пассажирский вариант, назвав «ПР-5».

Этими двумя типами боевых машин были вооружены воинские части, аэроклубы и авиаотряды граджанской авиации страны. Они участвовали также в Великой Отечественной войне. На самолетах «ПР-5» советские летчики спасли челюскинцев. В 1937 г. Арам Назарович сконструировал более совершенный пассажирский самолет «РАФ-11», но война прервала его производство.

Много нового внес Рафаэлянц не только в дело конструирования новых типов самолетов, но и в авиационную науку. Он успешно работал также над созданием новых сплавов металлов для производства профилей, крыльев и фюзеляжей самолетов. В 1931 г. им был опубликован труд «Исследование прокатки нержавеющей стали «Энержав-6», который значительно облегчил производство и дал возможность проектировать самолеты с большей нагрузкой. Открытие Рафаэлянца было внедрено во всей авиапромышленности. В период Великой Отечественной войны Рафаэлянц работал по обеспечению фронта боевыми самолетами, за что неоднократно награждался орденами и медалями.

После Отечественной войны Арам Назарович возглавлял ряд научных и конструкторских организаций страны. С 1949 г. он был Главным конструктором особого конструкторского бюро. Созданный им самолет, который получил название «Турболет» был продемонстрирован в Москве на воздушном параде в Тушино в 1947—1948 годах. Это был реактивный бескрылый сместовзлетающий самолет. Этим Рафаэлянц внес очень много нового в теорию полета и обогатил мировую авиационную науку. Турболет взлетал вертикально и садился так же. Он мог летать в любую сторону, в том числе назад без поворота. Мировая и отечественная пресса восторженно отозвалась на это выдающееся изобретение. Идея Рафаэлянца была подхвачена многими зарубежными авиаконструкторами. Продолжая замысел Рафаэлянца, советские конструкторы создали боевой сместовзлетающий самолет, который был продемонстрирован 9 июля на аэродроме Домодедово.

В последние годы своей жизни Рафаэлянц работал над созданием пассажирского лайнера того же типа, что и турболет. Однако преждевременная смерть в 1961 г. унесла из жизни талантливого конструктора с его мечтами.

А. Н. Рафаэлянц с группой испытателей турболета. Справа налево: Рафаэлянц, инженер Г. М. Лапшин, летчик-испытатель Герой Советского Союза Ю. А. Гарнаев, инженер А. И, Квашнин, инженер Г. И. Кобец

А. Н. Рафаэлянц с группой испытателей турболета. Справа налево: Рафаэлянц, инженер Г. М. Лапшин, летчик-испытатель Герой Советского Союза Ю. А. Гарнаев, инженер А. И, Квашнин, инженер Г. И. Кобец

Арама Назаровича знали и уважали конструкторы и ученые в области авиации, а также инженеры, техники и рабочие конструкторских бюро, лабораторий и заводов. Как коммунист он принимал активное участие в общественно-массовой работе. Он избирался членом Моссовета, райсовета, райкома партии, членом ЦК Осоавиахима, Совпрофа и других общественных и научных организаций. Вот как отзывается о нем известный авиаконструктор Ю. Антонов, который несколько лет работал с Арамом Назаровичем: «Рафаэлянц—это сочетание авиационной науки, передовой конструкторской мысли, отличного педагога и прекрасного организатора авиационной промышленности. Им подготовленные кадры ныне являются выдающимися авиаинженерами и конструкторами. То, что им сделано для развития советской авиации будет замечательным, светлым, незабываемым памятником для него».

Академик И. В. Остославский в своем письме пишет: «С Арамом Назаровичем я познакомился и работал в начале 30-х годов в Центральном конструкторском бюро завода опытного самолетостроения. Мы проектировали самолеты самых разных назначений, тяжелые бомбардировщики, морские самолеты, легкие и тяжелые штурмовики, разведчики и гражданские самолеты. Арам Назарович был ведущим конструктором. Он был руководителем-новатором, в нем кипела энергия и чувство нового. Мы у него учились многому. Затем мы вместе работали в конструкторском отделе ЦАГИ Он возглавлял большой и сильный коллектив. Тут выявились незаурядные организаторские способности А. Н. Рафаэлянца — умение ставить перед инженерами и конструкторами актуальные задачи и помогать им в решении этих задач. После определенного перерыва мы опять встретились в конце 40-х годов. Я пригласил его в научно-исследовательский институт в качестве главного конструктора по созданию бескрылых-безаэродромных, сместовзлетающих реактивных самолетов. Он с большой охотой принял это предложение. Арам Назарович руководил практической и теоретической стороной целого ряда новых исследований. Под его руководством были спроектированы высокоскоростные летающие модели самолетов, позволившие заглянуть в тайны сверхзвукового полета. Им был создан бескрылый сместовзлетающий реактивный самолет, который внес революцию в авиационном конструкторском деле. Он был человеком сочетания таланта, энергии и незаурядных организаторских способностей Он воспитал целую плеяду прекрасных инженеров и авиаконструкторов».

Не менее высокую оценку деятельности А. Н. Рафаэлянца дал прославленный авиаконструктор, академик, дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных и Ленинских премий А. Н. Туполев: «Мы потеряли прекрасной души человека, талантливого авиаконструктора, организатора и руководителя ряда научных организаций и авиационной промышленности. Он мог бы сделать еще многое. Его научная мысль, подхваченная плеядой советских авиаконструкторов, продолжает жить и развиваться. Жизнь и деятельность талантливого авиаконструктора, коммуниста, хорошего организатора и руководителя авиапромышленности и прекрасного человека подлежит подражанию».

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Агаян Софья Григорьевна— авиационный инженер, член КПСС с 1920 г. Работник Ревкома Армении, жена А. Н. Рафаэлянца. []
  2. 23 ноября 1922 г. Институт инженеров Красного Воздушного Флота реорганизован в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. []
  3. «Вестник Воздушного флота», № 10,12, М., 1925. []
  4. «Заря Востока» от 26 апреля 1928 г. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image