Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Давыдов Сергей Степанович

Давыдов Сергей Степанович

Сергей Степанович Давыдов родился 25 октября 1907 в городе Камышин Сталинградской (ныне Волгоградской) области, в семье рабочего. Образование неоконченное среднее. Работал на обувной фабрике в Саратове. С 1929 года служил в Военно-Морском Флоте. В 1933 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков и курсы штурманов при военно-морском авиационном училище имени С. А. Леваневского. Служил на Дальнем Востоке в 117-м полку морской авиации. Первые дни войны встретил на курсах усовершенствования командирского состава.

С июня 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе ВВС Балтийского флота. К июню 1944 года штурман эскадрильи 12-го Гвардейского авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) Гвардии капитан Давыдов совершил 101 боевой вылет, уничтожил 2 транспорта, 2 сторожевых корабля, 2 быстроходных десантных баржи, тральщик, канонерскую лодку, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника. Участвовал в операции по потоплению немецкого броненосца «Ниобе» в финском порту Котка. 22 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Войну Гвардии майор С. С. Давыдов закончил в должности флаг-штурмана 12-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Выполнил около 140 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 истребителя противника.

После войны продолжал служить в авиации ВМФ. 5 августа 1945 года погиб от рук националистов в эстонском городе Пернов (ныне Пярну). Его имя носит улица в городе Камышине, а раньше носила и средняя школа в городе Пярну (Эстония).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Красной Звезды; медалями.

* * *

Серёжа учился в школе №5 города Камышина. С самого раннего детства мечтал стать лётчиком и стал им, окончив в 1933 году Ейское лётное училище. С июля 1942 года капитан Давыдов участвовал в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков в составе авиации Краснознамённого Балтийского флота.

Обстановка на Балтике в 1942 году сложилась таким образом, что доступ нашим кораблям в Балтийское море был закрыт. Враг минировал фарватеры Финского залива, оказывал яростное сопротивление своей авиацией, боевыми кораблями. Немецкие военные суда беспрестанно курсировали по Балтике, доставляя к линии фронта боеприпасы, горючее, технику, живую силу, продовольствие. В этой ситуации особо важная роль отводилась пикирующим бомбардировщикам, наиболее точно поражающим цель. Экипаж С. С. Давыдова с первых месяцев его боевой службы в ВВС Краснознамённого Балтийского Флота сумел начать отсчёт крупных операций по уничтожению противника.

7 июля в военно-морской базе Таллина, невзирая на ожесточённое противодействие зенитной артиллерии, самолёт капитана Давыдова с пикирования прямым попаданием потопил вражеский транспорт водоизмещением 8000 тонн, гружённый танками и боеприпасами. В этом боевом полёте самолёт был повреждён зенитными снарядами, имел до 10 крупных пробоин. Несмотря на серьёзное повреждение, экипаж дотянул его до своего аэродрома. На протяжении всего маршрута штурман Давыдов помогал лётчику ориентироваться в полёте, обходить опасные зоны.

Июль 1942 года был для штурмана Давыдова и его товарищей по экипажу, очень напряжённым и продуктивным. Так, 9 июля в Соммерской операции с пикирования прямым попаданием потопили канонерскую лодку противника. Эта потеря немцами подтверждена контрольной разведкой. 20 июля противник вёл ожесточённый обстрел Ленинграда. Получив боевое задание, Гвардии капитан Давыдов вылетел с целью проведения бомбового удара по артиллерийским батареям в район Наново. В этот день он уничтожил 2 дальнобойных батареи противника.

Не всегда наши бомбардировщики благополучно долетали до намеченных целей. Вылет экипажа на задание 4 августа 1942 года как будто не предвещал никаких сюрпризов. Солнце уже садилось, самолёт шёл по курсу, под кромкой облачности. Вдруг Давыдов заметил вражеские истребители. Командир экипажа капитан М. С. Ерохин немедленно принял решение уйти в облачность и стал набирать высоту. Через несколько минут машину сильно тряхнуло, она пошла в отвесное падение… Это дало о себе знать грозовое облако. А «Мессеры» дождались когда советский самолёт вынырнет из облаков и устремились за ним. Завязался воздушный бой. Опытный экипаж применял все возможные маневры, чтобы не попасть под смертельный огонь превосходящего по своим силам противника. Но и немецкие лётчики не дремали, быстро перестроились: одна пара зашла с боков, вторая — атаковала Пе-2 сзади сверху, третья – зашла в хвост. Один из «Мессеров» подошёл совсем близко. Его очередь прошила советский самолёт в нескольких местах, и вдруг командир экипажа услышал: «Есть!». Это кричал штурман Давыдов, многозначительно показывая большой палец. В этот момент один из «Мессеров» врезался в воду.

Бомбардировщик Пе-2 из состава 12-го ГБАП КБФ.

Тем временем пятёрка оставшихся Ме-109 продолжала яростно атаковать экипаж «Петлякова» со всех сторон. Хотя Давыдов получил ранение в обе ноги, он не выпускал из рук пулемёта и по-прежнему отражал атаки, успевая направить ствол пулемёта то влево, то вправо. Неожиданно пулемёт заело. Пока Давыдов занялся устранением неисправности, стрелок-радист Ершов отвинтил бортовой пулемёт и так, держа его в руках, вёл огонь в любую сторону, где только появлялись самолёты противника. Под его огонь попал ещё один из «Мессеров», который, как и первый, с шумом скрылся в водах Балтики.

Давыдов быстро исправил повреждение, и последующие атаки оставшейся вражеской четвёрки не увенчались успехом. Штурман и стрелок-радист ловко их отбивали. Понимая, как важны сейчас маневры, командир экипажа Ерохин направил самолёт ближе к островам и прибрежному лесу. «Мессеры» приотстали, а затем развернулись и взяли курс в свою сторону.

После возвращения на аэродром экипаж сделал разбор полёта. Победу принёс ряд тактических приёмов, в том числе уход на бреющий полёт, что лишило противника возможности атаковать Пе-2 снизу. Немаловажным было и другое. Увлекая немецкие истребители дальше от базы, экипаж сделал проблематичным долгое их пребывание в воздухе из-за ограниченного количества горючего. Наконец, решающее значение имел опыт отражения атак: штурман и стрелок-радист максимально использовали возможности вооружения самолёта. Экипаж практически безостановочно отражал атаки истребителей противника.

Буквально через 1,5 месяца за мастерство, мужество и храбрость, проявленные в борьбе против немецко-фашистскихих захватчиков, за успешное выполнение заданий командования и ущерб, нанесённый противнику, штурман 1-й эскадрильи 12-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка Гвардии капитан Сергей Степанович Давыдов был награждён орденом Красного Знамени. К этому времени его экипаж совершил уже множество боевых вылетов с целью уничтожения транспорта и кораблей, огневых средств, живой силы и техники противника. Боевые задания Давыдов выполнял отлично, в воздушных боях он лично сбил 2 вражеских истребителя, потопил и повредил несколько кораблей.

После представления к ордену Красного Знамени список побед в боевых операциях капитана Давыдова неуклонно рос. Вот лишь несколько эпизодов…

31 августа 1942 года бомбовым ударом с пикирования разбил железнодорожный эшелон на железнодорожной станции Волхово, уничтожив 10 вагонов с грузом и боезапасами противника. 5 сентября 1942 года уничтожил артиллерийско-миномётную батарею противника в районе Покровское. 19 марта 1943 года уничтожил штаб немецкой дивизии посёлке Ульяновское, взорвал склад боезапасов в посёлке Саблино. 21 марта 1943 года на станции Антропшино уничтожил склад боезапасов. 13 апреля 1943 года при выполнении боевого задания в воздушном бою отбил все атаки и сбил истребитель противника ФВ-190. 21 мая 1943 года был ведущим 6 самолётов Пе-2; преодолевая сильное противодействие зенитной артиллерии и отбиваясь от атак истребителей противника, привёл экипажи к цели и разрушил железнодорожный мост через Нарву, вывел его из строя на продолжительное время. За успешное выполнение этих заданий и нанесение огромного ущерба противнику Гвардии капитан С. С. Давыдов 24 мая 1943 года был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Сергей Степанович Давыдов внёс свой значительный вклад в героическую оборону города Ленинграда. Штурман совершал бомбардировочные удары по скоплению живой силы, танков и техники противника; бомбил вражеские артиллерийские и миномётные батареи под Ленинградом, обстреливающие город; прямыми попаданиями бомб рушил укрепления и взрывал склады боеприпасов. За этот вклад, внесённый в героическую оборону легендарного города на Неве, отважный воздушный боец был удостоен медали «За оборону Ленинграда».

Но особенно были точны удары Давыдова по морским целям. Только за период с 23 марта по 13 мая 1944 года он прямым попаданием бомб потопил 2 сторожевых корабля, 1 тральщик и 2 быстроходные десантные баржи. А 13 мая при бомбардировках, в которых участвовал Давыдов, группы советских самолётов разбили портовые железнодорожные склады. По сообщениям финского радио, ущерб, нанесённый фашистам, составил тогда более одного миллиона марок.

Мало кто знал из них, что буквально за 5 дней до этого налёта Давыдов потопил транспорт противника водоизмещением 3000 тонн. Этот бой был поистине героическим. Узнав о курсе пикирующего бомбардировщика, немцы подняли свою истребительную авиацию, включили в бой зенитную артиллерию, но ничто не могло помешать нашим лётчикам выполнить боевую задачу.

Немецкий корабль ПВО "Ниобе"

Один из значительных эпизодов боевой биографии Давыдова — участие в операции по потоплению немецкого броненосца «Ниобе» в финском порту Котка. В 1944 году в «Краснофлотской газете» появилась небольшая заметка за подписью Гвардии капитана С. Давыдова. Она называлась «Бомбить по-гвардейски», где лётчик писал:

«Бомбометание по кораблям является чрезвычайно трудным, так как цели с большой высоты представляются исключительно малого размера. Вот почему мы, лётчики и штурманы-пикировщики, повседневно и упорно тренируем себя на земле и в воздухе, критически подходим к каждому своему полёту, ищем ошибки и способы устранения их. Враг должен быть изгнан из Балтики. Мы сделаем всё для того, чтобы бомбить его по-гвардейски».

В ту пору на Балтике господствовал самый мощный крейсер противовоздушной обороны противника — «Ниобе». Немецкие моряки называли его охотником за самолётами, и не без оснований. Вооружённый самыми современными противовоздушными и другими орудиями, «Ниобе» мог производить в минуту до 700 выстрелов одной только средней и крупнокалиберной зенитной артиллерией. А вся зона огня этого корабля составляла 20 км. Советское командование приказало уничтожить эту морскую крепость.

Идея операции по уничтожению «Ниобе» сводилась к тому, чтобы одновременно с пикированием и с бреющего полёта нанести мощный удар, в результате которого вражеский корабль был бы наверняка уничтожен. Продумано было и обеспечение. Помимо истребителей непосредственного прикрытия выделялся ещё один полк, который должен был прийти в район за 5 минут до пикировщиков и очистить воздух от истребителей противника. А за 3 минуты до появления пикировщиков по всей системе противника — зенитным орудиям, огневым точкам, станциям наведения должна была наносить удары штурмовая авиация. Эту подготовку осуществили блестяще.
Давыдов Сергей Степанович

Современное вооружение и хорошо поставленная противовоздушная оборона не спасли крейсер. Пикирующие бомбардировщики, выдержавшие в коротком бою до 3 тысяч разрывов зенитных снарядов, смогли нанести «Ниобе» сокрушительный удар. В него угодило больше десятка бомб. Точное количество попаданий установить не удалось из-за возникших на крейсере пожаров. Потом начались взрывы. Последний из них довершил дело: «Ниобе» был уничтожен. Пошёл ко дну из-за меткого попадания бомб и стоявший рядом транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн.

За участие в этой беспримерной в истории Великой Отечественной войны боевой операции и за образцовое выполнение боевого задания 33 лётчика и штурмана были награждены орденами Красного Знамени. Командиру соединения гвардии полковнику Василию Ивановичу Ракову было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, подполковнику Пономаренко, капитану Тихомирову, старшему лейтенанту Сачко и штурману этого соединения Давыдову — звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4007).

К концу 1944 года грудь Гвардии капитана С. С. Давыдова кроме ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», трёх орденов Красного Знамени и медали «За оборону Ленинграда» украшал также орден Красной Звезды, которым он был награждён 3 ноября того же года за выслугу лет в Военно-Морском Флоте. Давыдову также было присвоено звание Гвардии майора.

До конца 1944 года он успевает совершить ещё один подвиг. 16 сентября в составе 33 самолётов Пе-2, на ведущем бомбардировщике командира авиационного полка Давыдов произвёл бомбовый удар по сильно укреплённой военно-морской базе Либава (Лиепая). В результате удара были потоплены 3 подводных лодки, 2 транспорта общим водоизмещением 8 тысяч тонн и нанесены крупные повреждения портовым сооружениям. В этот же день гвардии майор Давыдов в воздушном бою сбил ещё один вражеский истребитель ФВ-190.

В тот период он наносит меткие бомбардировочные удары по скоплениям танков, другой техники и живой силы противника, по кораблям и различным военно-морским базам. За время этих вылетов в составе группы самолётов Пе-2 было потоплено 15 транспортов общим водоизмещением до 80 тысяч тонн, 2 быстроходных десантных баржи, гидрографическое судно водоизмещением 3 тысячи тонн, миноносец.

В канун Дня Победы над фашистской Германией за произведённые 35 успешных боевых вылетов, в результате которых было уничтожено большое количество живой силы и техники противника, за уничтожение истребителя ФВ-190, за отличную организацию в полку штурманской службы Гвардии майор С. С. Давыдов был награждён четвёртым орденом Красного Знамени.

Война закончилась. Дожил до яркого, светлого Дня Победы и Сергей Степанович Давыдов. Фашисты так и не смогли одолеть его в честном, открытом бою. Гвардии майор Краснознамённого Балтийского флота продолжал нести воинскую вахту, готовился к поездке на родину, к встрече с родными и близкими. Он строил планы на будущее, собирался поступать в Высшую Военно-Морскую академию. К сожалению, мирным планам отважного штурмана не суждено было сбыться. Вечером 5 августа 1945 года Сергей Степанович трагически погиб в эстонском городе Пярну от рук эстонских националистов 5 августа 1945 года. Похоронен в городе Пярну.

Молодёжь и совсем юное поколение камышан должны знать своего земляка-героя, в честь которого и названа улица Давыдова. А историк-краевед В. И. Парамонов написал о нём книгу «Легендарный штурман Балтики», посвящённую 100-летию со дня рождения.


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1». — М.: Воениздат, 1988 г.
2. «Герои-волгоградцы». Волгоград, 1967 г.
3. Шамаев В.М. — «За право жить». Камышин 2002 г.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на «“Давыдов Сергей Степанович”»

  1. Frost:

    Геройское время и люди были — герои

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image