Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Виккерс «Веллингтон»

Фото британского среднего бомбардировщика Виккерс Веллингтон

Фото британского среднего бомбардировщика Виккерс Веллингтон модификации X

Так же, как и будущий «Хэмпден», «Веллингтон» разрабатывался в соответствии со спецификацией В.9/32 на двухмоторный бомбардировщик. Разработка велась под руководством Р. Пирсона с активным участием Б. Уоллиса, применившего в проекте схему геодетического набора. Самолет представлял собой моноплан со среднерасположенным крылом, однокилевым оперением и убирающимся шасси. По результатам конкурса в мае 1933 г. проект «Виккерса» вместе с проектом «Хэндли-Пэйдж» выбрали для дальнейшей реализации. Поначалу предусматривалось применение моторов жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Госкох», но в июне 1934 г. выбор сделали в пользу звездообразных «Пегасусов».

Прототип «Веллингтона» с моторами «Пегасус» X (915 л.с.) совершил первый полет 15 июня 1936 г. Самолет в целом соответствовал требованиям военных, имея, к тому же, значительный потенциал для развития — вместительный фюзеляж позволял без труда разместить солидную бомбовую нагрузку, дополнительное вооружение и оборудование. В августе был выдан первый заказ на 180 серийных «Веллингтонов».

Производство началось весной 1938 г. и продолжалось вплоть до 1945 г. Общий объем выпуска достиг 11 464 машины. Все они были построены тремя заводами концерна «Виккерс».

Основные модификации Vickers «Wellington»

«Веллингтон» Mk.I — двигатели «Пегасус» XX (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 2-3 7,7-мм пулемета «Виккерс» К (1 в носовой и 1-2 в хвостовой башнях); на части самолетов дополнительно — 2 7,7-мм пулемета «Браунинг» в нижней выдвижной установке. Масса бомбовой нагрузки — 2041 кг. Экипаж — 5 чел. Построено 180 самолетов.

«Веллингтон» Mk.IA — двигатели «Пегасус» XVIII (1065 л.с). Стрелковое вооружение — 6 пулеметов «Браунинг» (по 2 в носовой, хвостовой и нижней башнях). Изготовлено 183 единицы.

«Веллингтон» Mk.IC — вместо нижней башни установлено 2 пулемета «Виккерс» К в боковых окнах. Экипаж — 6 чел. Выпущено 2685 машин.

«Веллингтон» Mk.II — двигатели «Роллс-Ройс» «Мерлин» X (1280 л.с). Стрелковое вооружение аналогично Mk.IA. Масса бомбовой нагрузки — 1814 кг. С 1939 г. выпустили 400 самолетов.

«Веллингтон» Mk.III — двигатели «Бристоль» «Геркулес» III или XI (1375 л.с). Стрелковое вооружение — 8 7,7-мм пулеметов (2 в носовой башне, 4 в хвостовой, 2 в боковых окнах). Масса бомбовой нагрузки — 2041 кг. С 1940 г. до конца 1943 г. построили 1519 единиц.

«Веллингтон» Mk.IV — двигатели «Пратт энд Уитни» R-1830-S3C4-G (1200 л.с). С июня 1941 г. выпущено 220 машин.

«Веллингтон» Mk.V — высотный вариант с гермокабиной и двигателями «Геркулес» III или XI. Стрелковое вооружение -4 пулемета «Браунинг» в хвостовой башне. Построено 3 самолета.

«Веллингтон» Mk.VI — высотный вариант с гермокабиной и двигателями «Мерлин» 60 (1600 л.с). Стрелковое вооружение — 4 пулемета «Браунинг» в хвостовой башне. Масса бомбовой нагрузки — 2041 кг. Выпущено 63 машины.

«Веллингтон» GR Mk.VIII — вариант для Берегового командования на базе Mk.IC. Оборудован РЛС ASV Mk.II. Часть машин не имела носовой стрелковой башни и комплектовалась выдвижным прожектором Ли, установленным в передней части бомбоотсека. С 1941 г. изготовили 394 машины.

«Веллингтон» Мк.Х — развитие Mk.III с двигателями «Геркулес» VI или XVI (1675 л.с). Выпущено 3084 самолета.

«Веллингтон» GR Mk.XI — вариант Mk.X для Берегового командования, оборудованный РЛС ASV Mk.II. Стрелковое вооружение — 6 пулеметов «Браунинг» (2 в носовой, 4 в хвостовой башнях). Изготовили 180 машин.

«Веллингтон» GR Mk.XII — установлена новая РЛС ASV Mk.IIII. Построили 58 самолетов.

«Веллингтон» GR Mk.XIII — низковысотные двигатели «Геркулес» XVII (1750 л.с). Оборудован РЛС РЛС ASV Mk.II и прожектором Ли. Масса бомбовой нагрузки — 2268 кг. Изготовили 844 машины.

«Веллингтон» GR Mk.XIV — двигатели «Геркулес» XVII, РЛС ASV Mk.III. Стрелковое вооружение — 5 пулеметов «Браунинг» (1 в носовой установке, 4 в хвостовой башне). Под крылом возможна подвеска 8 НАР. Выпущен 841 самолет.

«Веллингтон» С Mk.XV и С Mk.XVI — транспортные самолеты, переоборудованные, соответственно, из Mk.IA (около 20 машин) и Mk.IC (порядка 40).

«Веллингтон» Т Мк. XVII и Т Мк.XVIII — учебные самолеты для подготовки операторов РЛС ночных истребителей на базе, соответственно, GR Mk.XI и GR Mk.XII. Построено 80 самолетов.

Летно-технические характеристики самолетов «Веллингтон» Mk.IC

  • Двигатели: Бристоль «Пегасус» XVIII
  • мощность, л.с.: 1065
  • Размах крыла, м.: 22,26
  • Длина самолета, м.: 19,69
  • Высота самолета, м.: 6,76
  • Площадь крыла, кв. м.: 69,96
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 8530
  • максимальная взлетная: 13 610
  • Максимальная скорость, км/ч: 380
  • Скороподъемность, м/с: 3,4
  • Практический потолок, м.: 5490
  • Дальность полета, км.: 4105

Использование самолетов Виккерс «Веллингтон» в годы Второй мировой войны

Поставки «Веллингтонов» в строевые части начались в октябре 1938 г., когда первые самолеты получила 99-я АЭ. К моменту начала Второй мировой войны Бомбардировочное командование располагало 6 боеготовыми эскадрильями в составе 3-й группы, ещё две были резервными и две (в 6-й группе) выполняли учебные функции. По численности «Веллингтоны» немного уступали Хэндли-Пейдж «Хэмпденам» и Армстронг-Уитворт «Уитли», но впоследствии самолет «Виккерса» вытеснил оба этих типа, став основным средним бомбардировщиком Королевских ВВС (в частности, в ноябре 1941 г. Бомбардировочное командование имело 250 «Веллингтонов», 150 «Хэмпденов» и 62 «Уитли»).

Дебют «Веллингтонов» в бою состоялся 4 сентября 1939 г., когда 14 самолетов из 9-й и 149-й АЭ бомбили немецкие корабли в Брюнсбюттеле. Два «Веллингтона», сбитых в том налете, стали первыми потерями авиации союзников на Западе. Серия налетов на корабли противника в Гельголанде и Вильгельмсхафене привела к значительным потерям среди эскадрилий «Веллингтонов», и в дальнейшем эти бомбардировщики перевели на ночные действия.

Бомбардировщик Виккерс Веллингтон в полете

Бомбардировщик Виккерс Веллингтон в полете

Бомбовые налеты на территорию Германии поначалу ограничивались — британское руководство опасалось ответных налетов Люфтваффе. Но после начала немецкого блицкрига на Западе эти ограничения были сняты. Первый масштабный налет состоялся в ночь на 15 мая 1940 г. на объекты Рура. В нем, наряду с самолетами других типов, участвовали 39 «Веллингтонов». А в ночь на 16 июня, использовав аэродром подскока у Тулона, 8 самолетов этого типа впервые бомбили Италию, нанеся удар по Генуе. В последующие месяцы роль «Веллингтонов» в операциях Бомбардировочного командования возрастала. 25 августа 1940 г. они участвовали в первом налете на Берлин. В ночь с 16 на 17 декабря при налете на Мангейм была впервые опробована тактика бомбометания при помощи самолетов-целеуказателей, позволившая существенно повысить точность.

К концу 1941 г. Бомбардировочное командование располагало 23 эскадрильями «Веллингтонов», в т.ч. четырьмя польскими, двумя канадскими, двумя австралийскими, одной новозеландской и одной чехословацкой. В основном они эксплуатировали самолеты Mk.IC и Mk.III, но две АЭ летали на Mk.II, а польские эскадрильи были единственными, воевавшими на Mk.IV. «Веллингтоны» оказались на острие копья военной кампании, начатой Бомбардировочным командованием против промышленных центров Германии в марте 1942 г. В первом «рейде 1000 бомбардировщиков» на Кёльн в ночь на 31 мая 1942 г. участвовало 599 самолетов этого типа — из общего количества 1043 единицы. Поставки «Веллингтонов» продолжались, и в начале 1943 г. ими почти полностью перевооружили 6-ю (канадскую) группу. Но постепенно на первые роли в воздушном наступлении против Германии выходили новые четырехмоторные бомбардировщики.

Довольно широко применялись «Веллингтоны» на Средиземноморском ТВД. Первой здесь получила самолеты Mk.IC 70-я АЭ в Египте, в сентябре 1940 г. начавшая боевые вылеты против целей в Ливии. В конце 1940 г. в Египет прибыла 37-я АЭ, весной 1941 г. поддерживавшая операции в Греции, а затем участвовавшая в подавлении мятежа в Ираке. С конца 1941 г. 2 эскадрильи базировались на Мальте. В конце 1942 г. 142-ю и 150-ю АЭ из метрополии перебросили в Алжир, а во второй половине 1943 г. три канадские эскадрильи действовали из Туниса. Последний боевой вылет «Веллингтонов» в Средиземноморье состоялся 13 марта 1944 г.

Виккерс "Веллингтон" с двигателями Пегасус

Виккерс "Веллингтон" с двигателями Пегасус

С апреля 1942 г. в Индии действовали 99-я и 214-я АЭ. Начав боевую работу на самолетах Mk.IC, они впоследствии были перевооружены Mk.III, а затем Мк.Х, провоевав на «Веллингтонах» до конца 1944 г.

Начиная с апреля 1942 г. специальные модификации «Веллингтона» использовались Береговым командованием. В метрополии на GR Mk.VIII и более поздних патрульно-противолодочных вариантах летали 11 эскадрилий, а на Ближнем и Дальнем Востоке несколько частей эксплуатировало такие машины вплоть до конца войны. Наличие специального оборудования позволяло обнаруживать и атаковать подводные лодки, как днем, так и ночью. В частности, 6 июля 1942 г. была одержана первая победа при помощи прожектора Ли — экипаж 172-й АЭ потопил U-502. В общей же сложности жертвами «Веллингтонов» стали 29 подводных лодок.

В послевоенное время «Веллингтоны» использовались в Королевских ВВС лишь во вспомогательных целях. 8 самолетов в апреле 1946 г. передали Греции, 39 машин в том же году получила французская морская авиация.

Вероятно, «Веллингтон» можно отнести к наиболее полезным самолетам Королевских ВВС. Если в первой половине войны он составлял основу Бомбардировочного командования, то во второй стал одним из наиболее распространенных самолетов Берегового командования.

Не обладая особо высокими летными характеристиками, «Веллингтон» отличался устойчивостью в воздухе и простотой управления. Ранние модификации (прежде всего, Mk.I и Mk.IV), правда, страдали недобором мощности, но на Mk.III и особенно на Мк.Х этот дефект удалось устранить. Конструкция самолета была исключительно устойчивой к боевым повреждениям — ни один другой самолет не мог возвратиться на базу в таком искалеченном виде, как «Веллингтон». В составе Бомбардировочного командования эти самолеты выполнили более 47,4 тыс. боевых вылетов, сбросив порядка 40 тыс. тонн бомб. Потери составили 1322 самолета — 2,8%, лишь немногим более, чем у Авро «Ланкастер» и гораздо меньше, чем у Шорт «Стирлинг».

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image