Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хэндли-Пэйдж HP-52 «Хэмпден»

В 1932 г. в Великобритании началась разработка двухмоторного дневного бомбардировщика, призванного заменить бипланы «Сайдстрэнд». Требования к машине определяла спецификация В.9/32. Предполагалось, что четырехместный самолет сможет поднять бомбовою нагрузку в 680 кг и развить скорость 306 км/ч.

Английский бомбардировщик Хендли-Пейдж ХэмпденВ конкурсе участвовали четыре фирмы, две из которых — «Хэндли-Пэйдж» и «Виккерс» — довели свои проекты до серийного производства («Хэмпден» и «Веллингтон»). Самолет под фирменным индексом HP.52, разрабатываемый под руководством Г. Лахманна, представлял собой моноплан с узким, но высоким фюзеляжем, переходящим в тонкую хвостовую балку, несущую двухкилевое оперение. Такой фюзеляж, хотя и создавал малое аэродинамическое сопротивление, сделал невозможным установку на самолет стрелковых башен с силовым приводом. В качестве силовой установки выбрали 9-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» XVIII.

Прототип вышел на испытания 21 июня 1936 г., а уже 15 августа был выдан заказ на 180 серийных «Хэмпденов» по откорректированной спецификации В.30/36. Чтобы подстраховаться от возможных проблем с поставками двигателей, несколько недель спустя фирме «Шорт энд Харланд» заказали 100 самолетов по спецификации В.44/36 с 16-цилиндовыми моторами жидкостного охлаждения «Нэпир» «Даггер» VIII. Такой вариант получил название «Херефорд».

Выпуск серийных «Хэмпденов» начался в июне 1938 г. До 1942 г. изготовлено 1430 «Хэмпденов» (500 — фирмой «Хэнди-Пэйдж», 770 — «Инглиш Электрик» и 160 — канадским объединением САА). «Херефордов» изготовили лишь 150 — ненадежные двигатели делали их непригодными для боевого применения.

Летно-технические характеристики самолетов Хэндли-Пэйдж «Хэмпден» Mk.l

  • Двигатели: Бристоль «Пегасус» XVIII
  • мощность, л.с.: 980
  • Размах крыла, м.: 21,08
  • Длина самолета, м.: 16,33
  • Высота самолета, м.: 4,55
  • Площадь крыла, кв. м.: 62,06
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 5343
  • нормальная взлетная: 8598
  • максимальная взлетная: 9525
  • Максимальная скорость, км/ч: 410
  • Скороподъемность, м/с: 5
  • Практический потолок, м.: 6920
  • Дальность полета, км.: 1760

Основные модификации Handley Page «Hampden»

«Хэмпден» Mk.l — двигатели «Пегасус» XVIII (980 л.с). Стрелковое вооружение — 4-6 7,7-мм пулеметов (1 неподвижный «Браунинг» в носовой части, 1 «Виккерс» К в подвижной носовой установке и по 1-2 таких же — в верхней и нижней установках). Максимальная масса бомбовой нагрузки в бомбоотскеке — 1814 кг (2 907-кг бомбы). Экипаж — 4 чел. 144 самолета с 1942 г. переоборудованы в торпедоносцы ТВ Mk.l, способные нести 1 торпеду в полуутопленном положении в бомбоотсеке.

«Херефорд» Mk.l — двигатели «Даггер» VIII (1000 л.с). Вооружение аналогично «Хэмпдену».

Боевое использование Хэндли-Пэйдж «Хэмпден»

Поставки серийных «Хэмпденов» Королевским ВВС начались в августе 1938 г. К концу года были перевооружены 49-я и 83-я АЭ, а 50-я начала получать новые самолеты. К началу Второй мировой войны Бомбардировочное командование располагало 10 эскадрильями «Хэмпденов» (из них 6 первой линии, 2 учебные и 2 резервные), сведенными в 5-ю группу. 3 сентября 1939 г. «Хэмпдены» выполнили первые боевые вылеты на поиск вражеских кораблей, а в дальнейшем занимались, главным образом, минными постановками, изредка нанося бомбовые удары по кораблям в портах. 18 декабря 1939 г. они бомбили аэродромы на территории Германии, а 19-20 марта 1940 г. наносили удары по о. Зильт. Боевая активность 5-й группы резко возросла после начала немецкого блицкрига на Западе — «Хэмпдены» стали гораздо чаще появляться над территорией Германии. В конце лета 1940 г. их усилия сосредоточились на портах Ла-Манша. Самолеты пяти эскадрилий участвовали в первом британском налете на Берлин в ночь на 26 августа 1940 г.

В 1941 г. «Хэмпдены» продолжали оставаться одними из основных самолетов Бомбардировочного командования. И хотя в 1942 г. их постепенно сменяли более современные машины, «Хэмпдены» приняли участие в первом «рейде 1000 бомбардировщиков» на Кёльн в ночь на 31 мая и в последующих подобных налетах на Эссен и Бремен в июне. Последний вылет в составе бомбардировочного командования совершили самолеты 408-й (канадской) АЭ в ночь на 15 сентября 1942 г. на Вильгельмсхафен. Пять эскадрилий «Хэмпденов», переданных в состав Берегового командования, летали на самолетах ТВ Mk.l до конца 1943 г. «Херефорды» же использовались лишь в учебных целях — на их счету только одна боевая операция.

В сентябре 1942 г. 144-я и 455-я (австралийская) АЭ, вооруженные торпедоносцами, были переброшены в СССР, на Кольский полуостров, для обеспечения проводки конвоя PQ-18. После завершения операции, в октябре 1942 г., 19 самолетов передали СССР. Они вошли в состав 24-го МТАП ВВС Северного флота и эксплуатировались до июля 1943 г., нанося удары по кораблям и береговым объектам противника.

В целом «Хэмпден» был довольно неплохим самолетом для второй половины 30-х гг. Но при этом он не располагал необходимым потенциалом для развития, что и обусловило его снятие с производства и замену более современными машинами.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image