Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Морская авиация Балтийского флота в годы войны

Именно ВВС Балтийского флота, первым из объединений Морской Авиации, довелось участвовать в сражениях разгоравшейся в Европе войны. С 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. авиаторы Балтийского флота принимали участие в боевых действиях в небе над Финляндией. К началу боевых действий ВВС БФ имели 450 самолётов (411 боеготовых) и 361 экипаж, из них 111 бомбардировщиков (60 ДБ-3, 51 СБ), 214 истребителей (124 И-16, 70 И-15, 20 И-153), 115 разведчиков МБР-2 и 10 разведчиков-корректировщиков Р-5. (В других источниках сообщается о 469 самолётах: 111 бомбардировщиков СБ и ДБ-3, 246 истребителей И-15, И-16 и И-153, 102 летающие лодки МБР-2 и несколько машин других типов).

За период боев лётчики БФ произвели 16663 боевых вылета, сбросили 2600 тонн авиабомб. В воздушных боях и на аэродромах уничтожили 65 самолётов противника, потопили и повредили 37 транспортов и боевых кораблей, перебросили 70000 тонн грузов, выставили 45 мин. Свои потери составили 59 самолётов и 110 человек лётного и технического состава.

За мужество и героизм, проявленные в боях морскими авиаторами, 12-я и 13-я ОИАЭ, а также 3-я АЭ 1-го МТАП были награждены орденами Красного Знамени, а 17 авиаторов Балтики были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, среди них: И.Д.Борисов, И.И.Волосевич, Г.П.Губанов, А.А.Губрий, А.А.Денисов, П.В.Кондратьев, А.И.Крохалев, А.И.Нефедов, Г.С.Пинчук, Ф.Н.Радус, В.И.Раков, И.Г.Романенко, В.М.Савченко, Н.А.Токарев, С.М.Шувалов, В.М.Харламов, А.И.Белогуров.

К началу Великой Отечественной войны ВВС БФ (командующий — генерал-майор авиации В.В.Ермаченков, с 15.07.1941 г. — генерал-майор авиации М.И.Самохин) в своём составе имели:

  • 8-ю бомбардировочную авиационную бригаду (1-й МТАП, 57-й БАП и 17-й ОТАО);
  • 10-ю авиационную бригаду (73-й БАП, 13-й ИАП и 71-й ИАП);
  • 61-ю истребительную авиационную бригаду (5-й ИАП, 12-ю ОИАЭ, 13-ю ОИАЭ и 104-ю ОИАЭ);
  • 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк;
  • 1-й и 2-й учебные резервные авиационные полки;
  • семь отдельных разведывательных и одну корректировочную авиационные эскадрильи;
  • звено связи, ПВО, санитарное звено, два корабельных авиационных звена линкоров.

Всего в составе ВВС флота насчитывалось 709 (707)[1] самолётов, в том числе: 367 (368) истребителей, 211 (188) бомбардировщиков и торпедоносцев, 131 (151) гидросамолёт-разведчик.

3 июля 1941 г. нарком ВМФ приказал Военному Совету БФ немедленно перебазировать в распоряжение ВВС СФ эскадрилью самолётов, в составе девяти СБ.

ВВС КБФАэродромы ВВС БФ в первые дни войны, за исключением аэродром Ханко, вследствие своей отдалённости от границы, ударом авиации противника не подвергались. Только с продвижением войск противника на Восток они стали подвергаться авианалётам. Так, 7 июля был нанесён бомбоштурмовой удар по аэродром Пярну. В результате удара, сгорели ТБ-3, Ар-2, И-153. Ещё один И-153 был повреждён. 13 июля авиация противника подвергла бомбардировке аэродромы ВВС БФ — Котлы, Копорье и Керстово. На Котлах самолёты не пострадали, но было убито 20 человек и ранено ещё 37. При бомбежке аэродром Копорье сгорели DC-3, Ар-2, СБ, У-2. Убито 30 человек, ранено 52 человека. На аэродром Керстово, в результате бомбового удара, было выведено из строя лётное поле на 1,5 часа и ранен один человек. В течение 14-20 июля эти аэродромы подвергались повторным бомбардировкам, но большого эффекта противник не достиг.

Наиболее эффективными были удары штурмовиков противника под прикрытием истребителей по аэродром Пейпия (оз. Копанское) 9 августа и аэродром Низино 19 августа 1941 г. В результате, на земле было уничтожено 10 самолётов МБР-2 и 22 истребителя.

С началом боевых действий ВВС БФ пришлось решать не только традиционные для Морской Авиации задачи. Так, части бомбардировочной и минно-торпедной авиации наносили удары по танковым и пехотным колоннам противника, наступающим на Ленинград, а истребители и летающие лодки неоднократно привлекались к штурмовке позиций противника на подступах к Либаве, Риге и Таллину.

После 28 августа 1941 г. части и соединения ВВС БФ, базировавшиеся к началу войны в Прибалтике, были вынуждены перебазироваться на ленинградские аэродромы. Исключение составляла авиационная группа ВМБ Ханко, которая оставалась там вплоть до эвакуации базы в начале декабря.

К осени 1941 г. линия фронта в районе Ленинграда несколько стабилизировалась, и появилась возможность переформировать потрёпанные в боях части Балтийской авиации. В этой связи, с 25 октября 1941 г. была расформирована 10-я САБ и некоторые отдельные авиационные эскадрильи. Часть излишнего лётного и технического состава была отправлена в тыл, для переучивания и формирования новых частей. В частности, в г. Саранск были отправлены: управление 10-й САБ, 73-й БАП, 13-я ОИАЭ, а также личный состав расформированных частей (15-й, 19-й, 22-й, 43-й, 81-й, 85-й ОМРАЭ, 71 ОКОРАЭ, 104-й ОИАЭ и 131-й ОСАЭ). Сама балтийская авиация оказалась разделённой на три неравные части. Основные её силы базировались внутри блокадного кольца, на аэродромах внутри городской черты и в непосредственной близости (Левашове Каменка, Парголово, Гражданка, Приютино, Углово, Бычье Поле). Другая часть ВВС БФ была выделена для защиты ладожских коммуникаций и базировалась на южном берегу Ладожского озера (Выстав, Новая Ладога, Волхов). Третья часть разместилась на Ораниенбаумском плацдарме (Борки — Лебяжье и Гора-Валдай). Здесь же разместился передовой командный пункт ВВС БФ. При этом состав авиачастей этих районов базирования неоднократно менялся. Такая ситуация сохранялась до января 1944 г., когда была окончательно снята блокада Ленинграда и ВВС БФ смогли наконец стать единым оперативным объединением.

За четыре первых месяца войны ВВС БФ потеряли 577 самолётов. В том числе, по типам: 94 МБР-2, 85 И-16, 83 ДБ-3ф, 79 И-153, 63 СБ, 48 МиГ-3, 23 Ил-2, 18 И-15бис, 15 Ар-2, 13 Пе-2, 12 Як-1, 11 У-2, 8 ЛаГГ-3, 5 Че-2 (МДР-6), 5 УТ-2, 4 ТБ-3, 3 УТ-1, 2 ПС-84, 2 КОР-1; по одному МП-1, УТИ-4, Р-5 и Ш-2.

В конце 1941 г. для защиты коммуникаций на Ладоге была сформирована Специальная группа морской авиации, включившая в свой состав 5-й, 13-й ИАП и 12-ю ОИАЭ ВВС БФ.

Весной 1942 г. обстановка на Ленинградском фронте несколько стабилизировалась. На первый план вышла борьба с артиллерийскими батареями противника, но штурмовой и бомбардировочной авиации для её успешного решения было явно недостаточно. Командование ВВС ВМФ пошло на вынужденный шаг: из имевшихся в наличии учебных самолётов У-2, оборудованных бомбовыми держателями, на базе ВМАУ им. С.А.Леваневского были сформированы две ночные бомбардировочные эскадрильи: 25-я ОНБАЭ и 52-я ОНБАЭ. В мае эти части были переброшены на Ораниенбаумский плацдарм, откуда наносили ночные бомбовые удары по объектам немцев в Стрельне, Беззаботном, Петергофе и др.

В июне 1942 г. в составе ВВС БФ появляются новые истребительные части: 11-й и 21-й ИАП, оснащённые истребителями И-16 и Як-1, а в ноябре формируется новое авиационное соединение — 9-я истребительная авиационная бригада.

В конце 1942 г. и в начале 1943 г. на базе 12-й и 13-й отдельных истребительных эскадрилий были сформированы 12-й ИАП и 13-й ИАП.

В начале июля 1943 г. все три бригады ВВС БФ были переформированы в дивизии: при этом 8-я БАБ становится 8-й МТАД, 9-я ИАБ — 9-й ШАД, а 61-я ИАБ — 3-й ИАД (25 июля 1943 г. она была преобразована в 1-ю гв. ИАД).

В 1943 г., вместо расформированного 15-го ОМРАП (МБР-2) и 26-й ОРАЭ, вооружённой колёсными самолётами, был сформирован новый 15-й отдельный разведывательный авиационный полк. Несмотря на то, что часть сохранила прежний номер, теперь она имела на вооружении только колёсные самолёты[2].

В июне 1944 г. балтийская авиация была усилена переброшенной с Чёрного моря 11-й штурмовой авиационной дивизией, в которую входили 8-й гв. ШАП, 47-й ШАП и 9-й ИАП. Теперь в составе ВВС БФ имелась самая мощная группировка штурмовых самолётов среди авиаций флотов.

К январю 1945 г. Авиация БФ насчитывала в своём составе 781 самолёт, в том числе: 87 торпедоносцев, 74 бомбардировщика, 176 штурмовиков, 365 истребителей, 66 разведчиков и 13 корректировщиков.

Двигаясь за фронтом, части ВВС БФ перемещались на только что освобождённые аэродромы в Прибалтике, Восточной Пруссии и Польше. Так, с 29 апреля 1945 г. на аэродром Кольберг (ныне — Колобжег) сосредоточилась авиагруппа под командованием начальника штаба ВВС БФ генерал-майора авиации А.М.Шугинина, в составе 9-й ШАД, 51-го МТАП, 21-го ИАП и эскадрильи 15-го ОРАП. Отсюда 4 мая самолёты нанесли удары по ВМБ Свинемюнде, где их целями стали учебный линкор «Шлезиен», артиллерийский корабль «Гекторо» (бывш. вспомогательный крейсер «Орион»), миноносец Т-36 и ряд других транспортных кораблей и судов.

Последние боевые вылеты в Великой отечественной войне лётчики ВВС БФ совершили 8 Мая 1945 г., на бомбардировку и штурмовые удары по портам Ренё и Нексё на датском о. Борнхольм. Вылеты 9 мая производились уже без применения оружия.

Боевые действия авиаторы-балтийцы завершили в Германии, Восточной Пруссии, Померании и Курляндии.

Состав ВВС Балтийского флота в годы Второй мировой войны

Состав ВВС БФ на 30 ноября 1939 г. (к началу войны с Финляндией)

Управление ВВС — Таллин.

  • 8-я БАБ (Котлы);
  • 1-й МТАП (штаб, 2-я и 4-я АЭ — аэродром Беззаботное, 1-я АЭ — аэродром Клопицы, 3-я АЭ — аэродром Котлы, 5-я АЭ — аэродром Копорье);
  • 57-й СБАП (штаб, 1-я, 3-я, 4-я, 5-я АЭ — аэродром Котлы, 2-я АЭ — аэродром Палдиски);
  • 10-я САБ (Палдиски): 12-я ОМБРАЭ (с декабря 1939г.— 15-я ОМБРАЭ, аэродром Кихельконна), 43-я ОМБРАЭ (аэродром Либава), 44-я ОМБРАЭ (аэродром Палдиски);
  • 61-я ИАБ (Новый Петергоф): 5-й ИАП (штаб, 1-я, 2-я, 3-я, 4-я АЭ — аэродром Низино, 5-я АЭ — аэродром Бычье Поле), 13-й ИАП (штаб, 1-я, 2-я, 3-я АЭ — аэродром Котлы, 4-я АЭ — аэродром Липово, 5-я АЭ — аэродром Беззаботное); 11-я ОИАЭ (аэродром Куммолово), 12-я ОИАЭ (аэродром Липово), 13-я ОИАЭ (аэродром Купля);
  • 15-й МРАП[3]: 11-я ОМРАЭ, 18-я ОМРАЭ, 19-я ОМРАЭ, 58-я ОАЭ ВУ;
  • 7-я ОМБРАЭ, 41-я ОМБРАЭ (аэродром Новая Ладога);
  • 12-й ОМРАО, 44-й ОМРАО, 71-й ОКОРАО, ОСАНАЗ, ОАЗСВ.

Состав ВВС БФ в середине 1940 г.

Управление ВВС — Таллин.

  • 8-я БАБ (Котлы): 1-й МТАП, 57-й БАП, 17-й ОТАО; 10-я АБ (Таллин): 73-й БАП, 13-й ИАП, 71-й ИАП, 43-я ОМРАЭ, 44-я ОМРАЭ;
  • 61-я ИАБ (Новый Петергоф): 5-й ИАП, 11-я ОИАЭ, 12-я ОИАЭ, 13-я ОИАЭ,
  • 35-я ОРАЭ (расформирована в 1940 г.);
  • 15-й ОМРАП: 11-я МРАЭ, 13-я МРАЭ, 15-я МРАЭ, 18-я МРАЭ, 19-я МРАЭ, 22-я МРАЭ;
  • 41-я ОМРАЭ, 58-я ОАЭ ВУ, 81-я ОМРАЭ, 85-я ОМРАЭ;
  • 12-й ОМРАО, 43-й ОМРАО, 44-й ОМРАО;
  • 1-я ЗАПАЭ, 71-я ОКОРАЭ;
  • 7-е ОАЗ ПВО, ОСАНАЗ, 23-е ОАЗСВ, два корабельных авиазвена.

Состав ВВС БФ на 22 июня 1941 г.

Управление ВВС — Таллин; Ленинград (Адмиралтейство) —после 28 августа 1941 г.

  • 8-я БАБ (Котлы): 1-й МТАП (аэродром Беззаботное, аэродром Копорье, аэродром Клопицы) 57-й БАП (аэродром Котлы, аэродром Копорье, аэродром Ратчино), 17-й ОТАО (аэродром Котлы);
  • 10-я АБ (Таллин): 73-й БАП (аэродром Пернов), 13-й ИАП (аэродром Ханко, аэродром Керстово), 71-й ИАП (аэродром Таллин); 104-я ОИАЭ (аэродром Палдиски);
  • 61-я ИАБ (Новый Петергоф): 5-й ИАП (аэродром Низино), 12-я ОИАЭ (аэродром Липово), 13-я ОИАЭ (аэродром Купля);
  • 15-й ОМРАП (аэродром Гора-Валдай): 19-я МРАЭ (аэродром Гора-Валдай), 22-я МРАЭ (аэродром Вейно); 18-я МРАЭ (аэродром Ораниенбаум);
  • 15-я ОМРАЭ (аэродром Кихельконна), 41-я ОМРАЭ (Рига), 43-я ОМРАЭ (Либава), 44-я ОМРАЭ (Таллин), 58-я ОАЭ ВУ (Пей-пия), 71 -я ОКОРАЭ (аэродром Копорье), 81 -я ОМРАЭ (аэродром Ханко), 85-я ОМРАЭ (аэродром Выборг);
  • 1-я ЗАПАЭ (переформирована в 1-й ЗАП), 131-я ОСАЭ (с августа);
  • 7-е ОАЗ ПВО, ОСАНАЗ, 23-е ОАЗСВ, два ОКОРАЗ;
  • Особый (Балтийский) транспортный отряд ГВФ (с 25 июня).

Состав ВВС БФ в 1942 г.

Управление ВВС — Ленинград.

  • 8-я МТАБ: 1-й гв. МТАП, 57-й ПШАП, 73-й БАП, 21-й ИАП;
  • 61-я ИАБ: 3-й гв. ИАП, 4-й гв. ИАП, 13-й ИАП, 11-й ИАП (до декабря 1942 г.);
  • 9-я ИАБ: 11-й ИАП (с декабря), 71-й ИАП, 12-я ОИАЭ;
  • 15-й ОМРАП: 44-я МРАЭ, 52-я НБАЭ, 58-я АЭ ВУ;
  • 6-я ОСАЭ, 7-я УАЭ, 25-я ОНБАЭ (ОИАЭ), 26-я ОРАЭ, 41-я ОМРАЭ;
  • 13-й ОАРТАО, 7-е ОБУКАЗ (с декабря), ОСАНАЗ, 23-е ОАЗСВ.

Состав Военно-воздушных сил БФ в 1943 г.

Управление ВВС — Ленинград (Лесное).

  • 61-я ИАБ (Кронштадт): 3-й гв. ИАП, 4-й гв. ИАП , 13-й ИАП;
  • 9-я ИАБ (Новая Ладога) :11-й ИАП, 71 -й ИАП, 12-я ОИАЭ;
  • 8-я МТАБ (Ленинград): 1-й гв. МТАП (Углово), 57-й ПШАП (Гражданка), 73-й БАП (Гражданка), 21-й ИАП (Приютино);
  • 15-й МРАП (Борки): 44-я МРАЭ и 58-я МРАЭ (до марта 1943 г.);
  • 26-я ОРАЭ (Приютино), с апреля — 15-й ОРАП (43-я РАЭ и44-яРАЭ);
  • 7-я УАЭ (Пильна) — переформирована в 1-й УАП;
  • 6-я ОСАЭ, 13-я ОКОРАЭ, 25-я ОИАЭ, 52-я ОНБАЭ;
  • 7-й ОБУКАЗ/ОБУКАО, 16-е ОСАНАЗ, 23-е ОАЗСВ, 17-й ОТАО (с февраля).

Состав ВВС Балтфлота на 1944 г.

Управление ВВС — Ленинград.

  • 8-я МТАД (Борки): 1-й гв. МТАП (Каменка), 51-й МТАП (Новая Ладога), 12-й гв. ПБАП (Борки), 21-й ИАП (Гора-Валдай), 9-я ШАД (Копорье): 7-й гв. ПШАП (Котлы), 35-й ШАП (Копорье), 12-й ИАП (Копорье), 13-й ИАП (Котлы);
  • 1-я гв. ИАД (Липово): 3-й гв. ИАП (Сескар), 4-й гв. ИАП (Лавенсаари), 10-й гв. ИАП (Липово);
  • 15-й ОРАП (Гражданка): 43-я РАЭ, 44-я РАЭ и 45-я РАЭ (с апреля);
  • 11-я ШАД (с июня): 8-й гв. ШАП, 47-й ШАП, 9-й ИАП, 11-й ИАП (Бычье Поле);
  • 1 -й УАП (Новая Ладога);
  • 1-я ОСАЭ (Гора-Валдай, с июля), 3-я ОБУКАЭ (с июня);
  • 13-я ОАРТАЭ (Гражданка), 7-й ОБУКАО (до июня);
  • 17-й ОТАО, 16-е ОСАНАЗ, 23-е ОАЗСВ (все — до июля).

Состав ВВС БФ на 1 ноября 1944 г.

Управление ВВС — г. Паланга.

  • 8-я МТАД (Паневежис): 1-й гв. МТАП, 51-й МТАП, 12-й гв. ПБАП, 14-й гв. ИАП, 21-й ИАП;
  • 1-я гв. ИАД (Лагсберг): 3-й гв. ИАП (Лагсберг), 4-й гв. ИАП (Малми), 10 гв. ИАП (Бычье Поле);
  • 9-я ШАД (Пернов): 7-й гв. ПШАП, 35-й ШАП, 12-й ИАП;
  • 11-я ШАД (Паланга): 8-й гв. ШАП, 47-й ШАП, 9-й ИАП, 11-й ИАП;
  • 15-й ОРАП (Паневежис);
  • 1-й УАП (Новая Ладога);
  • 1-я ОСАЭ, 3-я ОБУКАЭ, 13-я ОАРТАЭ (Липово), 29-я ОРАЭПЛО (с июля).

Состав ВВС Балтийского флота на 9 мая 1945 г.

Управление ВВС — г. Паланга.

  • 1-я гв. ИАД: 3-й гв. ИАП, 4-й гв. ИАП, 10-й гв. ИАП, 11-й ИАП;
  • 8-я МТАД: 1-й гв. МТАП, 12-й гв. ПБАП, 51-й МТАП, 14-й гв. ИАП, 21-й ИАП;
  • 9-я ШАД: 7-й гв. ПШАП, 35-й ШАП, 12-й ИАП;
  • 11-й ШАД: 8-й гв. ШАП, 9-й ИАП, 47-й ШАП;
  • 1-й УАП, 15-й ОРАП,
  • 1-я ОСАЭ, 3-я ОБУКАЭ, 7-я ОАЭСВ, 13-я ОКОРАЭ, 15-я ОАЭ ПЛО, 16-я ОАЭ ПЛО, 17-я ОАЭ ПЛО.

Награды ВВС КБФ

За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистской Германией, указами Президиума Верховного Совета СССР, приказами Верховного Главнокомандующего и Народного Комиссариата ВМФ были преобразованы в гвардейские, награждены орденами и удостоены почётных наименований следующие части и соединения ВВС БФ.

Разведывательная авиация:

— 15-й отдельный разведывательный авиационный полк был награждён орденами Ушакова и Красного Знамени, присвоено наименование «Таллинский».

Минно-торпедная и бомбардировочная авиация:

— 8-я минно-торпедная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени, присвоено наименование «Гатчинская»;

— 1-й минно-торпедный авиационный полк был преобразован в 1-й гвардейский МТАП, награждён орденом Красного Знамени. Ему было присвоено почётное наименование «Клайпедский»;

— 51-й минно-торпедный авиационный полк был награждён орденами Ушакова и Нахимова. Ему было присвоено почётное наименование «Таллинский»;

— 73-й бомбардировочный авиационный полк был преобразован в 12-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк. Он также был награждён орденами Ушакова и Красного Знамени и получил почётное наименование «Таллинский».

Штурмовая авиация:

— 9-я штурмовая авиационная дивизия была награждена орденами Ушакова и Красного Знамени. Ей было присвоено почётное наименование «Ропшинская»;

— 57-й (скоростной бомбардировочный) штурмовой авиационный полк был преобразован в 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиационный полк и награждён орденами Ушакова и Красного Знамени. Полку было присвоено почётное наименование «Таллинский»;

— 35-й штурмовой авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и ему присвоено почётное наименование «Таллинский»;

— 8-й гвардейский штурмовой Феодосийский авиационный полк ВВС ЧФ/БФ был награждён дважды орденом Красного Знамени.

Истребительная авиация:

— 3-я истребительная авиационная дивизия (бывш. 61 -я ИАБ) была преобразована в 1 -ю гв. ИАД и награждена орденом Красного Знамени. Ей было присвоено почётное наименование «Выборгская»;

— 5-й истребительный авиационный полк был преобразован в 3-й гв. ИАП и награждён орденом Красного Знамени;

— 9-й истребительный авиационный полк был награждён орденами Красного Знамени и Ушакова, а также удостоен почётного наименования «Клайпедский»;

— 13-й истребительный авиационный полк был преобразован в 4-й гв. ИАП и награждён орденом Ушакова;

— 71-й истребительный авиационный полк был преобразован в 10-й гв. ИАП и награжден орденом Красного Знамени;

— 13-й истребительный Краснознамённый авиационный полк (П-го формирования) (бывш. 13-я ОИАЭ) был преобразован в 14-й гв. Краснознамённый ИАП. Полк был награждён орденом Ушакова и ему было присвоено почётное наименование «Клайпедский».

Специальная авиация:

— 13-я отдельная корректировочно-буксировочная авиационная эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени и ей присвоено почётное наименование « Клайпедская ».

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Разные источники приводят различное количество летательных аппаратов в составе того или иного соединения (объединения). К сожалению, как правило, нет ссылки на то, какие цифры имеются в виду — по штату, по списку или исправных самолётов. А они могут значительно отличаться друг от друга. Бывший командующий ВВС и ПВО БФ генерал-лейтенант В.Н.Сокерин приводит свои данные, по состоянию на 22 июня 1941 г.: «Всего в своём составе ВВС БФ имели 656 боевых самолётов, из них: бомбардировщиков — 172; разведчиков — 131; истребителей — 353». Как видите, совпадает только число разведчиков. Поэтому каждый читатель должен для себя определить, что приведённые в книге цифры, характеризующие боевой состав ВВС флотов, не догма, и выбрать более достоверный для себя источник информации. []
  2. Прим. авт. Справедливости ради, следует констатировать, что в составе полка в 1945 г. имелось несколько амфибий PBY-6A «Каталина», которые могли базироваться как на берегу, так и на воде. []
  3. По данным РГА ВМФ, данный полк был сформирован ещё в середине 1938 г. на базе 105-й АБ, хотя ряд источников (18) и (30) числят эскадрильи, входящие в него вплоть до начала Зимней войны, отдельными авиационными частями. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image