Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

КОР-2 (Бе-4)

Корабельный разведчик гидросамолет КОР-2

Фото гидроплана КОР-2 (Бе-4)

Неудача с созданием корабельного разведчика КОР-1, который хотя и был принят на вооружение ВВС РККА, но абсолютно не удовлетворял заказчика, привела к тому, что уже в конце 1938 г. было выдано задание на разработку перспективной машины аналогичного назначения — КОР-2. Согласно тактико-техническим требованиям, самолет должен был иметь дальность полета 1200 км и взлетную массу до 2600 кг (что определялось мощностью катапульт, устанавливаемых на крейсерах). Габариты со сложенным крылом не должны были превышать в длину 9,5 метров и в ширину 4,5 м, а размах крыла — 11,0 м.

Свои эскизные проекты представили четыре конструкторских бюро. В феврале 1939 г. приняли решение поручить разработку гидроплана ЦКБ МС при заводе №31, возглавляемом авиаконструктором Г.М. Бериевым. Для новой машины была выбрана схема двухреданной летающей лодки типа парасоль. Конструкция планера была цельнометаллической. Двигатель с тянущим винтом устанавливался на крыле. Размеры КОР-2 несколько превышали определенные заданием: длина — 10,4 м, размах крыла — 12,0 м, ширина в сложенном положении — 4,7 м. Однако заказчику пришлось с этим согласиться, поскольку иначе Бериев не гарантировал достаточной мореходности КОР-2.

Прототип нового самолета с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения М-63 (1100 л.с.) впервые поднялся в воздух 21 октября 1940 г., а 30 ноября к испытаниям присоединилась вторая машина. В феврале 1941 г. оба экземпляра без особых замечаний прошли государственные испытания, и машина была рекомендована к принятию на вооружение и внедрению в производство. Серийный выпуск предполагалось наладить на заводе №288 в Савелово (Подмосковье), но там в сентябре 1941 г. выпустили всего 2 самолета, ещё 4 собрали в 1942 г. в Омске, куда эвакуировали предприятие. В 1944-1945 гг. производство осуществлялось на заводе №477 в Красноярске, где изготовили ещё 38 единиц. Таким образом, общий объем серийного выпуска составил всего 44 самолета.

Основная модификация гидросамолёта Бериева Бе-4

КОР-2 (с декабря 1941 г. — Бе-4) -9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-62 (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 2 12,7-мм пулемета УБК в носовой части (боекомплект 150 патронов на ствол), 1 7,62-мм пулемет ШКАС в верхней турели (500 патронов). Масса бомбовой нагрузки на подкрыльевых бомбодержателях — 400 кг (четыре 100-кг бомбы). На первых двух серийных экземплярах в носовой части устанавливался 1 7,62-мм пулемет ШКАС, а масса бомбовой нагрузки составляла 200 кг. Экипаж — 2 чел. (предусмотрена установка сиденья для третьего члена экипажа — пилота-инструктора).

Лётно-технические характеристики гидропланов КОР-2

  • Двигатель: М-62
  • мощность, л.с.: 1000
  • Размах крыла, м.: 12
  • Длина самолета, м.: 10,5
  • Высота самолета, м.: 4
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,50
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2228
  • максимальная взлетная: 3468
  • Максимальная скорость, км/ч: 350
  • Практический потолок, м.: 7300
  • Дальность полета, км.: 1150

Испытательный полёт КОР-2

Испытательный полёт КОР-2.

Боевое использование

Фото КОР-2 на берегуПервые самолеты Бе-4 в строевых частях появились летом 1942 г., когда четыре такие машины прибыли на Черноморский флот. Ими укомплектовали отдельное корректировочное звено, дислоцировавшееся в Туапсе. Осенью 1942 г. Бе-4 передали в 60-ю отдельную морскую разведывательную эскадрилью (ОМРАЭ), а затем — в 82-ю ОМРАЭ, размешенную на оз. Палеостоми у Поти. Самолеты использовались в качестве ближних морских разведчиков, патрулирую 40-мильную прибережную зону и выполняя задачи противолодочной обороны на подходах к военно-морским базам.

В июне 1944 г. черноморские Бе-4 передали во вновь сформированную 24-ю эскадрилью корабельной авиации. В сентябре—октябре 1944 г. они участвовали в катапультных испытаниях с борта крейсера «Молотов». В июле 1945 г. 24-я эскадрилья имела 8 экземпляров Бе-4.

На Севере в боевых действиях участвовали два Бе-4 полярной авиации, с августа 1943 г. осуществлявших противолодочное патрулирование с о. Диксон. Также противолодочные задачи выполняли Бе-4 ВВС Балтийского флота. В 1944 г. 9 таких самолетов получила 29-я ОМРАЭ. Эти машины также использовались в поисково-спасательных операциях.

На Тихоокеанском флоте 115-й разведывательный авиаполк по состоянию на 1 января 1945 г. имел в своем составе 4 Бе-4. В боевых действиях против Японии они не участвовали.

В послевоенное время Бе-4 эксплуатировались в качестве корабельных разведчиков на крейсерах «Молотов» (Черноморский флот), «Каганович» и «Калинин» (Тихоокеанский флот). Однако в 1947 г. катапульты с крейсеров демонтировали. Гидросамолеты Бе-4 сняли с вооружения в начале 50-х гг.

КОР-2 (Бе-4) представлял собой вполне современный корабельный разведчик, сопоставимый по летно-техническим характеристикам с зарубежными аналогами. Он являлся единственным советским гидросамолетом, серийно выпускавшимся в годы войны. Но созданный для кораблей «большого океанского флота», которые так и не успели сойти со стапелей до начала войны, Бе-4 фактически оказался не у дел. В послевоенное же время быстрое развитие радиолокации свело на нет необходимость в корабельных гидросамолетах-корректировщиках, а для службы с береговых баз требовались более тяжелые машины с большим радиусом действия и солидной полезной нагрузкой.

Схемы и чертежи гидросамолёта КОР-2 (Бе-4)

Чертежи КОР-2

(по клику на схеме, чертеж КОР-2 откроется в большем размере в отдельном окне)

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image